Цели и задачи государственной итоговой аттестации — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Цели и задачи государственной итоговой аттестации

2017-12-10 190
Цели и задачи государственной итоговой аттестации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника ФГБОУ ВО «СахГУ» к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВО и основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»); определение практической и теоретической подготовленности выпускников Института естественных наук и техносферной безопасности ФГБОУ ВО «СахГУ»: бакалавра педагогического образования, будущих педагогов-организаторов ОБЖ (учителей безопасности жизнедеятельности) к профессиональной деятельности, к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части образовательного учреждения); выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности и продолжению образования в магистратуре, аспирантуре.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы осуществляется дальнейшее углубление теоретических знаний и их систематизации, развитие прикладных умений и практических навыков, овладение методикой исследования в области образования по безопасности жизнедеятельности при решении конкретных проблем, развитие навыков самостоятельной работы, повышение общей и профессиональной эрудиции и культуры выпускника.

Приобретение практических навыков работы в различных областях безопасности жизнедеятельности с применением разнообразных методов, форм, средств и технологий обучения. Также в процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен уметь применять свои знания в области теории и методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, осуществлять самостоятельную исследовательскую работу в различных направлениях безопасности жизнедеятельности.

Для достижения цели государственной итоговой аттестации выпускников проводится комплексная оценка уровня подготовки выпускников вуза, которая строится с учетом изменений в содержании и организации профессиональной подготовки будущих педагогов; охватывает всю группу дисциплин профессиональной подготовки; учитывает возможность продолжения образования выпускником на более высоких ступенях.

Основными задачами государственной экзаменационной комиссии являются:

– определение соответствия подготовки и оценка сформированности компетенций выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

– принятие решения о присвоении квалификации по результатам государственной итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем образовании;

– разработка на основании результатов работы государственной экзаменационной комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.

 

Требования к организации и проведению государственной итоговой аттестации

 

Государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение в Университете по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) высшего образования, является обязательной.

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение ОПОП по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), разработанной в соответствии с ФГОС ВО. Государственная итоговая аттестация включает междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (ВКР).

Программа и регламент проведения итоговых государственных аттестационных испытаний разрабатываются учебными структурными подразделениями Университета на основании Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «СахГУ» (приложение к приказу № 534 от 19 октября 2016 г.) и утверждаются протоколами Ученого совета института, проректором по учебной работе. Они доводятся до сведения обучающихся выпускных курсов не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Программы включают в себя порядок проведения государственных аттестационных испытаний, а именно:

– общие требования;

– определение содержания государственных испытаний;

– требования к выпускнику, проверяемые в ходе междисциплинарного государственного экзамена;

– требования к выпускной квалификационной работе;

– критерии и параметры оценивания результатов междисциплинарного государственного экзамена и защит выпускных квалификационных работ.

Конкретные требования к содержанию программы Государственной итоговой аттестации, в соответствии со спецификой ОПОП, разрабатываются выпускающей кафедрой безопасности жизнедеятельности на основании Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «СахГУ» (приложение к приказу № 534 от 19 октября 2016 г.) и утверждаются советом Института.

За месяц до начала работы ГЭК составляется расписание.

Перед государственными экзаменами проводятся обзорные лекции и консультации для выпускников по вопросам утвержденной программы междисциплинарного государственного экзамена.

Междисциплинарный государственный экзамен и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях государственных экзаменационных комиссий с участием не менее двух третей ее состава. Результаты аттестационных испытаний определяются опенками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Выпускники, не сдавшие государственный экзамен, к прохождению последующих аттестационных испытаний не допускаются.

К защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все государственные экзамены.

Порядок организации защит выпускных квалификационных работ определяется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «СахГУ» (приложение к приказу № 534 от 19 октября 2016 г.) п. 5 – Порядок защиты выпускной квалификационной работы.

Решения государственной экзаменационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.

Диплом «с отличием» выдается выпускнику Университета на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по дисциплинам, курсовым работам, практикам, научно-исследовательской работе и государственной итоговой аттестации. По результатам государственной итоговой аттестации выпускник должен иметь только оценки «отлично». При этом оценок «отлично», включая оценки по государственной итоговой аттестации, должно быть не менее 75%, остальные оценки – «хорошо». Зачеты в процентный подсчет не входят.

Все заседания государственных экзаменационных комиссий оформляются протоколами, которые сшиваются в отдельные книги. В протокол заседания вносятся мнения членов комиссий об уровне подготовленности выпускника, о качестве его подготовки, о знаниях, умениях, компетенциях, выявленных в ходе проведения испытания, а также перечень вопросов и характеристика ответов на них, при этом ведется запись особых мнений и т.п.

В протоколе государственной экзаменационной комиссии указывается степень (квалификация), присвоенная выпускнику.

Отчеты о работе государственных экзаменационных комиссий, а также рекомендации по совершенствованию качества высшего образования заслушиваются на Ученом совете Университета после завершения государственной итоговой аттестации с последующим представлением отчета в установленном порядке.

Протоколы государственной итоговой аттестации выпускников хранятся в архиве Университета.

После прохождения государственной итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены, в пределах срока освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования, каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из Университета.

Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные Университетом сроки, но не позднее 4 месяцев после подачи заявления студентом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав государственной итоговой аттестации, отчисляется из Университета в установленном порядке.

При восстановлении в Университет назначаются повторные итоговые аттестационные испытания не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются не более двух раз.

 

Содержание междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
профиль «Безопасность жизнедеятельности»

 

Государственный экзамен по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности» является междисциплинарным и имеет интегративный характер, объединяя блоки дисциплин с учетом специфики подготовки бакалавров для системы образования Сахалинской области и программы развития образования Сахалинской области на 2014-2020 годы. Выносимые на итоговый междисциплинарный государственный экзамен вопросы и экзаменационные билеты сформулированы и представлены (приложение 1).

Каждый экзаменационный билет содержит три вопроса и содержит вопросы по общим вопросам педагогической науки; теории и методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности; современному комплексу проблем в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Предполагается, что при ответе на вопросы, поставленные в экзаменационном билете, выпускник сможет продемонстрировать овладение основными профессиональными компетенциями и соответствующими им знаниями, умениями и навыками. Это позволит вынести заключение о его подготовленности к самостоятельной практической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности.

Содержание блока вопросов по теории и методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности направлено на оценку методической подготовки профессионально-грамотного и компетентного специалиста – педагога-организатора ОБЖ (учителя безопасности жизнедеятельности). Этот блок включает в себя вопросы по теории и методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности с учетом психолого-педагогических требований.

 

Требования к знаниям и умениям выпускника. Критерии оценки

 

Выпускник, получивший квалификацию бакалавр педагогического образования по профилю «Безопасность жизнедеятельности», должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

– способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

– способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

– способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

– способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

– готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

– готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

– готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

– готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4);

– владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

– готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

профессиональными компетенциями (ПК):

педагогическая деятельность:

– готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

– способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

– способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

– способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);

– способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

– готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

– способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

проектная деятельность:

– способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

– способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

– способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

исследовательская деятельность:

– готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

– способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

культурно-просветительская деятельность:

– способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

– способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

 

В результате обучения бакалавр по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности») выпускник должен:

знать:

– Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления Образования по вопросам образования;

– основные закономерности взаимодействия в системе «человек – окружающая среда – общество – техносфера»;

– основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

– основные механизмы социализации личности;

– основные философские категории и проблемы человеческого бытия;

– особенности современного экономического развития России и мира, права и обязанности граждан по обеспечению безопасности государства, общества и личности;

– основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе и в обеспечении её безопасности;

– современные теории и практику обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– основные способы математической обработки информации;

– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации об окружающей среде обитания;

– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования в области безопасности жизнедеятельности;

– правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования, права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

– сущность и структуру образовательных процессов;

– особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

– тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

– основы просветительской деятельности;

– методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

– теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

– методику формирования психологической устойчивости поведения учащихся в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

– методику формирования экологической культуры, экологического сознания, любви к природе, бережного отношения к окружающей среде;

– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

– формы и методы воспитательной работы, направленной на формирование культуры безопасности, включая патриотическое воспитание (формы и методы работы по патриотическому воспитанию молодежи);

– способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

– особенности социального партнерства в системе образования;

– способы профессионального самопознания и саморазвития.

уметь:

– использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;

– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

– применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

– применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности, применять правовые и этические нормы, регулирующие отношение человека к окружающим, обществу, природной среде (биосфере) при разработке различных проектов по защите и обеспечению безопасности природы, личности, общества и государства;

– использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации;

– оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

– обеспечивать охрану жизни и здоровье учащихся в образовательном процессе, соблюдать и обеспечивать выполнение ими правил безопасности и противопожарной защиты, охраны труда;

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

– создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду, распознавать и оценивать факторы риска опасных и чрезвычайных ситуаций, организовывать и проводить совокупность мероприятий по их профилактике и предотвращению, предупреждению воздействия на обучаемых;

– проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

– использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся с учетом психолого-педагогических требований к воспитанию и обучению;

– бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса, управлять индивидуумом и группой, направлять их поведение в нужное русло;

– управлять деятельностью помощников учителя и волонтёров, координировать деятельность социальных партнеров;

– выполнять обязанности классного руководителя, поддерживать взаимодействие с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и содействовать им в семейном воспитании;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

– анализировать собственную деятельность и систематически повышать профессиональную квалификацию.

владеть:

– основными методами математической обработки информации;

– навыками безопасной работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

– базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты;

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний, в том числе, в области безопасности жизнедеятельности;

– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– различными способами вербальной и невербальной коммуникации с объектами образовательной среды;

– навыками коммуникации в родной и иноязычной среде;

– способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны и обеспечения её безопасности;

– способами ориентации в источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.) в области безопасности жизнедеятельности;

– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

– способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

– способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

– способами совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 

Критерии оценки междисциплинарного государственного экзамена

 

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника, его профессиональные компетенции, входит:

– уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

– уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин – Блок 1 ФГОС ВО – «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

– уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;

– обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

– уровень информационной и коммуникативной культуры.

 

Оценка 5 (отлично)

Ответ исчерпывающий, правильный, полный в пределах программы, разработанной на основании ФГОС ВО, основных образовательных программ, направления подготовки. Материал изложен на основании ведущих теорий, законов, научных положений, принципов, подходов в определенной логической последовательности литературно-профессиональным языком. Глубина (отражения фундаментальных оснований), осознанность (умение применять различную научную информацию), полнота (соответствие объему программы и привлечение дополнительной информации), самостоятельность являются ведущими характеристиками ответа.

Оценка 4 (хорошо)

Ответ правильный, полный в соответствии с основной образовательной программой. Материал изложен на основании ведущих теорий, законов, научных положений, принципов, подходов в определенной логической последовательности литературно-профессиональным языком. Осознанность, полнота ответа, самостоятельность характеризуют ответ в целом. Однако, глубина рассмотрения материала, умения применять теоретический материал не проявлены полностью. Допущены незначительные неточности.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.