Коммуникативные качества аттестуемого — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коммуникативные качества аттестуемого

2017-12-10 394
Коммуникативные качества аттестуемого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.

Речевая культура.

Готовность к сотрудничеству с воспитанниками, родителями, коллегами (по итогам тестов, собеседований, наблюдений должны быть конкретные данные).

III. Заключение о соответствии аттестуемого заявленной категории Задания для самоконтроля и самооценки

1. Раскройте суть понятия «аттестация педагогических и руководящих
кадров системы образования».

2. Раскройте суть понятия «квалификационная категория» примени­
тельно к должностям педагогических работников дошкольных образова­
тельных учреждений.

3. Изобразите графически алгоритм деятельности аттестационной ко­
миссии в процессе аттестации педагогических и руководящих кадров до­
школьного учреждения, укажите используемые при этом методы эксперт­
ных оценок.

 

5.Качество дошкольного образования как объект экспертной оценки

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивыс- шего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», — утверждал английский писатель Р. Киплинг. С этим трудно не со­гласиться, но современная педагогическая наука еще не определи­ла сущность термина «качество образования», а его оценка являет- ся одной из сложнейших проблем российской педагогики.

Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно.

С одной стороны, качество — это существенный признак, свой­ство, отличающее один предмет от другого. Исходя из этого мож­но сказать, что система воспитания М. Монтессори, например, ка­чественно (по целям, содержанию и всем остальным компонентам педагогической системы) отличается от вальдорфской системы.

С другой стороны, качество — степень ценности, пригодности чего-либо. С данных позиций качество образования следует рас­сматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее суще­ственно для решения задач экспертных оценок в образовании, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.

Сложность интерпретации термина «качество» связана и с тем, что оно (качество) может рассматриваться как абсолютное и отно­сительное понятие. При этом в повседневной жизни, в быту каче­ство преимущественно определяется в связи с его абсолютным зна­чением. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значе­ния представляет собой наивысший стандарт, который невозмож­но превзойти. В этом смысле абсолютное качество образования обеспечивают элитарные учебные заведения, дорогостоящие уни­кальные образовательные технологии. Как понятие относительное, качество вещи, услуги и т.д. соот­ветствует предназначению, т.е. потребностям потребителя (а не просто их высокая стоимость). Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запро­сам потребителей образовательных услуг.

Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к школе на системном уровне впервые была сде-лана в исследовании С. Е.Шишова и В.А.Кальней (1998). В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» каче- ство образования определяется как степень достижения постав- ленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участни­ков процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

Исходя из общих подходов к пониманию качества образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество послед­него следует рассматривать как социальную категорию, определя­ющую состояние и результативность процесса воспитания и обу­чения детей в дошкольных образовательных учреждениях страны. При этом качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

Качество образования — понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

деидеологизация дошкольного образования — приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

• предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди­
видуального образовательного «маршрута»
на основе разнообразия
содержания, форм и методов работы с детьми;

• обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных
педагогических воздействий;

• гарантией достижения каждым ребенком, систематически по­
сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально
необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной
школе,
что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо­
вания личности.

Таким образом, качество дошкольного образования — социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

 

6.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование положительного отношения к себе;

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных гендерных представлений(о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

- формирование первичных представленийо мире ( планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

- решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;

- - значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей. Задачи психолого-педагогической работы:

- 3-4 года

- По развитию игровой деятельности:

- стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);

- побуждать в играх и повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.) (Коммуникация, Познание, Чтение);

- развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др. (Чтение); выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки; в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.) (Коммуникация);

- По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):

- развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду (Коммуникация, Чтение, Музыка, Художественное творчество);

- формировать умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать иг­рушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд);

- привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.) (Коммуникация, Безопасность);

- формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др. (Познание, Чтение, Художественное творчество);

- развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый» - «злой» и др.) (Коммуникация, Чтение, Художественное творчество, Музыка);

- формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность);

- По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:

- формировать представления о личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада (Коммуникация, Познание, Безопасность);

- формировать положительную самооценку;

- формировать представления о своей (и других людей) половой принадлежности и элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.) (Коммуникация, Познание, Чтение, Художественное творчество);

- формировать представления о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге (Коммуникация, Познание, Безопасность);

- развивать интерес к жизни детского сада, учить называть работников детского сада по имени и отчеству, здороваться и прощаться с ними и детьми (Коммуникация);

- стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, кни­гам, личным вещам, растениям, животным (Труд, Безопасность);

- развивать ориентировку в по­мещении и на участке детского сада (Познание, Безопасность);

- побуждать ребенка задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др. (Коммуникация, Познание);

- формировать представления о названии города (села) и страны, в которых живет (Коммуникация, Познание, Безопасность);

- побуждать рассказывать о том, где гуляли (в парке, сквере, на даче и др.) (Коммуникация);

- воспитывать чувство сопричастности к жизни дошколь­ного учреждения, страны, мира (в дни праздников, событий).

 

7. Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы.

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного

образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 1)Рассмотре­ние, исследование педагогических явлений, процессов, проблем, ре­зультатов педагогической деятельности (стандартов образования, ру­кописей, программ, учебников, учебно-методических комплексов, дидактических пособий, игрушек и прочее); - прогнозирование развития системы образования, процессов обучения и воспитания; - оценка альтернативных решений и определение наиболее предпочтитель­ных вариантов организации образовательного процесса в целях улуч­шения качества и обновления содержания образования, а также для оказания консультативной помощи авторам и авторским коллекти­вам,образовательным учреждениям.

2) Комплекс научно-исследо­вательских процедур, направленных на получение от экспертов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью принятия компетентных решений в области управления образованием;

3) Одна из профессио­нальных функциональных обязанностей, показатель профессиональ­ной компетенции менеджера образования


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.