В.А. Шнирельман. Вожди и «большие люди» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

В.А. Шнирельман. Вожди и «большие люди»

2017-12-12 287
В.А. Шнирельман. Вожди и «большие люди» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек, претендующий на статус <большого человека> (вождя, лидера), должен был ежедневно своим поведением доказывать, что он обладает для этого всеми необходимыми качествами. Прежде всего он должен быть физически сильным, мускулистым, стройным, ловким и атлетически сложенным человеком. Важная черта внешней привлекательности претендента - чистая блестящая кожа. В Меланезии больной человек вообще не мог стать лидером или вождем. Но главными качествами считались трудолюбие, уважение к другим людям, богатство, организаторские способности, ораторское и военное искусство.

Влияние и авторитет <большого человека> зависели от количества родственников и друзей. Расширить их число помогали многоженство, гостеприимство, устройство пиров и обмены подарками, помощь сородичам при уплате брачного выкупа, частые посещения соседних и более отдаленных общин. От вождя ожидалась щедрость. Поэтому он должен быть богатым, а чтобы приобрести богатство, надо угощать, задаривать и обменивать. Таков социальный механизм достижения социального статуса и положения в обществе.

Статус лидера связан не только с почетом и уважением, но и с определенной долей риска. Его убийство считалось весьма почетным, поэтому он чаще других подвергался нападению во время путешествия и боевых действий. Самым низким статусом в социальной иерархии обладали бедняки, не имевшие излишков, чтобы их раздаривать, угощать или участвовать в обменах. Они с трудом снабжали себя пищей и стояли в стороне от активной социальной жизни. Они жили на окраине, их презирали и считали морально ущербными.

Такова общая характеристика социальной стратификации большинства меланезийских обществ. Но каждое из них, несмотря на общие черты, могло существенно отличаться друг от друга. Рассмотрим отдельные типы таких обществ.

Новая Гвинея. Здесь в горных районах обитали многочисленные группы ранних земледельцев и свиноводов. Одни были менее, другие - более развитыми. <Большие люди> отличались богатством, т.е. имели больше огородов и свиней. Многолюдные пиры и празднества с раздачей даров служили для вербовки сторонников. Хотя резких социально-имущественных различий не наблюдалось, поведение людей зависело от их статуса. Повсюду на Новой Гвинее ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем, интонация, артистизм, расстановка правильных акцентов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседников, знал историю общины и взаимоотношений внутри общины и с другими общинами. <Большие люди> обычно выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение большинства. Противоположность <большим людям> составляли <слабые люди>. Как правило, в эту категорию входили физически слабые, уродливые, неагрессивные, умственно отсталые или невысокого роста мужчины, мало участвующие в общественной жизни. Они не имели жен, для обработки своих огородов прибегали к помощи других женщин общины. Иногда они находились на иждивении у родичей, выполняя за это самую черную работу. Они не гнушались женского труда, чем навлекали на себя еще большее презрение. Ходили они в лохмотьях, а уровень жизни у них был ниже, чем у других общинников.

Острова Меланезии. Социальная стратификация в большинстве районов Меланезии более четко выражена, а в ряде мест сложилась настоящая власть вождей и социальное неравенство. По отношению к вождям соблюдался особый этикет. При появлении вождя все обязаны кланяться, никто не мог сидеть выше него. Если вождь стоял, присутствующие тоже обязаны стоять, согнувшись, или сидеть на корточках. Дом вождя всегда располагался в центре поселка, фасадом к главной площади. В знатных семьях мужья и жены имели отдельные дома, тогда как простые общинники жили в одном доме. Вожди и лидеры являлись организаторами всех дел, в том числе строительства каноэ и набора гребцов. Они же получали львиную долю улова. Общение с вождями или лидером подчинялось строгому этикету. Вступить с ними в беседу разрешалось только по особому знаку; в присутствии <большого человека> пели песни, прославляющие его заслуги. Его никогда не называли по имени, предпочитая термины родства или имя духа его мужского дома. В его присутствии женщины скромно опускали глаза, а мужчины ждали, когда он заговорит первым. Вождь обращался к сидящей толпе стоя, а во время процессий всегда шел впереди. Запрещалось касаться его головы, зубов и волос. В его доме имелась особая дверь, которой мог пользоваться только он. Вместе с тем он носил ту же одежду, что и простые общинники, работал такими же орудиями, ел то же, что и соплеменники. В бедных общинах существовало всего два социальных ранга, а в богатых их насчитывалось более 10. Каждое повышение ранга требовало многочисленных и длительных церемоний, иногда надо было совершить до 30 ритуалов. Поэтому за 5 лет можно было подняться не более чем на один ранг. Каждое продвижение требовало определенного количества свиней для пиршественного угощения, а каждое жертвоприношение - строго определенных категорий свиней. Их приходилось брать в долг, что возможно только богатому и популярному человеку. Вождь выделялся среди знати прежде всего принятым относительно него этикетом поведения. Он почитался особой священной, и жизнь его оберегали. Мужчины обязаны передвигаться в его присутствии скачками, согнувшись в поклоне или на четвереньках. Женщины обращались к нему, низко склонившись или стеная и охая, выражая своим поведением покорность воле вождя карать или миловать. Исключение составляли жены вождя, обладавшие столь же высоким статусом. В раздражении вождь поднимал руки над головой, и лишь подношение клыкастого борова могло умерить его гнев. Вождь не должен был много и быстро двигаться. Поэтому в детстве будущих вождей кормили специальными растениями, от чего они быстро полнели.

Новая Каледония и Фиджи. Здесь уже сформировалась целая иерархия вождей и относительно разветвленный аппарат управления. У вождя имелся обширный штат советников, управителей и слуг: казначеи, ораторы, знахари, колдуны, повара, стража и т.д. Общество делилось на знать и простых общинников. Знать составляла не менее трети населения. Вожди обладали значительной властью: организовывали общественные работы и церемонии, объявляли войну и заключали мир, осуществляли юридические функции, обладая правом наказывать и миловать. Однако власть вождей нельзя считать деспотической. Все важные решения вождь принимал не единолично, а на совете знати. В случае недовольства общинники могли либо покинуть вождя и уйти в другой район, либо сместить или убить его. Простым людям не разрешалось идти позади вождя и стоять в его присутствии. Обращаться к вождю позволялось только через посредника. К нему приближались, почтительно согнувшись и скрестив руки за спиной. Встретив его на дороге, мужчины сходили с нее, а женщины приседали на корточки, опустив глаза, или же падали ниц. Существовала даже особая лексика для обращения к старшему или знатному, превратившаяся в особый язык вежливости.

Полинезия. Здесь социальный строй, основанный на власти вождя, достиг наивысшего расцвета. Слуги и помощники вождя составляли привилегированную группу. В нее входили советники, казначеи, гонцы, носители чаш, барабанщики, стражники, парикмахеры и шуты. На Самоа во главе каждого поселка из 30-40 домохозяйств стоял вождь, связанный в своих действиях советом, на который не допускались простые общинники.

Титул вождя передавался на совещании знати, а претендовать на него могли представители лишь трех крупнейших знатных родов. Принадлежность к знати наследовалась по рождению, но доступ к реальной власти можно было получить только в борьбе с сильными соперниками. Если в примитивных обществах вожди и лидеры совмещали выполнение нескольких функций, то в наиболее развитых обществах Полинезии аппарат управления был более специализированным. К управлению привлекались специальные ораторы, жрецы и военачальники. Взаимоотношения в среде знати регулировались особыми правилами. Вот что рассказал о себе молодой вождь с Самоа: <Я был вождем только в течение четырех лет, и смотри: мои волосы поседели, хотя на Самоа седеют очень поздно. Но я всегда должен был вести себя, как старик. Ходить солидно и размеренно, не танцевать и не играть с молодежью. Мои друзья - 60-летние старики. Они следят за каждым моим словом, чтобы я не сделал ошибки. В моем доме живет 31 человек. Я должен о них заботиться, обеспечивать их пищей и одеждой, решать их споры, помогать им вступить в брак. Никто из членов моей семьи не осмелится побранить меня или обратиться ко мне фамильярно, по имени>.

Соответственно здесь более глубоко зашел процесс освобождения знати от физического труда. Лица одного ранга разговаривали между собой на обычном языке, но в общении с представителями разных рангов использовался так называемый <язык вождей>. Он состоит из четырех компонентов. Во-первых, обращение к лицам разных рангов требует различных формул вежливости и титулования. Во-вторых, при разговоре с высокопоставленным лицом следует прибегать к метафорам и иносказаниям. В-третьих, одни и те же вещи в зависимости от ранга говорящего могли иметь разные названия. В-четвертых, повсюду существовало табу на слова и звуки, входившие в имена вождей и богов. Постепенно формируется особая сфера общественной жизни - придворная жизнь. Собрания знати сопровождаются целыми спектаклями, танцами, песнями. Некоторые вожди держали при дворе профессиональных актеров.

Источник: Шнирельман В.А. Классообразование и дифференциация культуры // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С. 64-122.

Антрополог Надин Пикок, изучив культуру пигмеев Эфе, обитателей заирского леса Итуру, описывает жизнь этих небольших подвижных групп, занимающихся собирательством, как это делали первобытные люди тысячи лет назад. Известный американский антрополог Джорж Мэрдок однажды назвал современных охотников и собирателей <нашими примитивными современниками>. Но можно ли на основании изучения живущих ныне племен делать выводы о том, как жили люди сотни тысяч лет назад? Разве не накладывает на жизнь отпечаток, пусть и опосредованный, их нахождение в современном мире?

Ведь упомянутые пигмеи все же проживают на территории современного государства Заир и определенным образом связаны с внешним миром. Долгое время они торговали со своими испытавшими сильное влияние европейцев соседями, меняя лесные продукты (мед и мясо) на сельскохозяйственные культуры (бананы, маниока). Значительная часть населения Заира под воздействием миссионеров приняла христианство, пользуется французским языком. Могли ли пигмеи не испытать этого косвенного влияния современного мира? И в других уголках планеты примитивные собиратели ведут сегодня торговлю с производителями продуктов, а многие из них в решении своих проблем даже полагаются на правительство и миссионеров.

Вторжение современного мира в мир бушменов из племени Сан, обитающих в пустыне Калахари, стало сюжетом известного американского фильма <Наверное, боги сошли с ума>. Современный мир символизируется падающей с пролетающего самолета бутылкой <Кока-колы>. Этот обыденный и малоинтересный предмет потрясает жителей пустыни, никогда не видавших людей западной цивилизации и не сталкивавшихся с ее техническими достижениями. Они решают, что бутылка упала с неба. Но зачем? Они пытаются приспособить ее так или эдак, но вскоре она становится поводом для раздора: каждый хочет завладеть диковинкой. И тогда старейшина отправляется в дальний путь, чтобы найти тех, кто послал им опасный дар и вернуть его. Путешествие бушмена по современному западному миру, его встречи с разными представителями этого мира составляют содержание фильма. Авторы фильма противопоставляют непосредственное восприятие и непонятную европейцам логику мышления бушмена социализированной и технологизированной картины мира современной цивилизации.

До сих пор во многих уголках земного шара сохранились живые реликты - племена, живущие охотой и собирательством. Они обитают на о. Мадагаскар, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана. Наиболее известны аборигены Австралии - коренные австралийцы, населяющие свой континент уже более 40 тыс. лет. Они до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству, оставаясь собирателями и охотниками. Эскимосы Аляски и Канады - это древние охотники, которые, правда, совсем недавно начали пользоваться винтовками и снегоходами. Американские индейцы - коренное население штатов Калифорнии, Орегона, Вашингтона и Колумбии (США) - занимаются в основном собирательством, как и индейцы Великих Озер (Канада). Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования (иногда коммерческими). На травянистых равнинах Аргентины, южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают древние охотники-собиратели.

Зарубежные исследователи обычно рассматривают их как коренные народы и как народы, ведущие племенной образ жизни.

В мире существует около пяти тысяч таких племенных объединений общей численностью около 300 млн человек. Мало того, что они представляют собой наименее развитую экономически и политически часть населения планеты, но, как правило, они не защищены и экологически, если проживают в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются жертвами в борьбе различных групп, преследующих отнюдь не их интересы.

Ради развития энергетики или высвобождения земель с другими целями коренные народы часто изгонялись из мест своего обитания на неплодородные земли или переселялись в города, что ухудшало их положение, и без того бедственное. Вместе с тем контакты их старейшин с представителями современной цивилизации часто влияют на их поведение и изменяют их потребительские запросы таким образом, что они поддерживают, зачастую активно, промышленную эксплуатацию природных ресурсов своих территорий с целью получения доходов от этого.

В 1989 г. Международная конференция труда одобрила Конвенцию 169, призванную закрепить права коренного населения в международном законодательстве. Конвенция затрагивает такие вопросы, как право коренного населения на природные ресурсы и их использование, процедуры переселения и компенсации, передача прав на землю, наказание за незаконное вторжение на земли коренных народов и племен, защита их прав при реализации сельскохозяйственных программ. В конце 90-х годов Конвенцию подписало большинство стран, на территории которых находятся коренные народы и народы, сохранившие племенной образ жизни.

Ученые считают, что примерно десять тысяч лет назад на земле начался первый глобальный продовольственный кризис. Это случилось в конце каменного века. Хотя численность людей в целом не превышала 5-6 млн, но вследствие того, что сырьевая база каждой группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства становилось все меньше и меньше. Земли, пригодные для жизни, стали перенаселенными. Возникла объективная необходимость перехода от экстенсивного ведения сельского хозяйства к интенсивному, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и его организации. Выход из кризиса человечество нашло в переходе от собирательства сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

Обработка почвы началась около 8-го тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке (на территориях современных Турции, Ирака, Ирана, Сирии, Иордании и Израиля). Произошел переход от огородничества к земледелию. Жители этих территорий стали первыми в мире земледельцами и пастухами. Древние жители Среднего Востока, пионеры в производстве продуктов, обогатили свое питание, добавив к своему рациону продукты переработки пшеницы и ячменя, мясо овец и гусей.

Разведение животных. Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите. Совершенствование методов охоты, например загонная охота, когда все стадо попадало в ловушку и животных можно было убивать не сразу, способствовало их одомашниванию. Разведение преимущественно коз и овец, ранее других прирученных в Персии и Анатолии, объяснялось тем, что эти животные жили стадами и привыкли следовать за вожаком. Раскопки стоянок первобытных людей в Иране, датируемые серединой 7-го тыс. до н.э., подтверждают факт приручения именно мелкого рогатого скота. Свиньи были одомашнены здесь к началу 6-го тыс. до н.э., но их разводили намного меньше. Собаки были приручены, очевидно, еще в 15-м тыс. до н.э. Скотоводство, как и земледелие, было более эффективным способом добывания средств существования. Скотоводы, как и охотники и собиратели, продолжали вести кочевой образ жизни.

Первоначально, разумеется, не существовало появившегося впоследствии разделения труда на земледельческий и скотоводческий. Ведь именно развитие земледелия влияло на развитие скотоводства, позволяя использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен начала специализироваться на скотоводстве, тогда как другая - твердо стала на путь развития земледелия.

Окультуривание растений - стало основой земледелия. Первыми растениями, которые окультурили люди, были, очевидно, пшеница и ячмень. Окультуренные растения впоследствии настолько изменились по сравнению с дикорастущими, что выведенные сорта уже не могут сохраняться без вмешательства человека. Проделавший ряд исследований в области растениеводства, Джек Р. Харлан утверждает, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели работы могла собрать больше зерна, чем ей требовалось на питание в течение года. И сегодня дикая пшеница в обильном количестве растет на холмистых склонах Ближнего Востока. Человек, работая по технологии неолита, без особых усилий может собрать килограмм пшеницы. Дикорастущая пшеница быстро созревает, и урожай можно собирать с периодичностью в три недели. Семья опытных собирателей могла за эти три недели собрать достаточно пшеницы (около 1000 кг), чтобы питаться в течение целого года1.

Переход к земледелию означал окончательную смену бродячего образа жизни оседлым. Раньше всего это случилось там, где позволял климат, - на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай хлебных злаков можно было собирать в течение 6 месяцев. А разводя дополнительно скот, можно было подолгу оставаться на одном месте.

При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого может быть отчуждена в пользу вождя и племенной элиты. Таким образом, развитие земледелия впервые в истории открывает возможность эксплуатация человека человеком.

В Китае 8800 лет назад окультурили просо и рис. В Америке первыми были окультурены кукуруза и картофель.

Научные открытия

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н.э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150-180 человек) шумерского поселка требовалось 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 г. до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

Термин <неолитическая революция> ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит - новый каменный век, период (8-3 тысячелетие до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства к производящему, хотя присвоение все еще сохраняло важную роль. В эпоху неолита орудия из камня стали шлифоваться и сверлиться, появились глиняная посуда, прядение и ткачество. По мнению специалистов, неолитическая революция длилась три тысячи лет.

Приручение животных и окультуривание растений резко изменили способ хозяйства и образ жизни человека. После периода охоты и собирательства пришло время земледелия, на смену бродяжеству пришла оседлость. Соединение животноводства и зерноводства привело к появлению современного типа сельского хозяйства - двухотраслевого или смешанного.

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Постепенно складывались крупные постоянные поселения. Поскольку каждый квадратный километр почвы давал урожай теперь гораздо больше, чем раньше, экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей <кучковаться> в новый тип социальной общности - в территориальные общины. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле, и это порождало специализацию труда. Часть населения получила возможность заниматься полнодневным ремесленным трудом. Дело в том, что ранее домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым члены семьи занимались не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это было производство для своей семьи. Ремесленный труд - это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Аграрное общество - это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось много городов (собственно говоря, только тогда они и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня - замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком.

О возникновении специализации труда свидетельствуют археологические данные, прежде всего раскопки монументальных сооружений. Так, на строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии (нач. 4-го тыс. до н. э.) 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на сооружение платформы ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

С зарождением древневосточных государств можно говорить о важном историческом процессе - переходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу. Для укрепления политических, социальных и экономических связей между общинами должно было появиться централизованное государство, то есть система управления, возглавляемая центром, каковым является царь или фараон. Сама система управления представляла собой более или менее сложную иерархию, подчиненных центральной власти чиновников. Естественно, эта власть была подкреплена военной силой.

Выгода централизации состояла в том, что она способствовала:

· появлению и оживлению торговли на большие расстояния;

· сооружению грандиозного строительства, в том числе дорог, ирригационных каналов для орошения засушливых районов страны и т.д.;

· пресечению внутренних конфликтов между властями на местах на основе общих законов, подкрепленных силой;

· отражению нападения внешних врагов объединенными войсками;

· введению в стране единой денежной валюты, что в свою очередь способствовало торговле и производству товаров.

Ранние государства возникли в речных долинах Ближнего Востока 5500 лет назад. Первыми из известных нам городов-государств были Шумер (юг современного Ирака) и Элам (юго-западная часть Иранского нагорья). В Шумере и Эламе к тому времени была изобретена письменность, и до нас дошли иероглифические и клинописные тексты. По ним можно судить об экономической жизни этих древних стран. Расшифровка древних текстов показала, что месопотамское жречество занимало важные политические посты в государстве: они управляли скотоводством, земледелием, производством и торговлей. Жрецы распределяли корма и пастбища для скота, использовавшегося как для вспашки земель, так и в качестве вьючных животных. Централизованная обработка земли и ирригационное орошение способствовали централизации всего общества.

Постепенно политический контроль над обществом усиливался, распространяясь на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства. торговли. Жрецы выполняли одновременно роль религиозных и политических деятелей. Они же являлись первыми в мире менеджерами. Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются первые профессионалы, обслуживавшие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.).

К сложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обществу являлись вождества.

Именно эти общества плавно эволюционировали в аграрные государства, а позже - в империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья, обычно боевые, становились советниками в центре и наместниками - на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, только это позволяло перейти от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти.

В особую ветвь власти превращается суд с карательными органами: тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в обществах, возглавляемых вождями. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о их превращении в ранние государства. Специализированный и разросшийся аппарат управления также стал самостоятельной силой. Власть чиновничества вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных империй (Египет, Вавилон, Ассирия), а это случилось задолго до н. э., можно уже говорить о зарождении бюрократии.

Аграрные империи

Самые ранние империи представляли собой земледельческие общества, расположенные по берегам крупных рек. Целью образования государства было распоряжение излишками и контроль за использованием воды в местных ирригационных системах.

Зерно производили главным образом свободные крестьяне. Однако постоянные войны и развитие денежных отношений меняли структуру собственности и производства. Земля, принадлежавшая семьям и отдельным крестьянам, объединялась в большие поместья и переходила в собственность государства.

Производство все больше становилось уделом рабов. Постоянные войны обеспечивали приток пленников, которые первоначально работали на центральную власть и вождей. Однако с развитием денежной экономики и невольничьих рынков рабов стали продавать и крупным землевладельцам. Использование рабского труда в сельском хозяйстве было очень выгодным.

Первое упоминание об одомашненном крупном рогатом скоте относится к 4 тысячелетию до н.э. Но только во времена древних империй животноводство получило распространение. Первоначально крупный рогатый скот служил источником молока и мяса. Позже волы и буйволы стали использоваться как вьючные животные, а еще позже - как тягловая сила для плугов и повозок. Сельское хозяйство получило важнейший, помимо человеческого труда. источник энергии.

Лошадь была одомашнена в степях Украины и Казахстана примерно за 2700 лет до н.э. Ее сила и скоростные качества впервые открыли возможность для развития наземных перевозок. Лошади использовались прежде всего в военных целях, и лишь позже они заменили волов.

Овладение искусством верховой езды позволило создать боевую кавалерию. Кочевники обрели средство для внезапных конных набегов. В отличие от народов, занимавшихся земледелием, они не были привязаны к постоянному месту, и весь мир мог стать жертвой их завоевательных нашествий. Именно благодаря своей мобильности конные кочевые народы на протяжении тысячелетий, оставаясь воинственными и появляясь всегда внезапно, вели тот образ жизни, какой был типичен для первобытных племен бродячих охотников и собирателей.

Вслед за одомашниванием вола были изобретены плуг и колесо. В Египте и Месопотамии землю пахали с помощью плуга еще за 3400 лет до н.э. Этот способ оставался основным приемом обработки почвы на протяжении 5 тыс. лет. Примерно в 3-м тысячелетии до н.э. к деревянным саням, в которые запрягали волов, прикрепили колеса. В дальнейшем соединение деревянного колеса и оси было приспособлено к различным вращающимся механизмам, приводимым в движение животными, водой или ветром.

К важнейшим изменениям относится начало использования металлов. Природная медь стала применяться на Ближнем Востоке почти одновременно с появлением земледелия. Однако мягкая медь не подходила для изготовления острых режущих инструментов. Поскольку оловянная и медная руда встречаются в одних и тех же местах, человек случайно обнаружил, что сплав олова и меди прочнее, чем каждый из металлов в отдельности. Так была открыта бронза.

Использование бронзы стало символом эпохи древних империй. Повсюду - в Азии, Африке и Европе - из нее делали оружие, домашнюю утварь и украшения для дворцов. Олово везли из далекой Испании. Бронзовое оружие способствовало формированию постоянных армий, а также государственных структур.

Источник: Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988. С.147-151.

Сложное общество возникает в эпоху прибавочного продукта. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, появляется эксплуатация человека человеком. И причиной этого являются рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта, который характеризуется тем, что создается одним человеком, а присваивается другим. Присваивает его господствующий класс. В конце XIX в. американский социолог Торстейн Веблен назвал его праздным классом и определил его главные черты: демонстративное поведение, стремление к роскоши и обладанию дорогостоящими вещами, которые не необходимы для жизни.

Однако зарождение <праздного класса> свидетельствует об огромном прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут в праздности, значит, в целом в обществе появился досуг - свободное время. Так возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, направленное на удовлетворение запросов правящего класса, расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса.

В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступают место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей <кучковаться> в новый тип социальной общности - в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высо-коспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд - это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество - это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня - замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллективная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Экономическая и социальная сила аграрного общества покоилась прежде всего на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод означает наследственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сеньором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической - монархия.

При феодализма особое место среди всех сословий занимают военные. Если в догосударственную эпоху, оборонялись всем родом, всей группой и привилегированного военного сословия не было, то теперь оно понадобилось. Военные, рискуя жизнью защищали трон и от внешних, и от внутренних врагов. Внутренние враги часто бывали более опасной угрозой. Поэтому цари, короли, императоры обычно жаловали земельными наделами военных, а не гражданских людей. Военные помогали также в сборе налогов, которые частенько приходилось брать силой.

Важной частью работы по управлению обществом явилось составление законодательства и слежение за неукоснительным его исполнением1. Чиновники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития - фазе правового общества.

Право - совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства - полицией и судами. Еще один признак государства - деление населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу.

По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявши


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.