Предпосылки, время возникновения классического периода древнегреческой философии; учение Платона об идее. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Предпосылки, время возникновения классического периода древнегреческой философии; учение Платона об идее.

2017-12-10 250
Предпосылки, время возникновения классического периода древнегреческой философии; учение Платона об идее. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вслед за Сократом, Платон считал, что философия может существовать только при условии постоянного общения между учителями и учениками. Поэтому основной формой и методом преподавания становится диалог. Методом познания в Академии считалась диалектика (искусство беседы). Платон воспринял учение Гераклита о вечном становлении материального мира. Но для Платона становление являлось свидетельством неподлинности бытия, поэтому оно характеризует лишь низший мир. Высший и подлинный мир становлению не подвержен: этот мир вечен и самотождественен (т.е. неизменен). Под высшим миром Платон понимал мир интеллигибельных (умопостигаемых) сущностей — идей и прообразов всего того, что есть в мире материальном. Вещи можно видеть (и вообще чувственно ощущать), но не мыслить, идеи, напротив, можно мыслить, но нельзя ощущать чувственно. Таким образом, материальные вещи (чувственно постигаемые) являются всего лишь воспроизведением вечных идей. Платон полагал, что отдельные вещи лишь до известной степени могут соответствовать идеям. Идеи предстают как логический идеал, который не достигает ни одна из эмпирических копий. Соотношение между идеями и вещами устанавливается посредством, во-первых, подражания (мимезиса) вещи идее, а во-вторых, присутствия идеи в вещи. От степени присутствия в ней идеи зависит степень ценности, истинности самой вещи. Идеи способны то сообщаться вещам, то отделяться от них, вследствие чего вещи меняют свои свойства. Но сами идеи неизменны.

Согласно Платону, если душа бессмертна, значит, что она существовала и до рождения. До своего материального воплощения душа могла находиться только в мире подлинного бытия. Находясь в мире идей, душа обладала совершенным знанием. Однако, рождаясь в мире материальном, душа забывает о своей прошлой жизни. Следовательно, коль скоро истинное познание — это познание идей, то этот процесс есть ни что иное, как припоминание (анамнезис) того, что душа и так знала до рождения.

Мировая Душа есть смесь из трех компонентов (трех принципов): сущности, тождества и различия. Поскольку Душа есть посредник между двумя уровнями бытия — Умом и Телом, — она, касаясь и того, и другого, может быть поделена на душу высшую, бессмертную, мыслящую, и на низшую, смертную, вожделеющую и гневающуюся.

Платон развил в своих поздних произведениях «Государство» и «Законы» учение об обществе и государстве. Он свел политические задачи к нравственным. Человек должен работать над самим собой, и лишь во вторую очередь на пользу общества. Государственная жизнь необходима лишь потому, что она - единственное средство сохранить в мире добродетель и обеспечить ей господство. Основная цель государства - добродетель, а значит, блаженство граждан. Главная его задача - воспитать народ к добродетели.

Основным условием всякого здорового государства является господство в нем философии. Для Платона это означает аристократический абсолютизм - не ограниченное никаким внешним законом господство разумных философов. Оно может быть доверено лишь немногим людям, т.к. философия не есть дело толпы. Государство должно быть защищено от внешних врагов. Поэтому должно существовать второе сословие - воины. Наконец, народная масса, т.е. земледельцы и ремесленники, образуют третье сословие. Оно не принимает никакого участия в политической жизни и занято добыванием жиз­ненных средств. Платон полагал, что лишь меньшинство людей способно к развитию, необходимому для отправления высших политических функций. Разделение между сословиями приближается к кастовому обособлению. Платон сравнивал три сословия с тремя частями души: разумной, аффективной (или волевой) и вожделеющей.

Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе: 1.Тимократия - власть, основанная на честолюбии. 2. Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. 3. Демократия устанавливается в результате восстания бедняков против оли­гархов. Демократия уравнивает всех в гражданских правах и замещении государственных должностей. 4. Тирания возникает из демократии. Ведь чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства в целом оборачивается чрезвычайным рабством.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.