Курс «Основы эмбриологии человека» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Курс «Основы эмбриологии человека»

2017-12-10 232
Курс «Основы эмбриологии человека» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина «Гистология»

Курс «Основы эмбриологии человека»

 

 

Методическая разработка практического занятия №

для студентов 2 курса по специальностям лечебное дело и педиатрия.

Тема занятия:

«Эмбриогенез человека. Плаценты млекопитающих животных и человека. Пуповина.

Система мать – плацента – плод. Критические периоды в развитии человека».

 

Методическую разработку подготовил:

Доцент Туровинина Л.П.

Методическая разработка обсуждена,

утверждена на кафедральном совещании

№__ «______»2011 г

 

Сургут 2011 г.

Дата проведения занятий:_________________

Работу выполнил: Ф.И. О. студента, № группа______________________________________

Работу проверил:______________ доцент Л. П. Туровинина.

 

Занятие №

Тема:

«Эмбриогенез человека. Плаценты млекопитающих животных и человека. Пуповина.

Система мать – плацента – плод. Критические периоды в развитии человека».

Продолжительность изучения темы 5,25 часов.

Из них на занятии 3 часа, внеаудиторная самостоятельная работа 2,25 часа.

Цель:

1. Изучить развитие, общий принцип строения и функции плацент млекопитающих и человека, формирование, строение, функции пуповины.

2. Изучить систему мать – плацента - плод и факторы, влияющие на ее физиологию.

3. Изучить факторы, влияющие на развитие плода: генетические, материнские, внешние.

4. Изучить причину аномалий и уродств. Критические периоды в развитии человека.

Задачи

Знать:

  1. Формирование, строение, функции пуповины.

2. Общий принцип строения, развития и функции плацент млекопитающих и человека.

3. 3.Факторы, влияющие на развитие плода: генетические, материнские, внешние, причину аномалий и уродств. Критические периоды в развитии человека (П.Г. Светлов)

Уметь:

  1. Идентифицировать препараты пуповины человека и млекопитающих животных (свиньи).
  2. Идентифицировать структуры плодной части плаценты.

Значение изучения темы.

При развитии млекопитающих выявляются закономерности, присущие как птицам, так и человеку. Большая степень сходства развития зародыша млекопитающих с зародышем человека делает изучение эмбриогенеза млекопитающих необходимым звеном в познании общей эмбриологии человека.

Методические указания по самоподготовке.

Теоретические вопросы, подлежащие рассмотрению:

Необходимый исходный уровень знаний:

Из других курсов:

1.Формы структурной организации тканей (симпласты, синциции).

2.Кроветворение в эмбриональный период

3.Гистофизиологию студенистой ткани.

4.Цитофизиологию клеток соединительной ткани.

5.Условия трофики зародышей классов хордовых в процессе эмбрионального развития.

6. Типы развития.

Из предшествующих тем:

1.Зародышевые оболочки плода человека, их формирование, строение, функции.

2.Типы питания зародыша на различных стадиях эмбриогенеза.

3.Хорион, гладкий и ворсинчатый, его структура, функции;

4.Децидуальная оболочка, ее значение;

По теме занятия:

1.Пуповина, ее формирование, строение, функции.

2.Принцип строения плацент млекопитающих.

3.Типы плацент млекопитающих животных, классификация их по типу строения и условиям трофики.

4.Плацента человека. Общий принцип строения. Тип плаценты. Развитие, строение, функции. 5.Система мать – плацента - плод и факторы, влияющие на ее физиологию.

6.Факторы, влияющие на развитие: генетические, материнские, внешние.

7. Критические периоды в развитии человека (П.Г. Светлов).

8. Нарушение процессов детерминации как причин аномалий и уродств.

9.Понятие тератогенеза, условия возникновения эмбриональных пороков и их последствия.

10.Возможности регуляции эмбриогенеза и предотвращения пороков развития.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение.

1.Влияние повреждающих факторов на плод: генетические, материнские, внешние.

2. Нарушение процессов детерминации как причина аномалий и уродств.

3.Понятие тератогенеза, условия возникновения эмбриональных пороков и их последствия.

4.Возможности регуляции эмбриогенеза и предотвращения пороков развития.

5.Современные представления о функциональной системе мать-плод.

 

Учебно-исследовательская деятельность студентов (УИРС).

Темы рефератов:

1. Нарушения созревания и компенсаторно - приспособительные процессы в плаценте.

2.Вариации строения плаценты в зависимости от возраста, вредных привычек матери и экологических условий.

3.Модели строения плаценты.

4.Морфологическое исследование плаценты (макроскопическое и микроскопическое)

5.Нарушение кровообращения в плаценте.

6.Котиледон - структурно-функциональная единица плаценты.

7. Ворсинчатое дерево плодной части плаценты.

 

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Развитие плацентарных млекопитающих характеризуется формирование особой системы взаимосвязи развивающегося зародыша с организмом матери, которая включает в себя образование органа для вынашивания зародыша – матки и дополнительного органа, обеспечивающего связь между ними – плаценты. Эти важные обстоятельства приводят к появлению особенностей в развитии млекопитающих в сравнении с птицами и рыбами.

Особое место в эмбриогенезе человека занимает процесс имплантации зародыша в матку и плацентация за счет ворсин хориона к стенке матки. Установите степень и характер их взаимосвязи.

Важной особенностью является некоторое замедление гаструляции у человека, связанное с важным моментом – имплантацей зародыша в стенку матки. В этом процессе первостепенная роль отводится дифференцировке трофобласта на цитотрофобласт и симпластотрофобласт, обеспечивающих внедрение зародыша в стенку матки. Питание зародыша в этот период осуществляется гистотрофно, за счет продуктов распада децидуальных клеток эндометрия в месте имплантации. Существенным является образование вокруг зародыша дополнительной материнской оболочки – децидуальной – часть слизистой оболочки. Вторая фаза гаструляции сопровождается ранним выделением внезародышевой мезодермы, идущей на построение внезародышевых органов: хориона, амниона, желточного мешка, аллантоиса. Очень рано внезародышевая мезодерма вступает в контакт с выростами трофобласта, образуя первичные ворсины с кровеносными сосудами и способствуя превращению его в хорион. Между первичными ворсинами хориона и лакунами, образовавшимися, в результате разрушения кровеносных сосудов эндометрия в области имплантации зародыша устанавливается взаимосвязь, с этого момента начинается гематотрофный тип питания развивающегося зародыша.

Характерной чертой развития зародыша человека является более раннее формирование провизорных органов (хориона, амниотического и желточного пузырьков) в отличие от млекопитающих, птиц и рыб, у которых развитие зародыша идет параллельно с развитием провизорных органов. Этот факт является прогрессивной приспособительной чертой, определяющей нормальное течение эмбриогенеза человека. Сам зародыш развивается из клеточного материала зародышевого щитка, расположенного в области контактирующих поверхностей амниотического и желточного пузырьков. С переходом зародыша к гематотрофному типу питания наступает качественно новый тип в развитии зародыша.

В отличие от эмбриогенеза птиц и млекопитающих, у зародыша человека образуется только туловищные складки, отделяющие тело зародыша от желточного мешка, далее зародыш погружается в амниотический пузырек, где и происходит дальнейшее развитие.

Важное, значение, в установлении связи организма зародыша с организмом матери имеет аллантоис, в стенке которого формируются кровеносные сосуды, входящие в состав пупочного канатика и подрастающие к ворсинкам хориона, которые разветвляются на вторичные ворсины и в месте контакта их со стенкой матки образуется плацента. На остальной части хориона ворсины исчезают.

Обратите внимание на структуру и функции внезародышевых органов, особенностью является участие внезародышевой мезодермы в образовании стенки этих органов, зародышевая мезодерма появляется гораздо позже и не принимает участия в их формировании, а из нее формируются ткани зародыша.

Характеризуя плаценты млекопитающих животных и человека, обратите особое внимание на их гистоструктуру, особенности взаимодействия плодной и материнской частей, степень их взаимосвязи, определяющие важнейшие функции.

Уясните структуры и функции гематоплацентарного барьера плаценты человека.

В процессе развития зародыша происходит становление системы мать – плод. Охарактеризуйте механизмы взаимосвязи в этой системе (нейрогуморальные, рецепторные).

На любом этапе развития зародыш человека ощущает изменения внешней среды. В определенные периоды эмбриогенеза он оказывается наиболее чувствительным к этим изменениям. Эти периоды получили название критических периодов. Они могут приводить к нарушениям естественного хода эмбриогенеза, вызывая появления уродств или пороков развития.

Развитие эмбриональных уродств называется тератогенезом. Пользуясь знаниями о ходе эмбриогенеза, определите критические периоды в развитии человека и предположите, к каким последствиям они могут привести.

Задания и ориентировачные основы действий.

Изучить и зарисовать следующие препараты:

Демонстрационные препараты.

Препарат. Пуповина свиньи.

Окраска: гематоксилин - эозин

Пупочный канатик покрыт снаружи, амниотической оболочкой, представленной одним слоем кубических клеток. Основу пуповины составляет студенистая соединительная ткань. Обратите внимание на преобладание в ней основного вещества, волокна тонкие, слабо развиты. Из клеток имеются фибробласты, макрофаги Внутри пуповины имеется 5 просветов. Наиболее крупный щелевидный просвет принадлежит пупочной вене, рядом располагаются два крупных сосуда с крупными просветами и толстыми мышечными стенками - пупочные артерии. Пупочные сосуды развиваются в стенке аллантоиса. Просвет самого аллантоиса звездчатый, покрыт кубическим или призматическим эпителием, располагается в промежутке между пупочными сосудами. Остаток желтого мешка представлен также просветом неправильной формы, выстланным однослойным плоским эпителием.

Изучить, обозначить: 1. Эпителий амниона. 2. студенистая соединительная ткань. 3.пупочная вена; 4. две пупочных артерии. 5. аллантоис. 6.желточный мешок.

 

Литература

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология [[Текст]]: учебник для студентов, обучающихся по специальностям: 040100 - Лечебное дело, 040200 - Педиатрия, 040300 и др спец./ [Афанасьев Ю. И., Кузнецов С.., Юрина Н. А. и др.]; под ред. Ю. И. Афанасьева [и др.] — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2004. — 765, [1] с.: ил., цв. ил., портр.; 25.— Предмет. указ.: с. 745-757.— ISBN 5-225-04858-7: 1179,75: 269,80, 5000.

2. Гистология человека в мультимедиа [[Текст]]: учебник для студентов медицинских вузов / Р. К. Данилов, А. А. Клишов, Т. Г. Боровая.— 2-е изд. — СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. — 361 с.: ил. + 1 электронный оптический диск (CD-ROM) к инвентарному № 151345.— (Учебная литература для студентов медицинских вузов) — Алф. указ.: с. 345- 353.— ISBN 5-93979-061-5: 150,00.

3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2001. — 743 с.: ил. — (Учебная литература для студентов медицинских вузов) — На обл. загл.: Гистология.— Предм. указ.: с. 725-736.— ISBN 5-225-04523-5: 605,00.

4. Гистология: учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1999 — 744с. — (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов).— ISBN 5-255-04523-5: 250,00: 240,00.

5. Гистология [[Текст]]: атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.— 158 с.: ил., цв. ил.; 21.— Кн. фактически изд. в 2007 г. — Библиогр.: с. 155-156 (34 назв.).— Указ. структур: с. 157-158.— ISBN 978-5-9704-0589-5: 250,00, 3000

6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. – М.: Высш.шк., 2000, 399 с.

Дополнительная литература:

1. Т.1: Общая гистология (учение о тканях), Т. 2: Частная гистология органов и систем / Редкол.: И. Г. Акмаев и др.: Ред. Р. К. Данилов, В. Л. Быкова. - СПб.— 2001. — 735 с.: ил. — Библиогр. в конце глав.— ISBN 5-299-00132-0: 356,00.

2.Гистология. Введение в патологию: Учебник для вузов / Под ред. Э. Г. Улумбекова, Ю. А. Челышева.— 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 672 с.: ил. — (XXI век).— Библиогр.: с. 646-648.— Указ. ил.: с. 649-652.— Предм. указ.: с. 653-670.— ISBN 5-9231-0228-5: 0,00: 650,00: 397,73.

3.Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Кузнецов С.Л., Мушкабаров Н.Н., Горячкина В.Л — М.: Медицина, 2001. — 743 с.: ил. — (Учебная литература для студентов медицинских вузов).— На обл. загл: Гистология.— Предм. указ.: с. 725-736.— ISBN 5-225-04523-5: 605,00.

4. Гистология. Комплексные тесты. 2-е изд. испр. и доп. П/р Кузнецова С.Л., Челышева Ю.А. -ГЭОТАР - Медиа, 2007. -288 с.

5. Гистология. Атлас для практических занятий. П/р Челышев Ю.А., Бойчук Н.В. -ГЭОТАР - Медиа, 2008. -160 с.

6. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие / С. Л. Кузнецов, В. Л. Горячкина, Н. Н. Мушкамбаров.— М.: Медицинское информационное агентство, 2002. — 373с. — ISBN 5-89481-055-8: 1300,00: 645,60: 480,00.

7. Гистология, эмбриология и цитология [[Текст]]: методическое пособие для подготовки к экзамену / Л. П. Туровинина; -Департамент образования и науки ХМАО - Югры, СурГУ - Сургут: Издательство СурГУ, 2007 — 48 с. — 0,00.

8. Экскурс в медицинскую эмбриологию и практическую гистологию: (Учеб. пособие) / И. И. Таскаев, В. В. Семченко, Л. П. Туровинина, А.С.Хижняк. -М-во общ. и проф. образования РФ, -М-во здравоохранения РФ. Сиб. отд-ние акад. наук Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т.— Омск; Сургут: ОГМА, 2005. — 192с.

9. Практикум по гистологии: учеб. пособие / И.И. Таскаев, В.В. Семченко, Л.П. Туровинина; под ред. И.И. Таскаева. -М-во общ. и проф. образования РФ, М-во здравоохранения Р.Ф. Сиб. отд-ние акад. наук. Высш. Шк., Омск. гос. мед. акад., Сургут. гос. ун-т. – Омск; Сургут: ОГМА, СурГу. 2000. – 198с.

10. Возрастная гистофизиология Учебное пособие. В. В. Семченко, И.И. Таскаев: М-во общ. и проф. образования РФ и др. – Омск: Б. И, 1998. – 256с

11. Гистологическая техника. В.В. Семченко С.А. Барашкова В.И. Ноздрин, В.Н. Артемьев. -Омск – Орел: Омская областная типография, 2006. - 290 с.

12. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н.Яцковского.-М.:.Медицина, 1999. –328с.

13. В.Д. Новиков, Г.В. Правоторов. Гистология, цитология, эмбриология: справочник. - М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2003. – 336 с.

Дисциплина «Гистология»

Курс «Основы эмбриологии человека»

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.