Методические материалы актуализированы на 20 мая 2011 г. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методические материалы актуализированы на 20 мая 2011 г.

2017-12-10 318
Методические материалы актуализированы на 20 мая 2011 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Балин В.Д. Курс лекций по экспериментальной психологии. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. 145с.

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с учебной программой курса «Экспериментальная психология». В курсе лекций излагаются современные представления об экспериментальной психологии, методологические принципы психологического исследования, этапы психологического исследования, особенности применения математики впсихологическом исследовании.

Курс лекций предназначен для подготовки слушателей по специальности 030301 – психология; форма обучения очная и заочная в Санкт-Петербургском университете МВД России.

 

Рассмотрен на заседании кафедры общей и практической психологии (№9 от17мая2011г.), одобрен на заседании методического совета Санкт-Петербургского университета МВД России, протокол №6 от 25 мая 2011г. Рекомендован для организации учебных занятий.

 

Рецензенты:

В.Л.Куликов, доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

С.П.Лелебин, кандидат психологических наук, доцент

(Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии);

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2011

Содержание

 

 

1.Лекция 1. Методологические принципы психологического исследования……………………………………………………………………………….  
2. Лекция 2. Особенности психологического исследования….....................  
Лекция 3. Этапы психологического исследования…………………………...  
Лекция 4. Особенности использования методов других наук в психологии  
Лекция 5. Эмпирические методы в психологии……………………………...  
Лекция 6. Психологическое измерение……………………………………….  
Лекция 7.Особенности применения математики в психологическом исследовании………………………………………………………………………….  
Лекция 8. Психологическая теория и ее влияние на эксперимент в психологии……………………………………………………………………………..  
Лекция 9. Объяснение в психологии…………………………………………. Приложения…………………………………………………………………….  

 

Тема 1. Методологические принципы психологического исследования

 

Изложение приведенного ниже материала требует знакомства с соответствующей терминологией. Обозначим и опишем её. Для ее обозначения мы использовали слово «атрибуты», поскольку оно является более общим по отношению ко всем остальным, используемых здесь. Кроме этого, в нем есть дополнительный смысл - «инструмент», что соответствует целям данной книги.

Атрибуты науки

Назовем основные параметры, а точнее - атрибуты, научной дисциплины.

ПОНЯТИЕ: целостная совокупность суждений, т.е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой является суждение о наиболее общих и в то же время существенных (его) объекта признаках.

Для повседневного употребления краткое указание наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков в так называемой дефиниции часто бывает полезно и необходимо.

В каждом понятии имеются:

Содержание: под которым понимается совокупность отличительных признаков, ядром которой является существенный признак.

Объем понятия: совокупность предметов, отображенных в данном понятии. Имеется закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия: с увеличением содержания уменьшается объем понятия.

Классификация понятий. Понятия можно классифицировать по разным основаниям:

1) В зависимости от отображения вида или рода предметов - видовые и родовые.

2) В зависимости от количества отображенных предметов – на единичные и общие.

3) В зависимости от отображения предмета или свойства, абстрагированного от предмета — на конкретные и абстрактные.

Определение понятия: логическая операция, в процессе которой раскрывается содержание понятия.

Понятия являются наиболее фундаментальными атрибутами науки, они являются ее базисом, инструментарием.

 

ФАКТ

Происходит от латинского слова factum - сделанное, совершившееся. Существует много определений понятия факт. Приведем несколько примеров.

Факт - это действительное, реально существующее, невымышленное событие, явление; то, что произошло на самом деле, основание теоретического обобщения, вывода. (Кондаков «Логический словарь-справочник».

Факт _ - единичное и конкретное знание, полученное в ходе практики, обладающее свойством достоверности .(Мартынович С.М.«Факт науки и его детерминация», 1983.).

Факт - это ряд ощущений или более или менее сложных состояний сознания (Д.С.Милль. «Система логики». М., 1914,)

Виды фактов. Факты можно разделить, по крайней мере, на два вида: обычный и системный. Определение обычного факта мы уже приводили,

Системный факт - такой экспериментальный факт, который позволяет отражать характеристики целостного исследуемого объекта (как системы).

Свойства фактов. Обычный факт, полученный в экспериментальном исследовании, обладает следующими свойствами:

1. Повторяемость,

2. Элементарность — наличие небольшого (минимального) числа определенных условий, которыми задаются границы существования явления,

3. Включаемость в систему фактов,

4. Инвариантность,

5. Единичность,

6. Истинность, — характер отношения к объективной реальности, предмету исследования, понятию, суждению, закону науки.

7. Корректность — характер отношения научного факта к теории, гипотезе, принципу, мировоззрению.

 

Системный фaкт — обладает всеми признаками обычного научного факта, и, вместе с тем, рядом специфических особенностей, которые можно рассматривать, по крайней мере, в четырех аспектах:

I) Генетический аспект - системный факт получается на основе ранее полученных «обычных» фактов; можно говорить о большей содержательности системного факта, которая оценивается числом логических следствий из такого факта.

2) Онтологический аспект - опора на больший объем первичной информации, что связано с большими стоимостями и временными затратами.

3) Гносеологический аспект - более высокая надежность, инвариантность, обобщенность, независимость от средств наблюдения и измерения, чем у обычного факта. Системный факт характеризуется макроскопичностью, дискретностью, интегрированностью, большей «теоретической загруженностью».

4) Методический аспект - получение на основе полномерных процедур с применением соответствующих методов обработки. Организующая роль системного факта.

 

ГИПОТЕЗА

Происходит от латинского hypothesis - основание, предположение.

Гипотеза – это вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена или доказана, но которое объясняет данное явление, без него необъяснимое; прием познавательной деятельности человека.

Можно выделить два значения этого термина:

1) Гипотеза в широком смысле слова — догадка о чем-либо, как описательная гипотеза, которая, как правило, является кратким резюме изучаемых явлений, описывающим общие факты, их связи.

2) Гипотеза в узком смысле слова — как научная гипотеза, которая всегда выходит за пределы изучаемого круга фактов, объясняет их и предсказывает новые факты, систематизируя знания; научная гипотеза позволяет объединить некоторую полученную совокупность информации в систему знаний и образует теорию, если ее предположение подтвердятся практикой.

В каких же случаях употребляется гипотеза? 0на необходима в следующих случаях:

1) Когда известные факты недостаточны для объяснения причинной зависимости явления, а есть надобность в том, чтобы его объяснить.

2) Когда факты сложны и гипотеза может принести пользу, будучи инструментом обобщения знаний в данный момент, как первый шаг к разделению этих фактов.

3) Когда причины, произведшие, или производящие факты, недоступны опыту, а, между тем, действия или следствия их могут быть изучены.

Процесс образования гипотезы и применение ее в науке можно в целях изучения, расчленить на такие стадии:

1) Открытие какого-либо явления, причину существования которого невозможно пока объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.

2) Всестороннее изучение доступной наблюдению совокупности явлений, причина которых должна быть найдена. В процессе этого изучения выясняются все связанные с этим явлением обстоятельства (предшествующие явления, последующие явления и т.д.)

3) Формулирование гипотезы, т.е. научного предположения о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных примеров, предметов.

4) Определение одного или нескольких следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности была найдена.

5) Проверка того, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности; когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.

Основным качеством научной гипотезы является то, что она возникает из потребностей общественной практики, основывается на конкретных фактах и создается для объяснения назревших задач, выдвинутых развитием производства и науки. От научной гипотезы обязательно требуется, чтобы она давала возможность правильного теоретического истолкования происходящих явлений.

Значение гипотезы определяется тем, насколько она помогает решить теоретические и практические проблемы, которые выдвигаются общественным производством и которые разрабатываются современной наукой. Только гипотеза, объясняющая явление природы и общества и подтвержденная практикой, играет и может играть, важную роль в развитии науки и производства Ценность гипотезы немецкий философ Г. Лейбниц (1646 -1716) видел в ее способности объяснять возможно больше данных, установленных наблюдением, возможно меньшим числом предпосылок.

Всякая подлинно научная гипотеза органически связана с практикой не только тем, что практика является условием возникновения новых гипотез, но и тем, что вся последующая производственная деятельность людей непрестанно совершенствует гипотезу, шлифует ее, приводит теоретические положения в соответствие с объективными закономерностями.

Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит из разряда вероятных предположений в разряд достоверных истин, становится научной теорией. Подобное превращение гипотезы в теорию можно показать на примере научного предположения, сделанного Коперником о строении солнечной системы. Модель солнечной системы Коперника на протяжении 300 лет оставалась гипотезой. Когда же астроном Леверрье, на основании данных этой системы показал, что должна существовать еще одна, неизвестная до сих пор планета, и определил посредством вычислений место, занимаемое ею в небесном пространстве, и когда в 1846 г. Галле действительно нашел эту планету (названную Нептуном), тогда систем Коперника была доказана.

Требования к Гипотезе

1) Принципиальная проверяемость предложенной гипотезы.

2) Ее максимальная общность, что означает, что из гипотезы должны выводиться не только те явления, для объяснения которых она создается, но и возможно более широкий класс явлений, непосредственно, казалось бы, не связанных с первоначальными данными.

3) Обязательное обладание предсказательной силой.

4) Принципиальная (логическая) простота.

5) Преемственность, связь выдвинутой гипотезы с предшествующим

знанием.

ТЕ0РИЯ

Теория (От греч. theōria - наблюдение, рассмотрение, исследование) это система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Критерием истинности теории является практика, сила теории в ее связи с практикой.

Свойства и параметры научной теории. Более подробно этот вопрос освещен ниже, в Гл.№…. Здесь же мы только перечислим основные признаки теории.

I. Формализация знания. 2.Наличие ограниченного числа базисных утверждений, фиксирующих свойства ее абстрактных объектов. 3. Возможность образовать производные высказывания из базисных. 4. Максимально возможное число производных высказываний. 5. Наличие эмпирического содержания. 6. Проверяемость теории. 7. Максимальная простота. 8. Прогрессивность – регрессивность. 9. Точность теории. 10. Сфера применимости. 11. Плодотворность. 12.Теория должна быть построена в виде аксиоматико-дедуктивной системы.

13. Непротиворечивость. 14.Теория должна подчиняться принципу соответствия.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.