Охрана лесов, экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Охрана лесов, экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования.

2017-12-10 230
Охрана лесов, экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Леса относятся к тем природным ресурсам, использование и охрана которых, как правило, регулируется национальным законодательством. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию было принято "Заявление о сохранении лесов" и согласованы "лесные принципы", направленные на достижение глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов. Существенной частью "лесных принципов" является признание ведущей роли всех видов лесов в поддержании экологических процессов, удовлетворении потребности в энергии и различных видах промышленного сырья и потребительских продуктов, благоприятном воздействии на устойчивое развитие сельского хозяйства.Лесное законодательство стран Содружества направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Задачами охраны и защиты лесов являются разработка и осуществление комплекса организационных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. На госуд-ю лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных порубок, загрязнения и повреждения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, засорения промышленными, строительными и коммунально-бытовыми отходами и отбросами, защита лесов от вредителей и болезней. Нац правовое регулиров испол и охраны биолог ресурсов основ на Зако РБ «О раст мире» «О жив мире» «Об Особ охран территор» «Лесной кодекс РБ»

Как бы ни были велики запасы древесины,о консервац леса не может быть и речи(деревья должны рубиться и удовлетв потребн нар хоз-ва). Осн принципы исп лесн р.: 1.принцип непрерывн неистощит пользован лесом.предусматр повыш продуктивн лесов,кот должно осущ следующ люразом:а)мелиорац земель(осушен). позволяет в 5-6р.лучше расти деревьям.б)рубки ухода за лесом.в)повыш плодородия почв.г)сохр хвойн потомства. 2. Пр.полн реализац расчётн лесосеки по всем породам. Не соблюд недоруб по листв и переруб по хвойн. 3. Пр интесификац лесопользован. 4. Пр комплексн исп всей древесн массы. На лесосеках остаётся до 50% древесн массы,при траспортир и распиловке теряя.т ещё 41%,до потребит доходит 25%. 5. Пр комплексн исп недревесн продукц леса. 6. Вос-во лесн р.Осущ в 3 формах:посев и посадка;содейств естеств наращен;естеств наращен. 7. Охрана:профилактич.методы;истребит методы.


21.Особо охраняемые природные территории и объекты, их роль в сохранении биологического разнообразия Беларуси. В сохранении биолог. разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым прир. территориям - это участки земли и части водн. простр-ва, прир. компл-сы, имеющие особое экол, научн, культ-е, эстетич-ое, истор-ое знач-е, в отношении кот. уст-лен особый режим охраны и исп-ния. Согласно закону РБ «Об особо охраняемых прир. тер-риях и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Заповедники явл. исключительно природоохр-ми научно-исследовательскими учреждениями гос. знач-я, в задачи к-рых входит: - сохранение в натур. состоянии прир. комплекса, входящего в состав заповедника; - проведение научных исследований; - организация мониторинга окр. среды; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; - популяризация природоохр-х взглядов и дела охраны природы.В наст. время функционирует Березинский биосферный и Полесский радиационно-эколог. заповедники. Нац. парки – комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследоват-е учреждения, задачами к-рых явл.:-сохранение эталонных и уникальных прир. комплексов и объектов природы; -организация экол-го просвещения и воспитания населения;-проведение научных исследов-й; -организация рекреационной деят-ти; -ведение комплексного хоз-ва. На тер-рии РБ 4 нац. парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера. Заказники –тер-рии, выделенные с целью сохранения и восстановл-я одного или неск-х видов прир. рес-сов и поддержания общего экол. баланса (ландшафтные, биологич, палеонтологич, гидрологич.) Хоз. деят-ть в заказниках осуществл-ся в форме, к-рая не наносит ущерба охраняемому объекту. Др. особо охран объекты: памятники садово-паркового искусства,бот реликвии,геологич памятники природы.


22.Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Термин недры употр как синоном к полезн ископаемым, т к недры исп для их добычи. В наст время недрами пользуются для сооружен и эксплуатации подземн коммуникаций и др. В широком смысле под недрами понимается пространство земли,простирающееся от поверхности и до ядра планеты, включ земную кору, мантию и ядро. Т к мантия и ядро недоступны и неизучены, то в узком смысле недры-земная кора,включающая минералы и горные породы. В земной коре более 2 тыс минералов. Имеются редкие и редчайшие. Ок 60 минералов образуют скопления или месторождения. Используются 30 видов. В странах СНГ извлекается 150 минераов. Совр промышл Снг полностью обеспечена минералами. Осн богатство недр- полезн ископаемые(невозобновл ресурсы)-необходимо выработать бережное отношение к данным ресурсам. С учетом этого были приняты основы законодательства о недрах.В РБ 1984-кодекс о недрах, согласно которому(ст12) недры предоставляются для геологич изучения, добычи полезн ископ, создания охранных зон. Существуют положения и правила,обязат для горнодобывающих предприятий,которые получают горные отводы(тер, на кот залегают полезн ископ). На этих тер проводят все виды работ. По завершению рекультивируют тер и передают другому пользователю.Положения предусматривают также рациональное исп минеральных сырьевых ресурсов в соотв.с их эконом классификацией. Для того, чтобы эффективно исп мин ресурсы необходимо определить запасы и оценить их качеств состав. Различают геологические и геохимические запасы. Геохимич.-наличие того или иного элемента в земной коре или в пределах какой-л тер. Поскольку земн кора имеет большую глубину, то геохим запасы определ до глубины 16 км. Геохим свойство земн коры: Кислород-47,2%, кремний-27,6%, алюмин-8,8% железо-5,1%, кальций-3,6%,калий-2,64%,натрий-2,6%, магний-2,1%,др-0,36%. В совр промышленности исп редкие и редчайшие хим элементы(титан,осмий). Геохим состав дает представление о степени распространения того или иного элем в земн коре. Но для добычи необходимо иметь представление о геологич запасах-скоплении рудных тел на опред территории и их местораждений. Геолог запасы-балансовые(А) и забалансовые(б). А-запасы, использован которых экономически целесообразно и кот удовлетворяют требования для подсчета. Б- нет точн подсчетов, исп нецелесообразно при достигнут технич ур-не и технологий перераб. В дальнейш эти запасы из-за метода добычи, технологии добычи могут быть исп. Балансовые запасы в зависимости от степени изученности:А-категория-промышл запасы(изучены с детальностью, позволяющей наиболее полно оценить качество ресурсов, условия залегания, технологич свойства, извлекаются наиб доступнымиметодами); Б-разведанные запасы(определены с детальностью, позвол выяснить основные хар-ки без точного изображения);С1-прогнозные(определены со степенью для выяснения в общ чертах); С2-предварительно оцененные(определены по аналогии с уже известными). По каждому полезн ископаем сост отдельный баланс, кот сводится в сводном балансе. Сущ также запасы кат Д1-разведанные горизонты по нефти и газу, Д2-основанные на теор предполож по нефти и газу. Всемирно сущ классификация:R-общие запасы, R1-промышлен, R2-предварит оцененные,R3-невыявленные R1(2)E-могут эксплуатир,R1(2)C-не имеют интересы,R1(2)M-интересн в будущем.


23.Оценка минеральных ресурсов Беларуси. Основные пути рационального использования и охраны недр. В РБ выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды. 1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются, рес нефти-338,3млн. торф- эти ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущ этапах эк развития Бел.-3 млрд т, бурые угли-Полесье, в перспективе они могут быть реальным источником энерг и местн бытового топлива, горюч сланцы-Любанское и Туровское месторождения, для развития энерге­тики, хим пром, произв строймат. 2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфориты). Калий­ные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль (неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). 3)Руды черных и цветных метал­лов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырье для произ­водства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды). 4)Строительные материалы(цементное сырье, доломит, мел, строит и облицо­вочн камень, глина для керамики, силикатные и строи-тельные пески и др). 5)Исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. (58 источников мин вод, разрабатывается 50). Для санаторно-курортного лечения, реализуются в качестве лечебных и столовых вод. Верхние слои литосферы в пределах РБ испытывают интенсивное воздействие в результате проведения инженерно-геологич исследований и геологоразведочн работ на различн виды полезн ископ. Проблема эффективности использования не ставит перед собой задачу ограничить или запретить добычу. Не ставится проблема воспроизводства. Существуют принципы:1 всемерное сокращение потерь(источники потерь:неполная извлекаемость из недр, засорение при добыче, при обогащении и переработке, при транспортировке),2- комплексное исп сырья, 3-рекуперация – исп.вторичн.р.4-замена дефицитн.минер.сырья др.ресурсами,5-поиск новых источн энергии, 6-добыча необх.элементов из воды, возд., океана, 7-охрана сырья.


24.Хозяйственный механизм природопользования (ХМП), его структурные звенья. ХМП в условиях становления рыночных отношений. В СМИ наиболее развит стран мира настойчиво, пост внушается мысль о том, что гос-во не вмеш в хоз жизнь об-ва.Рынок отрегулир хоз пр, но в тех же самых источниках.Совр эк чрезвычайно сложна, и она не может эффективно развив без гос регулир.Гос регулир и управлен эк осущ с пом хоз мех-ма. Хоз мех экономики- сис-ма форм,методоа,приёмов,способов орг-ции и регулир хоз жизни об-ва.Такие СП и методы разнообразны.Меняются на кажд ист этапе и им нац хар-р.ХМЭ сложился в нашей стране на рубеже 30-40 гг.XXв.Он прошёл путь от политики воен коммунизма,нэпа до централиз администр управлен и директивн планир.Характерн чертой была высок ст централизац.Объективными причинами формир ХМЭ были коллективиз,индустриализ,война,послевоен разруха.Для восстан нар хоз-ва требовались средства.Это осущ за счёт природы.В этих усл сковывалась инициатива на местах,выпуск прод был некач,сбыт распределительн,гарантированный.В такой обстан стал формир ХМП(приобрёл осн черты в 60-е гг.XXв).ХМП явл составн ч.ХМЭ. ХМП включает: 1)администр-правовые методы:а)наблюден б)учёт и контроль в обл охраны окр среды(мониторинг) в)гос регулир эк(планирован,прогнозирован) г)администр сис-ма упр П д)гос экол экспертиза проектов хоз дея-ти е)экол контроль на предприятии ж)экол нормирован и регламентац кач-ва окр среды з)правовое регулир природоохр деят. 2)эк методы управлен П:а)хозрасчётн показатели(отношения) б)эк стимулир природоохр деят в)финансир и кредитован природоохр мероприят г)экол страхован. В основе администр-правовых методов(1) были заложены экол стандарты ПДК и ГОСТ.ГОСТ были введены на возд и воду, а ПДК на все ресурсы.Были введены времен стандарты(временно согласован выбросы(ВСВ) и сбросы(ВСС).Они в неск р.превышали установлен стандарты.При оценке природоохр деят в эк методах управлен применялись такие методы:в 1960г был введён НСО(нормативн стоим обработки).Цель его внедрен-приостан сверхнормативн потреблен сырья и материалов на ед продукции.Норматив оказался неэффект,т.к.не затрагивал осн производств показатели предприят.Тогда в 1979г на смену внедрили НЧП(нормативно чист продукт).Цель та же.Но предполагалось природоохр деят предприят оценивать по конечн рез.Отсекались промежут операции.Но предприят,чтобы обойти норматив,преднамеренно возвыш удельн вес ручн труда в пр-ве.В 1989 приняли закон о пром предрият(объединен).В 20 статье:предприятия осущ свою леят преимущ за счёт собств средств и кредитов.Этой статьёй впервые вводилась плата за ресурсы.Но при господстве предпр-монополистов это приводило к тому,что монополисты включ стоим сырья в себестоим прод.


25.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Необходимость планового подхода к решению назревших экол-эк проблем вызвана тем,что отдельн хорошо проработан и периодич реализуемые мероприят не достигают цели. Необходим комплексн подход к решен этих проблем.А это значит,что можно решить эти задачи лишь с пом планир и прогнозир.Поэтому в планах соц-эк развития лишь с 1975 появился спец раздел «Охрана природы и рац исп прир р»(раздел9).Вместе с тем необх отметить,что планир и пронозир П имеет ряд особенностей,кот усложняют процедуру проведен природоохр меропр и сниж достоверн получен результатов. Особенности: 1)Объектом планир явл не только соц-эк пр,но и прир явления в сис-ме взаисвязей «прир-об-во-пр-во» непрерывно возрастает роль чел-ка.Отсюда сложн планир.2)Во взаимод с внешн средой возникают последствия,кот проявл не там и не тогда,где произошло это взаимод.Они им отдалён последствия.Поэтому возник необх составлен долгосрочн планов и дополенен их прогнозами.3)Прир р.в большей части в натур форме невоспроизводимы,поэтому в планах необх предусмотреть рац бережн экономн расходован прир р.4)В отличие от традицион разделов плана(пром-ть,с/х,транспорт и связь,непроизводств сфера),где производств программа определяется от достигнутого.Планир природоохр меропр осущ от т отсчёта «состоян окр среды».5)В природе ничто не совершается обособленно.В этих усл исключит большое значен приобретает комплексность планир.6)Охрана прир и рац исп прир р.-проблема многоаспектная:эк,соц,нравств,эстетич,философск,демогр,экол.В этих усл в планах необх предусм экол воспитан чел-ка.7)Планы по ПП. носят региональн хар-р.Это значит,что они действительны только для той террит,для кот составлены.Исходя из осбен-тей планир и прогнозир сформулирована цель ПП.(в законе статья 15):а)гармонич взаимод об-ва и окр среды б)выбор эффективн средств ПП в)предотвращен негативн возд чел-ка на окр среду г)сохранен прир-ресурсн потенциала РБ. Исходя из поставлен целей немечены конкр мероприят по ПП.Меропр-сис-ма заданиу на опр период(план).План дополняется прогнозом(предвидение тех изменен,кот могут произойти в рез реализац этих заданий).В РБ планир и пронозир меропр по ПП осущ последоват.А именно.Впервые в 1975 был разраб спец раздел по охране окр среды «Охрана прир и рац исп прир р.».Он был включён в план соц-эк развит страны на 10-ю пятилетку.Во-вторых,в 90-е гг было разраб гос прогр охраны окр среды «Республиканск комплексн прогр охраны окр среды(«Прогр экология»)» на перспективу до 2000г.С к.90-х гг.и по наст вр разработаны и действуют многочисл программы «Экология» по городам,р-нам и прир комплексам.


26.Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Управление природопользованием — это деят-ть гос-ва по организации рац. использ. и воспроизводства прир. рес., охр. окр. среды, обеспечение режима законности в эколого-экономич. отношениях. Методы управления — это способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рац. ПП и охраны окружающей среды: 1) административные (обеспечиваемые возможностью гос. принуждения); 2) экономические (создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий); 3) социально-психологические (методы морального стимулирования -поощрения, благодарности или, выговоры). (В странах с развитой рыночной широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окр. среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. Функции управления ПП: 1)нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окр среды и ПП; 2)учет природных объектов и ведение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окружающей среды; 4)экологический контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 6)экономическое стимулирование природоохранной деятельности; 7)разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение законодательства и др.

 

 


27.Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы (инструменты) и их эффективность. До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государства природными ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами-природопользователями, сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. Центральн место в администр регулир принадлежит сис-ме экол стандартов с едиными и обязат для всех объектов управления экол нормами и требованиями. Виды: 1)стандарты кач-ва окр среды.Регламентир допустимое состояние прир сред(ПДК).2)стандарты воздейств на окр среду.Регламентир ур-нь выбросов(сбросов)из конкр точечного источника(ПДВ,ПДС).3)технологич стандарты.Устан опред экол требования к технике,оборуд,ПТ и т.д.4)стандарты кач-ва продукц(товарные стандарты).Устан содержан вредн примесей а продуктах пит, питьевой воде и т.д. Помимо стандартов администр регулир предполагает применен др мер:1)запрет на пр-во прод или использ первичн ресурсов.2)лимиты(квоты),вводимые с целью ограничен местштабов возд на окр среду.3)сертификаты,дающ право на времен или пост пользован компонентами природы или выбросы(сбросы) опред кол-ва вредн в-в.4)разрешения и лицензии, выдаваемые природопользователям с целью их активизации в сфере,подлежащ лицензированию. Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдаются разрешения на природопользование). Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов;

2)выполнением детальной классиф предстоящих работ;

3)подбор кадров;

4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды;

5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты..

 

 


28.Организационные структуры управления природопользованием. Практическое осущ-е правовых экол. требований во многом зависит от органов управл-я ПП-ем. Организац структуры — системы органов власти и управл ПП-ем. В РБ управл-е ПП-ем представ-т собой сис-му учреж-дений, к-рые осущ 2 функции управл-я: -отраслевая (обеспеч-т необход.усл-я для учета потребностей каждой области ПП-я (водо-,лесопольз-е).Это – ведомст-венные управл-я,но т.к. мин-ва и ведомства–госслужбы, то ведомственные управл-я нах. под контролем гос-ва); -тер-риальная (обеспеч. комплексность развития хоз-ва и потребл-я рес-сов. Это гос. форма управления; Президент, Парламент,правительство). Органы общей компетенции осущ. общее руководство ПП-ем. Их 4: 1.комиссии нац. собрания 2. отдел экол-и рац. природоп-я и размещения производств при мин-ве эк-ки (Это планирующий орган) 3.комиссии совета министров– это исполнит. орган власти. 4.комиссии по экол-и городских,районных,областных нар. советов депутатов. Органы спец. компетенции осущ прямое управл-е природоп-ем. К ним относ-ся: -госкомитет РБ по экологии*Минский гор. комитет по экол-и, 3* городские и районные инспекции по эколог-и; -управл-е совета министров по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС; -Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС. Ведомственное управл-е осущ.: главрыбвод, произв. объединение «Экология», Госстрой. Специально уполномоченные: МЧС, Минздрав, МВД, Гос. Тамож. Комитет, Гос. комитет по проблемам последствий катасрофи на ЧАЭС, Комитет по земельным ресурсам, Комитет лесного хозяйства.Контроль:суд,природоохр.прокуратура,обществ.организ-и.


29.Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Совр законодат по ПП представл собой обширн сис-му юридич норм,принят законодат органами власти(нац.собрание).К законодат примыкает большое число подзаконных актов(указов,приказов,постановлен,решен,циркуляров),изданных исполнит органами вл всех ур-ней.Эта сис-ма эридич норм регулирует права,обязанности,ответственность предприят,орг-ций,учреждений,их рук-ей и отдельн граждан,т.е.юридич и физич лиц.Формирован законода-в по охране окр среды в нашей Р им многовековую историю.Считается, что экол право в Бел-си явл одним из старейш в Европе и относится к ВКЛ,но ценность этого законодат состоит в том, что оно носило классовый хар-р,защищало интересы магнатов.Совр экол право Бел-си отн к периоду нач XXв(1917-22) за подписью Ленина.1-м был «Декрет о земле»(земля изымалась из оборота,перестала быть предм гражд-правовых сделок(купли,продажи,дарения).В 93 был принят закон «о праве соб-ти на землю».В этот период были приняты декреты «о лесах», «о рыбн ловле», «о бортничестве».В 22 принят декрет «о созд единого гос минерологич заповедника».Сис-ма экол права в Б четырёхзвенная:затем наступил временной провал(68-82)в формир закон-ва.За период с 68-82 гг заново были написаны законы по охр прир;по существу сформир 1!отраслевая стр-ра экол права.Но важн моментом этого и послед периода(до наших дней)явилось содан 2!комплекмн законов.Впервые комплексн законы были включены в виде самост статей в констит.Констит,принят 7 окт 77,впервые включила 6 статей по охр прир:с.11-прир явл гос соб-тью;с.18-прир р.принадлежат наст и буд поколениям и подлежат охране;с.67-граждане СССР обязаны охранять и беречь природу;с.73,131,147-регулировали права и обязанности учрежд и орг-ций.В ныне действующ констит сохр 3 статьи по охр прир:с.46-кажд им право на благоприятн окр среду и на возмещен вреда,причинён нарушением этого права;с.55-охрана окр среды-обязанность каждого;с.34-граждане им право на получен инф об окр среде.Новым важным моментом явл принятие ряда республ приказов,указов,кот относ к группе 3!подзаконных актов.Местными органами вл приняты 4!нормативн акты.В соотв с уголовн закон-м РБ сущ 15 статей,напр на охр прир.За неправ пользован,уничтожен,порчу прир.р.к виновным применяется 4 меры ответственности:уголовн,администр,дисциплинарн,материальн.Предп,орг-ции,учрежд привлек как правило к матер ответств.Рук предпр и отдельн граждане привлек к 4 видам ответств.Уголовн о применяется в соотв с угол кодексом РБ по приговору суда за серьёзн противоправн действие,кот привели или могли привести к тяжёл экол послед негативн хар-ра.Меры:лишен своб,исправительн работы,денежн штрафы,крнфискац имущества.Администр о наступает в случае, когда нарушен не носит преступн хар-ра и не содерж угрозы тяжёл экол послед.Меры:денежн штраф,конфискац оружия и незакон добычи,предупрежден.Привлекает соотв орган исполкома.Дисциплинарн близко примык к администр.Привлек вышестоящ начальник.Матер о примен,когда наруш не носит тяжёл экол послед.Действует сеханизм возмещ убытков.


30.Сущность и задачи мониторинга окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием природной среды в Беларуси. Получение объективной информации о природной среде о характере антропогенных воздействий на нее требует постоят наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды. (Мониторинг окружающей природной среды — это непрерывные комплексные наблюдения за ее состоят загрязнением, природными явлениями, которые происх в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей прир среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблюдение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов. В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются подсистемы:

— мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для сбора и накопления данных в целях оценки состояния воздуха и прогноза изменений в будущем;

— мониторинг гидросферы — система регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод с целью сбора и накопления результатов для оценки состояния и прогноза изменений в будущем;

— мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;

радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.

Сбор данных начин с орг-ции наблюден за окр средой.НСМОС включ 3 сети:1)гидрометеорологич службы2)санитарно-эпидемиологич с. 3)МЧС.На эти службы приход 2624 пункта наблюден.Г.с.обкспеч нар хоз-во о сост погоды.В её стр-ре 4 обсерватории,50 метеостанций,около 150 гидрологич станций и постов на 58 реках,10 озёрах и 5 водохран.С-эпидем с. гл вниман удел санит сост окр среды, раб мест.МЧС отслеж и предотвращ техноген и прир катастрофы.Всего в сис-ме мониторинга 13 видов.В наст вр в соотв с технич проектом функционир 6:атм возд,гидросф,земельн фонда,содержан О3,радиацион,лесн растит.Стадии реализац:мед,физич явл,биол,компактн,ЧС,сейсмич.Для учёта колич показат созданы 4 кадастра(сводн сведен о).С 73 г ведётся статистика прир р.,с 88 и бытовые отходы,с 91 издаётся сборник окр среды.

31.Основы экологического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования — обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). Экол нормирован-одно из эффективн средств охраны прир и рац исп прир р.С его пом определяется нагрузка,кот может выдержать окр среда,и устанавливаются границы возд на среду обитан.Основы экол нормир выступают экол нормативы,кот можно подраздел на 4 группы:1)стандарты кач-ва окр среды.ПДК/ПДУ(для радиации).Эти стандарты рассчит в лаб усл.Считается, что эти стандарты в рассчётн периметрах явл безоп для чел-ка и жив.Стандарты кач-ва окр среды бывают:среднесуточные(устан средн концентр в теч суток) и максимально-разовые,кот допускают мах предел роста.ПДК для возд 1080 в-в,Н2О-1373,для почв-206. 2)Стандарты воздействия ПДВ(выбросы)ПДС(сбросы),ВСВ(временно согласован выбросы),ВСС,КТН(коэфф токсичности нормативный),Ориент БезопУровВоздейст.ПДВ и ПДС≤1;ВСВ и ВСС>1,КТН и ОБУВ – санит-гигиенич усл.Все эти станд бывают 3 видов:а)на показателях потока(кол-во выбросов в ед времени) б)на показателях запаса(кол-во выбросов,накопивш за опр период) в)на показателях опасности/токсичности. 3)технологич стандарты: вибрации,электромагн загрязнен,насыщен возд ионами,давление,дБ(шумовое загрязн). 4)стандарты кач-ва продукции ГОСТ 2874-84,ГОСТ 172302-84,СтБ-1458-2004.

 


32.Учет и анализ использования природных ресурсов и природоохранной деятельности. Кадастры природных ресурсов. Для учета кол. и кач. хар-к прир. р-сов, V, хар-ра режима их испол-я в РБ создано 4 гос. кадастра: зем., водн, месторожд. пол. иск., лесной (с 2000). С 1991 издается справочно-статистический сборник «Состояние и охрана пр. ресурсов». Введен ведомственный контроль. Работает с 1988 го. экол. экспертиза. Цель. дать оценку экол. безопасности строительства проекта. Финансируется из гос. бюджета. Кадастр прир. рес-сов – систематизир-ный свод сведений колич-ных, кач-ных и терриально-адресных показателей о естественно-физических, эколог-х, хоз-ных, эконом-х хар-ках и правовом статусе прир. рес-сов. Кроме того, кадастр отражает хар-р изменений состояния рес-сов под воздействием прир. и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использ-я рес-в и необход. мерам их охраны. Постановлением правит-ва РБ“О гос-х кадастрах прир. рес-в” (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растит. мира, торфяного фонда, кадастр отходов. Исходя из установл-й в кадастрах ценности, могут определ-ся стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, кот. подчинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны. Формир-е общегос-ой сис-мы наблюд-я и контроля состояния прир. среды тесно связано с эк-ко-статист-м учетом и анализом природопольз-я и природоохр. деят-ти. Впервые -1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоохр. мероприятий. Разрабат-ся и внедряются формы статист. отчетности предприятий. В наст. время сис-ма показателей статистики окр. среды и прир. рес-в вкл. разделы: ●охрана и рац. использ-е водных рес-в ●загрязн-е, охрана и состояние атмосф. воздуха ●состояние и охрана земельных рес-в ●охрана и рац. исп-е лесных рес-в ●наличие, состояние и охрана заповедных тер-рий, охрана животных ●образование, удаление и утилизация отходов произв-ва и потребления ●затраты на природоохр. мероприятия и ввод в действие природоохр. мощностей ●радиоакт-е загрязн-е тер-рии, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.Балансовый(масштабы и кач. Хар-ки испол-ых прир. р-сов) и забалансовый(выпадающих из хозоборота) учет.


33.Экологический аудит как инструмент управления природоохранной деятельностью. Разработка и внедрение эколог. аудита необход. для обеспеч-я эколог. безопасности чел-ка. Эколог. аудит – независ. комплексная проверка юр. лиц, инд. пред-лей, осущ-их хоз. деят-ть, на предмет исполнения ими правовых актов, междунар. стандартов и подготовка рекомендаций по сниж-ю вред. возд-я на окр. среду. Суть аудита–оценить потенц-е производств-е риски. Если, например, велик риск аварии, или оборудование недостат-но экологобезопасное, что может привести к взиманию больших налогов из-за большого кол-ва вредных выбросов, то ни кредита, ни инвестиций предприятие не получит.Объекты аудита: -имущ-во(зем-е уч-ки, прир-е об-ты, здания и соор-я, машины и обор-е и др), -текущие операции предприятия(производств-е, коммерч-е и пр.), -система управления предприятием в ЧС, -прог-ма охраны окр-й среды и обеспеч-я безоп-ти труд-го коллек-ва и др. Экол. аудит в РБ не получил широкого распростр-я. Как правило, проверке подлежат только те технолог-е процессы, кот. считаются самыми опасными. Некот. виды загрязн-й, к-рые выбрасываются мелкими источниками, не проверяются, однако они часто и наносят большой вред окр. среде. Поэтому, сущ-т необход-ть проведения полных проверок всех произв-в. Экол. аудит осуществляется с привлечением специалистов из местных эколог. инспекций и обществ эколог. организаций. Проведение таких проверок явл. обязат. усл-ем предоставления займов и кредитов междунар. финанс-х институтов. Осуществление экологического аудита может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности, перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой.Различают внутреннее (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешнее (проводится независимой командой аудиторов) аудирование. В процедуре экоаудита участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов.


34.Государственная экологическая экспертиза и контроль в области природопользования и природоохранной деятельности. Процедура обязательной эколог. экспертизы введена практически во всех странах мира. Её задача – составление заключения о влиянии (произв. деят-ти чела) на окр. среду, на основании к-го делается вывод об эколог. безопасности и целесообразности реализации проекта. Эколог. экспертиза явл. очень эфф-ной при реализации «экологобезопасной деят-ти» предприятия. Законы в РБ: «О гос эколог. экспертизе» устанавливают порядок и правила проведения гос. экспертизы. Работает с 1988 г. Она проводится Министерством прир. рес-сов и охраны окр. среды. Кроме гос., разрешается проведение обществ. экспертизы, кот. осуществл-ся по инициативе научных коллективов и обществ. объединений. Их заключения учитываются органами, проводящими гос. эколог. экспертизу. Эколог. экспертиза явл. достаточно эфф-ным рычагом реализации гос. эколог. политики, и наиб. важно, что с её помощью закладывается основа эколог. безопасного ведения хоз. деят-ти в будущем. Эколог. контроль – сис-ма мер по контролю состояния окр. среды. Закон РБ – «Об охране окр. среды» (1992 г., 2007) – осн. задачи эколог. контроля (обеспечение соблюдения требований законодат-ва в области охраны окр. среды). Эколог. контроль: Гос-й. Задача – обеспечить соблюдение утверждённых стандартов (норм и правил) и эфф-ть проведения работ по изучению, рац. использ-ю и охране всеми пользователями прир. рес-сов. Осуществляется местными советами депутатов, органами гос. управл-я по прир. рес-сам и охране окр. среды. Ведомств-й(респ-е органы гос-о упр-я для обеспеч-я выпол-я подведомтсв-ми предприя-ми и орг-ми планов и мер-ий по ох-не окр-ей среды). Производственный(экол-я сл-ба хоз-го суб-та).Общественный(общ-е объедин-я и труд-е коллект-вы).

 


35.Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования. В наст вр оценка дея


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.