Лекция №3. Виды и формы товарной информации — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лекция №3. Виды и формы товарной информации

2017-12-10 1002
Лекция №3. Виды и формы товарной информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

Первичным источником товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж и мн. др. В то же время изготовитель является не единственным источником информации – ее может дополнить продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую, потребительскую.

Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.

К этому виду товарной информации относятся: вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю.

Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. (штриховое кодирование).

Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений и нацеленные в конечном счете на потребителя.

Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяются многообразные формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая.

Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке.

Недостатки: громоздкость (требуется значительная площадь на упаковке или товаре), для ее восприятия и осмысления требуется время.

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (масса нетто, объем, длина, даты и сроки),

Преимущества: лаконичность, четкость и единообразие.

Недостаток: в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.

Изобразительная информация: обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий открыток либо других эстетических объектов.

Преимущества: наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность.

Недостаток: сведения ограничены.

Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков – символов.

Символ – характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения его сущности.

Преимущества: лаконичность, однозначность.

Недостаток: восприятие такой информации требует определенной профессиональной подготовки.

Штриховой код – это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами.

Таблица 2

Сравнительная характеристика форм товарной информации

Форма товарной информации Достоинства Недостатки
Словесная информация   Доступность для широкого круг лиц   Громоздкость, для ее восприятия и осмысления требуется время
Цифровая информация   Лаконичность, четкость и единообразие   В ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям
Изобразительная информация   Наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность Сведения ограничены  
Символическая информация   Лаконичность, однозначность Восприятие информации требует определенной профессиональной подготовки
Штриховая информация   Лаконичность, однозначность   Восприятие информации требует определенной профессиональной подготовки

Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.

Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, предназначенные для идентификации товара и доведения до потребителей соответствующей информации.

Производственная маркировка (ПМ) – текст, условные обозначения, нанесенные изготовителем на товар или упаковку и/или другие носители информации.

Функции ПМ:

- информационная (основополагающая и потребительская);

- идентифицирующая (обеспечивает прослеживаемость товарных партий и единичных экземпляров на всех этапах товародвижения);

- эмоциональная и мотивационная (вызывает у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией к покупке).

Торговая маркировка

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной, торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители, и информация связана с указанием данных о продавце и о товаре.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой информации регламентируются рядом нормативных актов.

Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в розничной торговой сети.

Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров. Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

Структура маркировки

Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением (рис. 1):

 

 

Рисунок 1 - Элементы маркировки

 

Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Товарные знаки (ТЗ) – обозначения, способные отличать товары одних юридических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Правовые нормы и правила в отношении ТЗ регламентируются Федеральным законом «О товарных знаках». Правовая охрана ТЗ предоставляется на основании его государственной регистрации в установленном порядке, которая действует в течение 10 лет.

1. Согласно исследованиям, введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре в среднем содержат одну ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до одной ошибки на 3 млн. знаков. Средняя стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки по данным американской ассоциации менеджмента – 25 долл. Согласно другим исследованиям, цена одной ошибки превышает 100 долл.

В основе технологии штрихового кодированияи автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. Совокупность сведений, полученных с помощью сканирования, образует базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.

В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре — обязательное требование при поставке товара на экспорт. Отсутствие кода порой делает ее реализацию невозможной.

Штриховой код – это системная последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины, содержащих в себе определенные массивы цифровых и (или) алфавитных данных.

Система штрихового кодирования содержит:

· штриховой код, наносимый на само изделие или прилагаемый к нему товарный ярлык;

· устройство считывания- декодирования штрихового кода;

· вычислительное устройство– ПК.

Штриховые коды делятся на 2 группы:

· товарные штриховые коды– для идентификации производителей товаров, разработаны Международной ассоциацией товарной нумерации продукцииEAN (European Article Number), в России этот стандарт поддерживает ассоциация "Юнискан";

· технологические штриховые коды– чаще всего применяются для идентификации материалов, как элемент АСУП-м. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодированияAIM.

Штриховой символ кодового слова состоит из 4-х частей:

· комбинация элементов "начало";

· серии информационных элементов;

· комбинации элементов одного или нескольких контрольных знаков (проверка правильности считывания и надежности);

· комбинации элементов "конец".

Наиболее распространенные коды:

· код с прямоугольным контуром – печатается намного легче остальных кодов – можно применять на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий;

· код "2 из 5 с чередованием" (код ITF-14) – для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности – для кодирования отгрузочных упаковок;

· код 128 – применяется для кодирования дополнительной информации (номера партии, даты изготовления, срока реализации);

· код EAN – на товарах массового потребления и др.

В цифровом обозначении штрих кода первые две-три цифры (460, см. рисунок) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта (коды - см. таблицу ниже), следующие 4 или 5 в зависимости от длины кода страны (1546) — предприятие-изготовитель, еще пять (02129) — наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (8) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. Знак «>», иногда стоящий правее всех цифр, означает, что товар выпущен по лицензии. Смысловая нагрузка цифр в коде товара:1-я цифра: наименование товара (0)2-я цифра: потребительские свойства (2)3-я цифра: размеры, масса (1)4-я цифра: ингредиенты (2)5-я цифра: цвет (9)
Код Страна Код Страна
00-09 США и Канада   Финляндия
30-37 Франция   КНР
  Болгария   Норвегия
  Словения   Израиль
  Хорватия   Швеция
400-440 Германия   Мексика
460-469 Россия и СНГ   Венесуэла
  Тайвань   Швейцария
  Эстония   Колумбия
  Латвия   Уругвай
  Литва   Перу
  Украина   Аргентина
  Молдова   Чили
  Гонконг   Эквадор
45 и 49 Япония   Бразилия
  Великобритания 80-83 Италия
  Греция   Испания
  Кипр   Куба
  Мальта   Словакия
  Ирландия   Чехия
  Бельгия и Люксембург   Югославия
  Португалия   Турция
  Исландия   Нидерланды
  Дания   Южная Корея
  Польша   Таиланд
  Венгрия   Сингапур
600-601 ЮАР   Индия
  Марокко   Вьетнам
  Алжир 90-91 Австрия
  Тунис   Австралия
  Новая Зеландия   Малайзия

 

 

Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по 12 цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Преимущества использования штриховых кодов:

1. на производстве:

· создание единой системы учета и контроля движения изделий;

· сокращение численности вспомогательного персонала в отчетной документации, исключение ошибок.

2. в складском хозяйстве:

· автоматизация учета и контроля материального потока;

· автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;

· сокращение времени на логистические операции с информационным и материальным потоком.

3. в торговле:

· создание единой системы учета материального потока;

· автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

· сокращение времени обслуживания покупателей.

Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Наиболее распространенные.

· код с прямоугольным контуром — печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий;

· код "2 из 5 с чередованием" — применяется для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности;

· код 128, которым могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д. Применяется вместе с другими кодами для кодирования дополнительной информации;

· код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления;

· иные коды.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.