Фрагмент урока литературного чтения в первом классе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Фрагмент урока литературного чтения в первом классе

2017-12-10 153
Фрагмент урока литературного чтения в первом классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема «На выставке рисунков Ю. Васнецова»

Колыбельные песенки: «Пошел котик на Торжок», «Баю- бай, баю-бай, Катя, глазки закрывай!»

Цель: создать условия, способствующие развитию умения распознавать жанровую принадлежность текста (колыбельная песенка) и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров, делая их восприятие более богатым и осмысленным.

Задачи:

ð Обучение школьников видеть фольклорные тексты, как живые игровые организмы, которые влияют друг на друга, вбирают в себя разные жанровые структуры;

ð Развитие наблюдательности детей и закрепление интуитивного представления о фольклорном мире как о мире, где формы повторяются, где все зарифмовано;

ð Развитие разговорной речи у ребенка с ОВЗ (нарушением слуха), через воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы психической деятельности.

 

Ход фрагмента урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
I. Знакомство с колыбельными песенками
1.Кот предложил нам сравнить две песенки. После прослушивания, постарайтесь ответить на вопросы:   § В каком случае исполняются эти песенки? § Как их называют? § Можно ли подставить в текст другие имена? 1.Дети слушают чтение учителя. 2. Ребенку с нарушением слуха выдаются напечатанные песенки с иллюстрациями на карточке. Он сидит на первой парте и рядом ним находится «маленький учитель». § Их называют колыбельными песенками. Чтение песенок детьми. Дети пытаются подставить различные имена в тексты песенок. Смысл вопросов в том, чтобы дети самостоятельно определили, что это – колыбельные песенки, что их исполняют, когда укачивают ребенка. Ответы на эти вопросы вызывают положительные эмоции у детей этого возраста. Отвечая на этот вопрос, дети еще раз убеждаются в функциональности фольклорных текстов: это именно устное народное творчество, которое все время окружает жизнь человека: маленькому ребенку (у которого есть свое имя) поют колыбельные песенки, подрастая ребенок играет во дворе используя считалки; сочиняет или использует дразнилки, пользуются закличками, загадывают товарищам загадки и т.д. То есть фольклорные тексты живут и не только в виде текста, напечатанного в книжке, но сопровождают всю жизнь маленького человека, его конкретную жизнь – жизнь Катеньки, Коленьки, Машеньки, Бореньки.
§ В какую песенку больше подходит твое имя? § Почему ты так думаешь? Этот вопрос нацелен на практическую работу с рифмой. Подставляя уменьшительно-ласкательный вариант своего имени в обе колыбельные песенки, почти каждый школьник мог убедиться в том, что в первую песенку его имя подходит, а во вторую – нет. Педагог спрашивает ребенка с нарушением слуха о том, как его ласкового называют родители. Затем выдает карточки с напечатанными именами. Дает задание «маленькому учителю» - соседу по парте проверить подобранное имя в текст песенки. В первой песенке само имя не завязано в рифму: оно стоит в середине строчки. А во втором стихотворении имя сначала находится в середине строчки (в этом случае оно может быть любым), но потом – в конце строчки, надо, чтобы оно рифмовалось со словом спатеньки.
§ Легко ли было читать эти стишки? Почему? Было читать легко, потому что складно и многие слова повторяются. Педагог спрашивает ребенка с нарушением слуха о том, какие есть одинаковые слова-повторы в песенке. Этот вопрос нацелен на обнаружение того, что: § Рифма помогает читать и облегчает процесс чтения; § Повторы облегчают процесс чтения.
2. Работа с иллюстрациями
А сейчас отправляемся на «Выставку», найдем иллюстрацию «Котик».   § Внимательно рассмотрите иллюстрацию. § Какое время года изобразил художник? Почему? § Какая погода на улице? § Какое время суток изображено на этой иллюстрации? Почему? § Кого еще, кроме котика изобразил художник? § С какой целью женщина вышла на улицу?   § Вызывает ли у вас кот доверие? Почему? Дети открывают учебник на нужной странице. Ребенку с ОВЗ предлагается на черновике описать кота (с помощью полузакрытых картинок и слов, напечатанных на карточках большой черный, чистый и нарядный).   § Художник изобразил зиму. Потому что деревья, дома, забор покрыты снегом. Кот обут в валенки. § Ясно, безветренно, морозно. § Изображен вечер. Мы видим зажженный фонарь, свет в окнах домов. § Художник изобразил женщину (бабушку) и собачку. § Она кричит Котику, чтобы он пришел убаюкать именно ее Бореньку. § Кот большой черный и красивый, создает впечатление очень чистого и опрятного, нарядный (розовый бант под цвет валенок). Эти вопросы связаны косвенно если не с самим содержанием колыбельных песенок, то, во всяком случае с их функциональным назначением, а именно, с тем временем суток, когда исполняются колыбельные песенки; с тем ясным спокойным ритмом и настроением, которые от них исходят. После того, как околичности рассмотрены можно приступить к главной работе: рассматривать Кота и отвечать на следующие два вопроса.
3. Вывод
  § Можно ли Коту поручить убаюкать дитя? § Ребенок с ОВЗ с помощью черновика рассказывает о внешности кота и отвечает на вопрос педагога. Кот - не молодой (с палочкой), солидный (гладкая, ухоженная шерсть, причесаны усы), хозяйственный (несет большую булку). Такому Коту можно доверить маленького ребенка. § Ребенок с ОВЗ читает вывод на карточке о том, что коту в песенке можно доверить ребенка.  

 

 

Список литературы

1. Выгодский Л.С. Проблемы Дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

2. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.

3. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1998.

 

 


[1] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)" утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.

 

[2] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.