Имя собственное и нормы его употребления — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Имя собственное и нормы его употребления

2017-12-10 1504
Имя собственное и нормы его употребления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности словоизменения имен, отчеств и фамилий

1. Не склоняются фамилии на - аго, - яго, - ово, - ко, - ых, - их (Дубяго, Шевченко, Слепых).

2. Мужские фамилии на согласный склоняются (читать о Владимире Дале, писать об Александре Починке). Женские фамилии на согласный не склоняются (говорить о Светлане Савчук, воспоминания Лили Брик).

3. Мужские фамилии на - ин русского происхождения в творительном падеже имеют окончания прилагательных (Пушкин ым), а заимствованные мужские фамилии на - ин — окончания существительных (Дарвин ом).

4. Если фамилия, заканчивающаяся на согласный, совпадает с именем нарицательным, то она может склоняться, но по иному принципу (выслушать студента Кореня, встретиться с Иваном Локотем), или не склоняться. Несклонение указанных фамилий допускается как корректорами, так и носителями этих фамилий: известие о болезни Виктора Жук.

5. Мужские и женские фамилии на безударный - а, совпадающие с именами нарицательными (Звезда, Гроза), заимствованные фамилии на - а (Пьеха, Куросава) должны последовательно склоняться: брать интервью у Пьехи; читать монографию Щербины.

107.* Раскройте скобки, употребив нужную форму данных в скобках имени, отчества и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнест Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денев). 13. Кон­стантин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15. В молодости он снимался с (Чарли Чаплин). 16. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю.Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

108. Распределите следующие фамилии по подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые. Какие фамилии целесообразно объединить в самостоятельные подгруппы?

Данченко, Зайцев, Солганик, Суббота, Айваседа, Шевченко, Сухово-Кобылин, Левицкая, Штудинер, Стародум, Вральман, Гофман, Зинченко, Хоревая, Киясь, Завидей, Стрелецкая, Ярощук, Проскурня, Решетов, Файнбух, Лютый, Милявская, Гульпя, Дудченко, Красных, Галактионова, Стецив, Заика, Снежко, Горпинченко, Король, Герасименко, Хрищенюк, Манько, Госман, Луганский, Бедненко, Алексюк, Михеев, Полищук, Чудийович, Римский-Корсаков, Зарубей, Гайкович, Каменская, Ткачук, Весна, Вышиванюк, Саулич, Слипченко, Михальчук, Гоппе, Книсс, Пынько, Гужва, Качан, Кваша, Лобач.

109. Составьте предложения, в которых приведенные ниже имена употреблялись бы в косвенных падежах.

Мария Кюри, Чарльз Дарвин, Акира Куросава, Анна Франк, Жорж Санд, Джульетта Мазина, Авраам Линкольн, Клод Дебюсси, Георгий Данелия, Александр Кронин, Данте Алигьери, Шарль де Голль, Джозефина Чаплин, Адриано Челентано, Сергей Кара-Мурза, Дмитрий Шостакович, Борис Олейник, Маргарет Митчелл, Эдита Пьеха, Доменико Трезини, Григорий Сковорода, Винсент Ван Гог, Артур Конан Дойл, Франсуаза Саган, Григорий Белых, Эрих Мария Ремарк, Этель Лилиан Войнич, Фридрих Энгельс, Александр Пушкин, Василий Соловьев-Седой.

110. Какие ассоциации связаны в сознании русского человека с приведенными ниже именами собственными? Какие ассоциации вызывают эти имена в вашем сознании? Можете ли вы продолжить этот ряд?

Киевский князь Владимир Святославич, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, Петр Великий, Екатерина Великая, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, маршал Георгий Константинович Жуков, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Любовь Шевцова, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Дмитрий Сергеевич Лихачев.

111. Подготовьте сообщения «История моей фамилии», «Фамилии и имена в нашей семье».

Особенности изменения по падежам географических названий (топонимов)

Изменяются по падежам: названия городов (в городе Нижневартовске, Ванкувере), деревень, сел и хуторов (битва под деревней Прохоровкой), названия рек жен. р. (на реке Оке, у реки Волги) и улиц (на улице Сретенке). Склоняемыми являются и топонимы на - ов(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о), если они употребляются без родового наименования город, село, река (битва под Бородином, жить в Домодедове). Если они употребляются с родовыми названиями, то обнаруживают тенденцию к несклонению: в городе Иваново.

Не изменяются по падежам: названия гор, вулканов, озер, пустынь, каналов, проливов, островов, полуостровов, портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц, планет, употребляющихся с родовыми названиями: на горе Казбек, но озере Байкал, с острова Сахалин, к станции Москва, в штате Невада. Но: на Казбеке, с Байкала.

112.* Раскройте скобки, поставив выделенное прилагательное и существительное (иногда — только существительное) в нужную форму. Там, где это допустимо, укажите возможные варианты.

1. Наша база расположилась около (известный; Репино). 2. Село наше находилось под (старинный; Чернигов). 3. Летом она отдыхала в поселке (Белкино). 4. Московский ТВ-центр расположился в (живописный; Останкино). 5. Мой друг с детства живет в (пригородный; Пушкин). 6. Он приехал из города (Киров). 7. Мы приобрели дачу под Петербургом, недалеко от (маленький; Лермонтово). 8. Она вышла на станции (Гоголево). 9. Мы встретились у гостиницы в (многолюдный; Шереметьево). 10. Это сейчас Тверь, а тогда мы жили в городе (Калинин). 11. После путешествия я все время думаю о (знаменитый; Болдино). 12. Река протекала сразу за околицей села (Васильково). 13. В то лето Маяковский проживал в (подмосковный; Пушкино).

113. Раскройте скобки, поставив существительные (топонимы) в нужную форму. К ответу дайте комментарий. Сгруппируйте используемые топонимы и дайте характеристики получившимся группам.

1. Встретились мы в прошлом году в (Кривой Рог). 2. До нас от (Нижний Новгород) будет километров триста-четыреста. 3. Санаторий наш находился под (Орехово-Зуево), на берегу живописной речки. 4. Внезапно из (Малиновое Озеро) приехал к нам оперуполномоченный. 5. Около (Великие Луки) сохранились еще дивные уголки первозданной природы. 6. За (Андреево-Ивановка) мы устроили привал прямо в поле. 7. Родом наш старшина был из-под (Новые Ивайтенки). 8. В (Петропавловск-Камчатский) у меня осталось много друзей и знакомых. 9. Отыскали Александра Морозова только в прошлом году где-то под (Горно-Алтайск).10. Как мне кажется, четыре года тому назад они переехали из (Комсомольск-на-Амуре) в (Большая Ижора).11. Нам пришлось ехать через (Старая Русса).12. Чуть севернее (Южно-Сахалинск)и расположился наш городок Долинск. 13. Недалеко от (Ростов-на-Дону),на берегу Таганрогского залива, мы разбили наш лагерь.

114. Составьте предложения, в которых приведенные ниже географические названия употреблялись бы в косвенных падежах.

Имение Ясная Поляна, Осака, Афганистан, Ильмень-озеро, село Красные горки, Михайловское, Страдфорд-на-Эвоне, Барселона, Коста-Рика, Сантьяго-де-Компостела, Чухлома, штат Флорида, Переяславль-Залесский, станция Репино, Ярцево, город Пушкин, Торонто, усадьба Кусково, станция Ерофей Павлович, город Владимир-Волынский, Соль-Вычегодск, Орехово-Зуево, город Комсомольск-на-Амуре, Йошкар-Ола, Ла-Рошель, Нагасаки, Канны, Сиракузы, Елгава, Кемери, Юнион-сквер, Чолпон-Ата.

115. Какие ассоциации связаны в сознании русского человека с приведенными ниже географическими названиями? Какие ассоциации вызывают эти названия в вашем сознании? Можете ли вы продолжить этот ряд?

Москва, Сталинград, Ладога, Брестская крепость, Орловско-Курская дуга, Прохоровка, Бухенвальд, Освенцим, Хиросима, Нагасаки, Чернобыль, Беслан.

116. Подготовьте сообщения о людях, имена и фамилии которых присвоены улицам Нижневартовска.

Гагарин, Дзержинский, Зырянов, Кузоваткин, Ламбин, Ленин, Лопарев, Мария Петухина, Менделеев, Муса Джалиль, Пикман, Повх, Чапаев.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Образование краткой формы имен прилагательных

Только качественные прилагательные могут иметь, наряду с полной формой, и краткую. Образуется краткая форма от полной путем отсечения окончаний и прибавления особых окончаний: в муж. роде — нулевого, в жен. роде — -а(-я), в ср. роде — -о(-е), во мн. числе — -ы(-и): веселый — весел, весел а, весел о, весел ы. Образование кратких форм муж. рода может сопровождаться появлением беглых гласных: сладкий — слад о к.

Запомните!

Долгий — долог, достойный — достоин, острый — остр(в знач. «остроумный» остёр), светлый — светел, соленый — солон, хитрый — хитёр Большой — велик, маленький — мал

Прилагательные на - енный (бедственный, искусственный) образуют две формы муж. рода (на - енен и - ен): бездейственен — бездействен; искусственен — искусствен. Хотя они признаются равноправными, но усеченные формы на - ен более употребительны.

Краткие формы отсутствуют:

1) у большинства прилагательных, образованных путем перехода в качественные из других разрядов или причастий: золотой (ребенок), решающий (момент);

2) у большинства прилагательных, обозначающих цвета и масти животных: оранжевый, пегий;

3) у прилагательных с приставками пре -, раз-(рас-) в значении «очень» по степени качества: предобрый, разудалый (если указанные значения приставок не осознаются, то, образование краткой формы допустимо: прекрасен, разумен);

4) у прилагательных с суффиксом - ск, а также с суффиксами
- ов и - ев и окончанием - ой: братский, деловой, боевой;

5) у отглагольных прилагательных с суффиксом - л: горелый, бывалый.

Полные и краткие формы качественных прилагательных вступают между собой в синонимические отношения и часто могут быть взаимозаменяемы. Но как синонимы эти формы имеют различные оттенки значения. Полные формы обычно обозначают постоянный признак, а краткие — временный признак: ребенок больной — ребенок болен. Некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными: правый берег — он прав; живой ребенок — солдат жив.

117. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях это невозможно и почему.

Белый, благонамеренный, большой, бурный, бурый, верхний, гнедой, длинный, добрейший, добрососедский, излишний, искренний, маленький, отсталый, родной, родственный, светлый, соленый, темно-красный, толстущий, фисташковый.

Образование форм степеней сравнения

Простая форма сравнительной степени = основа прилагательного в исходной форме: сильн (ый), сух (ой), тон (кий) + -ее (-ей), -е, -ше -ее(-ей), (х//ш), -ше

Эта форма не изменяется. Формы на - ее, , - ше употребляются во всех стилях, варианты с суффиксом - ей употребляются в разговорной и поэтической речи: глупей, слабей. Разговорный характер присущ и формам с приставкой по -: повыше, получше. От некоторых прилагательных могут быть образованы вариантные формы простой сравнительной степени. Но такие варианты различаются либо по значению: горче (в знач. «имеющий неприятный острый вкус») — горше (в знач. «полный горя, невзгод»), либо стилистически: красивее (общеупотр.) — краше (поэт.).

Некоторые группы прилагательных простую сравнительную степень не образуют: хромой, бежевый, гнедой.

Составная форма сравнительной степени = более менее более + прилагательное в полной или краткой форме простой (прост)

Составная форма сравнительной степени характерна для книжных стилей.

Простая форма превосходной степени = основа прилагательного в исходной форме добр(ый) близ(кий) + -ейш, -айш -ейш(ий) -айш (з//ж) ий

Простая форма превосходной степени употребляется преимущественно в книжных стилях.

Составная форма превосходной степени = наиболее наименее самый самый + прилагательное в полной форме добрый
или = простая форма сравнительной степени добрее + всех всех

Составная форма превосходной степени характерна для всех стилей.

Совершенно недопустимо!

Использование одновременно двух способов выражения сравнения: более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в форме сравнительной или превосходной степени: более красивее, самый ближайший (исключение самый лучший, самый худший). Включение в сложную форму прилагательного, антонимичного словам более/менее или наиболее/наименее: более маленький, наименее великий. Образование степеней сравнения от прилагательных, значение которых содержит указание на высокую степень проявления признака: более огромный, самый громадный.

118. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешевый, дорогой, жадный, жаркий, жесткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, легкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твердый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

119. В следующих предложениях найдите ошибки. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

I. 1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд — ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простее. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали. 12. Он был горяч, полный жизнью. 13. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу остаться сама собой. 14. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 15. Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 16. Более быстрее развивается машиностроение. 17. Один брат шумный, другой тих. 18. Это книга плохее, чем та.

II. 1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 2. Семенов — наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли все хужее. 4. Воздух в цеху становился все более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым. 6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее. 8. Листья к концу сентября стали желтее. 9. Твой голос звончее моего. 10. Сделай узел послабже. 11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. 12. Наши игроки не плохее. 13. Изображение на вашем снимке еще нечетчее. 14. Дет­ские впечатлении всегда ярчее. 15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 16. Он самый старейший член нашего коллектива. 17. Швабрин был более образованнее Гринева. 18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. 19. Эта задача стала более легче.

Значение принадлежности выражается притяжательными прилагательными: мамино платье, отцов дом. Притяжательные прилагательные на -ов(-ев), -ин(-ын) не употребляются в научном и публицистическом языке, они встречаются в разговорной речи и в художественной литературе. Некоторые из них сохранились в составе фразеологизмов: адамово яблоко, ахиллесова пята, иудин поцелуй. Притяжательные прилагательные на -ский(-оский,
-инский)
помимо значения принадлежности выражают и качественное значение: материнская любовь, отцовская забота.

НОРМЫ СКЛОНЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ
ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Разряды числительных по значению и составу

По значению

Количественные (сколько?) количество целых единиц: один, десять, пятьдесят Дробные (сколько?) количество меньше единицы: одна вторая, три седьмых Собирательные (сколько?) несколько предметов как неделимое целое: двое, трое, четверо — десятеро Порядковые (какой? который?) порядок при счете: пятый, сорок третий
Смешанные Три целых пять шестых  

По составу

Простые состоят из одного слова с одним корнем: два, пятнадцать Сложныесостоят из двух корней: пятьдесят, двести Составные состоят из двух и более слов: двадцать три, триста двадцать шестой

Склонение имен числительных

Имена числительные изменяются по падежам. Трудным случаем является употребление количественных числительных в косвенных падежах.

1. У числительных 40, 90, 100 употребляются только две формы: сорок, девяносто, сто — в именительном и винительном падежах; сорока, девяноста, ста — остальные падежи.

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п. П.п. сорок сорока сорока сорок сорока о сорока девяносто девяноста девяноста девяносто девяноста о девяноста сто ста ста сто ста о ста

2. У числительных 50—80 склоняются обе части как существительные 3-го склонения (типа степь).

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п.   П.п. пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти шестьдесят шестидесяти шестидесяти шестьдесят шестьюдесятью о шестидесяти семьдесят семидесяти семидесяти семьдесят семьюдесятью о семидесяти восемьдесят восьмидесяти восьмидесяти восьмидесяти восемьюдесятью (восьмьюдесятью) о восьмидесяти

3. У числительных 200—900 изменяются обе части: 1-я часть — как простое числительное 2—9, 2-я часть — как существительное во множественном числе (типа стены, сестры).

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п. П.п. двести двухсот двумстам двести двумястами о двухстах триста трехсот тремстам триста тремястами о трехстах четыреста четырехсот четыремстам четыреста четырьмястами о четырехстах восемьсот восьмисот восьмистам восемьсот восемьюстами о восьмистах

4. Числительные тысяча, миллион, миллиард изменяются как существительные соответствующего типа склонения. Числительное тысяча в тв. п. имеет две формы: тысячей/тысячью. Оба варианта являются нормативными.

5. В составном количественном числительном склоняется каждое слово.

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п. П.п. одна тысяча шестьсот двадцать восемь одной тысячи шестисот двадцати восьми одной тысячешестистам двадцати восьми одну тысячу шестьсот двадцать восемь однойтысячью шестьюстами двадцатью восемью об одной тысяче шестистах двадцати восьми

6. Порядковые числительные склоняются как прилагательные. У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п. П.п. двадцатый двадцатого двадцатому двадцатый двадцатым о двадцатом семьсот тридцать шестой семьсот тридцать шестого семьсот тридцать шестому семьсот тридцать шестой (-ого) семьсот тридцать шестым о семьсот тридцать шестом

Совершенно недопустимо!

Употребление формы двух тысяча первый (второй, третий…) год. Нормативная форма — две тысячи первый (второй, третий…) год.

7. Числительные полтора (полторы) и полтораста употребляются в двух формах: полтора (полторы), полтораста — в именительном и винительном падежах; полутора, полутораста — остальные падежи.

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п. П.п. полтора пол у тора пол у тора полтора пол у тора о пол у тора полторы пол у тора пол у тора полторы пол у тора о пол у тора полтораста пол у тораста пол у тораста полтораста пол у тораста о пол у тораста

8. У дробных числительных числитель дроби склоняется как количественное числительное, а знаменатель — как порядковое.

Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Тв.п. П.п. две пятых двух пятых двум пятым две пятых двумя пятыми о двух пятых

9. Собирательные числительные склоняются как прилагательные во множественном числе.

Им.п. Р.п. Д.п. В.п.   Тв.п. П.п. двое двоих двоим двое (для неодуш.), двоих (для одуш.) двоими о двоих четверо четверых четверым четверо (для неодуш.), четверых (для одуш.) четверыми о четверых

10. По этому же принципу склоняются числительные оба (муж. р. и ср. р.) и обе (жен. р.).

Им.п. Р.п. Д.п. В.п.   Тв.п. П.п. оба обоих обоим оба (для неодуш.), обоих (для одуш.) обоими об обоих обе обеих обеим обе (для неодуш.), обеих (для одуш.) обеими об обеих

120. Определите части речи. Назовите разряд найденных числительных.

Пять, сотый, второй, в-третьих, четверка, трешница, немного, шесть с четвертью, однажды, полтораста, ноль, десяток, дюжина, мало, восемь с половиной, тройка, половина, раз, четверть, двойня, восемь десятых, двести, единица, семеро, тройной, вдвое, семидесятиградусный, двадцатипятитысячный, тридцатиодномиллиардный, один, двое, тысяча, удвоить, две тысячи пятый.

121. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. 3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали 3/4 (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

122. Прочтите вслух и запишите предложения, обозначая имена числительные словами.

1. В дипломной работе имеется приложение с 84 схем... 2. В городскую библиотеку поступило более 578 книг... 3. В поселке в 593 дом... работают печи на природном газе. 4. Профессор проэкзаменовал 24 студент... 5. Университет выпустил 52 молод... специалист... 6. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 635 тысяч... тонн зерна. 7. Более 2500 человек... обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 8. Прибыл поезд с 423 экскурсант... 9. Расстояние от города равно 354 километр... 10. Из 999 вычесть 444. 11. К 923 прибавить 297. 12. От 16542 отнять 91. 13. 1000 сложить с 14749. 14. Предложение принято 498 голос... против 41 голос... 15. Деревня находится в 222 километр... от города.

123. Прочитайте вслух шуточное сообщение диктора в передаче «Астрологический прогноз». Составьте сообщения с использованием числительных для современных теле- и радиопередач.

Завтра, 16 октября, с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить: об этом говорит положение Венеры в градусе 66-й широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 562 770 рублей, а Тельцам — на сумму менее 390 860 рублей. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала, ему повезет: к этим 580 272 прибавится еще от 1,5 до 130 тысяч. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить ее дела. Завтра эти мечты сбудутся, если Юпитер столкнется с Марсом.

124. Прочитайте задачи из книги Г.Б.Остера «Задачник» (М., 2004) (в некоторых случаях изменены условия задач или грамматические формы числительных). Составьте подобные задачи.

За время летних каникул Вовочка подрался с 75 мальчиками. 15 мальчиков он отлупил сам, а остальные отлупили Вовочку. Вечером 31 июля Вовочка с грустью подсчитал, что с начала каникул он был отлуплен 30 мальчиками. Сколько мальчиков отлупили Вовочку в августе?

Пока мама разговаривала по телефону с бабушкой, трехлетняя Маша приготовила праздничный ужин из трех блюд. На первое — суп из 1,5 л молока, 0,5 кг сахара и 1 л подсолнечного масла. На второе — пюре, в котором 4 кг мятых помидоров смешано с 250 г молотого кофе и 8 булочками по 150 г каждая. На третье — кисель в чайнике из 1 л вишневого сиропа, 492 г маргарина и 648 г нечищеной, но зато очень мелко нарезанной сырой картошки. Сколько килограммов сухих продуктов и сколько литров жидких израсходовала Маша на этот праздничный ужин?

Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что количество отметок, поставленных ею за долгие годы самоотверженного труда, равно 43 594: 26 172 ученикам она поставила двойки, 11 583 — тройки, 4 884 — четверки. Сколько пятерок поставила строгая учительница за годы самоотверженного труда?

Особенности употребления числительных с именами существительными

1. Собирательные числительные сочетаются:

— с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое учеников, четверо сирот;

— с существительными, имеющими формы только множественного числа: трое суток, пятеро саней. Такие формы возможны только в именительном и винительном падежах. Употребление в других падежах (на двоих санях) является просторечным. Следует заменять собирательные числительные в таких выражениях количественными числительными: на двух санях; пять штук часов;

— с существительными дети, ребята, люди, с существительным лицо в значении «человек»: трое детей, трое лиц неопределенной наружности;

— с субстантивированными прилагательными и причастиями, т.е. употребляющимися в значении существительных: четверо взрослых, двое провожающих;

— с личными местоимениями мы, вы, они: нас было четверо; их двое;

— с названиями детенышей животных: двое лисят, трое утят;

— с названиями парных предметов в значении «столько-то пар»: двое сапог, трое носков.

Совершенно недопустимо!

Употребление собирательных числительных с существительными женского рода: трое учениц, четверо работниц.

Собирательные числительные восьмеро, девятеро, десятеро в современной речи малоупотребительны и уместны только в текстах фольклорного характера.

 

Собирательные числительные придают выражению оттенок чего-то цельного, действующего совместно. Уместно сказать трое маленьких детей остались сиротами, но трое сыновей пошли в жизни разными дорогами нельзя считать удачным предложением. Здесь стилистически правильнее было бы сказать три сына.

При синонимии конструкций с количественными и собирательными числительными типа два студента — двое студентов возможен выбор одного из вариантов.

Предпочтительно употребление собирательных числительных:

— с субстантивированными прилагательными и причастиями мужского рода: двое взрослых, трое командированных;

— с существительными мужского рода, имеющими окончание - а: двое дедушек, трое юношей;

— с одушевленными существительными в косвенных падежах: мать троих детей.

В некоторых случаях не рекомендуется использовать собирательные числительные, поскольку они вносят сниженный оттенок значения: двое министров, четверо генералов.

2. При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24, 32, 33, 34 и т.д.), с существительными, имеющими формы только мн. числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаемость: двадцать два/две/двое суток. В подобных случаях нужно заменить слова или перестроить предложение: двадцать два дня, в течение двадцати двух суток; тридцать четыре штуки ножниц.

3. Для того чтобы назвать чей-либо возраст или обозначить длительный срок, используются сочетания количественного числительного с существительными год или лет: два года, пять лет, двумя годами.

  2, 3, 4 5..., 20..., 100..., 200... и т.д. сколько, столько, несколько
И. п. два года пять лет сколько лет
Р. п. трех лет двадцати лет стольких лет
Д. п. четырем годам ста годам нескольким годам
В. п. два года двести лет сколько лет
Тв. п. тремя годами пятью годами сколькими годами
П. п. о четырех годах о двадцати годах о нескольких годах

Слова много, мало, немного, немало, тысяча, миллион, миллиард и т.п. во всех падежах употребляются с формой лет (тысячи лет, миллиарда лет, немало лет).

4. В сочетаниях с количественными числительными употребляется слово человек, а слово люди вообще не используется: три человека, десяти человекам, семью человеками. С собирательными числительными и со словами много, мало, столько, сколько и т.п. употребляется слово люди и не может быть использовано слово человек: много людей, столькими людьми.

5. Правильными являются конструкции 36,5 (тридцать шесть целых пять десятых) процента (не процентов!); 80,3 километра (не километров!). При смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число.

6. В сочетаниях два (три, четыре)и более… управляемое слово ставится в родительном падеже единственного числа: два и более варианта, четыре и более интересных предложения, т.е. существительное находится в зависимости от числительных два, три, четыре, а не от слова более.

7. При указании даты в сочетании порядкового числительного с существительным изменяется только числительное, а существительное стоит в форме родительного падежа: первое сентября, к первому сентября, о первом сентября. Если же подобные сочетания употребляются со словами знаменательная дата, праздник, день, то перестает изменяться и числительное: с праздником Восьмое марта, ко дню Первое мая.

125. Запишите существительные, употребив их с числительными и распределив на следующие группы: слова, с которыми а) можно употребить количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

Абрикос, адвокат, авантюра, береза, боксер, возможность, волк, воробей, воронье, выдра, дерево, джинсы, дискотека, запасной, запевала, котенок, красота, макароны, мальчик, небо, неряха, ножницы, провожающий, ребенок, символизм, синь, снег, стол, столовая, сутки, товарищ, человек, ученица, щенок, шимпанзе, шорты.

126. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга — двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты — четырех сирот — четверых сирот). 3. В семье было (три сына — трое сыновей), все (три — трое) — прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя — троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги — трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента — двое доцентов).

127. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих учениц. 2. Парохода ждали только трое девушек. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое учительниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

128. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных. Устраните их.

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью лет позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.