Тематический,итоговый,оперативный контроль — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тематический,итоговый,оперативный контроль

2017-12-10 797
Тематический,итоговый,оперативный контроль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В практике управления дошкольными учреждениями исполь­зуются разные виды контроля: оперативный, тематический, ито­говый.

Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющи­еся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблю­дение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельно­сти в самообслуживании и санитарное состояние группы; созда­ние условий для детской самостоятельной деятельности; органи­зацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.

Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют более глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оператив­ного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.

Разновидности оперативного контроля: предупредительный, срав­нительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить конт­роль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с по­мощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.

Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причи­ны, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причин­но-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля сни­мает тематический контроль.

Тематический контроль дает возможность проконтролировать качество образовательных услуг детского сада по отдельным на­правлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, эффективность выполнения образовательных программ, внедрения инноваций и новых педагогических технологий.

Итоговый контроль направлен на подведение итогов работы педагогического коллектива в связи с завершением учебного года, летней оздоровительной кампании, окончанием сроков реализа­ции программы развития детского сада и пр.

Осуществляя контроль, вырабатывая его технологию, следует точ­но определить объекты контроля в процессе управления дошкольным учреждением. В этом плане самой существенной является установ­ка: контролируется не работник, а его деятельность и ее результаты (В.Ю.Кричевский). Поэтому объектом контроля выступают усло­вия работы детского сада (санитарно-гигиенические, материальные, кадрового обеспечения и т.д.), а также результаты образовательной деятельности, качество предоставляемых образовательных услуг.

Главное условие осуществления контролячеткое представление контролирующего о стандарте, модели, эталоне того объекта, ко­торый подлежит контролю. Без ясного понимания этого контроль бессмыслен, ибо неопределенность сопоставления с нормативом, целью не даст результата. К важным условиям осуществления эф­фективного контроля относятся его гибкость, плановость, непре­рывность, экономичность, нацеленность на результат.

Определив объекты и условия контроля, руководитель организует собственно процессуальную сторону контроля — его техноло­гическую составляющую.

Технологической составляющей контроля в образовании являют­ся методы научно-педагогической экспертизы, экспертных оце­нок. Их совокупность (наблюдение педагогического процесса, хро­нометраж режима дня, изучение документации, анализ детских работ, беседы с детьми и воспитателями, методы педагогической диагностики для определения уровня развития ребенка, анкети­рование родителей и т.д.) позволяет получить информацию о ре­альной картине образовательного процесса.

Используя различные методы количественного и качественно­го анализа, руководитель дошкольного учреждения как эксперт устанавливает соответствие образовательного процесса замыслу (цель и задачи образовательной программы, годового плана, про­граммы развития ДОУ и т.п.) или нормативу (государственный стандарт дошкольного образования, возрастные показатели, уров­ни развития и т.п.) и обнаруживает отклонение.

Всю информацию тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, устанавливают связи и зависи­мости, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.

В практике управления контроль и анализ — процедуры раз­ные, но взаимодополняющие (Ю. А. Конаржевский). Контроль кон­статирует факт отклонения от нормы, стандарта, эталона, а ана­лиз дает объяснение причин этого отклонения. Анализ в большей сте­пени, чем контроль, носит субъективный характер, зависит от уровня общей компетентности анализирующего, эксперта (В. Ю.Кричев-ский).

В современных условиях демократизации управления образо­ванием особо значим психологический аспект организации и тех­нологической составляющей контроля. Контроль не отторгается воспитателями, если его психологический инструментарий осно­ван на естественной потребности человека в успехе, признании его деятельности, желании быть специалистом своего дела, стрем­лении к совершенствованию. Поэтому контроль в детском саду должен быть прозрачным, открытым, ориентировать на повыше­ние качества образовательных услуг и совершенствование гумани­зации педагогического процесса, не нарушать естественного тече­ния жизни детей в группе. Особо значимы спокойный, конструк­тивный и доброжелательный тон обсуждения результатов контро­ля, распространение выявленного педагогического опыта и инно­ваций. Целесообразно делегировать функции контроля членам педагогического коллектива, использовать в сочетании с админи­стративным такие формы контроля, как взаимоконтроль и само­контроль. Специальные исследования подтверждают, что оттор­жение у педагогов вызывает не суть контроля, а форма его прове­дения и стилистика выводов.

35.Сущность, цель и задачи комплексной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений.

Сущность, значение и задача лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений В современных условиях все более актуальными становятся государственный мониторинг качества образовательных услуг, социальная защита от некомпетентных педагогических воздействий, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Под лицензированием понимают процедуру, включающую проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или об отказе в выдаче) дошкольному образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» тип образовательного учреждения устанавливается в соответствии с реализуемой в нем образовательной программой. Образовательное учреждение относится к типу «дошкольное образовательное учреждение», если основная реализуемая в нем программа является программой дошкольного образования. Целью лицензирования является реализация прав учредителя на ведение образовательной деятельности и гарантии, что в учреждении созданы условия, необходимые для ее осуществления. Государственная лицензия обеспечивает право дошкольного учреждения на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аттестация — комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения с целью выявления его соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. По результатам аттестации принимается экспертное заключение, содержащее рекомендации о присвоении дошкольному учреждению соответствующей категории. Аккредитация — процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения с присвоением ему вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении. В настоящее время ДОУ аккредитуются по трем категориям. Основанием для присвоения категории является уровень соответствия деятельности требованиям государственного образовательного стандарта.

К п е р в о й к а т е г о р и и относятся дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по всем направлениям деятельности. Ко в т о р о й к а т е г о р и и — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный стандарт дошкольного образования по одному или нескольким направлениям деятельности.

К т р е т ь е й к а т е г о р и и — дошкольные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Дошкольные образовательные учреждения второй категории подразделяют в соответствии с направленностью их программы на четыре вида:

1) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

2) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

3) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетом осуществления санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

4) детский сад комбинированного вида, имеющий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании. Вид дошкольного учреждения второй категории определяется путем экспертной оценки (в процессе аттестации) приоритетного направления деятельности детского сада. Критерием экспертной оценки отнесения дошкольного учреждения к тому или иному виду является направленность реализуемой в нем образовательной программы. В качестве приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения второй категории могут выступать: охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка; физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребенка; коррекция нарушений физического и психического развития, социально-психологическая реабилитация ребенка и т.п. Таким образом, целью аттестации и аккредитации являются: обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях; стимулирование их деятельности в направлении вариативности, разнообразия и повышения качества дошкольного образования; обеспечение реальной возможности выбора родителями дошкольников индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка из широкого спектра качественных образовательных услуг. Основные задачи аттестации и аккредитации состоят в следующем:

• установить соответствие содержания, уровня и качества обучения и воспитания в детском саду требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

• определить вид и присвоить категорию;

• установить в зависимости от категории порядок дифференцированного бюджетного финансирования;

• реализовать права негосударственных дошкольных учреждений на бюджетное финансирование в размере норматива.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.