История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-12-10 | 230 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Леса относятся к тем природным ресурсам, использование и охрана которых, как правило, регулируется национальным законодательством. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию было принято "Заявление о сохранении лесов" и согласованы "лесные принципы", направленные на достижение глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов. Существенной частью "лесных принципов" является признание ведущей роли всех видов лесов в поддержании экологических процессов, удовлетворении потребности в энергии и различных видах промышленного сырья и потребительских продуктов, благоприятном воздействии на устойчивое развитие сельского хозяйства.Лесное законодательство стран Содружества направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Задачами охраны и защиты лесов являются разработка и осуществление комплекса организационных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. На госуд-ю лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных порубок, загрязнения и повреждения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, засорения промышленными, строительными и коммунально-бытовыми отходами и отбросами, защита лесов от вредителей и болезней. Нац правовое регулиров испол и охраны биолог ресурсов основ на Зако РБ «О раст мире» «О жив мире» «Об Особ охран территор» «Лесной кодекс РБ»
|
Как бы ни были велики запасы древесины,о консервац леса не может быть и речи(деревья должны рубиться и удовлетв потребн нар хоз-ва). Осн принципы исп лесн р.: 1.принцип непрерывн неистощит пользован лесом.предусматр повыш продуктивн лесов,кот должно осущ следующ люразом:а)мелиорац земель(осушен). позволяет в 5-6р.лучше расти деревьям.б)рубки ухода за лесом.в)повыш плодородия почв.г)сохр хвойн потомства. 2. Пр.полн реализац расчётн лесосеки по всем породам. Не соблюд недоруб по листв и переруб по хвойн. 3. Пр интесификац лесопользован. 4. Пр комплексн исп всей древесн массы. На лесосеках остаётся до 50% древесн массы,при траспортир и распиловке теряя.т ещё 41%,до потребит доходит 25%. 5. Пр комплексн исп недревесн продукц леса. 6. Вос-во лесн р.Осущ в 3 формах:посев и посадка;содейств естеств наращен;естеств наращен. 7. Охрана:профилактич.методы;истребит методы.
21.Особо охраняемые природные территории и объекты, их роль в сохранении биологического разнообразия Беларуси. В сохранении биолог. разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым прир. территориям - это участки земли и части водн. простр-ва, прир. компл-сы, имеющие особое экол, научн, культ-е, эстетич-ое, истор-ое знач-е, в отношении кот. уст-лен особый режим охраны и исп-ния. Согласно закону РБ «Об особо охраняемых прир. тер-риях и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Заповедники явл. исключительно природоохр-ми научно-исследовательскими учреждениями гос. знач-я, в задачи к-рых входит: - сохранение в натур. состоянии прир. комплекса, входящего в состав заповедника; - проведение научных исследований; - организация мониторинга окр. среды; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; - популяризация природоохр-х взглядов и дела охраны природы.В наст. время функционирует Березинский биосферный и Полесский радиационно-эколог. заповедники. Нац. парки – комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследоват-е учреждения, задачами к-рых явл.:-сохранение эталонных и уникальных прир. комплексов и объектов природы; -организация экол-го просвещения и воспитания населения;-проведение научных исследов-й; -организация рекреационной деят-ти; -ведение комплексного хоз-ва. На тер-рии РБ 4 нац. парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера. Заказники –тер-рии, выделенные с целью сохранения и восстановл-я одного или неск-х видов прир. рес-сов и поддержания общего экол. баланса (ландшафтные, биологич, палеонтологич, гидрологич.) Хоз. деят-ть в заказниках осуществл-ся в форме, к-рая не наносит ущерба охраняемому объекту. Др. особо охран объекты: памятники садово-паркового искусства,бот реликвии,геологич памятники природы.
|
22.Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Термин недры употр как синоном к полезн ископаемым, т к недры исп для их добычи. В наст время недрами пользуются для сооружен и эксплуатации подземн коммуникаций и др. В широком смысле под недрами понимается пространство земли,простирающееся от поверхности и до ядра планеты, включ земную кору, мантию и ядро. Т к мантия и ядро недоступны и неизучены, то в узком смысле недры-земная кора,включающая минералы и горные породы. В земной коре более 2 тыс минералов. Имеются редкие и редчайшие. Ок 60 минералов образуют скопления или месторождения. Используются 30 видов. В странах СНГ извлекается 150 минераов. Совр промышл Снг полностью обеспечена минералами. Осн богатство недр- полезн ископаемые(невозобновл ресурсы)-необходимо выработать бережное отношение к данным ресурсам. С учетом этого были приняты основы законодательства о недрах.В РБ 1984-кодекс о недрах, согласно которому(ст12) недры предоставляются для геологич изучения, добычи полезн ископ, создания охранных зон. Существуют положения и правила,обязат для горнодобывающих предприятий,которые получают горные отводы(тер, на кот залегают полезн ископ). На этих тер проводят все виды работ. По завершению рекультивируют тер и передают другому пользователю.Положения предусматривают также рациональное исп минеральных сырьевых ресурсов в соотв.с их эконом классификацией. Для того, чтобы эффективно исп мин ресурсы необходимо определить запасы и оценить их качеств состав. Различают геологические и геохимические запасы. Геохимич.-наличие того или иного элемента в земной коре или в пределах какой-л тер. Поскольку земн кора имеет большую глубину, то геохим запасы определ до глубины 16 км. Геохим свойство земн коры: Кислород-47,2%, кремний-27,6%, алюмин-8,8% железо-5,1%, кальций-3,6%,калий-2,64%,натрий-2,6%, магний-2,1%,др-0,36%. В совр промышленности исп редкие и редчайшие хим элементы(титан,осмий). Геохим состав дает представление о степени распространения того или иного элем в земн коре. Но для добычи необходимо иметь представление о геологич запасах-скоплении рудных тел на опред территории и их местораждений. Геолог запасы-балансовые(А) и забалансовые(б). А-запасы, использован которых экономически целесообразно и кот удовлетворяют требования для подсчета. Б- нет точн подсчетов, исп нецелесообразно при достигнут технич ур-не и технологий перераб. В дальнейш эти запасы из-за метода добычи, технологии добычи могут быть исп. Балансовые запасы в зависимости от степени изученности:А-категория-промышл запасы(изучены с детальностью, позволяющей наиболее полно оценить качество ресурсов, условия залегания, технологич свойства, извлекаются наиб доступнымиметодами); Б-разведанные запасы(определены с детальностью, позвол выяснить основные хар-ки без точного изображения);С1-прогнозные(определены со степенью для выяснения в общ чертах); С2-предварительно оцененные(определены по аналогии с уже известными). По каждому полезн ископаем сост отдельный баланс, кот сводится в сводном балансе. Сущ также запасы кат Д1-разведанные горизонты по нефти и газу, Д2-основанные на теор предполож по нефти и газу. Всемирно сущ классификация:R-общие запасы, R1-промышлен, R2-предварит оцененные,R3-невыявленные R1(2)E-могут эксплуатир,R1(2)C-не имеют интересы,R1(2)M-интересн в будущем.
|
23.Оценка минеральных ресурсов Беларуси. Основные пути рационального использования и охраны недр. В РБ выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды. 1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются, рес нефти-338,3млн. торф- эти ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущ этапах эк развития Бел.-3 млрд т, бурые угли-Полесье, в перспективе они могут быть реальным источником энерг и местн бытового топлива, горюч сланцы-Любанское и Туровское месторождения, для развития энергетики, хим пром, произв строймат. 2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфориты). Калийные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль (неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). 3)Руды черных и цветных металлов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырье для производства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды). 4)Строительные материалы(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицовочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др). 5)Исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. (58 источников мин вод, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в качестве лечебных и столовых вод. Верхние слои литосферы в пределах РБ испытывают интенсивное воздействие в результате проведения инженерно-геологич исследований и геологоразведочн работ на различн виды полезн ископ. Проблема эффективности использования не ставит перед собой задачу ограничить или запретить добычу. Не ставится проблема воспроизводства. Существуют принципы:1 всемерное сокращение потерь(источники потерь:неполная извлекаемость из недр, засорение при добыче, при обогащении и переработке, при транспортировке),2- комплексное исп сырья, 3-рекуперация – исп.вторичн.р.4-замена дефицитн.минер.сырья др.ресурсами,5-поиск новых источн энергии, 6-добыча необх.элементов из воды, возд., океана, 7-охрана сырья.
|
24.Хозяйственный механизм природопользования (ХМП), его структурные звенья. ХМП в условиях становления рыночных отношений. В СМИ наиболее развит стран мира настойчиво, пост внушается мысль о том, что гос-во не вмеш в хоз жизнь об-ва.Рынок отрегулир хоз пр, но в тех же самых источниках.Совр эк чрезвычайно сложна, и она не может эффективно развив без гос регулир.Гос регулир и управлен эк осущ с пом хоз мех-ма. Хоз мех экономики- сис-ма форм,методоа,приёмов,способов орг-ции и регулир хоз жизни об-ва.Такие СП и методы разнообразны.Меняются на кажд ист этапе и им нац хар-р.ХМЭ сложился в нашей стране на рубеже 30-40 гг.XXв.Он прошёл путь от политики воен коммунизма,нэпа до централиз администр управлен и директивн планир.Характерн чертой была высок ст централизац.Объективными причинами формир ХМЭ были коллективиз,индустриализ,война,послевоен разруха.Для восстан нар хоз-ва требовались средства.Это осущ за счёт природы.В этих усл сковывалась инициатива на местах,выпуск прод был некач,сбыт распределительн,гарантированный.В такой обстан стал формир ХМП(приобрёл осн черты в 60-е гг.XXв).ХМП явл составн ч.ХМЭ. ХМП включает: 1)администр-правовые методы:а)наблюден б)учёт и контроль в обл охраны окр среды(мониторинг) в)гос регулир эк(планирован,прогнозирован) г)администр сис-ма упр П д)гос экол экспертиза проектов хоз дея-ти е)экол контроль на предприятии ж)экол нормирован и регламентац кач-ва окр среды з)правовое регулир природоохр деят. 2)эк методы управлен П:а)хозрасчётн показатели(отношения) б)эк стимулир природоохр деят в)финансир и кредитован природоохр мероприят г)экол страхован. В основе администр-правовых методов(1) были заложены экол стандарты ПДК и ГОСТ.ГОСТ были введены на возд и воду, а ПДК на все ресурсы.Были введены времен стандарты(временно согласован выбросы(ВСВ) и сбросы(ВСС).Они в неск р.превышали установлен стандарты.При оценке природоохр деят в эк методах управлен применялись такие методы:в 1960г был введён НСО(нормативн стоим обработки).Цель его внедрен-приостан сверхнормативн потреблен сырья и материалов на ед продукции.Норматив оказался неэффект,т.к.не затрагивал осн производств показатели предприят.Тогда в 1979г на смену внедрили НЧП(нормативно чист продукт).Цель та же.Но предполагалось природоохр деят предприят оценивать по конечн рез.Отсекались промежут операции.Но предприят,чтобы обойти норматив,преднамеренно возвыш удельн вес ручн труда в пр-ве.В 1989 приняли закон о пром предрият(объединен).В 20 статье:предприятия осущ свою леят преимущ за счёт собств средств и кредитов.Этой статьёй впервые вводилась плата за ресурсы.Но при господстве предпр-монополистов это приводило к тому,что монополисты включ стоим сырья в себестоим прод.
|
25.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Необходимость планового подхода к решению назревших экол-эк проблем вызвана тем,что отдельн хорошо проработан и периодич реализуемые мероприят не достигают цели. Необходим комплексн подход к решен этих проблем.А это значит,что можно решить эти задачи лишь с пом планир и прогнозир.Поэтому в планах соц-эк развития лишь с 1975 появился спец раздел «Охрана природы и рац исп прир р»(раздел9).Вместе с тем необх отметить,что планир и пронозир П имеет ряд особенностей,кот усложняют процедуру проведен природоохр меропр и сниж достоверн получен результатов. Особенности: 1)Объектом планир явл не только соц-эк пр,но и прир явления в сис-ме взаисвязей «прир-об-во-пр-во» непрерывно возрастает роль чел-ка.Отсюда сложн планир.2)Во взаимод с внешн средой возникают последствия,кот проявл не там и не тогда,где произошло это взаимод.Они им отдалён последствия.Поэтому возник необх составлен долгосрочн планов и дополенен их прогнозами.3)Прир р.в большей части в натур форме невоспроизводимы,поэтому в планах необх предусмотреть рац бережн экономн расходован прир р.4)В отличие от традицион разделов плана(пром-ть,с/х,транспорт и связь,непроизводств сфера),где производств программа определяется от достигнутого.Планир природоохр меропр осущ от т отсчёта «состоян окр среды».5)В природе ничто не совершается обособленно.В этих усл исключит большое значен приобретает комплексность планир.6)Охрана прир и рац исп прир р.-проблема многоаспектная:эк,соц,нравств,эстетич,философск,демогр,экол.В этих усл в планах необх предусм экол воспитан чел-ка.7)Планы по ПП. носят региональн хар-р.Это значит,что они действительны только для той террит,для кот составлены.Исходя из осбен-тей планир и прогнозир сформулирована цель ПП.(в законе статья 15):а)гармонич взаимод об-ва и окр среды б)выбор эффективн средств ПП в)предотвращен негативн возд чел-ка на окр среду г)сохранен прир-ресурсн потенциала РБ. Исходя из поставлен целей немечены конкр мероприят по ПП.Меропр-сис-ма заданиу на опр период(план).План дополняется прогнозом(предвидение тех изменен,кот могут произойти в рез реализац этих заданий).В РБ планир и пронозир меропр по ПП осущ последоват.А именно.Впервые в 1975 был разраб спец раздел по охране окр среды «Охрана прир и рац исп прир р.».Он был включён в план соц-эк развит страны на 10-ю пятилетку.Во-вторых,в 90-е гг было разраб гос прогр охраны окр среды «Республиканск комплексн прогр охраны окр среды(«Прогр экология»)» на перспективу до 2000г.С к.90-х гг.и по наст вр разработаны и действуют многочисл программы «Экология» по городам,р-нам и прир комплексам.
26.Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац. использ. и воспроизводства прир. рес., охр. окр. среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич. отношениях. Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац. ПП и охраны окружающей среды: 1) административные (обеспечиваемые возможностью гос. принуждения); 2) экономические (создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий); 3) социально-психологические (методы морального стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры). (В странах с развитой рыночной широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окр. среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. Функции управления ПП: 1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды и ПП; 2)учет природных объектов и ведение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окружающей среды; 4)экологический контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности; 7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др.
27.Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы (инструменты) и их эффективность. До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами-природопользователями, сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. Центральн место в администр регулир принадлежит сис-ме экол стандартов с едиными и обязат для всех объектов управления экол нормами и требованиями. Виды: 1)стандарты кач-ва окр среды.Регламентир допустимое состояние прир сред(ПДК).2)стандарты воздейств на окр среду.Регламентир ур-нь выбросов(сбросов)из конкр точечного источника(ПДВ,ПДС).3)технологич стандарты.Устан опред экол требования к технике,оборуд,ПТ и т.д.4)стандарты кач-ва продукц(товарные стандарты).Устан содержан вредн примесей а продуктах пит, питьевой воде и т.д. Помимо стандартов администр регулир предполагает применен др мер:1)запрет на пр-во прод или использ первичн ресурсов.2)лимиты(квоты),вводимые с целью ограничен местштабов возд на окр среду.3)сертификаты,дающ право на времен или пост пользован компонентами природы или выбросы(сбросы) опред кол-ва вредн в-в.4)разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере,подлежащ лицензированию. Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдаются разрешения на природопользование). Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов;
2)выполнением детальной классиф предстоящих работ;
3)подбор кадров;
4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды;
5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты..
28.Организационные структуры управления природопользованием. Практическое осущ-е правовых экол. требований во многом зависит от органов управл-я ПП-ем. Организац структуры — системы органов власти и управл ПП-ем. В РБ управл-е ПП-ем представ-т собой сис-му учреж-дений, к-рые осущ 2 функции управл-я: -отраслевая (обеспеч-т необход.усл-я для учета потребностей каждой области ПП-я (водо-,лесопольз-е).Это – ведомст-венные управл-я,но т.к. мин-ва и ведомства–госслужбы, то ведомственные управл-я нах. под контролем гос-ва); -тер-риальная (обеспеч. комплексность развития хоз-ва и потребл-я рес-сов. Это гос. форма управления; Президент, Парламент,правительство). Органы общей компетенции осущ. общее руководство ПП-ем. Их 4: 1.комиссии нац. собрания 2. отдел экол-и рац. природоп-я и размещения производств при мин-ве эк-ки (Это планирующий орган) 3.комиссии совета министров– это исполнит. орган власти. 4.комиссии по экол-и городских,районных,областных нар. советов депутатов. Органы спец. компетенции осущ прямое управл-е природоп-ем. К ним относ-ся: -госкомитет РБ по экологии*Минский гор. комитет по экол-и, 3* городские и районные инспекции по эколог-и; -управл-е совета министров по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС; -Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС. Ведомственное управл-е осущ.: главрыбвод, произв. объединение «Экология», Госстрой. Специально уполномоченные: МЧС, Минздрав, МВД, Гос. Тамож. Комитет, Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС, Комитет по земельным ресурсам, Комитет лесного хозяйства.Контроль:суд,природоохр.прокуратура,обществ.организ-и.
29.Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Совр законодат по ПП представл собой обширн сис-му юридич норм,принят законодат органами власти(нац.собрание).К законодат примыкает большое число подзаконных актов(указов,приказов,постановлен,решен,циркуляров),изданных исполнит органами вл всех ур-ней.Эта сис-ма эридич норм регулирует права,обязанности,ответственность предприят,орг-ций,учреждений,их рук-ей и отдельн граждан,т.е.юридич и физич лиц.Формирован законода-в по охране окр среды в нашей Р им многовековую историю.Считается, что экол право в Бел-си явл одним из старейш в Европе и относится к ВКЛ,но ценность этого законодат состоит в том, что оно носило классовый хар-р,защищало интересы магнатов.Совр экол право Бел-си отн к периоду нач XXв(1917-22) за подписью Ленина.1-м был «Декрет о земле»(земля изымалась из оборота,перестала быть предм гражд-правовых сделок(купли,продажи,дарения).В 93 был принят закон «о праве соб-ти на землю».В этот период были приняты декреты «о лесах», «о рыбн ловле», «о бортничестве».В 22 принят декрет «о созд единого гос минерологич заповедника».Сис-ма экол права в Б четырёхзвенная:затем наступил временной провал(68-82)в формир закон-ва.За период с 68-82 гг заново были написаны законы по охр прир;по существу сформир 1!отраслевая стр-ра экол права.Но важн моментом этого и послед периода(до наших дней)явилось содан 2!комплекмн законов.Впервые комплексн законы были включены в виде самост статей в констит.Констит,принят 7 окт 77,впервые включила 6 статей по охр прир:с.11-прир явл гос соб-тью;с.18-прир р.принадлежат наст и буд поколениям и подлежат охране;с.67-граждане СССР обязаны охранять и беречь природу;с.73,131,147-регулировали права и обязанности учрежд и орг-ций.В ныне действующ констит сохр 3 статьи по охр прир:с.46-кажд им право на благоприятн окр среду и на возмещен вреда,причинён нарушением этого права;с.55-охрана окр среды-обязанность каждого;с.34-граждане им право на получен инф об окр среде.Новым важным моментом явл принятие ряда республ приказов,указов,кот относ к группе 3!подзаконных актов.Местными органами вл приняты 4!нормативн акты.В соотв с уголовн закон-м РБ сущ 15 статей,напр на охр прир.За неправ пользован,уничтожен,порчу прир.р.к виновным применяется 4 меры ответственности:уголовн,администр,дисциплинарн,материальн.Предп,орг-ции,учрежд привлек как правило к матер ответств.Рук предпр и отдельн граждане привлек к 4 видам ответств.Уголовн о применяется в соотв с угол кодексом РБ по приговору суда за серьёзн противоправн действие,кот привели или могли привести к тяжёл экол послед негативн хар-ра.Меры:лишен своб,исправительн работы,денежн штрафы,крнфискац имущества.Администр о наступает в случае, когда нарушен не носит преступн хар-ра и не содерж угрозы тяжёл экол послед.Меры:денежн штраф,конфискац оружия и незакон добычи,предупрежден.Привлекает соотв орган исполкома.Дисциплинарн близко примык к администр.Привлек вышестоящ начальник.Матер о примен,когда наруш не носит тяжёл экол послед.Действует сеханизм возмещ убытков.
30.Сущность и задачи мониторинга окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием природной среды в Беларуси. Получение объективной информации о природной среде о характере антропогенных воздействий на нее требует постоят наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды. (Мониторинг окружающей природной среды — это непрерывные комплексные наблюдения за ее состоят загрязнением, природными явлениями, которые происх в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей прир среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов. В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются подсистемы:
— мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для сбора и накопления данных в целях оценки состояния воздуха и прогноза изменений в будущем;
— мониторинг гидросферы — система регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод с целью сбора и накопления результатов для оценки состояния и прогноза изменений в будущем;
— мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;
радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.
Сбор данных начин с орг-ции наблюден за окр средой.НСМОС включ 3 сети:1)гидрометеорологич службы2)санитарно-эпидемиологич с. 3)МЧС.На эти службы приход 2624 пункта наблюден.Г.с.обкспеч нар хоз-во о сост погоды.В её стр-ре 4 обсерватории,50 метеостанций,около 150 гидрологич станций и постов на 58 реках,10 озёрах и 5 водохран.С-эпидем с. гл вниман удел санит сост окр среды, раб мест.МЧС отслеж и предотвращ техноген и прир катастрофы.Всего в сис-ме мониторинга 13 видов.В наст вр в соотв с технич проектом функционир 6:атм возд,гидросф,земельн фонда,содержан О3,радиацион,лесн растит.Стадии реализац:мед,физич явл,биол,компактн,ЧС,сейсмич.Для учёта колич показат созданы 4 кадастра(сводн сведен о).С 73 г ведётся статистика прир р.,с 88 и бытовые отходы,с 91 издаётся сборник окр среды.
31.Основы экологического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования — обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). Экол нормирован-одно из эффективн средств охраны прир и рац исп прир р.С его пом определяется нагрузка,кот может выдержать окр среда,и устанавливаются границы возд на среду обитан.Основы экол нормир выступают экол нормативы,кот можно подраздел на 4 группы:1)стандарты кач-ва окр среды.ПДК/ПДУ(для радиации).Эти стандарты рассчит в лаб усл.Считается, что эти стандарты в рассчётн периметрах явл безоп для чел-ка и жив.Стандарты кач-ва окр среды бывают:среднесуточные(устан средн концентр в теч суток) и максимально-разовые,кот допускают мах предел роста.ПДК для возд 1080 в-в,Н2О-1373,для почв-206. 2)Стандарты воздействия ПДВ(выбросы)ПДС(сбросы),ВСВ(временно согласован выбросы),ВСС,КТН(коэфф токсичности нормативный),Ориент БезопУровВоздейст.ПДВ и ПДС≤1;ВСВ и ВСС>1,КТН и ОБУВ – санит-гигиенич усл.Все эти станд бывают 3 видов:а)на показателях потока(кол-во выбросов в ед времени) б)на показателях запаса(кол-во выбросов,накопивш за опр период) в)на показателях опасности/токсичности. 3)технологич стандарты: вибрации,электромагн загрязнен,насыщен возд ионами,давление,дБ(шумовое загрязн). 4)стандарты кач-ва продукции ГОСТ 2874-84,ГОСТ 172302-84,СтБ-1458-2004.
32.Учет и анализ использования природных ресурсов и природоохранной деятельности. Кадастры природных ресурсов. Для учета кол. и кач. хар-к прир. р-сов, V, хар-ра режима их испол-я в РБ создано 4 гос. кадастра: зем., водн, месторожд. пол. иск., лесной (с 2000). С 1991 издается справочно-статистический сборник «Состояние и охрана пр. ресурсов». Введен ведомственный контроль. Работает с 1988 го. экол. экспертиза. Цель. дать оценку экол. безопасности строительства проекта. Финансируется из гос. бюджета. Кадастр прир. рес-сов – систематизир-ный свод сведений колич-ных, кач-ных и терриально-адресных показателей о естественно-физических, эколог-х, хоз-ных, эконом-х хар-ках и правовом статусе прир. рес-сов. Кроме того, кадастр отражает хар-р изменений состояния рес-сов под воздействием прир. и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использ-я рес-в и необход. мерам их охраны. Постановлением правит-ва РБ“О гос-х кадастрах прир. рес-в” (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растит. мира, торфяного фонда, кадастр отходов. Исходя из установл-й в кадастрах ценности, могут определ-ся стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, кот. подчинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны. Формир-е общегос-ой сис-мы наблюд-я и контроля состояния прир. среды тесно связано с эк-ко-статист-м учетом и анализом природопольз-я и природоохр. деят-ти. Впервые -1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоохр. мероприятий. Разрабат-ся и внедряются формы статист. отчетности предприятий. В наст. время сис-ма показателей статистики окр. среды и прир. рес-в вкл. разделы: ●охрана и рац. использ-е водных рес-в ●загрязн-е, охрана и состояние атмосф. воздуха ●состояние и охрана земельных рес-в ●охрана и рац. исп-е лесных рес-в ●наличие, состояние и охрана заповедных тер-рий, охрана животных ●образование, удаление и утилизация отходов произв-ва и потребления ●затраты на природоохр. мероприятия и ввод в действие природоохр. мощностей ●радиоакт-е загрязн-е тер-рии, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.Балансовый(масштабы и кач. Хар-ки испол-ых прир. р-сов) и забалансовый(выпадающих из хозоборота) учет.
33.Экологический аудит как инструмент управления природоохранной деятельностью. Разработка и внедрение эколог. аудита необход. для обеспеч-я эколог. безопасности чел-ка. Эколог. аудит – независ. комплексная проверка юр. лиц, инд. пред-лей, осущ-их хоз. деят-ть, на предмет исполнения ими правовых актов, междунар. стандартов и подготовка рекомендаций по сниж-ю вред. возд-я на окр. среду. Суть аудита–оценить потенц-е производств-е риски. Если, например, велик риск аварии, или оборудование недостат-но экологобезопасное, что может привести к взиманию больших налогов из-за большого кол-ва вредных выбросов, то ни кредита, ни инвестиций предприятие не получит.Объекты аудита: -имущ-во(зем-е уч-ки, прир-е об-ты, здания и соор-я, машины и обор-е и др), -текущие операции предприятия(производств-е, коммерч-е и пр.), -система управления предприятием в ЧС, -прог-ма охраны окр-й среды и обеспеч-я безоп-ти труд-го коллек-ва и др. Экол. аудит в РБ не получил широкого распростр-я. Как правило, проверке подлежат только те технолог-е процессы, кот. считаются самыми опасными. Некот. виды загрязн-й, к-рые выбрасываются мелкими источниками, не проверяются, однако они часто и наносят большой вред окр. среде. Поэтому, сущ-т необход-ть проведения полных проверок всех произв-в. Экол. аудит осуществляется с привлечением специалистов из местных эколог. инспекций и обществ эколог. организаций. Проведение таких проверок явл. обязат. усл-ем предоставления займов и кредитов междунар. финанс-х институтов. Осуществление экологического аудита может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности, перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой.Различают внутреннее (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешнее (проводится независимой командой аудиторов) аудирование. В процедуре экоаудита участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов.
34.Государственная экологическая экспертиза и контроль в области природопользования и природоохранной деятельности. Процедура обязательной эколог. экспертизы введена практически во всех странах мира. Её задача – составление заключения о влиянии (произв. деят-ти чела) на окр. среду, на основании к-го делается вывод об эколог. безопасности и целесообразности реализации проекта. Эколог. экспертиза явл. очень эфф-ной при реализации «экологобезопасной деят-ти» предприятия. Законы в РБ: «О гос эколог. экспертизе» устанавливают порядок и правила проведения гос. экспертизы. Работает с 1988 г. Она проводится Министерством прир. рес-сов и охраны окр. среды. Кроме гос., разрешается проведение обществ. экспертизы, кот. осуществл-ся по инициативе научных коллективов и обществ. объединений. Их заключения учитываются органами, проводящими гос. эколог. экспертизу. Эколог. экспертиза явл. достаточно эфф-ным рычагом реализации гос. эколог. политики, и наиб. важно, что с её помощью закладывается основа эколог. безопасного ведения хоз. деят-ти в будущем. Эколог. контроль – сис-ма мер по контролю состояния окр. среды. Закон РБ – «Об охране окр. среды» (1992 г., 2007) – осн. задачи эколог. контроля (обеспечение соблюдения требований законодат-ва в области охраны окр. среды). Эколог. контроль: Гос-й. Задача – обеспечить соблюдение утверждённых стандартов (норм и правил) и эфф-ть проведения работ по изучению, рац. использ-ю и охране всеми пользователями прир. рес-сов. Осуществляется местными советами депутатов, органами гос. управл-я по прир. рес-сам и охране окр. среды. Ведомств-й(респ-е органы гос-о упр-я для обеспеч-я выпол-я подведомтсв-ми предприя-ми и орг-ми планов и мер-ий по ох-не окр-ей среды). Производственный(экол-я сл-ба хоз-го суб-та).Общественный(общ-е объедин-я и труд-е коллект-вы).
35.Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования. В наст вр оценка дея
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!