Оценка эффективности политики управления рисками — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Оценка эффективности политики управления рисками

2017-12-10 152
Оценка эффективности политики управления рисками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управление рисками в банке осуществляется согласно принятой в ООО КБ «Лайтбанк» Политике управления рисками коммерческого банка «Лайтбанк».

Основные элементы этой системы представлены во внутрибанковских документах, описывающих конкретные банковские риски:

- Положение об организации управления страновым риском в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Положение об организации управления стратегическим риском в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Положение об организации управления правовым риском в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Положение об организации управления риском потери деловой репутации в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Положение об операционном риске в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Правила оценки (контроля) и управления валютным риском в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Положение об организации работы по управлению и контролю за ликвидностью;

- Положение об обеспечении информационной безопасности в ООО КБ «Лайтбанк»;

- Методика оценки финансового положения (кредитоспособности) юридических лиц и определения рейтинга заемщиков/поручителей;

- Методика оценки финансового положения (кредитоспособности) физических лиц и определения рейтинга заемщиков/поручителей;

- Положение об осуществлении контроля за рисками, возникающими при кредитовании лиц, связанных с ООО КБ «Лайтбанк»;

Однако, как было указано выше, не по всем категориям риска были разработаны нормативные документы.

Согласно Политике, ее реализация возлагается на правление банка, кредитный комитет, отдел стратегического анализа и управления рисками, службу внутреннего контроля, на руководителей структурных подразделений.

Финансовые риски, которые оценивает банк соответствуют Указанию оперативного характера Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках» (рис. 1).

Рис. 1. Классификация финансовых рисков

 

Механизм защиты банка от рисков складывается из управления рисками (текущего регулирования) и методов их минимизации.

Элементами управления рисками являются:

1) субъекты управления,

2) идентификация риска,

3) оценка степени риска (оценивается в соответствии с соответствующим положением банка по конкретному риску),

4) мониторинг риска.

Система контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка.

Для оценки степени риска банком используется качественный и количественный анализ.

Под качественным анализом банк подразумевает анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами.

Количественный анализ риска преследует цель численно определить степень риска. Условно можно выделить несколько блоков:

- выбор критериев оценки степени риска;

- определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;

- определение фактической степени риска на основе отдельных методов;

- оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.

Методами регулирования рисков, используемыми в ООО КБ «Лайтбанк» являются:

1) отказ от риска, т.е. отказ от чрезмерно рисковой деятельности;

2) объединение риска - метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно невысокие постоянные издержки;

3) диверсификация - метод контроля риска за счет подбора активов, доходы по которым слабо связаны между собой;

4) страхование риска - передача ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании);

5) принятие риска, т.е. готовность осуществлять рисковую деятельность, формирование резервов или запасов на возможные потери.

Первый метод используется банком, как уже упоминалось ранее, при выдаче ссуды. Так, при анализе кредитоспособности, при неудовлетворительном финансовом состоянии заемщика сотрудник кредитного отдела делает суждение об отказе в выдаче ссуды, тем самым, избегая риска дефолта заемщика, риска снижения процентной ставки и других рисков.

Анализ баланса банка показал, что банк избегает высоко рискованных операций на фондовом рынке.

Диверсификация рисков работающих активов ООО КБ «Лайтбанк» заключается в формировании кредитного портфеля состоящего, как из ссуд, предоставляемым как кредитным, так и не кредитным организациям и частным лицам.

Страхование риска может заключаться в использовании залога при выдаче ссуд, так и в страховании самого предмета залога.

Принятие риска ООО КБ «Лайтбанк» заключается в оценке справедливой стоимости ссуды осуществляется на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды.

Резерв формируется по каждой конкретной ссуде.

В целях определения размера Расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения:

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20%);

III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21% до 50%);

IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51% до 100%);

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100%) обесценение ссуды.

Определение категории качества ссуды осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга) в соответствии с требованиями Положения Банка России № 254-П.

Формирование (регулирование) резерва осуществляется банком на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечения ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды банк заново классифицирует ссуду и при наличии оснований регулирует размер резерва.

В случае если банк-эмитент векселя, учтенного банком, погашал, предъявленные векселя без задержки платежей, в день предъявления, то при последующем приобретении векселей в этой кредитной организации обслуживание долга признается «хорошим».

В целях дифференцированного подхода к формированию резервов на возможные потери по ссуде в рамках присвоенной категории качества процент отчисления в резерв формируется банком по следующей методике исходя из результатов классификации ссуды (табл. 8):

Таблица 8. Классификация ссуд

Категория качества ссуды Процент отчисления в резерв Баллы коэффициента рейтинга
I   Больше либо равно 110
    II   109-108
  107-106
  105-104
  103-102
  101-100
    III     99-98
  97-96
  95-94
  93-92
  91-90
  IV   89-85
  84-80
  79-75
  74-70
V   Менее 70 и при отзыве лицензии.

В случае если на основании комбинации двух классификационных критериев ссуда классифицируется в более низкую категорию, чем бальная оценка в данной таблице, размер резерва формируется в минимальном размере для этой категории.

Банк документально оформляет и включает в досье кредитной организации профессиональное суждение об уровне кредитного риска по ссуде.

Выполнение целей и задач принятой в банке политики управления банковскими рисками достигаются при использовании инструментов:

- система лимитов;

- система полномочий и принятия решений;

- система параметров управления банковскими рисками;

- коммуникационная политика;

- система контроля;

- комплекс мероприятий в кризисных ситуациях.

Одним из инструментов Политики управления банковскими рисками является эффективно функционирующая система лимитов или определенных ограничений на принятие банком чрезмерных рисков.

К числу лимитов могут относиться, например:

- структурные лимиты: доля инструмента в совокупных активах. Поддерживают общие пропорции при изменении размеров совокупных активов (не носят обязательный характер),

- лимиты контрагента: предельный риск на одного контрагента (группу взаимосвязанных контрагентов) - ограничивает предельный размер операций по отношению к соответствующему структурному лимиту; лимит на заемщика или эмитента векселей (группу взаимосвязанных заемщиков),

- лимиты открытой позиции: предельный лимит открытой позиции; лимит открытой позиции на конкретную операцию; лимит, ограничивающий предел потерь по операции,

- лимиты ликвидности - ограничивают риск недостатка денежных средств для своевременного исполнения обязательств.

Система полномочий и принятия решений заключается в распределении функций по контролю и управлению рисками между различными уровнями организационной структуры банка и обеспечивает ей требуемую гибкость и устойчивость.

Основной целью системы параметров управления банковскими рисками является обеспечение принятия надлежащего управленческого решения в отношении определенного направления деятельности банка по снижению влияния соответствующего риска в целом на банк.

По каждому банковскому риску вводится набор определенных параметров, изменение состояния и размера которых означает возникновение иной характеристики конкретного вида направления деятельности и, соответственно, принятие банком качественно иного соответствующего банковского риска.

По каждому набору параметров управления банковскими рисками выстраивается определенная граница состояний, преодоление которой означает увеличение влияния определенного риска на банк в целом и приближение критического его состояния и размера для текущих условий.

Основными целями коммуникационной политики является:

- формирование и предоставление достоверной информации о банке;

- формирование положительного образа банка, не допускающего нарушений действующего законодательства Российской Федерации, стандартов профессиональной деятельности, принятия чрезмерных рисков;

- формирование адекватной информации, достаточной для принятия надлежащего управленческого решения.

В целях управления определенными банковскими рисками в нештатных ситуациях разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий для кризисных ситуаций.

Главной целью разработки и реализации комплекса мероприятий для кризисных ситуаций является недопущение существенного ухудшения состояния конкретного направления деятельности банка и (или) достижение соответствующим банковским риском критического для банка значения.

Задачи комплекса мероприятий для кризисных ситуаций:

1. Ограничение во времени использования нештатных процедур управления определенными банковскими рисками.

2. Минимизация перекрестного влияния определенных рисков, в том числе снижение влияния конкретного риска на банк в целом.

3. Предотвращение возникновения аналогичных кризисных ситуаций в будущем.

4. Возврат определенного направления деятельности и (или) соответствующих банковских рисков в состояние, в котором возможно управление этим направлением деятельности и (или) определенным риском с использованием исключительно штатных (стандартных) процедур.

Для полной оценки финансовых рисков банка необходимо быть внутренним пользователем финансовой информации.

Однако внешние пользователи могут косвенно оценить эффективность управления финансовыми рисками в банке по выполнению обязательных нормативов.

Как было показано выше, кредитный риск можно оценить по выполнению следующих нормативов:

- норматив максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

- максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7);

- предоставленных банком своим участникам (Н9.1);

- совокупный размер риска по инсайдерам банка (Н10.1).

Риск ликвидности описывается показателями следующими показателями:

- норматив мгновенной ликвидности банка (Н2);

- норматив текущей ликвидности банка (Н3);

- норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4).

Анализ данных публикуемой формы № 0409813 «Сведения об обязательных нормативах» показал значительное превышение нормативных значений показателей обязательных нормативов, что указывает на адекватную политику управления кредитными рисками и рисками ликвидности.

 

 

Заключение

 

По результатам проведенного анализа финансового состояния ООО КБ «Лайтбанк» можно сделать следующие выводы.

ООО КБ «Лайтбанк» проводит достаточно осторожную кредитно-инвестиционную политику, избегая чрезмерного кредитного риска. Естественное стремление к высокой надежности существенно сокращает доходность операций ООО КБ «Лайтбанк», что может снизить интерес к данной кредитной организации со стороны инвесторов.

В банке разработаны методики по расчету, анализу и управлению финансовыми рисками, однако, они в большей степени носят поверхностный характер, чем являются реальной аналитической базой для принятия управленческих решений.

Так, политика управления банковскими рисками не дает четкого плана действий в кризисных ситуациях. В компании не разработан комплекс нормативной документации по данной проблематике.

Наблюдение за работой системы управления финансовыми рисками компании показало, что ее функционирование осуществляется недостаточно эффективно.

Следует отметить, что в условиях наступившего кризиса капитализация ООО КБ «Лайтбанк» может снизиться, поскольку банк не проводит моделирования возможных критических ситуаций, связанных с неблагоприятным изменением, например, макроэкономических показателей и других внешних факторов.

Таким образом, кредитной организации предлагается осуществить разработку комплекса мероприятий, который должен содержать четкий перечень процедур по преодолению кризисных ситуаций с детализацией по инструментам и с указанием, по возможности, очередности их использования.

 

Список использованной литературы

1. Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).

2. «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 01.09.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 N 5774).

3. Банковское дело / под ред. В.А. Боровковой. – М.: Юрайт, 2016.

4. Васин С.М. Управление рисками на предприятии. – М.: КноРус, 2016.

5. Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. и др. Банковские риски. – М.: КноРус, 2016.

6. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – М.: Юрайт, 2016.

7. Тепман Л.Н. Управление банковскими рисками. – М.: Юнити, 2015.

8. Финансы организаций / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. – М.: Юнити, 2016.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.