Проблемное обучение и его разновидности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Проблемное обучение и его разновидности

2017-12-10 266
Проблемное обучение и его разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения. В каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает.

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие. Воспринимая и осмысляя информацию, студенты остаются в рамках репродуктивного мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям и аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, затем раскрывает систему доказательств, сравнивает точки зрения, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

4. Частично-поисковый, или эвристический выход. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач, либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Эвристическая беседа представляет собой цепь вопросов преподавателя, направляющего мысли и ответы студентов. В ходе беседы преподаватель путем умело поставленных вопросов заставляет студентов на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, логических рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Студенты как бы делают открытия.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

Проблемный метод обучения характеризуется тем, что в процессе его применения студент становится не просто потребителем, а соучастником открытия нового знания. Он предполагает углубление индивидуального обучения. Этот метод самого преподавателя побуждает к творческой работе над теоретическими вопросами изучаемого в вузе курса, к разработке актуальных проблем своей науки.

Выделяют различные виды проблемного метода обучения:

1. Учебная дискуссия. Она связана с выявлением позиции студента. Их правильные или ошибочные суждения дают возможность более обоснованно и убедительно утвердить в сознании студентов основные теоретические положения и выводы. Исходным материалом для дискуссии могут быть статьи, письма, публикуемые в печати, выражающие различные и противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Дискуссия может быть проведена как перед изложением учебного материала, так и является завершающим звеном в изучении темы.

2. Метод «круглого стола». Это активный обмен мнениями участников беседы на определенную тему в процессе межличностного общения. Периодические встречи «за круглым столом» со специалистами, представителями общественных и государственных учреждений полезны в познавательном отношении. Студентам предлагают выдвинуть для обсуждения интересующую их проблему и подготовить вопросы. Задача организаторов такой встречи – психологически подготовить студентов к свободному обмену мнениями, следить, чтобы участники «круглого стола» не отклонялись от темы.

3. «Мозговая атака». Это метод коллективного генерирования идей. Он способствует динамичности мыслительных процессов, развитию способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на важной теме.

«Мозговая атака» включает в себя следующие этапы: а) постановка проблемы, которую необходимо разрешить; б) определение условий коллективной работы; в) ознакомление обучаемых с правилами поиска решений и поведения в процессе «мозговой атаки»; г) выдвижение нескольких рабочих гипотез; д) формирование микрогрупп (по три человека) и экспертной группы из числа учащихся (по одному эксперту на каждую микрогруппу). Задача экспертов – разработать критерии оценки и отбора лучших идей.

Использование методов проблемного обучения в практике преподавания специальных дисциплин способствует формированию научного мировоззрения, творческого подхода к решаемой проблеме, самостоятельности, эффективных межличностных отношений в коллективе, способствует поиску компромиссных решений.

Литература

1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В.И.Андреев. – М., 1981.

2. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению: учеб. пособие [Текст] / М.Г. Голубчикова. – Изд.3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006.

3. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Флинта, 1998.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

5. Селевко, К. Современные образовательные технологии: уч. пособие [Текст] / К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

6. Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика [Текст] / В.Н. Соколов. – М.: Аспект Пресс, 1995.

7. Шестак, Н. В. Высшая школа: технология обучения: [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.