Корпорация и среда ее функционирования /1/. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Корпорация и среда ее функционирования /1/.

2017-12-10 291
Корпорация и среда ее функционирования /1/. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 
 

 

Рисунок 1.2.

Корпорация – открытая социально-экономическая система /1/

 

Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй вoзникнoвeния пpoблeмы кopпopaтивнoгo yпpaвлeния являeтcя oтдeлeниe влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью. В peзyльтaтe тaкoгo oтдeлeния нeизбeжнo вoзpacтaeт poль нaeмныx мeнeджepoв, ocyщecтвляющиx нeпocpeдcтвeннoe yпpaвлeниe дeятeльнocтью акционерного общества (эмитeнтa). Вcлeдcтвиe oтдeлeния влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью вoзникaют paзличныe гpyппы yчacтникoв oтнoшeний, cклaдывaющиxcя в cвязи c тaким yпpaвлeниeм. Кaждaя из таких групп участников пpecлeдyeт cвoи coбcтвeнныe интepecы.

Деятельность корпорации не возможна без эффективной управленческой деятельности. Есть достаточно много общего между некорпоративным управлением и управлением корпорацией. Вместе с тем, понятие корпоративный менеджмент шире. Корпоративное управление предусматривает не только организацию ведения бизнеса, но также формирование системы взаимодействия между множеством лиц и организаций по самым разным аспектам функционирования корпорации. Важнейшим элементом такой системы является, прежде всего взаимодействие между собственниками (акционерами) компании и теми, кто ею управляет, т.е. менеджерами. Следовательно, ключевая проблема корпоративного управления связана с обособлением прав собственности от прав управления в условиях распыленных прав собственности между множеством акционеров. Отличительные особенности корпоративного и некорпоративного управления приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5.

Отличительные особенности корпоративного и

некорпоративного управления /2/

 

Корпоративное управление Некорпоративное управление
Разделение прав собственности и полномочий управления Объединены функции собственности и управления
Формирование нового самостоятельного субъекта корпоративных отношений – наемных управляющих Управление осуществляется самими собственниками
Вместе с функцией управления собственники теряют связь с бизнесом Собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления
Отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации  
В федеральном законодательстве США ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов выделена как отличительная черта корпорации (инвесторы не несут личной имущественной ответственности по обязательствам корпорации, в которую они инвестируют/ вкладывают свои средства. Максимальные потери акционеров – инвесторов – это невозврат вложенных средств  

Таким образом, корпоративный менеджмент – это совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих достижение двух целей:

1. увеличение капитализации корпорации (стоимости бизнеса за счет увеличения котировки акций и/или дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;

2. обеспечение баланса интересов собственников/ инвесторов корпорации, ее менеджмента и других финансово-заинтересованных сторон (местных и государственных органов управления и пр.).

Принципиальная схема корпоративного управления представлена на рисунке 1.3.

Кроме участников корпоративных отношений, указанных на рисунке 1.3., к последним относятся также рядовые служащие корпорации, кредиторы и государственные органы управления. Функции и интересы различных участников корпоративных отношений приведены в таблице 1.6.

Если в открытом акционерном обществе (ОАО), номинально признанном корпорацией, управление осуществляется не наемными управляющими, а собственниками, то, по сути, отсутствует предмет корпоративных отношений, т.е. ОАО в этом случае не является корпорацией.

Подводя итог, можно дать следующее определение корпоративного управления (менеджмента): профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов.


Рисунок 1.3.

Принципиальная схема корпоративного управления /2/


Таблица 1.6.

Функции и интересы различных участников корпоративных отношений /3/

№ п/п Группа участников корпоративных отношений Функции Интересы
1. Акционеры Являются инвесторами корпорации. Заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акций в случае их продажи
2. Наемные менеджеры Осуществляют все функции управления корпорацией Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней
3. Служащие компании Непосредственно осуществляют всю производственно-хозяйственную деятельность в компании Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней
4. Государственные органы управления Формируют нормативно-правовую базу корпоративных отношений Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности уплачивать налоги и создавать рабочие места
5. Кредиторы Участвуют в финансировании производственно-хозяйственной и иной деятельности компаний Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности возврата полученных средств и процентов, предусмотренных договорами

 


Различают:

· внутрифирменный корпоративный менеджмент;

· управление компанией как субъектом рынка.

Эти два аспекта в управлении корпорацией жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред компании (рисунок 1.4.). Внутренняя среда компании является по существу реакцией на внешнюю среду.

Корпоративный менеджмент включает три основных аспекта:

· «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);

· «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

· «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любой компании следует выделять цели и ограничения, такое выделение позволяет решать следующие основные задачи:

· сопоставлять существующее состояние с желаемым (целевым) («где мы?» и «куда идем?»);

· определять руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);

· выполнять оценку и определять критерии принятия решений («какой путь лучший?»);

· выбирать инструменты контроля («куда мы в действительности пришли?» и «что из этого следует?»).
Рисунок 1.4.

Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах корпорации /1/

 

В таблице 1.7. приведены основные категории корпоративного менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия управления компанией.

Таблица 1.7.

Состав основных категорий корпоративного менеджмента /1/

Объект Определение
Объекты Компания. Сознательно координируемое сообщество людей. Функциональные области деятельности в компании или ее хозяйственных звеньев (рисунок 1.5.).
Субъекты Руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в компании и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности, в том числе: · руководители компании; · руководители структурных звеньев; · организаторы определенных видов работ (администраторы).
Иерархичес-кие уровни Высший, средний и нижний (рисунок 1.6.).
Функции Определяют устойчивый состав специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль) технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Виды корпоративного менеджмента (по признаку объекта) Общий или генеральный менеджмент – управление деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности компании или ее хозяйственных звеньев (управление инновационной деятельностью, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.п.
Виды корпоративного менеджмента (по признаку содержания) Нормативный менеджмент, предусматривает разработку и реализацию философии компании, ее предпринимательской политики, определение позиции компании в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха компании и обеспечение стратегического контроля их реализации. Оперативный менеджмент предусматривает технических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития компании.
Методы Система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании.
Принципы Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании.

Рисунок 1.5.

Объекты корпоративного менеджмента /1/


Рисунок 1.6.

Иерархические уровни корпоративного менеджмента /1/

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.