Цели и задачи «Программы Экологической безопасности республики Татарстан на период до 2015 года» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Цели и задачи «Программы Экологической безопасности республики Татарстан на период до 2015 года»

2017-12-10 316
Цели и задачи «Программы Экологической безопасности республики Татарстан на период до 2015 года» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа, реализуемая через систему конкретных Подпрограмм, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановок, предполагает обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от экологических опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

Основные цели:

Ø Рациональное и экологически безопасное ресурсопользование как необходимое условие устойчивого развития и социально-экономической защищенности населения.

Ø Сбалансированное развитие природных комплексов, сохранение их биоразнообразия.

Ø Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Республики Татарстан.

 

Достижение основных целей Программы предусматривается через комплексное, системное и целенаправленное решение главных целей каждой из конкретных Подпрограмм.

 

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач Программы:

· Поддержание и развитие действующего минерально-сырьевого комплекса, безопасное использование геологической среды.

· Интенсификация лесной отрасли как активно растущего инновационного сектора экономики Республики Татарстан.

· Сохранение и восстановление экологического ресурсного потенциала лесов и их биоразнообразия.

· Развитие и поддержание сети ООПТ и биоразнообразия на территории Республики Татарстан.

· Улучшение качества атмосферного воздуха.

· Улучшение качества поверхностных вод.

· Охрана почв от истощения, разрушения, загрязнения, предотвращение деградации природных комплексов, повышение плодородия почв.

· Уменьшение, предотвращение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку территории Республики Татарстан.

· Развитие сети мониторинга качества окружающей среды на территории Республики Татарстан.

· Регулирование качества окружающей среды на территории Республики Татарстан.

· Повышение качества управленческой деятельности, в т.ч. органов исполнительной власти Республики Татарстан, местного самоуправления, повышение профессионального уровня в области использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

· Укрепление и развитие образовательных и воспитательных функций в образовательных расширение состава субъектов экологического воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

· Повышение уровня гражданского самосознания населения Республики Татарстан, его информированности о качестве окружающей среды и активности в реализации принципов Хартии Земли.

 

Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно, системно, взаимосвязано и поэтапно с определением приоритетов.

Для этого предусматривается координация разрабатываемых Подпрограмм, задач с действующими федеральными, бассейновыми, региональными и иными программами, направленными на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития на всех уровнях.

Данная Программа сформирована, исходя из анализа современного состояния в сфере охраны окружающей среды и недро- и ресурсопользования, она тесно связана с действующими государственными региональными программами. Программа учитывает основные положения программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» в части обеспечения защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также приоритеты социально-экономического развития, в части экологизации республиканской экономики (раздел 3.15). Программа учитывает также основные положения государственных целевых республиканских программ по отраслям, связанные с потенциальной экологической опасностью. Кроме того, Программа предусматривает преемственность с экологически значимыми проблемами завершенных по срокам целевых республиканских программ (Приложение 2).

Наиболее целесообразный срок реализации Программы – 2009 – 2015 гг.

Практическая реализация мероприятий планируется в три основных этапа: первый - 2009-2010 гг., второй - 2011-2012 гг. и третий этап – 2013-2015 гг.

Если на начальных этапах реализации Программы планируется достичь стабилизации и устойчивого снижения негативного воздействия факторов загрязнения на окружающую среду, то к 2015 г. прогнозируется достижение необратимых результатов по созданию условий для экологически безопасного устойчивого развития Республики Татарстан и выход на уровень критериальных (нормативных) значений показателей экологической безопасности по Российской Федерации, а затем и на уровень международных стандартов.

Индикаторы оценки конечных результатов Программы по этапам для каждой из Подпрограмм приведены в Приложении 1 к настоящей Программе.

Программа относится в числу межотраслевых программ, поэтому наряду с установленными в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан индикаторами, включающими также и интегральный «Индикатор техногенной нагрузки», назрела необходимость разработки специализированного набора индикаторов экологической безопасности как региональной системы взаимосвязанных комплексных показателей эколого-социально-экономического развития территории, отражающих и уровень разнонаправленных воздействий на окружающую среду, и эффективность осуществления природоохранной деятельности на территории республики.

 

 

Программные мероприятия

В Программе предусматривается реализация девяти Подпрограмм, в рамках каждой из которых обеспечивается выполнение взаимосвязанных программных мероприятий по решению конкретных задач с достижением планируемых значений целевых индикаторов.

Программа включает в себя следующие Подпрограммы:

· Подпрограмма «Охрана и рациональное использование недр».

· Подпрограмма «Лесовосстановление и лесоразведение».

· Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды. Создание сети комплексного мониторинга окружающей среды».

· Подпрограмма «Охрана атмосферного воздуха».

· Подпрограмма «Охрана и рациональное использование водных ресурсов».

· Подпрограмма «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов».

· Подпрограмма «Отходы производства и потребления».

· Подпрограмма «Особо охраняемые природные территории».

· Подпрограмма «Экологическое образование, воспитание и просвещение».

Разработка программных мероприятий основана на следующих принципах: системность, приоритет целей над средствами, научная и организационная обеспеченность, эколого-социально-экономическая направленность.

Обоснование мероприятий в рамках Подпрограмм изложены в следующем порядке:

· Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

· Научно-методическое обеспечение и сопровождение работ по Подпрограмме

· Основные цели, задачи Подпрограммы, сроки, этапы ее реализации, индикаторы оценки результатов

· Ресурсное обеспечение Подпрограммы

· Эффективность реализации Подпрограммы

· Программные мероприятия

Системы программных мероприятий по Подпрограммам приведены в Приложениях 3 - 11 и включают мероприятия по решению долгосрочных проблем федерального, республиканского значения, мероприятия, направленные на научно-методическое, технологическое и нормативно-правовое обеспечение решения природно-ресурсных и экологических проблем, а также мероприятия, связанные с решением программных задач в рамках деятельности уполномоченных министерств и ведомств Республики Татарстан.

 

4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

В соответствии с апробированным мировым опытом развитых стран обеспечение экологической безопасности территорий любого масштаба следует напрямую связать с выделением в защищенных разделах бюджета отдельной строкой расходов на экологические цели в следующих объемах:

· I этап - не менее 3% расходной части бюджета (этот пункт первыми и пока единственным в России выполнен Самарской областью и гг. Самара и Тольятти);

· II этап - не менее 5% расходной части бюджета;

· III этап - не менее 7% расходной части бюджета.

По результатам аудита эффективности использования государственных ресурсов на природоохранные мероприятия и улучшение экологической обстановки в Республике Татарстан, проведенного Счетной палатой Республики Татарстан (2008 г.), удельный вес выделенных средств в общей сумме расходов бюджета республики в последние годы составлял от 0,4 - 0,7%. Наибольший удельный вес составляли расходы на охрану и рациональное использование водных ресурсов (более 70%), далее по объему использованных ресурсов были расходы на решение проблем отходов производства и потребления (менее 20%) и охраны атмосферного воздуха (около 8%). Наименьшую часть затрат составили расходы на рекультивацию земель (менее 2%).

Несмотря на то, что оптимальные показатели затрат для обеспечения устойчивого экологически безопасного развития республики пока не достигнуты, затраты на охрану окружающей среды в последние годы имели положительную динамику.

Для финансирования Программы предлагается использовать средства бюджета республики, бюджетов муниципальных образований, собственных средств предприятий и ведомств.

Для софинансирования проектов Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках целевых программ в части обеспечения экологической безопасности, а также средства инвесторов.

Содержание мероприятий Программы и объем их финансирования должны корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей доходной части бюджетов на соответствующий год, и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов бюджетов.

Учитывая возможности и потребности региона для реализации настоящей Программы, предлагаются объемы финансирования, представленные в табл. 3.


Таблица 3

Ресурсное обеспечение Программы, млн. руб.

 

Источники финансирования 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Стоимость работ, всего
Федеральный бюджет *)     3070,3 3029,5 2913,34 2425,86 2378,4 19381,4
Бюджет Республики Татарстан **) 969,68 1118,8   1282,85 1241,08 1089,57 1059,78 8013,76
Средства предприятий   2248,71 2206,42 2170,01 2106,71 2088,04 2038,23 14992,12
Местные бюджеты***) 677,61 811,42 1172,12 1142,12 911,6 827,6 211,83 5754,3
Внебюджетные источники ****) 36,24 40,28 45,71 44,42 42,57 39,14 33,34 281,7
Требуемый объем финансирования 6494,53 7106,21 7746,55 7668,9 7215,3 6470,21 5721,58 48423,27

 

Примечание:

*) Финансирование программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

**) Программа финансируется за счет общих ассигнований сводных смет доходов и расходов министерств и ведомств на соответствующие годы в части расходов на обеспечение экологической безопасности.

***) Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из местных бюджетов.

****) Финансирование программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из внебюджетных источников.

 

 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.