Туберкулез как медико-соц проблема. Сист мероприятий по борьбе с Т. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Туберкулез как медико-соц проблема. Сист мероприятий по борьбе с Т.

2017-12-10 263
Туберкулез как медико-соц проблема. Сист мероприятий по борьбе с Т. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Среди социальных болезней туберкулез занимает особое место. Самые низкие показатели первичной заболеваемости туберкулезом в России были отмечены в 1991 г.: 34,0 на 100 тыс., а смертно­сти - в 1989 г.: 7,4 на 100 тыс. С начала 90-х годов ХХ в. за­болеваемость и смертность от туберкулеза в большинстве стран мира стали стремительно возрастать.

С начала 90-х годов заболеваемость населе­ния России от туберкулеза возросли в среднем в 2,5 раза, смертность в отдельных регионах – в 8 раз. Самые высокие за последние десятилетия уровни заболеваемо­сти и смертности от туберкулеза были зарегистрированы в 2000 г.: заболеваемость - 90,4, а смертность - 20,6 на 100 тыс. населения. Среди умерших 75% составили лица трудоспособного возраста.

Особенно неблагополучно обстоит дело с туберкулезом в пенитенциарных учреждениях, где показатель заболеваемости превышает средний по стране в 39 раз. Только 60% лиц, освобожденных из мест лишения свободы и боль­ных туберкулезом, обращаются в учреждения здравоохранения для продолжения лечения.

Рост заболеваемости туберкулезом связан со всеми тремя звеньями эпидемической цепочки: ис­точник заболевания, пути передачи инфекции и восприимчи­вый коллектив.

На долю аэрозольного пути приходит­ся 95% всех случаев инфицирования. Росту заболеваемости туберкулезом способствует целый комплекс социальных факторов: неполноценное питание, рост алкоголизма, наркомании, ВИЧ-ин­фекция, ухудшение жилищных условий, рост числа лиц БОМЖ и др.

Для со­временного периода характерен рост числа впервые выявлен­ных больных, выделяющих МБТ. Ежегодно в России выявля­ется около 60 тыс. таких больных, еще более 60 тыс. больных с хроническими формами заболевания выделяют микобактерии туберкулеза уже в течение длительного времени. Таким образом, в стране имеется огромный резервуар туберкулезной инфекции. Один больной в течение года в среднем может заразить 5-10 человек, а при опреде­ленных условиях могут возникать эпидемические вспышки с заражением до 100 человек и более.

Существует несколько путей выявления больных туберкуле­зом. Основное место занимает (80% всех выявленных больных) выявление при обращении больных за медицинской помощью. Здесь велика роль врачей поликлиник, туда, как правило, обращается заболевший. Определенную роль играют целевые профилактические медицинские осмотры. Не­значительное место занимает наблюдение контактов и данные патологоанатомических исследований. Последний метод свиде­тельствует о недостатках в работе лечебно-профилактических учреждений по туберкулезу.

 

Для современного туберкулеза характерным является то, что он вызывается МБТ, имеющей высокую устойчивость к противотуберкулезным препаратам. В настоящее время более 10% впервые выявленных больных «открытой» формой тубер­кулеза выделяют лекарственно-устойчивые микобактерии. Поэтому ВОЗ разработала специальную стратегию ле­чения больных туберкулезом - стратегию DOTS (лечение краткосрочными курсами под непосредственным наблюдени­ем медицинских работников), которая по мнению экспертов, является экономически эффективной и позволяющей достичь высоких результатов при лечении больных. К 1995 г. 80 стран мира (в том числе Россия) внедрили или начали внедрять эту стратегию.Профилактика: своевременное выявление – флюорогр, бактериологические исслед-я диагностич материала, профилактич осмотры. Особое внимание на группы повышенного риска заболевания: алкоголики, токсикоманы, лица БОМЖ, осужденные недавно освободившиеся, лица с хр неспециф заболеваниями легких, СД, псих расстройствами, ЯБЖ. Создание специф противоТ иммунитета: БЦЖ и БЦЖ-М. Соц профилактика: улучшение усл и образа жизни, стабилизация уклада жизни.

Способствуют росту Т соц факторы: неполноценное питание, рост алк, наркомании, ВИЧ-инф, ухудш жилщных усл, рост числа лиц БОМЖ и др.

Туб-з вызывается МБТ устойчивыми к противо Т препаратам, поэтому лечить стали краткосроными курсами. Это экономически эффективно и дает хор рез-ты при лечении.

 

26.Гр. факторов риска и основные моменты их оценки при важн соц знач заб-й (на примере серд-сосуд).

Факторы риска: А. 1.Первичные, или внешние (курение, злоупотребление алкоголем, нерацион питвние, употр наркотиков, гиподинамия, психоэмоц стресс); 2.вторичные, или внутренние (СД, АГ, гиперхолестеринемия, аллергия, иммунодефицит). Б. 1.факторы образа жизни (курение, неправ питание, избыт масса тела, низкая физ акт-ть, алкоголь и наркотики); 2.биологические факторы (высокое АД, высокий уровень холестерина в крови, СД); 3.психо-социальные ф-ры (стресс, усталость на работе, соц незащищенность и тд). Группы:-соц-эконом50%;соц-биол20%; эколог и природ-климат20%; организационные или медицинские10%!

Заболеваемость болезнями системы крообращения имеет возрастно0половые особенности. Уровень заболеваемости у женщ по данным обращаемости в 1,4 раза выше, чем у муж. С увеличением возраста забол-ть растет. Однако в последние годы наблюдается омоложение этой патологии.Болезни сист кровообращения наносят значительный экономический ущерб гос-ву за счет заболеваемости, инвалидизации и смертности. По данным экспертоной оценки, экономический ущерб только от АГ, ИБС и цереброваскулярных болезней ежегодно составляет около 30 млрд руб. Сегодня каждые 2 чел из 3х имеют один и более факторов риска. В России 30% населения имеют повышенное АД. У лиц с повыш АД в 3 – 4 раза чаще развив-ся ИБС и в 7 раз чаще – инсульт. Снижение смертности в ряде регионов мира связано с тем, что население этих стран изменило свой неправильный образ жизни и приобрело навыки здорового образа жизни. Из этого следует, что внимание в области ЗО должно быть уделено снижению факторов риска. Работа по профилактике должна проводиться в двух направлениях: профилактика ориентированная на все население, и профил-ка, ориентированная на на лиц с высоким риском формирования болезней системы кровообращения

 

27. Система страховой медицины на примере Германии, Франции
(модель Бисмарка) распространена в Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Основополагающие принципы заложены в конце XIX в. в Германии канцлером Бисмарком. были созданы три отрасли соц страхования социальной защиты: страхование по старости и инвалидности, страхование по болезни и страхование от несчастных случаев на производстве

В течении столетий социальная защита в Европе организовывалась гильдиями и ассоциациями рабочих, формировавших страховые фонды по профессии.

^ В Германии сохранилась структура страховых фондов: по профессии, территориальные и эрзац-кассы. Еще в 1838 году небольшие фонды на предприятиях сливались в более устойчивые, объединяя рабочих в регионе. В 1883 году законом Бисмарка об обязательном страховании наряду со страховыми компаниями по профессии были организованы страховые фонды. После второй Мировой Войны обязательное страхование распространилось на фермеров, сельскохозяйственных рабочих, шахтеров, моряков и пр. Помимо основных фондов они создавали дополнительные фонды называемые «эрзац кассами».В 1990-е годы наибольшее число подписчиков (44,1%) относились к территориальным кассам; 34,3% - к эрзац кассам; 11,6% - к кассам «на рабочих местах»; 5,1 – к профессиональным кассам; 2,1% - к сельским кассам; 2,8% - к двум братствам. С ростом числа менеджеров, служащих и интеллигенции возрастает роль эрзац касс, имеющих меньший размер страховых взносов и больший выбор медицинских услуг. Эрзац кассы не могут претендовать на сверх прибыль, отказывать хроническим больным и обязаны перечислять средства в другие фонды.Правительствами земель по согласованию с федеральным правительством устанавливаются предельные размеры взносов в страховые кассы. Усиливается контроль за расходованием средств. В законодательном порядке устанавливаются общенациональные стандарты медицинской помощи. Одновременно развивается частная система страхования. Около 8% населения Германии получают частные полисы наряду с социально - страховыми взносами. Стоимость частного страхового полиса достаточно высокая. Это делает их доступными только для предпринимателей и высокооплачиваемых служащих.

В Германии традиционно функционируют службы здоровья, имеющие обширную систему социальной помощи и охраны здоровья на высоком уровне. Задачи общественной системы здравоохранения в Германии:

1) – выявление, предотвращение и контроль за инфекционными заболеваниями, включая заболевания, передаваемые половым путем;

2) – внедрение гигиенических мер;

3) – представление интересов по охране здоровья в организациях по защите окружающей среды и защите от радиации;

4) - оказание помощи матерям и детьми грудного возраста;

5) – организация консультаций по вопросам здоровья для инвалидов;

6) – помощь лицам с психическими заболеваниями;

7) – оказание помощи туберкулёзным больным.

Службы здоровья и социальные службы в Германии являются самостоятельными и раздельными институтами.

^ Во Франции в 19 веке было более 5 тыс. обществ взаимопомощи, помогающих в случаях потери работы, болезни или выхода на пенсию. Некоторые общества содержали центры здоровья, нанимали врачей, но чаще возмещали расходы пациента после независимого врача. В 1928 году фонды взаимопомощи преобразованы в страховые компании. Но из-за небольшого количества подписчиков они были малоэффективны.
В 1948 году реформой образованы многочисленные кассы, находящиеся под правительственным контролем и построенные по профессиональному принципу. После некоторых реорганизаций была установлена единая иерархия касс, согласно которой первичная касса в страховании здоровья подчиняется региональному учреждению, которое в свою очередь координируется Национальный страховой организацией, которая подчиняется Министерству социального обеспечения и труда.
Фермеры сохранили свои страховые компании, но они подчиняются правительственному регламенту.
Помимо вышеперечисленных учреждений во Франции функционируют многочисленные общества взаимопомощи, осуществляющие дополнительные к обязательному виды страхования, например, компенсацию личных расходов в кассах общего режима, объем которых составляет около 30 %, а так же оплату лекарственной, зубоврачебной помощи и т.п. В настоящее время сохраняется исторически сложившийся принцип организации этих обществ. Национальное общество взаимопомощи работников системы образования имеет собственную сеть психиатрических клиник. Общества взаимопомощи участвуют в оплате счетов своих подписчиков первичным страховым кассам. Общества предлагают своим подписчикам помощь по уходу за престарелыми. Деятельность всех обществ взаимопомощи координируется Национальной федерацией.
Обязательным страхованием во Франции охвачено 78,4 %. Более половины застрахованных состоят в 57 обществах, имеющих свыше 100 тыс. подписчиков. Франция имеет развитую сеть частных страховых компаний. Около сотни компаний специализируется на страховании жизни, здоровья в полном объеме и осуществляет дополнительное страхование, в том числе на случай потери трудоспособности, автокатастрофы и т.д.

 

28. Статья 29. Организация охраны здоровья

1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

(в ред. Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

 

29. Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.