Частотный словарь высказываний «20-Я» и «20-инвалид». — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Частотный словарь высказываний «20-Я» и «20-инвалид».

2017-12-10 276
Частотный словарь высказываний «20-Я» и «20-инвалид». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Таблица 3. Частотный словарь высказываний "Я-образ".

 

Я абс. частота относ. частота
спорт/смен   47%
учеба/ученик/ученица   43%
общение/общительность/ая/ый   37%
радость/радостная/ый   37%
любовь   27%
семья   27%
смех/смешная   27%
успех/шный   27%
экзамены   27%
веселая/веселье/весельчак   23%
друг   23%
друзья   23%
помощь/помощник/ца   23%
сила/сильный   23%
талант/ливый   23%

 

Из третьей таблицы видно, что наиболее встречающиеся слова это:

1. спорт/смен

2. учеба/ученик/ученица

3. общение/общительность/ая/ый

4. радость/радостная/ый

5. любовь

6. семья

7. смех/смешная

8. успех/шный

9. экзамены

10. веселая/веселье/весельчак

11. друг

12. друзья

13. помощь/помощник/ца

14. сила/сильный

15. талант/ливый

 

Таблица 4. Частотный словарь высказываний "Образ инвалида".

 

Инвалид абс. Частота относ. Частота
боль   70%
надежда   67%
инвалидная коляска/кресло   57%
одиночество/одинокий   57%
страх   47%
больница   43%
лечение   37%
помощь   33%
грусть/ный   30%
отчаяние   30%
печаль   30%
страдание   30%
лекарства   27%
семья   27%
травма/травмированный   27%

 

Из четвертой таблицы (Таблица 4. Частотный словарь высказываний "Образ инвалида".) видно, что наиболее встречающиеся слова это:

1. боль

2. надежда

3. инвалидная коляска/кресло

4. одиночество/одинокий

5. страх

6. больница

7. лечение

8. помощь

9. грусть/ный

10. отчаяние

11. печаль

12. страдание

13. лекарства

14. семья

15. травма/травмированный

 

Описание инвалида состоит из удручающих слов, большинство из которых имеют негативный характер. Ученики считают, что жизнь инвалида – преобладающе состоит из страдания и чувства беспомощности. В высказываниях об обоих образах достаточное количество различий. Качественный пример – слова антонимы: «общение» и «одиночество», «веселье» и «грусть» Однако в высказываниях есть и сходства, например, слова «семья» и «помощь».

 

У вас в частотном словаре при описании образа инвалида на втором месте стоит «надежда», это очень интересный и обнадеживающий J результат. Его бы тоже надо описать, это очень хорошо, что школьники понимают, как особенно важна для данной категории людей надежда и инвалид у них ассоциируется с надеждой. Об этом надо обязательно написать


Психогеометрический тест.

 

 

Рассмотрим таблицы с результатами методики «Психогеометрический тест».

 

Таблица 5. Соотношение невербальных Я-образа и образа инвалида.

 

Образы   Сопоставление Я – инвалид
Совпадение 36,67%
Противопоставление 80,00%

 

Таблица 6. Относительная частота фигур на 1 месте.

 

Фигуры Образы
Я-образ (n=30) 23,33% 16,66% 13,33% 43,33% 0,00%
Образ инвалида (n=30) 0,00% 6,66% 3,33% 0,00% 90,00%

 

Исходя из данных, указанных в шестой таблице (Таблица 6. Относительная частота фигур на 1 месте.), можно выделить следующее: чаще всего ученики ставили для себя на первое место круг (43,33%) и квадрат (23,33%), совершенно игнорируя зигзаг (0,00%). В тоже время, для образа инвалида подростки сделали все в точности, наоборот – на первом месте чаще всего встречается зигзаг (90,00%), а круг (0,00%) и квадрат (0,00%) полностью отсутствуют. В большей степени отсутствие какого-либо отождествления также подтверждает пятая таблица (Таблица 5. Соотношение невербальных Я-образа и образа инвалида.), благодаря данным которой можно понять, что противопоставления подростков с инвалидом имеют явное количественное преимущество перед совпадениями с ним.

Очевидно, что причина, по которой подростки чаще всего ставили на первое место зигзаг для образа инвалида, кроется в восприятии этой фигуры. Зигзаг – это незамкнутая, нелинейная фигура, которая сильно отличается от остальных. Скорее всего, именно из-за ее «непохожести» и изломанности, ученики посчитали зигзаг идеальной фигурой олицетворяющей инвалида. Если же разобраться в истинном значении этой фигуры, то можно выявить, что инвалидам присуща тяга к изменениям и инакомыслию, что вполне объяснимо. Круг и квадрат же, напротив, целостные, конкретные, равносторонние и «правильные». Такие определения, по мнению подростков, не подходят инвалиду.

Для Я-образа чуть меньше половины на первое место поставили круг. Поскольку круг – знак гармонии и благополучия межличностных отношений, то среди учеников старших классов выбор этой фигуры вполне обоснован. Квадрат, который на первое место поставили примерно ¼ выборки, означает труд, упорство и выносливость – как раз те качества, которые необходимы молодым людям старшего школьного возраста.

 

С зигзагами тоже интересный результат


Выводы.

 

Подводя итоги исследования, можно сказать, что ученики старших классов почти не соотносят себя с инвалидом и им довольно трудно сделать это. По таблице с модальностью образов явственно видны различия отношений к себе и инвалиду. В Я-образа преобладают характеристики положительной модальной, в то время как в образе инвалида – их самое меньшее количество.

Очевидно, что отрицательная оценка качеств инвалидов у подростков связана с их возрастом, поскольку они амбициозны, самоуверенны и здоровы. Сторона жизни инвалида им малоизвестна, и им очень тяжело увидеть мир глазами инвалида. Ценности молодежи в активном образе жизни, в движении, они мало изучают себя и свои мысли, преимущественно обращая внимание на свои желания.

Таблица сравнения структуры образов позволяет говорить о том, что хоть на первом месте по количеству использованных характеристик для Я-образа и образа инвалида стоит эмоционально-личностная характеристика, она имеет совершенно разное значения для себя и инвалида.

Чаще всего ученики, при описании инвалида, использовали слово «боль». Так же они использовали слова, которые описывают чувства инвалида, это «надежда», «одиночество», «страх» и т.д.

В целом, отношение подростков к инвалидам практически ничем не отличается от общепринятого, исходя из которого, инвалида считают совершенно другим, мыслящем иначе и склонными видеть мир в совершенно другом свете.


Заключение.

 

Изучение образа инвалида очень актуально и своевременно. Сегодня наука и медицина шагнула вперед, давая человеку приобрести новые возможности. Инвалидам больше нельзя оставаться в тени, они должны чувствовать, что могут быть полезны и ценимы. Обществу всегда необходимо помнить об инвалидах, понимать их и делать все возможное, чтобы они не ощущали себя оторванными от мира, совершенствовались и могли без опаски раскрыть себя и свой потенциал.

Целью данной работы было исследование образа инвалида в сознании учеников старших классов российских государственных общеобразовательных средних школ.

В соответствии с поставленными задачами можно заключить следующее:

· На сегодняшний день существует очень малое количество человек, готовых принять инвалида, не обращая внимания на внешние различия, а ориентируясь на его внутренние качества (этот вывод не соответствует поставленным задачам, если говорить о задачах, то надо идти по порядку, как вы их формулировали)

· Образ инвалида радикально отличается от Я-образа учеников старших классов;

· Многие старшие школьники задумываются и пытаются понять чувства и переживания, терзающие людей с ограниченными способностями.

Необходимо продолжать исследования в этой сфере, чтобы как можно глубже изучить проблему принятия и интеграции инвалидов в общество, чтобы позволить всем людям, вне зависимости от того, к какой категории они принадлежат, иметь равные права и благоприятное к ним отношение.

Библиографический список.

 

1. Леонтьев А. Н. Образ мира / М.: Педагогика, 1983, 251-261 с

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / М.: Смысл, Академия, 2004. – 352 с

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Изд.: «Питер», 2002, 720 с

4. Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения / под ред. А. Леонтьева, А. Лурия / Изд. «Прогресс», М., 1965, 240 с

5. Александрова М. Д. О качественной характеристике пространственных порогов, зрительного восприятия. – Учен. Зап. ЛГУ, 1953

6. Сеченев И. М. Избранные произведения / М., Т. 1. 126 с

7. Под редакцией Ушакова Д. Н. Толковый словарь / Изд.: Астрель, АСТ.

8. Кавокин С.Н. Совершенствование системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов как обязательное условие реализации требований Конвенции о правах инвалидов / Кавокин С.Н. // Уровень жизни населения регионов России. 2013, 102-106 с

9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

10. Романов П, Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности. Социальное гражданство инвалидов в современной Росси. / М.: Научная книга, 2006. – 260 с.

11. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский педагогический университет / Изд.: Химииздат, 2001.

12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / М.: Академия, 2000. – 452 с.

13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. / М.: Гардарики. – 2005, — 349 с.

14. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами: Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Изд.: «Питер», 2004. 316 с.

15. Романов П, Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности. Социальное гражданство инвалидов в современной Росси. / М.: Научная книга, 2006. – 260 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.