Перевела с армянского И. Токмакова — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Перевела с армянского И. Токмакова

2017-12-10 172
Перевела с армянского И. Токмакова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Чей голос?»

Цель. Учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов.

Материал. Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок; автомобиль.

Организация занятия.

Воспитатель. Ребята! К нам в гости приехали игрушки. Вот кто. Чей это голос, кто так поет? (Воспитатель показывает, а дети называют каждую игрушку.) Кукареку! (Ответ.) Как кукарекает петушок? (Ответ.) Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Ответ.) Как кудахчет курочка? (Ответ.) Гав, гав, гав! Кто это? (Ответ.) Как лает собачка? (Ответ.) Мяу, мяу! Кто это? (Ответ.) Как мяукает кошка? (Ответ.) Гав, гав, гав! Чей это голос? (Ответ.) Что она делает? (Ответ.) Мяу, мяу! Чей голос? (Ответ.) Что кошка делает? (Ответ.) Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Ответ.) Что делает курочка? (Ответ.) Кукареку! Это кто? (Ответ.) Что делает петушок? (Ответ.)

«Они не умеют читать...»

Цель. Учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов, а также глаголы движения (улетел, убежал).

Материал. Игрушки: цыпленок, утка, ворона, петух, воробей, корова, поросенок; куклы: Маша, мама.

Организация занятия.

Воспитатель (рассказывает и показывает с помощью игрушек детям историю, которая приключилась с куклой Юлей). Жила-была девочка Юля. Решила она научить читать цыпленка. Позвала его к себе и говорит: «Читай: па-па» А цыпленок ей в ответ: «Пи-пи-пи». Пропищал и убежал. Тогда позвала Юля утку: «Уточка, читай: «ма-ма». «Кря-кря-кря»,— послышалось в ответ.

Вышла Юля в сад. Видит — летит ворона. «Сорока-ворона, давай почитаем». А ворона, прокаркав «кар-кар», улетела. На птичьем дворе встретила Юля большого петуха. «Петушок, петушок, золотой гребешок, давай почитаем». «Ку-ка-ре-ку-у, ку-ка-ре-ку-у...» — сказал ей петушок и отошел. Оглянулась Юля по сторонам и увидела маленького воробья. Подошла к нему и спросила: «Хочешь, я научу тебя читать?» «Чик-чи-рик, чик-чирик»,— прощебетал воробьишка и попрыгал дальше.

Что делать? Решила Юля выйти в поле, где пастух коров пасет. Подошла к буренке и тихо ей на ухо прошептала: «Буренушка, давай с тобой почитаем». А корова ей: «Му-му-му» — и прошла мимо. На скотном дворе Юля попросила поросенка: «Мне хочется научить тебя читать. Пойдем со мной». «Хрю-хрю-хрю», — только это услышала она от поросенка.

Расплакалась Юля, ей стало так одиноко и грустно. Побежала домой, к маме, рассказала ей обо всем. Мама обняла Юлю, успокоила ее, затем сказала: «Юлечка, читают только дети, а цыпленок пищит: «Пи-пи-пи», утка крякает: «Кря-кря-кря», ворона каркает: «Кар-кар-кар», петушок кукарекает: «Ку-ка-ре-ку-у-у», воробышек чирикает: «Чик-чирик», корова мычит: «Му-му-му», поросенок хрюкает: «Хрю-хрю-хрю».

Вот, дети, какая история приключилась с Юлей... Знаете, я хочу предложить вам: разыграем эту историю. Я буду девочкой Юлей. А вы сначала цыплятами. Цыплята, читайте: па-па. Как цыплята ответили? Правильно, «пи-пи-пи», и убежали. (Дети убегают.)

Сейчас вы утки. Утки ходят переваливаясь. (Дети изображают.) Как они крякают? (Ответ.) Не умеют утки читать... А к кому Юля затем обратилась? Правильно, к вороне. Покажите, пожалуйста, как летают и каркают вороны. (Действия, ответ.) Не умеют читать вороны.

А это кто? Кукареку! Правильно, петушок! Как он приветствует новый день? Правильно, криком: ку-ка-ре-ку. Покажите, как петушок ходит. (Дети изображают.) Да, он ходит важно, высоко лапки поднимает, кукарекает. Не умеет читать петушок. И он ушел.

А это кто прыгает? Кто это чик-чирик, чик-чирик чирикает. Правильно, воробей. Что он делает? (Ответ.) Не умеет читать воробей. Вот и, прочирикав, улетел.

Му-му! Кто это к нам идет? Правильно, корова. Что она делает? '(Ответ.) Не умеет читать корова, потому и ушла.

Хрю-хрю! А! Это к нам пришли... (Ответ.) Как поросята хрюкают? (Ответ.) Да, они не умеют читать, а только хрюкают.

Ребята, всех ли мы перечислили? Может, вспомним, кого пыталась учить Юля? (От веты: цыпленка, утку, ворону, петуха, воробья, корову, поросенка.) Всех вспомнили, никого не забыли. Но вы мне все-таки скажите, кто так попискивает: пи-пи-пи? (От­вет.) Что делает цыпленок? (Пищит.) А это кто: кря-кря-кря? (Ответ.) Что делает утка? (Крякает.) Кар-кар-кар. Кто это? (Ответ.) Что она делает? (Каркает.) Кукареку! Кто это? (Ответ.) Что делает петух? (Кукарекает.) Чик-чирик, чик-чирик! Кто это? (Ответ.) Что он делает? (Чирикает.) Му-уу! Кто это? (Ответ.) Что делает корова? (Мычит.) Хрю-хрю-хрю! Правильно, поросенок. Что он делает? (Хрюкает.)

«Лесенка»

Цель. Учить детей обогащать свою речь производными глаголами.

Материал. Игрушки: лесенка, петух, кошка, пес; куклы: мальчик Боря, девочки Таня и Нина.

Организация занятия.

Воспитатель читает детям текст, сопровождая его действиями кукол-персонажей. Дети включаются в чтение, отвечают на вопросы.

Воспитатель. Стоит на дворе лесенка. На лесенке пять ступенек. Посчитаем, ребята, сколько ступенек на лесенке. (Ответ.)

На верхнюю ступеньку вскочил петух, крыльями замахал, громко запел. Как он запел, ребята? (Ответ.)

На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет? (Ответ.)

А пес на третью ступеньку прыгнул. Хвостом по ступеньке постукивает, на кошку рычит. Как он рычит, ребята? (Ответ.)

А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает, дети? (Показывают.)

А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? (Ответ.)

И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? (Ответ.)

Часто-часто застучал дождь. Как он стучит, ребята? (Ответ.)

Петух спрыгнул, крыльями замахал, под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался. Кошка — та ловко прыг-шмыг в открытое окошко. А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят, плачут. Как они плачут? (Ответ.)

Вышла на крыльцо Нина, ребят с лесенки сняла и повела их домой. Затопали ножками по крыльцу. Как они затопали, ребята? (Ответ.)

Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая.

«Оркестр»

Цель. Учить детей образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Материал. Игрушки: зайка-барабанщик, барабан, балалайка, гармонь, волчок, дудочки, звоночки, бубны, погремушки.

Организация занятия.

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая текст действиями с игрушками.

Воспитатель.

Зайку сделали из плюша.

У него большие уши

И особенный талант:

Этот зайка — не зазнайка,

Этот зайка — музыкант.

Зайка привез с собой много музыкальных инструментов. Мы сейчас будем отгадывать, как они называются.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадайка-ка.

Это наша...

Правильно, балалайка.

Тот ребенок, кто первым отгадал, получает музыкальный инструмент. Он будет играть у Зайки в оркестре.

Воспитатель. Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах.

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь.

Как зовут ее? (Ответ.)

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы на ней играете

И сразу отгадаете.

ДУ-АУ. АУ-АУ-АУ.

Да-да, да-да-да.

Так поет она всегда,

Не палочка, не трубочка,

А что же это? (Ответ.)

Зайка принес волчок музыкальный. (Воспитатель показывает волчок, заводит его и, держа Зайку в руке, подходит к детям.)

Волчок музыкальный

Поет и жужжит,

Волчок музыкальный

По кругу бежит.

Он вертится, вертится,

Вертится ловко!

И вдруг ни с того,

Ни с сего — остановка.

Волчок остановился возле Сережи. Хочешь поиграть с волчком, Сережа? И не только с волчком. Здесь есть игрушки: звоночки, бубны, погремушки.

Дети, звоночки что делают? (Ответ.) Погремушки? (Ответ.). Барабаны? (Ответ.) Дудочки? (Ответ.)

За каждый правильный ответ дети получают игрушку. Занятие заканчивается призывом: «Оркестр получился большой, играйте, дети, хорошо».

«Профессии»

Цель. Учить детей умению соотносить глаголы с производными существительными.

Материал. Картинки (фотографии), изображающие людей разных профессий — хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона, солдата.

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Дети! Сегодня мы с вами попробуем отгадать профессии людей, изображенных на картинках. (Выставляется стенд.)

Кто пашет, сеет, убирает урожай? (Ответ.) А кто хлеб нам выпекает? (Ответ.) Кто лекарства отпускает? (Ответ.) Кто одежду шьет нам? (Ответ.) Кто ее продает? (Ответ.) К нам приходит с письмом прямо в дом? Кто же он? (Ответ.)

Служит дорогой Отчизне

Старший брат.

Охраняет наши жизни,

Он... Кто это? (Ответ.)

Когда вы повзрослеете, каждый из вас обязательно обретет какую-нибудь профессию. Все профессии почетны: и хлебороба, и пекаря, и аптекаря, и портного, и продавца, и почтальона, и строителя. Но кем бы вы ни стали, главное — хорошо и честно трудиться.

«Подарки»

Цель. Учить детей соотносить глаголы с производными существительными.

Материал. Кукла Оля; игрушки: птичка, жук, рыбка, собачка; корзиночка, дудочка, шапка, конфета (шоколадка).

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). У нашей куклы Оли сегодня день рождения. Ей ее друзья по этому случаю преподнесли подарки. Все они лежат вот в этой корзинке. Вова принес ей то, с помощью чего можно дудеть. Что же принес Оле Вова?

Только выслушав ответы детей, воспитатель извлекает из корзиночки дудочку и кладет ее на стол. Далее игра, сопровождаемая действиями с игрушками, продолжается по мотивам стихотворения Э. Мошковской.

Воспитатель. Коля принес подарок, который можно надеть. Что можно надеть? (Ответ.) Петя принес вкусный подарок, который всем нравится. Этот подарок можно съесть, и серебряная бумажка останется. (Ответ.) Саша принес такой подарок, который может летать, в клетке сидеть и петь. (Ответ.) А Витя принес подарок, который может ползти. (Ответ.) Толин подарок умеет плавать и плавниками грести. (Ответ.) Мишин подарок ходит, хвостом виляет и лает. «И каждый этот подарок желает!» (Ответ.)

Все мы отгадали. Все мы Оле рассказали. Только вот Оля никак не может успокоиться. Теперь она хочет узнать, какие подарки получаете вы в день рождения от мам и пап, от своих друзей. Может, расскажем ей? (Ответ.)

«У дядюшки Якова» (народная игра)

Цель. Учить детей умению соотносить производный глагол с действием.

Организация занятия.

Дети (идя по кругу и декламируя).

У дядюшки Якова семеро детей.

Семеро, семеро веселых сыновей.

Они и пили, и ели,

Друг на друга все смотрели,

И все делали вот так,

И вот этак, и вот так.

На последних двух строчках играющие останавливаются. По примеру ведущего группа выполняет различные действия — все или дудят, или барабанят, трубят, звонят в колокольчики, или играют на гитаре, на гармошке и т. д. По окончании определенного действия ведущий спрашивает: «Что делали сыновья?» Дети отвечают, и игра продолжается.

«Подскажи словечко»

Цель. Учить детей ориентироваться на звуковую сторону глагола (окончание).

Материал. Кукла Умейка.

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Умейка хотел вам прочитать стихи, но пока шел в детский сад, по дороге потерял последние слова. Поможем Умейке найти нужные слова? Итак, слушайте.

Голосок твой так хорош —

Очень сладко ты... поешь. (С, Маршак.)

Зайка звонко барабанит,

Он серьезным делом... занят. (И. Токмакова.)

Телефон опять звонит,

От него в ушах... звенит. (А. Барто.)

Скачут побегайчики —

Солнечные зайчики.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их... не нашли. (А. Бродский.)

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман... пришить

И конфетку... положить.

(3. Александрова.)

Молодцы, справились с заданием: нашли все потерянные Умейкой слова. А теперь сами почитайте стихи Умейке.

«Что было бы, если бы...»

Цель. Учить детей образовывать глаголы в сослагательном наклонении.

Организация занятия.

Воспитатель (закончив чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»). Дети, почему все вещи убежали от Федоры? (Ответ.) Что случится, если мы все игрушки разбросаем, поломаем? (Ответ.) А если все дети будут беречь свои игрушки, не разбрасывать их, убирать после игры на свои места? (Ответ.) Если они будут разбрасывать свою обувь, одежду куда попало? (Ответ.) А если вы поставите посуду на подоконник и подует сильный ветер? (Ответ.) А если эту посуду после обеда, уже чистую, убрать в буфет? (Ответ.)

Вот и определили мы с вами, как важно быть аккуратным, бережливым.

«Вечер загадок»

Цель. Учить детей умению соотносить персонаж с глаголом, образованным от звукоподражательного слова.

Организация занятия.

Воспитатель (предлагает детям загадки).

То мурлычет, то играет, То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придет обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьет сырое молоко.

Правильно, кот. Теперь отгадайте другую загадку.

Видали вы его не раз —

Он скачет в двух шагах

От нас: чирик-чирик.

Чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

Молодцы! Это воробей. Слушаем третью загадку.

Днем лежит и молчит.

Ночью лает и ворчит.

Кто к хозяину идет,

Он знать подает.

И эту отгадали! Правильно, собака. Еще загадать? Пожалуйста.

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок —

Может крякать и нырять,

Как его родная мать.

Вы все загадки знаете. Конечно, это утенок. Читаю пятую загадку.

Встретишь — гогочет,

Ущипнуть хочет.

А я иду и не боюсь.

Чего бояться? Это...

Догадались? Правильно, это гусь.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Правильно, жук. Что же загадать вам еще? Пожалуйста.

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Фыркает и живой.

Конечно, еж. Посмотрим, а эту загадку вы сумеете отгадать?

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.

Так, подумали... Молодцы, это оса. Читаю девятую загадку.

Серый, зубастый,

В лесу воет.

По полю рыщет,

Ягнят, телят ищет.

Правильно, волк. И последняя загадка.

Острый клык, страшный рык,

Слышат звери, обомлев,

Вот идет и рычит,

Кто же этот хищник?

Конечно, это лев. Все загадки отгадали, а теперь отдохнем.

«Шуточное письмо»

Цель. Учить детей умению уточнять значение глагольных слов.

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Дядя одного мальчика, которого звали Коля, очень любил писать ему смешные письма. Как-то летом, когда дядя уехал в дом отдыха, он написал Коле шутливое письмо, а в конце письма предложил мальчику найти ошибки и исправить их. Может, мы поможем Коле. Слушайте, читаю письмо: «Здравствуй, дорогой Коля! Пишу тебе письмо из дома отдыха. Мне тут очень, очень интересно и смешно живется. Расскажу тебе несколько случаев.

Выхожу я как-то во двор и вижу, что все отдыхающие проснулись и глазами пережевывают пищу, ушами смотрят и видят, зубами ходят, ногами слышат и слушают, носом работают, руками нюхают...» Все поняли? Я еще раз прочту. (Читает.) Итак, что перепутал Колин дядя? Я буду вас спрашивать. Глазами что делают? (Ответ.) Ушами? (Ответ. И т. д.) Но я не закончила чтение. Вот что еще пишет Колин дядя. «Вчера у нас была экскурсия в детский сад. Пришли мы туда, а там плакса делает все левой рукой, левша плачет, капризуля дерется, забияка капризничает». Ребята, что перепутал дядя? (Ответ.) Читаю дальше. «А еще мы были в зоопарке. Там очень интересно: волки блеют, овцы воют, кузнечики гогочут, гуси стрекочут». Нашли ошибки? (Ответ.) Тогда прочтем письмо Коле правильно.

«Что ты слышал?»

Цель. Учить детей различным способам образования глаголов.

Организация занятия.

С помощью считалки выбирают водящего. Его сажают, завязав глаза, на стул в дальний угол комнаты. Затем кто-нибудь из играющих проделывает несколько действий, например отодвигает стол, переставляет стулья, подходит к двери, открывает и закрывает ее, вынимает из замка ключ и кладет на стол, наливает воду из графина в стакан и т. п. Задача водящего — по звукам понять и запомнить все, что происходит вокруг. Когда водящему разрешают снять с глаз повязку, он должен рассказать и по возможности повторить все действия в той же последовательности, в какой они совершались.

Игра повторяется, но уже с другим водящим и другими действиями играющих.

Вариант игры. Глаза завязывают все играющие, слушают действия водящего, а затем перечисляют.

«Путешествие Буратино»

Цель. Учить детей ориентироваться в глаголах.

Материал. Кукла Буратино.

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Дети, познакомьтесь. Это Буратино, он путешественник. Очень любит путешествовать по детским садам. Сейчас Буратино расскажет нам обо всем подробно, а мы постараемся отгадать, где, в каких комнатах и залах он побывал и в какую пору — зимой или летом, утром или вечером. Итак, Буратино в комнате, где дети:

- засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно, вытирают полотенцем... (Ответ.);

- расстегивают пуговицы, снимают верхнюю одежду, вешают, надевают, застегивают... (Ответ.);

- зевают, потягиваются, расстилают, отдыхают, спят, застилают, заправляют... (Ответ.);

- пляшут, поют, слушают, приглашают, притопывают, кружатся, кланяются... (Ответ.);

- маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают, строятся... (Ответ.).

А начал он свое знакомство с комнаты, в которую заходят с улицы, здороваются, снимают верхнюю одежду, переобуваются, заходят в группу... Подумайте, но сначала скажите, в какую пору дня побывал Буратино в этой комнате? (Ответ.)

Побывал Буратино и там, где

- раскладывают, раздают, обедают, жуют, благодарят... (Ответ.);

- одеваются, прощаются, уходят... (Ответ.);

- купаются, загорают, собирают ягоды, ходят босиком... (Ответы.);

- катаются на лыжах, лепят снежную бабу, катаются на санках, мерзнут... (Ответ.)

Молодцы! Все отгадали. Теперь, как гостеприимные хозяева, покажем Бурати­но наш детский сад. Буратино, это наша групповая комната.

Буратино (голосом воспитателя). Ребята, а что вы делаете в своей групповой комнате? (Ответ.)

Далее дети показывают Буратино спальную комнату, залы — музыкальный, физкультурный, участок детского сада.

«Как живете? Что жуете?»

(По мотивам стихотворения В. Степанова)

Цель. Учить детей образовывать формы глагола во втором лице множественного числа.

Материал. Шапочки (маски): лошади, курицы, козы, кролика, котят, птиц.

Организация занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Дети! Поиграем в зоопарк. В нашем зоопарке будут кони, куры, козы, кролики. котята, птицы. Согласны? Хорошо, но прежде вспомним, чем кормят лошадей (птиц, коз, кроликов, котят)? (Ответ.)

Воспитатель раздает шапочки одной группе детей (изображают зверей) и размещает их в «клетки» (это стулья, поставленные сидениями к середине круга так, чтобы дети могли посидеть, поиграть, пока к ним подойдут посетители). Другая группа — посетители. Они поочередно подходят к клеткам и спрашивают

Посетители Кони, кони, Как живете? Кони, кони, Что жуете? Посетители.Пошли с нами! (Кони идут вместе с ними.) Кони Хорошо пока живем, На лугах траву жуем.
Посетители Куры, куры, Как живете? Куры, куры, Что жуете? Посетители.Пошли с нами гулять! (Куры принимают приглашение)   Куры Хорошо пока живем, Но, простите, не жуем. Мы клюем проворно На тропинке зерна.
Посетители Козы, козы, Как живете? Козы, козы, Что клюете? Посетители.Пошли с нами гулять! Козы.С удовольствием пойдем. Козы Хорошо пока живем, Но, простите, не клюем. А дерем мы поутру С молодых осин кору.
Посетители Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете? Кролики Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем, А грызем мы ловко Свежую морковку.
Посетители Вы, котята, как живете? Что, котята, вы грызете? Котята Хорошо пока живем, Но, простите, не грызем — Пьем мы понемножку Молоко из плошки.
Посетители Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете?   Птицы Хорошо пока живем, Но из плошки мы не пьем, А поем мы песни вам По утрам и вечерам.

Посетители. Пошли с нами гулять!

Кролики, котята, птицы. Обязательно пойдем, Все одеваются и отправляются на прогулку.

«Летели кукушки»

Цель. Учить детей умению более активно использовать глаголы в связной речи.

Организация занятия.

Из числа играющих выбирают ведуще­го и кукушек (2—3 детей). Кукушки становятся в центр круга, а остальные дети, идя по кругу, приговаривают:

Через три избушки.

Так суетились.

Так торопились,

Головками вертели,

Крыльями махали —

А куда летели,

Так и не сказали!

Дети-кукушки выполняют движения согласно тексту, затем по предложению ведущего спрашивают у кукушек: куда они так торопятся? Ответ придумывают сами («Мы летели в другой лес», «Мы ищем своих птенцов», «Мы улетаем в теплые края» и т. д.). Диалог продолжается в зависимости от ответа («А когда вы вернетесь?», «Почему вы улетаете так далеко?» и т. д.). Так дети учатся умению вести диалог.

Упражнение «Юла» (физкультминутка)

Цель. Учить детей умению соотносить глагол с движением. Организация занятия. Дети (кружась в ритме стихотворения).

Кукла вальс танцует старый, Пара кружится за парой, А юла, юла, юла Пары так и не нашла. Кто с юлой подружится, Тот совсем закружится.

(В. Берестов)

Упражнение «Петушки»

Цель. Учить детей умению соотносить глагол с движением. Организация занятия.

Дети (изображал петушков).

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться,

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

(В. Берестов)

«Гуси»

Цель. Учить детей умению обогащать свою речь однокоренными наименованиями.

Материал. Игрушки (или картинки): гусь, гусыня, гусята.

Организация занятия.

Воспитатель (рассматривая с детьми игрушки). Это... (гусь, гусак). Он крылатый, горластый, у него красные лапки.

А это — мама... Как мы ее назовем? (Ответ). У гуся и гусыни — детки. Как мы их называем? (Ответ.) Один — гусенок, много — гусята; много гусят. Вот что про них рассказал поэт Валентин Берестов:

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним ни за что не пойдет босиком.

Мы это четверостишие обязательно выучим, но прежде вы покажите, как гусята гуляют гуськом. Так, правильно, шеи вытянули, лапками шлепают, переваливаются. Идут гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком.

 


3.2. Дидактические игры и упражнения на формирование

грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

 

Главное направление развития речи на пятом году жизни — освоение внеситуативного общения, связной контекстной речи. Заметим, процесс этот начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но интенсивное развитие приобретает он в среднем дошкольном возрасте. Теперь на первый план выступает обучение детей связной речи и рассказыванию, организуемое на специальных занятиях (как коллективных, так и индивидуальных).

Некоторые исследователи считают, что обучение связной речи и рассказыванию следует начинать с пересказа и описательного рассказа. Однако наши наблюдения и опытное обучение показывают: детей более привлекает повествование, конкретнее, повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Что примечательно: внутри этой деятельности осваивается грамматический строй; расширяются сферы общения; внеситуативное диалогическое общение и монологи требуют новых языковых средств, развития абстрагирования от наглядно представленной ситуации и перенесения грамматического обобщения на новые области коммуникации (генерализации). Разумеется, развивается и познавательная деятельность: осваиваются функции предметов, смысл человеческой деятельности, взаимодействия сил природы. Все это предпосылки освоения способов словообразования — особого вида называния предметов (номинации), когда в структуре слова отражаются связи с другими предметами (выключатель, сахарница — связь предмета и его функции; учительница — наименование профессии по ее функции и т. д.).

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования — дети начинают подмечать связь структуры слова и функции предмета. Проявляется это в активном экспериментировании: узорчивая, угольчатая (снежинка), книжной, книжечный, шубный, одежный (шкаф), мишка-машинист, мама-поросиха, собачонки, сынок-слоненчик; в «нащупывании» формы: в олчонки, волчуняты; белчата, бельчонки, бельчоночки; в словоизменениях: ищутъ? ищать? исать?; сплим, сплям, сплюм; я вся такая пахлая, я вся такая духлая, я красавлюсь (пример К.И. Чуковского). Дети смело выходят за границы известного, хорошо освоенного. Подтверждение тому — большое количество разнообразных ненормативных образований, инноваций. Процесс носит взрывной характер, на глазах меняется поведение. Ребенок начинает «играть» со словами, получая от этого явное удовольствие. Задача педагога — поддержать эту естественную, природную активность малыша, его смелые эксперименты. Ведь без собственной активной деятельности — познавательной, ориентировочной, без нащупывания формы, ее обыгрывания — ребенок никогда не станет хозяином своего слова. Так определил ситуацию Корней Иванович Чуковский, а нам остается только прислушаться к его авторитетному мнению.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.