Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.). — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.).

2017-12-10 282
Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План:

1. Объективные методы психологии:

1.1. Наблюдение. Виды наблюдения.

1.2. Эксперимент. Виды эксперимента.

1.3. Тестирование.

1.4. Метод опроса:

· интервьюирование – метод устного опроса

· анкетирование – метод письменного опроса

2. Методы описательной психологии

3. Методы практической психологии

 

Литература:

· Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М. 1998.

· Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

· Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

 

Методические рекомендации:

Ø При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования. Заполните таблицу «Методы психологии»:

 

Метод Вариант метода Достоинства метода Недостатки метода
  Наблюдение      
  Эксперимент      
  Интервьюирование      
  Анкетирование      

Ø Выполните практическое задание:

Выберите из указанных суждений те, которые описывают конкретные методы:

· Наблюдение (3 ответа) № _________________________

· Эксперимент (3 ответа) № _____________

· Тесты (3 ответа) № ________________

Номера правильных ответов запишите после знака «№».

Суждения:

1. используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции;

2. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения;

3. может быть лабораторным, естественным, формирующим;

4. может быть сплошным и выборочным;

5. педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала;

6. бывает включенным и невключенным, скрытым (зеркало Гезелла) и открытым;

7. полученные индивидуальные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал и соотносятся с нормой.

8. исследователь сам вызывает изучаемое им явление;

9. отвечает требованиям валидности, надежности и стандартизации;

 

Семинар № 4. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению (2 ч.).

 

План:

1. Стадии развития психики животных.

а) стадия элементарной сенсорной психики,

б) стадия перцептивной психики,

в) стадия интеллекта.

2. Развитие нервной системы у животных.

3. Основные формы поведения животных: инстинкт, навык.

4. Возникновение сознания человека

а) предпосылки и условия возникновения сознания,

б) становление мышления и речи.

5. Мозг и психика.

6. Культурно – историческая теория формирования высших психических функций Л.С.Выготского.

Литература:

· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).

· Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 416 с.

· Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 109 – 144.

 

Статьи:

1. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 62 – 68.

2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 31 – 47. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

3. Брунер Дж. Развитие сознания. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 295 - 299. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

4. Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 83 – 92.

5. Грайер Дж. Б. Слышали ли вы об этом? / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 345 – 347.

6. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 235 – 249.

Методические рекомендации:

Ø Ответить на вопросы.

Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): тропизмы, таксис, импринтинг, инстинкт, навык, рефлекс, отражение, психика, бессознательное, сознание, высшие психические функции, интериоризация.

Ø Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.

Ø Ответьте на следующие вопросы:

· Что такое психика?

· Особенности психического отражения.

· Понятие высших психических функций.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.