Общенаучные и частнонаучные методы получения информации в журналистике. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общенаучные и частнонаучные методы получения информации в журналистике.

2017-12-09 638
Общенаучные и частнонаучные методы получения информации в журналистике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все методы условно можно разделить на две большие группы: 1е из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а 2е при анализе полученных сведений (классификация, группировка, типологизация.). Выделяют также традиц и нетрадиционные методы.

Традиц методы ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в соцой действительности. К ним относят наблюдение, эксперимент и интервью. Каждый метод имеет свои закономерности проведения, процедуру - последовательность всех операций, общую систему действий и сп-б организации исследя. Это общее собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки инфи. На этапе формирования замысла будущего пр-ия ж-т должен решить, какой метод сбора первичной инфи наиболее предпочтителен, какая техника более эффективна, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла ж-т выполняет аналитич. работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенауч. методы анализа и интерпретации данных.

 

Ж-тское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер. Это прямая регистрация событий очевидцем, что предполагает не только непосредственное восприятие события, но и участие в нем ж-та для более глубокого изучения. Включаясь событие, ж-т имеет возможность проследить динамику его развития. Так, особенность репортажа с места события не только в высокой степени оперативности, но и в создаваемой атмосфере сопричастности к происходящему. Кроме того, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Такая инфя всегда отличается живостью и достоверностью. Также ж-т. очевидец события сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения. Метод наблюдения различается: а) по степени формализованности (структурализованное и неструктурализ.). В структурализю наблюдении ж-т фиксирует события по четко заданному плану, а в неструктурализ. ведет наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации.б) по месту проведения (полевое и лабораторное). Полевое наблюд-е предполаг работу ж-та в естеств условиях, а лабораторное. в сконструированных ж-том ситуациях. в) по регулярности проведения (систематич/ несистем). 1е предпол обращенностьть ж-та к той или иной ситуации в опред периоды времени, а несист.спонтанность в выборе наблюд явления. г) по позиции наблюд-ля в исслед-и (открытое и инкогнито) д) степени участия в наблюд (включ и невключ). Позиция наблюдателя в невключ: ж-т находится за пределами наблюд ситуации и не входит в контакты с участниками. Он осознанно занимает нейтр позицию, стараясь не вмешиваться в ход происходящего. Этот вид наблюдения используется для описания соц-ой атмосферы, например, вокруг выборов, разлых обществ. акций. Включ наблюд предполагает участие ж-та в самой ситуации (например, смена профессии›).

 

Эксперимент отождействляют с методом включ наблюд (непосред взаимосвязь ж-ста с объектом изучения; возможность скрытого проведения; оба - визуальные ср-ва изучения соц. действительности). Отличие: экспер базируется на управлении поведением объекта с помощью ряда возд-щих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя. При этом объект здесь. ср-во для создания искусственной ситуации (проверки ж-том своей гипотезы). Т.о., эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Ж-т может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему соцую группу, стать подставной фигурой› и т.п.

Мотивы провед экспер: недоста инфи для проверки или уточнения гипотезы ж-та; невозможность получить такую инфю обыч методами; необход-ть получ психол достоверных аргументов.

Интервью по сод-нию делятся на документальные - изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений и т.п. По технике проведения беседы выделяют формализованное интервью - стандартизир и структур-е общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Такое интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. Неформализованное интервью ориентировано на глубинное познание объекта, оно имеет меньшую заданность содержания, поэтому вопросы здесь определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем. При использ-и такого интервью не делается попытки получ-я одних и тех же видов инфи от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. По степени интенсивности интервью бывают: короткие (от 10 до 30 минут), средние (часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по опред. методике, так как они большей частью ориентир на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исслед-я.

Изуч-е докум-в Умеющий работать с документами ж-т, находит в них самые веские и авторитетные доказательства для подтверждения своих концепций. Методы изучения документов:- цитатно-иллюстративный (вытяжка одного, нескольких основоположений документа и подкрепление их текстовыми ссылками).- формализованный, кантент-анализ (высматривается реальность стоящая за текстом документа. Главной является социальная идея отображённая в документе).

 

Нетрадиц методы. Метод публиц прогнозирования, в основе которого стремление ж-ста предвидеть динамику развития событий. Прогнозир-е рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. Осн типы прогнозов: поисковые (исслед-е) отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие? что вероятнее всего произойдет при сохранении сущ-х тенденций?; нормативные прогнозы отвечают на вопрос: как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов, целей? Наряду с основными типами соцого прогнозирования теоретики выделяют подтипы: проектные, организационные, программные, плановые.

Часто ж-ты используют в своей практике экспертный опрос, потому что с помощью экспертов можно выявить глубинные тенденции в развитии того или иного события. Осн. требование к отбору экспертов они не должны состоять в каких-либо управленческих структурах и участвовать в принятии решений (только так можно гарантировать объективность их оценок). Для оптимизации работы экспертов ж-ты могут проводить «круглые столы», дискуссии по заданной теме и т.п. В системе обработки результатов опроса могут быть применены такие общенауч процедуры, как систематизация, типологиз-я, классиф-я, группировка, оценивание, измерение, предпочтений.

Биографический метод. В центре - изучение жизни человека, ее внутренней динамики, ее "встроенности" в социум. При исп-и этого метода следует «историю жизни» одного ч-ка сопоставлять с историей общества, в котором индивид живет; охватить биографию лич-ти в целом. С помощью биогр. метода собир разл жизн-историч. свид-ва, наблюд-я и воспоминания очевидцев тех или иных событий. Нарративное интервью. Собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологич. последовательности. Открытое интервью. Интервьюер выступает в качестве любопытного знакомого и задает наводящие вопросы. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.

 

Т.о. для каждого метода сущ свои правила, раб инструментарий, которые зависят от задачи исследя, объекта и предм изуч-я, масштаба организации-х мероприятий и т.д. Сегодня тенденция к взаимопроникн-ю и взаимодоп-ю методов, что повышает уровень культуры ж-тского труда.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.