Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-12-10 | 224 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исполнение назначенного наказания целесообразно лишь постольку, поскольку оно служит достижению целей наказания. Если социальная справедливость восстановлена и исправление осужденного достигнуто до истечения срока назначенного наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. В соответствии с принципом гуманизма закон возлагает на суд обязанность условно-досрочно освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания (ст. 79 УК).
Условно-досрочное освобождение - самый распространенный вид освобождения от отбывания наказания, так как оно может применяться к лицам, совершившим любые преступления, и не ограничено какими-либо категориями осужденных. Условно-досрочное освобождение может применяться к лицам, отбывающим наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы.
Основанием условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания является утрата осужденным общественной опасности и возможность его окончательного исправления без полного отбытия назначенного наказания. Эта возможность определяется с помощью таких критериев, как примерное поведение осужденного и его добросовестное отношение к исполнению обязанностей, вытекающих из приговора и режима отбываемого наказания. Вывод суда о возможности исправления осужденного должен вытекать из учета данных о его поведении и отношении к исполнению обязанностей за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении.
|
Рассматриваемый институт применяется к лицам, отбывающим только наказания срочного характера. А поскольку сам процесс исправления осужденного является постепенным и требует определенного времени, обязательной предпосылкой применения условно-досрочного освобождения по закону является фактическое отбытие определенной части назначенного судом наказания. Величина этой части обычно определяется категорией преступления, за которое осужденный отбывает наказание. Согласно ч. 3 ст. 79 УК условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
«а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое
преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо
тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного
лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи» (ч. 3 ст. 79 УК).
Из приведенной нормы видно, что величину фактически отбытой части наказания закон связывает с опасностью личности только в одном случае: применительно к лицам, к которым ранее применялось условно-досрочное освобождение, но было отменено по основаниям, предусмотренным законом. Повторное условно-досрочное освобождение таких лиц от отбывания наказания допускается не ранее чем после фактического отбытия двух третей срока наказания, назначенного за новое преступление независимо от его тяжести.
Согласно ч. 4 ст. 79 УК фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Данное положение относится только к лишению свободы.
Осуждение даже к пожизненному лишению свободы по закону не является препятствием к применению условно-досрочного освобождения. Таковое может быть применено, если судом будет признано, что осужденный не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания, фактически отбыл не менее двадцати пяти лет лишения свободы и при этом в течение срока отбывания наказания не совершил нового тяжкого или особо тяжкого преступления и в течение трех предшествующих лет не имел злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания (ч. 5 ст. 79 УК).
|
Условно-досрочное освобождение применяется судом по месту отбывания осужденным назначенного наказания (ч. 3 ст. 396 УПК) по представлению специализированного государственного органа, на который возложено исполнение наказания (ч. 1 ст. 175 УИК). При положительном решении вопроса судья выносит постановление об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания точно обозначенного календарного срока наказания — числа лет, месяцев и дней (Приложение 120 к УПК). При этом осужденному не назначается какой-либо специальный испытательный срок, поскольку его функцию выполняет неотбытая часть наказания. Этим же постановлением судья вправе полностью или частично освободить заключенного от отбывания дополнительного наказания.
Важным элементом института условно-досрочного освобождения является закрепленное в ч. 2 ст. 79 УК право суда возложить на осужденного обязанности, которые должны им исполняться в течение неотбытой части наказания. Перечень обязанностей, возлагаемых на условно-досрочно освобожденного, совпадает с перечнем обязанностей, которые могут возлагаться налицо, осужденное условно (ч. 5 ст. 73 УК).
Условный характер данного вида освобождения от наказания заключается в установлении контроля за поведением освобожденного и за исполнением возложенных на него судом обязанностей, а также в возможности отмены условно-досрочного освобождения. Контроль за поведением освобожденного осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
Нарушениями требований условно-досрочного освобождения признаются: а) нарушение общественного порядка или злостное уклонение от исполнения возложенных на лицо обязанностей; б) совершение умышленного преступления в течение неотбытой части наказания; в) совершение по неосторожности нового преступления в течение того же времени.
|
Из перечисленных нарушений только второе.является безусловным основанием отмены условно-досрочного освобождения: согласно п. «б» ч. 7 ст. 79 УК в случае совершения нового умышленного преступления в течение неотбытой части наказания суд назначает осужденному наказание по совокупности приговоров. При этом к основному наказанию, назначенному по правилам ст. 70 УК, суд вправе присоединить дополнительное наказание, назначенное по предыдущему приговору, если лицо было от него условно-досрочно освобождено.
Два других из перечисленных обстоятельств являются факультативными основаниями отмены условно-досрочного освобождения.
В зависимости от характера и тяжести нового преступления, совершенного по неосторожности в течение неотбытой части наказания, с учетом личности виновного и его поведения суд может либо сохранить, либо отменить условно-досрочное освобождение. В первом случае назначается и исполняется только наказание за новое преступление, а неотбытая часть наказания по предыдущему приговору по-прежнему продолжает выполнять роль испытательного срока при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. А во втором случае, как и при совершении нового умышленного преступления, наказание назначается по совокупности приговоров.
Нарушение общественного порядка означает совершение административного правонарушения, посягающего именно на общественный порядок, которое повлекло законное и обоснованное наложение административного взыскания.
При уклонении осужденного от исполнения возложенных на него обязанностей условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть отменено только по представлению уголовно-исполнительной инспекции. Суд каждый раз обязан проверить обоснованность такого представления и установить, что уклонение от исполнения обязанностей продолжалось после письменного предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, и носило злостный характер (более двух нарушений в течение года или длительное, более 30 дней, неисполнение возложенных обязанностей) либо что условно-досрочно освобожденный скрылся от контроля и его местонахождение не известно более 30 дней. Только при обоснованности представления уголовно-исполнительной инспекции суд выносит определение об отмене условно-досрочного освобождения и об исполнении оставшейся неотбытой части наказания.
|
Амнистия.
Согласно Конституции Российской Федерации к ведению одной из палат Федерального Собрания — Государственной Думы — относится объявление амнистии (п. «е» ч. 1 ст. 103). Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в ст. 84 УК.
В соответствии с ней амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, не обозначенных персонально, т. е. пофамильно (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста и т. д.). По своему содержанию эти акты могут содержать предписания:
1) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
2) об освобождении лиц, осужденных за совершение преступлений, от наказания или от его дальнейшего отбывания;
3) о сокращении назначенного наказания;
4) о замене назначенного наказания более мягким;
5) об освобождении от дополнительного наказания;
6) о снятии судимости.
Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т. е. в отношении соответствующих деяний, совершенных амнистированными лицами, не происходит декриминализации. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти.
Как уже отмечалось, акт амнистии сочетает в себе освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Конкретное же содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Так, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от наказания в виде лишения свободы освобождались: 1) ветераны Великой Отечественной войны; 2) бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны. Этим же постановлением освобождались от наказания условно осужденные, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы (ветераны Великой Отечественной войны и указанные выше бывшие узники). Эти осужденные освобождались также от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день их вступления в силу.
|
Снималась судимость с лиц, освобождаемых от наказания на основании этого постановления.
Постановление предписывало прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия, а также уголовные дела, находящиеся в производстве судов, по которым не начато судебное разбирательство, о преступлениях, совершенных до вступления в силу данного постановления, в отношении ветеранов Великой Отечественной войны и бывших узников. Этим же постановлением освобождались от наказания осужденные (ветераны Великой Отечественной воины и бывшие узники), в отношении которых был вынесен обвинительный приговор суда, не вступивший в законную силу1.
Вместе с тем в акте об амнистии специально оговаривается его неприменение к отдельным категориям лиц. Например, указанное постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 г. (в редакции постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. «О внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»2) не распространяло действие акта амнистии об освобождении от наказания и прекращении уголовных дел, находящихся в производстве, на лиц, осужденных за перечисленные в постановлении тяжкие или особо тяжкие преступления (или совершивших такие преступления); осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденных, освобожденных из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актами амнистии после 1994 г. и вновь совершивших умышленные преступления, а также на некоторые другие категории осужденных.
Лица, подпадающие под действие акта об амнистии, освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, если оно не исполнено на день вступления в силу акта об амнистии. Это касается и тех лиц, которым основное наказание актом амнистии было сокращено.
Если к осужденным наряду с наказанием были применены принудительные меры медицинского характера для излечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также от венерических заболеваний, то акт амнистии применяется при наличии необходимых оснований только по окончании курса лечения.
Не будет, очевидно, преувеличением сказать, что наш народ в принципе против амнистий и воспринимает их не с восторгом. Подобное отношение к отечественным амнистиям возникло не на пустом месте. Люди старшего поколения помнят печально знаменитую амнистию 1953 г., когда после смерти Сталина государство выпустило на свободу не политических заключенных — жертв сталинских репрессий, а отпетых уголовников: насильников, воров и грабителей (молодежь может иметь представление об этой амнистии по фильму «Холодное лето пятьдесят третьего»). Результатом стал резкий рост насильственной и корыстной преступности. С «перебором» была проведена и хрущевская амнистия 1957 г., посвященная 40-летию Октябрьской революции. В брежневские времена амнистии объявлялись более регулярно (обычно они посвящались большим праздникам), но при этом были гораздо умереннее предыдущих и не оказывали серьезного влияния на динамику преступности. Однако последнее обстоятельство не смогло поколебать устойчивого неприятия советскими людьми (ныне российскими гражданами) амнистий в принципе.
По идее, амнистия должна охватывать тех, кто не совершил тяжкого преступления и не приобрел репутации склонного к совершению таких преступлений. Амнистия — это не реабилитация, а акт милосердия.
К сожалению, в этом вопросе к юридической материи нередко примешиваются политические мотивы. Пример этому — постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии»1, амнистировавшее активных участников известного августовского (1991 г.) путча и не менее известных событий в октябре 1993 г. По первому делу (по делу о ГКЧП) расследование и судебный процесс шли очень трудно. И тем не менее он был нужен. Хотя бы для того, чтобы поставить все точки над i, чтобы в рамках судебного приговора было гласно установлено, что же все-таки случилось в те августовские дни и кто и как из главных действующих лиц принимал во всем этом участие. Только приговор был способен подвести под этими событиями юридическую и историческую черту.
Совсем иначе обстояло дело с юридической оценкой трагических событий 3—4 октября 1993 г., поскольку в отличие от первых они были связаны с насилием и кровопролитием, допущенными обеими противоборствующими сторонами (вооруженный штурм Останкино и мэрии, снайперская стрельба по собравшимся вокруг «Белого дома», расстрел из танковых орудий здания парламента и т. д.). Виновность в этом соответствующих лиц также могла быть установлена лишь в ходе судебного разбирательства. Вот почему в обоих случаях амнистия была принципиаль~ но не нужна. Однако разумеется, что возможные неудачные примеры амнистий не могут служить доказательством их принципиальной нецелесообразности. Профессионально грамотно подготовленная амнистия вполне способна нейтрализовать ее возможные негативные последствия и способствовать реализации принципов справедливости и гуманизма уголовного права.
Помилование.
В отличие от акта амнистии помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Согласно Конституции Российской Федерации помилование осуществляет Президент Российской Федерации (п. «в» cf. 89).
В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие уголовно-правовые последствия:
1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
2) назначенное ему наказание может быть сокращено;
3) назначенное ему наказание может быть заменено более мягким;
4) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Помилование не носит нормативного характера и распространяется на индивидуально определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК) или на нескольких лиц, обозначенных поименно. Право Президента Российской Федерации на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний. Помилованным может быть любое лицо, в том числе и при особо опасном рецидиве, и даже осужденный к смертной казни, которому она в этом случае заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления, даже за убийство при отягчающих обстоятельствах.
Ходатайство о помиловании может возбуждаться самим осужденным, его родственниками, общественными организациями и трудовыми коллективами. В отношении осужденных, твердо ставших на путь исправления, право возбуждать ходатайство о помиловании имеет орган, ведающий исполнением наказания, после отбытия осужденным более или менее значительной части назначенного наказания (обычно половины). В случае отказа в помиловании осужденный вправе повторно обратиться с тем же ходатайством через какое-то время, в течение которого в процессе отбывания наказания он проявит свое стремление к исправлению.
Как и амнистия, акт помилования - это проявление гуманизма и снисходительности по отношению к осужденным со стороны государства.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!