Интервью как метод сбора данных политического анализа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Интервью как метод сбора данных политического анализа

2017-12-10 1123
Интервью как метод сбора данных политического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Лекция)

 

Интервью - качественный вид опроса, в котором интервьюер (опрашивающий) с помощью непосредственно целенаправленной беседы получает информацию от респондента.

 

Направление беседы определяется проблемой исследования.

 

Интервью классифицируется:

1. По форме проведения:

⁃ Прямое;

⁃ Опосредованное;

 

2. По формализованности:

⁃ Формализованное (стандартизированное);

⁃ Фокусированное;

⁃ Свободное;

 

3. По месту проведения:

⁃ на работе;

⁃ На учебе;

⁃ На дому;

⁃ В магазине;

⁃ По дороге..

 

Преимущества:

- Оценивается непосредственного впечатление от живой реакции опрашиваемого по предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать суждения респондентов)

 

Основные стадии работы интервьюера:

1. "Вхождение в поле"

2. Соблюдение контекста интервью

3. Работа с вопросником

 

Вхождение в поле:

⁃ Установка дистанции между интервьюером и респондентов;

⁃ Объяснение причины попадания в круг респондентов.

 

Соблюдение контекста интервью

⁃ Ролевая диспозиция

⁃ Отсутствие или присутствие 3-из лиц

⁃ Эффект интервьюера

⁃ Соблюдение требований задавание вопросов

 

Основные требования:

1. Произносить каждый вопрос как задан в вопроснике

2. Читать вопросы медленно и четко

3. В закрытых вопросах зачитывать все варианты ответов без исключения

4. Соблюдать порядок вопросов

 

Приемы стимулирования респондента:

1. Повторить вопросы

2. Выдержать паузу

3. Повторить дословно ответ респондента

4. Попросить уточнить ответ: "что-то ещё", "что-то другое"?

 

Работа с вопросником

⁃ цвет ручки

⁃ Перечеркивания

⁃ Кодирование

⁃ Проверка ошибок

 

В интервью не рекомендуется:

⁃ Объяснять смысл вопросов

⁃ Интерпретировать вопросы

⁃ Уточняющие вопросы, ответы на которые должны быть даны да или нет

 

Оценка и контроль работы интервьюеров

⁃ Ответственность

⁃ Проверка (звонки респондентам)

 

Обработка результатов:

⁃ Обобщение данных формализованного интервью

⁃ Их обработка

⁃ Подготовка аналитической записки

 

⁃ Транскрибирование фокусированного или экспертного интервью

⁃ Обработка

⁃ Подготовка аналитической записки

 

 

Наблюдение как метод сбора данных политического анализа.

(Лекция)

 

Наблюдение - процесс восприятия с помощью органов чувств (обыденное)

Наблюдение - направленное, систематическое, непосредственное восприятие и регистрация значимых событий (научных), которые можно подтверждать контролю и проверке (в эмпирических исследованиях)

 

Параметры наблюдения:

1. Наличие цели

2. Систематичность

3. Планомерность

4. Наличие элемента контроля за качеством

 

Преимущество наблюдения:

⁃ Возможность фиксации событий в момент появления

⁃ Данные собираются вне зависимости от согласия группы

⁃ Отсутствие языкового барьера

 

Недостатки:

⁃ Ограничение времени сбора информации сроками происхождения события

⁃ Наблюдатель связан с объектом наблюдения - субъективизм

⁃ Скрытость некоторых фактов от непосредственного наблюдения

⁃ На повеление людей может повлиять присутствие наблюдателя

 

Виды наблюдения:

⁃ Контролируемые (кол-во исследования; план)

⁃ Неконтролируемые (отсутствие плана, определяется лишь объект)

 

⁃ Включенное (исследователь контактирует с объектом исследования)

⁃Невключенное (наблюдение за объектом со стороны)

 

⁃ Случайное (заранее незапланированное)

⁃ Систематическое (фиксированное наблюдение действий на протяжении определенного времени; наблюдение за группой - как меняется; за процессом - как протекает)

 

⁃ Полевое (разведывательное)

⁃ Лабораторное (в специально созданных условиях (эксперимент))

 

⁃ Структурированное

⁃ Неструктурированное (формы нет)

 

⁃ Одномоментное

⁃ Панельное (использование одно и того же инструментария)

 

⁃ Самонаблюдение

 

Фиксируемые показатели при наблюдении:

1. Наблюдаемые (число, статус, степень знакомства, форма отношений, группировки)

2. Обстановка (место, поведение, ожидаемое поведение)

3. Цели (формальность, установки)

4. Социальное поведение (что и как, стимулы..)

5. Частота и продолжительность ситуаций (когда, повторяемость, типичность)

 

 

Ситуационный анализ.

(Ахременко)

 

Ситуационный анализ, или анализ политических ситуаций, является одним из наиболее востребованных, широко применяемых методов анализа в прикладных политологических исследованиях. В частности, ситуационный анализ просто незаменим при разработке стратегий политических акторов, создании прогнозов их поведения в конкретных политических условиях.

 

Методологической основой ситуационного анализа является системный подход.

 

Политическая ситуация с позиций системного подхода представляет собой «такое сочетание условий и обстоятельств политической жизни, которое... может быть выделено из политического процесса как относительно завершенный его фрагмент»

 

Стадии:

Не только в теории, но и в конкретном технологическом алгоритме ситуационного анализа определение границ ситуации, выделение ее из общего политического процесса является первой и очень важной стадией.

 

Второй важной стадией ситуационного анализа является выявление наиболее активных и влиятельных политических субъектов (акторов), задействованных в рамках анализируемой ситуации. В терминах системного подхода производится «декомпозиция системы»: упрощение ее путем расчленения на составные элементы. В качестве политических акторов могут выступать отдельные политические лидеры, элитные группы, политические партии, финансово-промышленные группы и даже целые институты (например, Правительство, Конституционный суд или Государственная дума).

 

Естественно, очень многое будет зависеть от глубины понимания аналитиком каждой конкретной ситуации, но есть и общее правило, которое можно назвать «правилом разумной достаточности»: перечень акторов должен отражать основные группы интересов, вовлеченные в данную ситуацию, но при этом по численности не превышать того порога, когда анализ становится чрезмерно громоздким.

 

За выделением перечня акторов ситуации следует их характеристика. Это третья стадия ситуационного анализа, также выполняемая в соответствии с рядом правил системного подхода. Ключевыми позициями, по которым производится характеристика политических акторов, являются интересы и вытекающие из них цели акторов, содержание их действий, ресурсы, типовые тактики и стратегии.

 

В рамках ситуационного анализа важно по возможности реконструировать иерархию целей каждого из политических акторов, опираясь на понимание их стратегических интересов.

 

Каждый выделенный политический актор характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия у него того или иного ресурса (административный, финансовый, информационный, организационный, ресурс поддержки и т.д), а также степени эффективности использования им имеющихся ресурсов. Итогом анализа ресурсов каждого из вовлеченных в ситуацию акторов является экспертная оценка их влияния в рамках данной ситуации.

 

Структуру политической ситуации, которую можно понимать как расстановку политических сил, зачастую удобно представить графически в виде когнитивной карты.

 

 

SWOT-анализ

(Ахременко)

 

SWOT-анализ может использоваться и как самостоятельная методика, и как элемент ситуационного анализа. Данный метод был изначально разработан в рамках маркетинговых исследований и в настоящее время сохраняет свое значение как один из основных приемов первичного стратегического анализа позиционирования компаний на рынке. По своим исходным установкам SWOT-анализ является клиент-ориентированным методом: исследование ситуации происходит «под углом зрения» конкретного актора.

 

Название метода является аббревиатурой четырех английских слов:

• Strength — сильные стороны;

• Weakness — слабые стороны;

• Opportunities — возможности;

• Threats — угрозы.

 

Первые две позиции — сильные и слабые стороны — связаны преимущественно с позитивностью и негативностью ресурсной базы политического актора. Например, в процессах партийного строительства важнейшей слабостью может быть дефицит организационного и кадрового ресурса.

 

Вторые две позиции — возможности и угрозы — связаны в основном со структурированием ситуации и факторами внешней среды.

Так, при реализации проекта создания новой оппозиционной политической партии основные возможности могут определяться, например, негативными тенденциями в социально-экономическом положении населения (фактор внешней среды), а основные угрозы — сильным противодействием со стороны властных элит, часть которых может консолидироваться для блокирования проекта (структурный фактор).

 

Однако основное достоинство SWOT-анализа состоит не только в системной характеристике позиций актора по указанным выше признакам, но и в комплексном рассмотрении сильных/слабых сторон актора через призму возможностей/угроз.

 

Ситуационный и SWOT-анализ эффективно использовать в комплексе. При этом SWOT-анализ, с одной стороны, выступает резюмирующим элементом ситуационного анализа, с другой — позволяет эффективно адаптировать его результаты к проблемам конкретного клиента.

33.Контент анализ политических документов: этапы и методика
Контент-анализ - это качественно-количественный метод анализ содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.Как полноценная методика контент-анализ нашел свое применение лишь начиная с 30-х гг. 20 века в США.Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.
В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализ ом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны. В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использование компьютерной техники в исследованиях.Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Существуют три основных направления применения контент-анализа:
а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);
б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);
в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Этапы:
1. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: -заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы); один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);частота появления сообщений,способ распространения сообщений;место распространения сообщений;время
2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
3. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение; она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений; она должна легко идентифицироваться;число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:физическая протяженность текстов;площадь текста, заполненная смысловыми единицами;число строк (абзацев, знаков, колонок текста)

длительность трансляции по радио или ТВ;метраж пленки при аудио- и видеозаписях;количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
5. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Необходимо определить единицы анализа.бязательное условие: такие единицы должны быть единообразными.иницы анализа должны легко и по возможности однозначно идентифицироваться в тексте. В идеале их лучше всего свести к самым употребляемым формальным значкам, напри мер запятым или точкам. Тогда подсчет не представит никаких трудностей, а интерпретация результатов будет однозначной и объективной.Категории анализа выражаются определенными признака ми (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность значимость выраженной в категории идеи, проблемы. К ним могут относить ся понятия из любой сферы жизни общества: формы собственности, приватизация, финансовая система.С помощью категорий выделяют концептуальные связи, модели, микро проблемы, тематические поля. В качестве примера можно привести анали: президентских посланий стране, с которыми обратился Б. Клинтон в 1994 \ 1995 гг. Эти послания содержат от 7000 до 10 000 слов. Были сформировав-категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помо щи и др. В категорию «экономика» входили слова: экономика, безработица, инфляция; в категорию «семья» — ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.Втакоом случае методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа. Первым шагом будет определение системы категорий анализа, вторым — соответствующая им единица анализа текста, а третьим — установление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще называют индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать часто ту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

За единицу счета могут быть приняты: 1) частота появления признака ка тегории анализа; 2) объем внимания, уделяемого категории анализа в содержании текста.

 

34. Интент анализ
Интенция- намерение мыслительной деятельности(скрытое, явное,осознаваемое)Интент-анализ – сравнительно новый подход к выявлению психологического содержания текста. Он состоит в экспертном оценивании целевой, или интенциональной, направленности речи публичных деятелей, выраженной в конкретном тексте. Бывает Интенция первого уровня(нервная система человека) и второго уровня(опыт который проявляется через коммуникации). Это метод анализа документов,где можно получить информацию о направленность высказываний автора. Он способствует определению некоторых характерных черт высказываюшего (черты псих состояния); выражение своих состояний; условия, которые ограничивают автора полноценно высказывать свое состояние.
Виды речевых актов:1.локутивный- автор озвучивает содержание события в нейтральной форме. 2.иллокутивный- автор пытается навязать свою точку зрения. 3. перлокутивный- манипуляция сознанием читателя, демонстрация оценочной точки зрения.
Процедура проведения:1.программа -текст разделяется на фрагменты,в каждом из которых есть интенция.2.квалифицирование интенции, определение их видов. 3.опреоеление объекта в тексте. 4.оценить структуру интенциональных блоков. 5.рассчитать частоту интенций в тексте. 6.определить речевые акты и их типы

 

35. Ивент анализ
Ивент-анализ (от англ, event — событие) как метод исследований по литической науки зародился в 1960-х гг. Первое системное изложение его методологии и инструментария содержится в работах американского ученого Ч. Маклеланда, которого можно считать отцом-основателем данного исследовательского направления.Ивент-анализ принадлежит к группе количественных методов изучения политической реальности. Его суть состоит в систематическом формализованном представлении интеракций между субъектами поли тики в рамках определенной шкалы (как правило, отражающей состояния конфликтности/мирных процессов). Информационной базой его являются сообщения СМИ: преимущественно газет и информационных агентств. Ближайший «родственник» ивент-анализа — контент-анализ: оба метода осуществляют количественный анализ текстов, хотя и разными способами. В этом плане необходимо ясно понимать, что объектом ивент-анализа являются не сами события, а сообщения о со бытиях.
Рождение ивент-анализа не случайно приходится на середину 1960-х гг. К этому времени в западной (прежде всего американской) политичес кой науке уже прочно утвердилась бихевиористская парадигма: большинство исследований опирались на формализованный эмпирической материал, активно использовалась статистика и т.д. В этом плане сфера международных отношений находилась как бы в положении «отстаю щего», здесь до сих пор доминировали традиционные методы: исторический анализ, традиционный анализ текстов. Это связано с тем, что ос новные источники количественных данных политической науки — результаты социологических опросов, электоральная и социально-эко номическая статистика — генерируются на внутригосударственном, а не на межгосударственном уровне. Сложная внешнеполитическая ситу ация — «холодная война» и гонка вооружений, нестабильность в Ближневосточном регионе и т.д. — требовала активного внедрения более со временных методов анализа и прогнозирования.

Таким образом, развитие ивент-анализа стало, с одной стороны, ответом на объективные политические вызовы эпохи, с другой — находи лось целиком в русле тенденций развития эмпирической политологии того времени.
Он позволяет представить политический процесс как цепь взаимосвязанных явлений, каждое из которых оказывает воздействие на ситуацию в целом. Данный методологический инструментарий позволяет упорядочить поток политических событий, структурировать их таким образом, чтобы сквозь их череду явлений прослеживались объективные тенденции, позволяющие спрогнозировать дальнейшее развитие процесса.
Типовая схема этого метода анализа предполагает:
· выявление участников политического процесса и лиц, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
· оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих их сил;
· установление стратегических целей, тактических задач, выявление интересов участников политического процесса;
· выявление возможных стратегических союзов и тактических коалиций;
· формирование сценариев развития событий;
· формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;
· формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учётом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для ее реализации.
Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха или неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.

Методика ивент-анализа включает в себя следующие этапы: Первый этап заключается в составлении банка данных или использовании уже имеющихся баз данных. В качестве источников информации используются официальные документы, сообщения, обзоры новостей, статистическая информация. Второй этап состоит в расчленении информационного массива на отдельные единицы наблюдения и сортировке данных в соответствии с целями исследования. Простейший пример - кодировка по принципу: • кто осуществляет действие: свои/чужие; • тип действия: вербальные, физические; • цель: вражда, нейтралитет, сотрудничество. В качестве субъектов чаще всего рассматривают государства, 16 политические институты, организации, политических лидеров. Третьим этапом служит подсчет результатов заполнения матричного классификатора. Четвертый этап предусматривает аналитические сравнения полученных величин, характеризующих события на определенном временном промежутке. Обычно сравнивают: • события в рамках одного промежутка времени, но на разном пространстве; • события в рамках одного пространства, но в различные промежутки времени; • события в пределах разных пространств на нескольких временных этапах. Пятый этап состоит в верификации полученных результатов. Преимущества ивент-анализа заключаются в высокой объективности, что делает методику одной из самых популярных основ для принятия решений. Однако эта методика является трудоемкой, требующей высокого уровня квалификации исполнителей.

 

36. Традиционный анализ документов
Традиционный анализ документа концентрируется на смысловой интерпретации источника — выявлении его логики, сути, идей, смысловых акцентов и т. д. При этом традиционный анализ как научный метод отнюдь не сводится просто к «вдумчивому чтению» текста или «вдумчивому просмотру» телевизионной передачи. Исследователь ставит и решает гораздо более широкий круг вопросов, чем обычный читатель или зритель.

К важным проблемам, особенно актуальным для документальных источников политического характера, относятся проблема подлинности документа и проблема надежности информации, в нем содержащейся. При этом данные проблемы следует очень четко различать: в подлинном документе могут содержаться недостоверные сведения, а сознательная подделка может нести в себе правдивую информацию. В то же время присутствие в документе явных искажений фактов должно породить сомнения в его подлинности, равно как установление фальсифицированности документа влечет за собой постановку вопроса о правдивости его содержания.
Традиционный анализ документов, в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания, ‑ это именно метод исследования, предполагающий выдвижение определённых гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Традиционный метод включает обычное восприятие текста, выделение смысловых блоков идей, утверждений в соответствии с целями анализа. Неформализованный анализ опирается на общие логические законы и правила сравнения, определения, оценивания, на статистические операции. «Методы традиционного анализа информации качественного характера в значительной мере основаны на интуиции исследователя, поэтому в восприятии и интерпретации содержания документа не исключены субъективные смещения». Их причины связаны с психологическими особенностями исследователя (возможностями памяти, утомляемостью, устойчивостью внимания), с неосознаваемыми защитными реакциями на содержание материалов (например, выделением приятных«и игнорированием «неприятных» аспектов). Вероятность таких смещений увеличивается с ростом числа и объёма анализируемых документов. Огромную роль играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Для повышения достоверности результатов традиционного анализа его процедура включает внешнее и внутренне исследование документа. Внешний анализ посвящен изучению обстоятельств возникновения документа; его задача установить время и место появления, авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие на её содержание. Внешний анализ способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведённых в документе. Внутренний анализ занимается собственно изучение фактов, мнений и идей, представленных в документе. Цели подобного изыскания имеют лишь поисковые и описательный характер.

Как и у любого метода маркетинговых исследований у традиционного анализа есть преимущества и недостатки. Он выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и мотивов его появления и исчерпывающе раскрывает содержимое текста. Но при этом данный вид анализа достаточно субъективен и трудоёмок.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.