Кафедра неврологии,медицинской генетики — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кафедра неврологии,медицинской генетики

2017-12-10 257
Кафедра неврологии,медицинской генетики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ОРЕНБУРГ 2010

 

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана ГОУ вПО ОрГМА Росздрава по специальности нервные болезни на кафедре нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии лечебного факультата

Составители:

Заведующий кафедрой нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии, д.м.н., профессор А.М.Долгов

Доцент кафедры, к.м.н. Н.В.Аптикеева

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии «______»_______________2010 г.

Заведующий кафедрой нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии, д.м.н., профессор А.М.Долгов

«________»________________________2010 г.

УМК одобрен цикловой методической комиссией ОрГМА

«____»____________________________2010 г., протокол №_________

Председатель цикловой методической комиссии

Профессор_________________________________________А.А.Стадников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании центрального методического

Совета академии

«_____»______________20….г.

протокол №________

Проректор по УВСР

Председатель ЦМС

Профессор А.А.Стадников

По НЕРВНЫМ БОЛЕЗНЯМ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 060101

ФАКУЛЬТЕТ лечебный

Кафедра неврологии, медицинской генетики

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

ОРЕНБУРГ 2010

 

Рабочая программа составлена в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом высшего профессионального медицинского образования по специальности "Лечебное дело", утвержденного Москва, 2000.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры нервных болезней, медицинской генетики и нейрохирургии «_____»__________________2008 г.

 

Зав кафедрой, д.м.н., профессор

А.М.Долгов

 

Рабочая программа одобрена цикловой методической комиссией «_________»_____________________2009г., протокол №_______

 

 

Цели изучения дисциплины

Целью преподавания нервных болезней является обучение сту­дентов теоретическим основам, приемам обследования неврологичес­кого диагноза и выработки тактики лечения.

 

Задачи изучения дисциплины

1.Изучение студентами методики исследования неврологического статуса больного.

2.Изучение основ топической диагностики заболеваний нервной системы.

3.Ознакомление студентов с методами лабораторно-инструментальной диагностики заболеваний нервной системы.

4.Научить студентов диагностике, лечению, профилактике наи­более часто встречающихся заболеваний нервной системы и познако­мить с основами нейрохирургического лечения.

 

Особое место отводится изучению острых состояний - нарушений мозгового кровообращения, эпилептического статуса, нев­рологических синдромов болей, поражений нервной системы при пато­логии внутренних органов и др.

По окончанию курса нервных болезней, сту­денты лечебного факультета сдают экзамен.

Для студентов лечебного фа­культета предусмотрено углубленное знакомство с особенностями со­судистой патологии головного мозга, инфекционными поражениями нервной системы, особенностями клиники и лечения заболеваний пе­риферической нервной системы.

На лекциях и практических занятиях основным объектом изуче­ния должен быть больной человек со всеми его особенностями. Осо­бое внимание на практических занятиях должно уделяться освоению студентами навыков обследования, постановке топического и клини­ческого диагноза и назначению лечения больных с различными забо­леваниями нервной системы.

Важно выработать у студентов представление о механизмах развития неврологических заболеваний, а также научить анализу патогенетических механизмов их возникновения, обосновывать течение и методы профилактики поражения нервной сис­темы.

В процессе обучения студенты должны вести самостоятельный осмотр больных написать и защитить клиническую историю болезни.

 

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В НЕВРОЛОГИИ

МЕТОДЫ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

 

Классификация. Клиника неотложных состояний.

Сосудистая кома.

Менингоэнцефалитическая кома.

Травматическая кома.

Диабетическая кома.

Шоки.

Тетанус.

Акинетический мутизм.

Кризы

Гипертонический криз.

Миастенический криз.

Холинэргический криз.

Острые интоксикации

Отравления этиловым, метиловым спиртами, фосфороорганическими соединениями.

Требования к уровню усвоения дисциплины

Знать

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Организация высших мозговых функций

- Гнозис

- Речь

- Память

- Праксис

- Сознание

- Мышление

2.Пирамидная и экстрапирамидная системы, уровни организации произвольных движений.

3.Проводники чувствительности.

4.Мозжечок, его восходящие и нисходящие связи.

5.Черепные нервы.

6. Нервы верхних и нижних конечностей

7. Вегетативная нервная система.

8.Анатомия сосудов головного и спинного мозга.
Церебральная гемодинамика.

 

СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Классификация

2. Субарахноидалъные кровоизлияния

3. Дисциркуляторная энцефалопатия

4. Хроническая недостаточность спиналъного кровообращения

5. Ишемические инсульты

6. Геморрагические инсульты

7. Профилактика сосудистых заболеваний нервной системы.

8. Общие принципы лечения.

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Опоясывающий лишай.

2. Плекситы. Основы диагностики и лечения.

3. Миелополирадикулоневрит.

ИНФЕКЦИОННЫЕ И ИНФЕКЦИОННО-АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Острый энцефаломиелит.

2. Демиелинизирующие заболевания нервной системы.

3. Арахноидиты.

4. Абсцессы головного мозга.

5. Гриппозные поражения нервной системы.

ОПУХОЛИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1) Принципы диагностики.

2) Классификация.

3) Патогенез.

4) Клинические синдромы.

5) Лечение.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Поражения надсегментарных отделов вегетативной нервной системы.

1) Классификация.

2) Дифференциальная диагностика поражений надсегментарных
отделов вегетативной нервной системы.

3) Симпаталгии.

4) Синдром нарушения вегетативной иннервации тазовых органов.

5) Дифференциальная диагностика заболеваний вегетативной
нервной системы, лечение.

 

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

I. Методы интенсивной терапии. Проведение реанимационных ме­роприятий.

1) Регуляция дыхания и сердечно-сосудистой деятельности;

2) Нормализация водно-электролитного баланса;

3) Нормализация кислотно-щелочного равновесия;

4) Терморегуляция;

5) Нормализация коагулопатических синдромов;

6) Неотложная помощь при состояниях нарушенного сознания;

7) Неотложная помощь при острых алкогольных психозах.


II. Острые интоксикации.

1) Методы купирования побочного действия психотропных препаратов.

2) Отравления этиловым, метиловым, фосфороорганическими сое­динениями.

 

III. Нейрохирургические методы лечения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. ПОЛИКЛИНИКА.

Диспансеризация неврологических больных (группы риска, осмотр населения, система контроля и учета, профилактика обострений).

Уметь

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

1) Оценка состава ликвора.

2) Оценка данных нейроофтальмологических исследований.

3) Оценка данных отоневрологических исследований.

4) Оценка результатов: эхоэнцефалоскопии, рентгенографии,

5) компьютерной томографии, МРТ черепа и головного мозга.

 

Владеть НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

 

Исследование обоняния.

Исследование функции коркового отдела обонятельного анализатора.

Исследование состояния зрачков и их реакции. Исследование поля зрения.

Исследование функции глазодвигательного нерва.

Исследование корнеальных рефлексов.

Исследование функции отводящего и блокового нервов.

Исследование функций тройничного нерва.

Исследование функций лицевого нерва.

Исследование функции подъязычного нерва.

Исследование пробы Вебера, Ринне и Швабаха.

Исследование объема активных движений, мышечной силы, тонуса.

Выявление имитационных и глобальных синкинезий.

Исследование координации движений.

Исследование гиперметрии и диадохокинеза, асинергии по Бабинскому.

Исследование болевой и температурной чувствительности.

Исследование проприоцептивной чувствительности.

Исследование дискриминационной чувствительности.

Исследование стереогноза.

Выявление симптомов Нери и Ласега.

Выявление симптомов Вассермана, Мацкевича.

Выявление симптомов Кернига, верхнего и нижнего.

Исследование сгибательно-локтевого и разгибательно-локтевого рефлексов.

Исследование коленных рефлексов у постели больного и в амбу­латорных условиях.

Выявление подошвенных и брюшных рефлексов.

Выявление патологических рефлексов Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера.

Выявление патологических рефлексов Россолимо, Жуковского, Бехтерева.

Выявление защитных рефлексов.

Выявление рефлексов орального автоматизма (хоботкового, ладоно-подбородочного).

Исследование пиломоторного рефлекса.

Исследование высших корковых функций.

Выявление апраксии и афазии.

Исследование функции слухового и вестибулярного анализато­ров.

Исследование функции вегетативной нервной системы.

Исследование болевой и температурной чувствительности.

ТОПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Поражение пирамидной системы (центральный и перифери­ческий паралич). Поражение мозжечка и экстрапирамидной системы.

Поражение проводников чувствительности.

Поражение черепных нервов.

Поражение вегетативной нервной системы.

Нарушение высших мозговых функций.

 

ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ В НЕВРОПАТОЛОГИИ

1. Эпилепсия и эпилептиформные синдромы.

2. Эпилептический статус и методы его купирования.

 

Междисциплинарные связи

Перечень дисциплин с указанием тем, освоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

Дисциплина Темы

Латинский язык Клиническая терминология

Биофизика Гидродинамика. Линейный и объемный

ток жидкости. Вязкость.

Биология Особенности генетики человека.

Генные мутации как причина

наследственных болезней.

Генети­ческие основы хромосомных

болезней. Значение генетики для

эволюционного учения.

Химия Биологическое значение осмоса.

Понятие об электролитах.

Анатомия Строение центральной и

периферической нервной системы.

Гистология Гистологическое строение нервной

системы. Понятие о гистосовместимости.

Физиология Функция органов и систем организма

человека. Физиологические параметры. Механизмы

регуляции физиологических функций.

Биохимия Гормоны. Ферменты. Биологически

активные вещества. Обмен веществ в

организме.

Патанатомия Понятие об общепатологических

процессах: дистрофия, атрофия,

воспаление, некроз. Структурные изменения

тканей и органов при конкретной

патологии. Соотно­шение структурных

изменений и клинических

проявлений болезни.

Патфизиология Механизмы патологических

процессов при нарушении функций

систем дыхания, кровообращения,

мочевыделения, при воспалении.

Понятие стресс, адаптация,

компенсация.

 

Разделы дисциплины

РАЗДЕЛ 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ

(7 семестр)

1. Введение в неврологию.

2. Патология движений и безусловных рефлексов.

3. Патология экстрапирамидной системы и мозжечка.

4. Синдромы поражения ствола головного мозга (часть 1).

5. Синдромы поражения ствола головного мозга (часть 2).

6. Патология вегетативной нервной системы.

7. Нарушение высших корковых функций.

8. Патология чувствительности.

9. Сознание и степени его нарушения.

10. Нервно-мышечные заболевания. Миастения.

ЧАСТНАЯ НЕВРОЛОГИЯ

(8 семестр)

1. Острые сосудистые заболевания головного мозга

2. Хронические сосудистые заболевания головного и спинного
мозга

3. Опухоли головного мозга.

4. Нейро-Спид

5. Судорожные синдромы, эпилепсия.

6. Инфекционные заболевания нервной системы (первичные и
вторичные энцефалиты, менингиты).

7. Демиелинизирующие заболевания нервной системы.

8. Заболевания периферической нервной системы. Неврологические

9. спондилогенные синдромы.

10. Головная боль.

11. Мигрень.

 

Семестр.

 

ЛЕКЦИЯ N1

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Нейроонтогенез. Введение в неврологию".

АННОТАЦИЯ:

а) основные этапы развития отечественной неврологии.
Выдающиеся представители отечественной неврологической школы в - Петербурге, Казани, Киеве - их вклад в развитие невропатоло­гии. Развитие отечественной невропатологии. История развития Оренбургской неврологической школы.

б) организация неврологической помощи.

Нервно-психоневрологические, психиатрические диспансеры, по­ликлиники, медико-генетические консультации, помощь на дому. Ста­ционары, санатории, дома отдыха, курортно-санаторное лечение. Экспертиза трудоспособности, выдаче больничных листов, трудоуст­ройство инвалидов с различными видами утраты трудоспособности. Вопросы военно-медицинской экспертизы.

ЛЕКЦИЯ N 2

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Патология движений и безусловных рефлексов"

АННОТАЦИЯ:

Определение понятия "рефлекс". Классификация рефлексов. Реф­лекторная дуга. Понятие о рефлекторном круге, рефлекторном коль­це. Физические и тонические реакции. Физиологические рефлексы но­ворожденных. Особенности рефлекторных реакций у детей различных возрастных групп. Характеристика и особенности поверхностных рефлексов. Понятие о тонических рефлексах. Роль их в развитии мото­рики ребенка. Изменения рефлексов /количественные, качественные/. Характеристика и значение патологических рефлексов /стопных, кис­тевых, аксиальных/.

Нарушение движений: парезы и параличи, гиперкинезы и акинезы. Характеристика двигательного пути. Центральный /кортикоспинальный и кортико-бульбарный/ и периферический двигательный нейрон /конечный двигательный путь/. Роль ретикулярной формации в обеспечении двигательного акта. Бульбарный и псевдобульбарный па­раличи. Альтернирующие синдромы.

ЛЕКЦИЯ N 3

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Патология экстрапирамидной системы и мозжечка"

АННОТАЦИЯ:

а) мозжечок. Афферентные и эфферентные пути. Физиология моз­жечка. Обеспечение равновесия, координации. Симптомы поражения мозжечка. Понятие о статической, локомоторной атаксии, асинергии, атонии мышц, интенционном треморе, адиадохокинезе, дисметрии, гиперметрии, нистагме, скандированной речи;

б) мозжечковая атаксия. Болезнь Фридрейха, Пьера-Мари,

в) экстрапирамидная система. Анатомия базальных ганглиев /красного ядра, черной субстанции, хвостатого ядра, бледного шара/. Современные представления об обмене и концентрации катехоламинов в системе подкорковых ганглиев.

Паллидарный /акинетико-ригидный/ синдром. Понятие о ригид­ности мышц, олигобрадикинезии, акинезии, феномене "зубчатого коле­са", стриарном синдроме, гипотонии мышц, гиперкинезах, атетозе, гемибаллизме. Хореический, баллистический и другие гиперкинезы.

ЛЕКЦИЯ N 4

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Синдромы поражения ствола головного мозга (часть 1)"

АННОТАЦИЯ:

Синдромы поражения ретикулярной формации (нарколепсия, каталепсия). Акинетико-ригидный синдром. Децеребрационная ригидность. Горметония. Синдромы поражения ствола мозга на уровне ядра IV нерва, корково-спинномозговых волокон и медиальной петли.

Синдромы поражения продолговатого мозга. Синдром Валлинберга-Захарченко и его варианты. Бульбарный и псевдобульбарный параличи. Синдром поражения ствола мозга на границе продолговатого мозга и моста.

 

ЛЕКЦИЯ № 5

2 часа (90 минут)

ТЕМА: «Синдромы поражения ствола головного мозга (часть 2)»

АННОТАЦИЯ:

Синдромы поражения варолиева моста (Фишера, Гаспарини, Мийяра-Гублера, Раздольского, Фовиля). Синдромы поражения среднего мозга (Бенедикта, Вебера-Штурге, Манакова). Синдром поражения черной субстанции. Синдромы поражения дорсальных отделов покрышки среднего мозга. Синдромы поражения четверохолмия.

Классификация дислокационного синдрома по степени выраженности симптомов поражения ствола мозга (по Кугоеву А.И., 1987).

ЛЕКЦИЯ N 6

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Патология вегетативной нервной системы".

АННОТАЦИЯ:

а) Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы.

Синдромы поражения вегетативной нервной системы на различных уровнях. Симптомы поражения лимбической системы ретикулярной форма­ции. Поражение гипоталямической области. Вегетативно-сосудистые пароксизмы. Нейроэндокринные синдромы. Нарушение терморегуляции. Психо-вегетативные симптомы. Поражение ствола головного мозга, рогов спинного мозга, ганглиев пограничного ствола, сплетений нервов. Висцеральные синдромы, Расстройства тазовых функций.

б) Нейродистрофические синдромы лица. Ангиотрофоневрозы. Лицевые симпаталгии и другие симптомы нарушения вегетативной иннервации лица. Отек Квинке. Глоссалгия. Гемиатрофия лица.

в) Вестибуловегетативные синдромы при функциональном органическом поражении головного мозга. Синдром вегетативной дистонии. Вегетативно-сосудистые пароксизмы - симпатоадреналовый, вагоинсулярный, смешанный.

ЛЕКЦИЯ N 7

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Нарушение высших корковых функций".

АННОТАЦИЯ:

Анатомические данные о цитоархитектонике коры головного мозга. Локализация высших корковых центров в коре головного мозга. Понятие о функциональных блоках центральной нервной системы. Активное и пассивное внимание. Устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, истощаемость внимания. Восприятие. Иллюзии физиологические, физические и психические. Галлюцинации обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные. Галлюцинации истинные и ложные. Мышление и его этапы. Конкретно-ситуационное и отвлеченно-словесное мышление. Замедленное, ускоренное, обстоятельное, разорванное, символическое, аутистическое мышление. Бредовые идеи. Навязчивые состояния. Обсессивно-компульсивные расстройства. Навязчивые влечения. Навязчивые страхи. Нарушения эмоциональной сферы. Депрессия. Эйфория. Дисфория. Слабодушие. Эмоциональная тупость. Аффект. Воля и ее нарушения. Память кратковременная и долговременная. Механическая, зрительная, слуховая, эмоциональная, смысловая память. Модальностно-специфические и модальностно-неспецифические нарушения памяти. Частичная, прогрессирующая, ретроградная, антероградная амнезии. Гипомнезия и гипермнезия. Парамнезии. Конфабуляции. Нарушения гнозиса. Первичные и вторичные агнозии. Агнозии зрительные, слуховые, соматагнозии, астереогноз, пространственная, симультанная, анозогнозия. Учение об афазиях. Моторная эфферентная, афферентная, субкортикальная, транскортикальная афазия. Сенсорная, сенсомоторная, оптикомнестическая афазии. Амнестическая афазия. Семантическая афазия. Дизартрии. Апраксии: кинетическая, кинестетическая, конструктивная, проводниковая, диссоциативная, динамическая. Интеллект. Регуляторные и операциональные нарушения интеллекта.

ЛЕКЦИЯ N 8

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Патология чувствительности"

АННОТАЦИЯ:

Рассматривается определение понятия "чувствительности", рецепторного аппарата, виды рецепторов и их специфическое предн­азначение. Глубокая и поверхностная виды чувствительности, слож­ные виды чувствительности. Проприоцептивный и экстероцептивный анализаторы. Физиология системы связи факторов внешнего воздейс­твия и конечного этапа анализа и синтеза ответа на раздражитель. Классификация и краткая характеристика типов расстройств глубокой и поверхностной чувствительности. Патофизиологическая характеристика процессов при возникнове­нии универсальной ответной реакции (БОЛИ) на чрезмерный (разрушающий) раздражитель. Механизмы реализации и антиноцицепции. Формы антиноцицепции (нейрональная неопиатная, нейрональная опиатная, гормональная опиатная, пептидергическая). Пути и реальные возможности предотвращения развития боли и болевого шока. Фармакологические, традиционные и нетрадиционные методы борьбы с болью.

ЛЕКЦИЯ № 9

ТЕМА: «Сознание и степени его нарушения»

АННОТАЦИЯ:

Основные патологические процессы и состояния, приводящие к нарушениям сознания. Классификация нарушений сознания. Ясное сознание, оглушение умеренное, оглушение глубокое, сопор, кома умеренная, кома глубокая, кома запредельная (определение, признаки, клиническая характеристика). Шкала комы Глазго. Шкала нарушений сознания Шахновича. Характеристика общего состояния неврологических больных (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое). Оценка состояния витальных функций (нет нарушений, начальные нарушения, выраженные нарушения, грубые нарушения, критические нарушения). Неврологическая характеристика стволовых нарушений. Характеристика основных посткоматозных состояний (вегетативный статус, апалический синдром, акинетический мутизм, синдром «запертого человека»).

ЛЕКЦИЯ № 10

2 часа (90 минут)

ТЕМА: «Нервно-мышечные заболевания. Миастения»

АННОТАЦИЯ:

Общая характеристика нервно-мышечных заболеваний.

Миастения и миастенические синдромы. Клинические формы миастении (глазная и генерализованная). Миастенический эпизод. Миастеническое состояние. Клинические признаки миастении. Диагностика миастении (прозериновая проба, ЭМГ, иммунологические методы, КТ вилочковой железы). Некоторые клинические формы миастении (прогрессирующая, злокачественная, конечностно-поясная, транзиторная миастения новорожденных, синдром Ламберта-Итона, семейная инфантильная миастения, врожденная миастения). Лечение миастении. Прогноз.

 

Семестр.

ЛЕКЦИЯ N 1

2 часа (90 минут)

ТЕМА: «Острые сосудистые заболевания головного мозга»

АННОТАЦИЯ

Кровоснабжение головного мозга - система сонных и позвоноч­ных артерий. Артериальный круг основания большого мозга. Бассейны кровоснабжения передних, средних и задних мозговых артерии, кровоснабжение ствола мозга, мозжечка.

Острые нарушения мозгового кровообращения. Классификация. Этиология и патогенез. Значение патологии экстракраниальных сосудов. Роль спазма сосудов мозга и со­судистой мозговой недостаточности.

Переходящие нарушения мозгового кровообращения - общие и ре­гионарные. Клинические проявления - общемозговые и локальные це­ребральные симптомы. Обратимость очаговых органических симптомов при переходящих нарушениях.

Инсульты - геморрагические /паренхиматозные, субарахноидальные/ и ишемические /тромботические и нетромботические/. Особен­ности возникновения и течения геморрагических инсультов. Клини­ческие различия внутримозговых и субарахноидальных геморрагий. Тромботические и нетромботические ишемические инсульты. Основные факторы, ведущие к тромбообразованию. Особенности клиники мозговых расстройств в зависимости от локализации тромбоза. Клинические проявления эмболии мозга. Возможности инсультов. Дифференциальная диагностика геморрагических инсультов. Методы экспресс-диагностики. Принципы лечения острых нарушений мозгового кровообращения. Место хирургических способов лечения инсультов.

ЛЕКЦИЯ N 2

2 часа (90 минут)

ТЕМА: «Хроническая недостаточность кровоснабжения центрального и периферического отделов нервной системы».

АННОТАЦИЯ:

Определение понятий - хроническая недостаточность мозгового кровообращения (дисциркуляторная энцефалопатия), спинального кровообращения, васкулярной нейропатии. Этиологические факторы развития дисциркуляторной энцефалопатии и других отделов нервной системы.

Современная классификация стадий дисциркуляторной энцефалопатии. Клинические проявления, включающие психоневрологические симптомы и синдромы органического поражения нервной системы.Этиология и патогенез сосудистых хронических миелопатий. Стадии развития ишемических миелопатий. Параклинические методы исследования (реография, доплерография) в диагностике хронической недостаточности кровоснабжения центрального и периферического отделов нервной системы. Клиника и патогенез венозной дисциркуляторной патологии головного мозга. Васкулярные нейропатии. Принципы и методы лечения хронической недостаточности кровоснабжения центрального и периферического отделов нервной системы.

ЛЕКЦИЯ N3

2 часа (90 минут)

ТЕМА: «Опухоли головного и спинного мозга».

Аннотация:

Рассматривается классификация опухолей. Основные клинические симптомы глиальных опухолей полушарий в зависимости от их локализации. Клиника аденом гипофиза. Клиника опухолей задней черепной ямки. Основные клинические симптомы менингиом супратенториальной локализации (на примере парасагиттальных и конвекситалъных менингиом, менингиом крыльев основной кости, ольфакторной ямки). Симптомы, характерные для экстра- и интрамедуллярных опухолей. Дислокационный синдром.Дифференциальный диагноз опухолей головного, а также спинного мозга (аденома гипофиза, невринома VIII нерва, менингиомы, больших полушарий и задней черепной ямки, экстра - и интрамедуллярные опухоли спинного мозга).

Принципы хирургического, химиотерапевтического и лучевого лечения нейроонкологических больных.

ЛЕКЦИЯ №4

2 часа (90 минут)

Тема: «Нейро-Спид»

Аннотация:

Этиология СПИДа. Тропизм вируса к нервной ткани. Заболевания нервной системы, обусловленные инфекцией, вызванной вирусом иммунодефицита человека. Клинические проявления Нейро-СПИДа. Первичные и вторичные изменения нервной системы при СПИДе. Лимфома головного мозга. Подострый энцефалит. Прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия. Слабоумие. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение. Оппортунистические инфекции нервной системы при СПИДе. Токсоплазмоз. Криптококковый менингит. Герпетическая и цитомегаловирусная инфекция другой локализации. Диагностика. Лечение, Поражение периферической нервной системы при СПИДе. Психосоциальная помощь ВИЧ-инфицированным лицам и больным СПИДом, Профилактика СПИДа. Санитарное просвещение. Особенности поражения нервной системы у детей при СПИДе, Возможные пути коррекции неврологических осложнений при СПИДе, Прогноз при различных клинических вариантах ВИЧ-инфекции.

ЛЕКЦИЯ N5

Продолжительность - 2 часа (90 минут)

Тема: «Судорожные состояния. Эпилепсия».

АННОТАЦИЯ:

Эпилепсия является актуальной проблемой не только для медиков, поскольку возникновение эпилептических припадков приводит не только к нарушению функции нервной системы, жизненноважных органов, но и к снижению трудоспособности человека и даже ограничению выбора профессий или даже смены рода трудовой деятельности. Распространенность эпилепсии достигает, по данным разных авторов, 2 - 5 случаев на 1000 населения, а в детском возрасте она встречается чаще - у 5 - 10% детей. Поэтому эпилепсия и судорожные синдромы являются еще и социальной проблемой.

Современные представления об этиологии, патогенезе, патоморфологии при судорожных состояниях и эпилепсии. Классификация судорожных состояний у детей и взрослых. Дифференциальный диагноз судорожных состояний с эпилепсией, как органическим заболеванием центральной нервной системы. Электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография в диагностике и дифференциальной диагностике судорожных состояний. Этиология, патогенез, клиника эпилепсии, лечение судорожных состояний в зависимости от типа припадка и течения заболевания. Клиника и лечение эпилептического статуса. Прогноз и реабилитация больных с судорожными состояниями.

ЛЕКЦИЯ№6

2 часа (90 минут)

ТЕМА: "Инфекционные заболевания нервной системы / первичные и вторичные энцефалиты, менингиты/».

АННОТАЦИЯ:

Понятие об энцефалитах. Деление энцефалитов на первичные и вторичные. Выделение острых, подострых и хронических энцефалитов. Полиэнцефалиты и лейкоэнцефалиты. Общие характерные признаки энцефалитического процесса - общемозговые, очаговые симптомы. Характеристика ликвора при энцефалитах. Использование для диагностики энцефалитов эпидемиологических, клинических, лабораторных /серологических, вирусологических/ данных. Этиология и патогенез энцефалитов. Группа вирусных энцефалитов /клещевые, комариные, эпидемический, энтеровирусные, полисезонные/, инфекционно-аллергические и аллергические энцефалиты /при коре, ветряной оспе, краснухе, скарлатине/, вакцинальные /оспенные, антирабические, при КДС, АКДС/, ревматические энцефалиты.

Эпидемический энцефалит. Первые описания эпидемических вспышек. Возможности эпидемического распространения в настоящее время. Пути распространения инфекции. Особенности патологоанатомических данных. Начальные проявления острого проявления болезни. Особенности клинической картины эпидемического энцефалита в настоящее время /вестибулярная, гиперкинетическая формы/. Основные клинические проявления паркинсонизма, причины развития акинетико-ригидного синдрома после эпидемического энцефалита. Понятие о болезни Паркинсона, атеросклеротическом паркинсонизме. Лечение эпидемического энцефалита в остром периоде. Лечебные мероприятия при паркинсонизме.

Понятие о лептоменингитах, арахноидитах, пахименингитах. Менингиты первичные и вторичные, гнойные и серозные, основная характеристика менингеального синдрома. Изменения ликвора при различных менингитах. Явление менингизма.

Менингококковый менингит. Этиология и патогенез. Преимущественное заболевание детского возраста. Патологическая анатомия, клиника типичных проявлении менигококкового менингита, осложнения и последствия. Атипичные формы - менингококцемия, молниеносная форма, абортивная, хроническая. Принципы лечения менингококкового менингита.

Особенности клиники и течения гнойных менингитов другой этиологии. Принципы лечения гнойных менингитов.

Серозные менингиты - различные по этиологии формы менинги­тов, объединяемые серозным характером воспаления оболочек мозга. Основные виды серозных менингитов - энтеровирусные, лимфоцитарные, при эпидемическом паротите. Наиболее частые формы серозных менингитов. Особенности лечения. Исходы, Принципы дифференциаль­ной диагностики серозных менингитов от туберкулезного менингита. Лечение туберкулезного менингита.

Вторичные инфекционные аллергические энцефалиты. Поражения головного мозга, развивающиеся при общих инфекциях и после вакцинации.

Преобладание поражения белого вещества головного, спинного мозга /энцефаломиелиты/, периферической нервной системы /энцефаломиелополирадикулоневриты/.

ЛЕКЦИЯ N7.

2 часа (90 минут)

Тема: «Демиелинизирующие заболевания нервной истемы».

АННОТАЦИЯ:

Общим для первичных демиелинизирующих процессов являются де-миелинизация пирамидных, понтоцеребеллярных, кортикостриопаллидарных связей при небольшом поражении чувствительности систем. Эти заболевания обладают прогрессирующим или ремитирующим типом лечения. Этиология их не вполне ясна: по-видимому, они относятся к инфекционно-аллергическим заболеваниям.

Демиелинизирующие заболевания могут протекать остро /рассеянный энцефаломиелит, оптикомиелит и др./, подостро /рассеянный склероз/ или принимать хроническое прогрессирующее течение /периаксональный энцефалит Шильдера, панеэнцефалит Ван-Богарта/.

Острый рассеянный энцефалит. Рассеянный склероз. Современные теории патогенеза. Патоморфология. Ранние симптомы. Основные кли­нические формы. Дифференциальный диагноз, лечение.

Рассеянный склероз и рассеянный энцефаломиелит. Частота заболевания. Представления о полиэтиологичности рассеянного склероза. Патоморфология заболевания. Клинические формы рассеянного склероза. Начальные проявления заболевания. Дифференциальная диагностика рассеянного склероза и рассеянного энцефаломиелита.

ЛЕКЦИЯ N 8

2 часа (90 минут)

Тема: "Заболевания периферической нервной системы. Спондилогенные неврологические синдромы".

АННОТАЦИЯ:

Анатомические данные о периферической нервной системе /черепно-мозговые нервы/. Формирование спинномозговых нервов и их строение. Патологические процессы, разыгрывающиеся в нерве при воспалении, травме нерва. Параксональный процесс, валлеровское перерождение. Процессы дегенерации и регенерации нерва. Роль швановских клеток. Классификация поражения нервов - невриты и невралгии, моно- и полиневриты. Этиологические факторы - инфекции острые и хронические, интоксикации, авитаминозы, спондилогенные причины, травмы и др. Общая симптоматология поражения периферических нервов - двигательные, чувствительные, вегетативно-трофические расстройства.

Неврологические синдромы шейного остеохондроза. Синдром «плечо-кисть». Синдром вертебральной артерии. Шейная мигрень. Компрессионные корешковые синдромы. Спондилогенная миелопатия. Радикуломиелоишимия.

Неврологические синдромы грудного и поясничного остеохондроза. Межреберная невралгия. Плечелопаточный периартроз. Компрессионные корешковые синдромы. Каудальный синдром.

Основные методы консервативного и оперативного лечения спондилогенных неврологических синдромов. Санаторно-курортное лечение.

ЛЕКЦИЯ № 9

2 часа (90 минут)

ТЕМА: «Головная боль»

АННОТАЦИЯ:

Международная классификация головных болей, краниальных невралгий и лицевых болей.

Головные боли напряжения (эпизодическая, хроническая). Кластерная головная боль. Острая и хроническая посттравматическая цефалгия.

Головные боли, связанные с сосудистыми расстройствами (острая ишемическая цереброваскулярная болезнь, интракраниальная гематома, субарахноидальное кровоизлияние, сосудистые мальформации, венозный тромбоз, артериальная гипертензия).

Головные боли, не связанные с сосудистыми интракраниальными расстройствами (ликворная гипер- и гипотензия, подоболочечные инфекции). Цефалгии, связанные с приемом химических веществ или отменой лекарственного препарата (нитраты, угарный газ, алкоголь, эрготамин, аналгетики, похмелье, отмена кофеина, наркотическая абстиненция, противозачаточные препараты).

Головные боли, обусловленные внемозговыми инфекциями (вирусная и бактериальная очаговые


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.