Учебные и воспитательные цели — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Учебные и воспитательные цели

2017-12-10 239
Учебные и воспитательные цели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к лабораторно-практическому занятию для студентов

II курса ФГМБО направления подготовки

034400 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(адаптивная физическая культура)

по учебной дисциплине «Физиология человека»

 

 

Раздел 13. Физиологическая характеристика мышечной деятельности.

Занятие № 1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Предстартовые состояния.

 

Обсуждена

на заседании кафедры

«___» ____________2012 г.

Протокол №______

 

Методическая разработка составлена

«___» ____________2012г.

 

 

г. Ставрополь

2012 г.


 

Тема№1: Физиологическая характеристика мышечной деятельности.

Занятие №1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Предстартовые состояния.

 

Учебные вопросы занятия:

а) теоретическая часть занятия

1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.

2. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений. Нестандартные движения. Энергетическая характеристика физических упражнений.

3. Предстартовые состояния. Разминка. Врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание». Устойчивое состояние.

4. Утомление. Развитие утомления при выполнении различных спортивных упражнений. Механизмы развития утомления в центральной нервной системе, эндокринной системе.

5. Восстановление. Восстановление функций после прекращения работы.

6. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма. Понятие активный отдых.

б) практические вопросы

1. Влияние статического напряжения на физиологические функции организма.

2. Изучение функциональных показателей под влиянием работы максимальной, субмаксимальной и большой мощности.

 

Место проведения занятия - база кафедры нормальной физиологии

Материально-лабораторное обеспечение: лабораторная база кафедры нормальной физиологии, велоэргометр, электрокардиограф, два секундомера, калькуляторы, гантели (3-5 кг), тонометр, спирометр, спирт, вата.

При проведении заключительной части учебного занятия.

Решите тесты входного контроля с 1-10 и ситуационные задачи 1-14.

Решите предложенные ситуационные задачи выходного контроля. Поясните смысл результатов своей работы по решению задач.

Выслушайте преподавателя о предстоящей Вашей работе на следующем занятии. Приведите в порядок Ваше рабочее место. Попрощайтесь с преподавателем.

Методические указания к практическому занятию №1

Исследование влияния статического напряжения на физиологические функции организма.

Цель. Исследовать интенсивность функциональных сдвигов и установить проявление «феномена статического усилия».

Оборудование: гантели (3-5 кг.), тонометр, спирометр, спирт, вата.

Методика работы. Из числа студентов выделяют двух испытуемых, остальные распределяются по бригадам и получают задание исследовать изменения сердечно–сосудистой системы и внешнего дыхания. У испытуемого в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (СД) и диастолическое давление (ДД), рассчитывают пульсовое давление (ПД), систолический объем крови (СОК), минутный объем крови (МОК), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), определяют частоту (ЧД) и глубину дыхания (ГД), рассчитывают минутный объем дыхания (МОД), потребление кислорода (ПО2). Рассчитывают кислородный пульс (КП) по формуле:

КП (мл/уд. Пульса) =

 

После регистрации показателей в покое испытуемый выполняет статическую нагрузку, удерживая груз на вытянутых руках до отказа (желательно сохранить эту позу в течение 1 мин). В процессе выполнения статического усилия определяют ЧСС, АД, ГД, ЧД.

По окончании работы в начале первой, второй, третьей, четвертой и пятой минут восстановления регистрируют все изучаемые показатели и заносят в табл.1, табл.2.

Оформление работы.

1. Рассчитать ПД, СОК, МОК, МОД, ПО2, КП.

2. Дать сравнительную характеристику изменения функций до, во время

нагрузки и в восстановительном периоде у каждого испытуемого.

3. Сравнить величину изменений функций у разных испытуемых.

4. Обратить внимание на наличие «феномена статического усилия».

5. Сделать соответствующие выводы.

 

Таблица 1

Время измерения, мин ЧСС, уд./мин АД, мм рт. ст. СОК, мл МОК, л/мин
СД ДД ПД
                       
Исходные данные                        
Окончание работы                        
Восстановление
Начало 1-й мин                        
Начало 2-й мин                        
и т.д.                        

 

Примечание: 1,2 – номера испытуемых.

 

 

Таблица 2

Время измерения, мин ЖЕЛ, л ГД, мл ЧД, дых./мин МОД, л/мин ПО2, л/мин КП, мл/уд. пульса
Исходные данные                        
Окончание работы                        
Восстановление
Начало 1-й мин                        
Начало 2-й мин                        
и т.д.                        

Оформление работы.

1. Зафиксировать среднюю частоту оборотов вращения педалей.

2. Рассчитать МОД (мл/мин), потребление кислорода, кислородный запрос, суммарный кислородный запрос, потребление кислорода (мл/мин на 1 кг).

3. Построить график кислородного запроса (л/мин), потребление кислорода (мл/мин на 1 кг), кислородного долга (л/мин).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к лабораторно-практическому занятию для студентов

II курса ФГМБО направления подготовки

034400 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(адаптивная физическая культура)

по учебной дисциплине «Физиология человека»

 

 

Раздел 13. Физиологическая характеристика мышечной деятельности.

Занятие № 1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Предстартовые состояния.

 

Обсуждена

на заседании кафедры

«___» ____________2012 г.

Протокол №______

 

Методическая разработка составлена

«___» ____________2012г.

 

 

г. Ставрополь

2012 г.


 

Тема№1: Физиологическая характеристика мышечной деятельности.

Занятие №1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Предстартовые состояния.

 

Учебные вопросы занятия:

а) теоретическая часть занятия

1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.

2. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений. Нестандартные движения. Энергетическая характеристика физических упражнений.

3. Предстартовые состояния. Разминка. Врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание». Устойчивое состояние.

4. Утомление. Развитие утомления при выполнении различных спортивных упражнений. Механизмы развития утомления в центральной нервной системе, эндокринной системе.

5. Восстановление. Восстановление функций после прекращения работы.

6. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма. Понятие активный отдых.

б) практические вопросы

1. Влияние статического напряжения на физиологические функции организма.

2. Изучение функциональных показателей под влиянием работы максимальной, субмаксимальной и большой мощности.

 

Место проведения занятия - база кафедры нормальной физиологии

Материально-лабораторное обеспечение: лабораторная база кафедры нормальной физиологии, велоэргометр, электрокардиограф, два секундомера, калькуляторы, гантели (3-5 кг), тонометр, спирометр, спирт, вата.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель:

- научить студентов применять систему знаний о физиологических состояниях, возникающих в организме в процессе выполнения физических упражнений, о развитии и формирования физических и двигательных качеств, о физиологической классификации физических упражнений в практике специалиста в области адаптивной физической культуры.

б) частные цели:

- сформировать теоретическую базу знаний о физиологической классификации физических упражнений;

- сформировать теоретическую базу знаний о физиологической и энергетической характеристике физических упражнений;

- сформировать теоретическую базу знаний о предстартовых состояниях организма;

- сформировать теоретическую базу знаний о механизмах развития утомления при выполнении физической нагрузки и восстановления функций.

 

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

 

З Н А Т Ь:

· физиологическую классификацию физических упражнений;

· физиологическую характеристику стандартных циклических и ациклических движений, нестандартные движения, энергетическое обеспечение физических упражнений;

· понятие о предстартовых и устойчивых состояниях организма;

· развитие утомления при выполнении различных спортивных упражнений, его механизмы развития в центральной нервной системе, эндокринной системе.

· особенности восстановления функций и энергетических запасов организма после прекращения работы;

· понятие об активном отдыхе.

 

У М Е Т Ь:

· исследовать интенсивность функциональных сдвигов при действии статического напряжения;

· установить проявление «феномена статического усилия»;

· построить график кислородного запроса, потребление кислорода, кислородного долга при выполнении работы различной мощности.

 

В Л А Д Е Т Ь:

· методом расчета минутного объема дыхания;

· методом расчета кислородного потребления;

· методом расчета кислородного пульса;

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования (ОК-14);

б) профессиональных (ПК):

- знанием потребности человека, его ценностные ориентации, направленность личности, мотивации в деятельности, установки, убеждения, эмоции и чувства для решения профессиональных задач, навыки которых были получены при изучении данной дисциплины (ПК-11);

- знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций с целью формирования целостного понимания физиологических процессов, протекающих в организме, а также механизмов их регуляции (ПК-17);

- умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний для совершенствования профессиональной деятельности (ПК-19);

- готовностью к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов изменений и / или рекомендаций членов междисциплинарной команды, на основе полученных теоретических и практических знаний в области физиологии человека (ПК-24);

- знанием компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-27);

- знанием основ эргономики и возможностей приспособления (адаптации) внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельности, культура, спорт, отдых) (ПК-30).

 

И М Е Т Ь П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я:

- об основах нейрофизиологии и высшей нервной деятельности и ее значимости в профессиональной деятельности логопеда;

- об основных свойствах возбудимых тканей.

Рекомендуемая литература:

а)обязательная

1. Нормальная физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 480 с. (С.);

2. Караулова Л.К. Физиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.

б)дополнительная

1. Курдыбайло С.Ф. врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло и др. – М.: Советский спорт, 2004. – 179 с.

2. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. – М.: Советский спорт, 2004. – 478 с.

3. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта: Пер. с англ. / Жд.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. – Киев: Олимпийская литература, 1994. – 503 с.

4. Основы физиологии человека: в 2-х т. / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. – Т.1: 567 с., Т.2: 413 с.

5. Орлов, Р.С. Нормальная физиология: уч. пособие с СD. / Р.С. Орлов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 696 с.

6. Физиология человека: в 3-х т. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996. – Т.1: 323 с., Т.2: 641 с, Т.3: 875 с.

7. Физиология человека: учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2003. – 656 с.

8. Фундаментальная и клиническая физиология: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.

1.При подготовке к данному занятию:

 

а) теоретическая часть

При подготовке ктеоретической части занятия необходимо проработать ранее изученный материал по физиологии дыхания и сердечно-сосудистой системы. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратить особое внимание на усвоение базовых знаний по функции внешнего дыхания; гемодинамике и параметрам периферического кровообращения; методам изучения системы кровообращения; особенностям работы сердца при физической нагрузке. Проработайте рекомендованную литературу по данному занятию. Ответьте на вопросы 1-6 к занятию.Данное занятие имеет особое место в работе по овладению знаниями о физиологических состояниях, возникающих в организме в процессе выполнения физических упражнений. Обратить внимание на наличие «феномена статического усилия».

При наличии возможностей ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте белый медицинский халат, колпак, сменную обувь (униформу).

Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

1. Общая физиологическая классификация физических упражнений. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.

2. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений. Нестандартные движения. Энергетическая характеристика физических упражнений.

3. Предстартовые состояния. Разминка. Врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание». Устойчивое состояние.

4. Утомление. Развитие утомления при выполнении различных спортивных упражнений. Механизмы развития утомления в центральной нервной системе, эндокринной системе.

5. Восстановление. Восстановление функций после прекращения работы.

6. Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма. Понятие активный отдых.

2.По выполнению программы учебного занятия:

 

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

 

При отработке 1 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимосформировать представление о физиологической классификации физических упражнений, физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.

При отработке 2 учебного вопроса Вам необходимо знать физиологическую характеристику стандартных (циклических и ациклических) и нестандартных движений. Кроме того, обратить внимание на энергетическую характеристику физических упражнений.

При отработке 3 учебного вопроса Вам необходимо усвоить знания о динамике спортивной работоспособности: предстартовых состояниях и разминке, врабатывании, «мертвая точке», «втором дыхании» и устойчивых состояниях организма.

При отработке 4 учебного вопроса Вам необходимо сформировать представление о развитии утомления при выполнении различных спортивных упражнений, его механизмах развития в центральной нервной системе, эндокринной системе.

При отработке 5 учебного вопроса Вы должны знать физиологические основы восстановления функций организма после выполнения физической нагрузки, периоды восстановительных реакций.

При отработке 6 учебного вопроса Вам необходимо сформировать представление о кислородном долге и восстановлении энергоресурсов организма. Вы должны обратить внимание на преимущества активного отдыха.

 

б) практическая часть

При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1 задания практической части занятиявоспользуйтесь методическими указаниями в конце данной методической разработки, зарисуйте таблицу. Вспомните методику определения частоты сердечных сокращений, артериального давления и показателей внешнего дыхания. Обратите внимание на наличие «феномена статического усилия».

При отработке 2 задания практической части занятияпод руководством преподавателя Вам необходимо установить величину выполненной физической нагрузки и характер произошедших изменений физиологических функций под влиянием работы максимальной, субмаксимальной и большой мощности. Обратите внимание на изменения в восстановительный период. Кроме того, Вам необходимо построить график кислородного запроса (л/мин), потребление кислорода (мл/мин на 1 кг), кислородного долга (л/мин). Сделайте вывод о проделанной работе.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у вас затруднение.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.