Кафедра уголовного права и криминологии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кафедра уголовного права и криминологии

2017-12-10 323
Кафедра уголовного права и криминологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Уголовного права и

Криминологии

юридического факультета БГУ, канд.юрид.наук,

Доцент

Э.Л. Раднаева

«____»_____________2012 г.

 

 

Тематика курсовых работ по Уголовному праву

по направлению 030900.62 Юриспруденция

 

Улан-Удэ

 

Тематика курсовых работ по Уголовному праву.

Общие положения.

Выбор темы исследования курсовой работы осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки или по согласованию с преподавателем. В случае, если тема выполненной курсовой работы не соответствует тематике, данная работа к защите не допускается.

Студент имеет право выбрать одну из двух предложенных тем. Так, например, если № з/к ХХХХ3, то последней цифре соответствует тема № 3 или тема № 13, если № з/к ХХХХ0, то последней цифре соответствует тема № 10 или тема № 20.

Ниже указаны темы курсовых работ и примерный перечень вопросов подлежащих рассмотрению в курсовой работе. Этот перечень является примерным и студент при написании курсовой работы может придерживаться другой структуры и порядка рассмотрения темы, но при соблюдении требований полноты и логичности раскрытия темы.

Для выполнения курсовой работы студент использует материалы из различных источников. Основными источниками являются:

1) Учебные пособия, они служат основой подготовки теоретической части курсовой работы.

2) Специальная литература – научные публикации по выбранной теме.

3) Публикации в специализированных периодических изданиях («Уголовное право», «Российская газета», «Следователь», «Юрист» и т.д.).

4) Нормативные документы.

При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Следует избегать двух распространенных ошибок при подборе материалов. Первая, - когда всю курсовую работу пишут на основании только одного источника. Вторая, - когда пытаются использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказываются на качестве курсовой работы. Общее количество использованных при написании курсовой работы источников должно быть не менее 10.

Курсовая работа должна быть выполнена аккуратно, отпечатана на пишущей машинке или на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А-4. Текст должен быть отпечатан через 1.5 интервала шрифтом «Times New Roman» размер – 14. Объем курсовой работы – не менее 40 страниц. В начале работы указывается план, а в конце – подробный библиографический список, с новой страницы. Каждый раздел курсовой работы начинается с новой страницы. Титульный лист, содержание и список использованной литературы в объем курсовой работы не входят.

Список литературы должен содержать перечень всех источников, использованных при написании курсовой работы. Источники располагаются в алфавитном порядке с учетом правил оформления Библиографии.

Приложения к работе располагаются после списка и могут быть представлены в виде графиков, схем, таблиц и т.д.

 

Защита курсовой работы.

Письменная работа, отвечающая всем необходимым требованиям, допускается к защите. Защита проводится в соответствии с графиком занятий или по договоренности с преподавателем.

Критериями оценки защиты являются:

- Полнота раскрытия темы,

- Логичность изложения,

- Правильность используемой лексики,

- Отсутствие ненужных подробностей, повторов,

- Умение четко формулировать выводы;

Студентам рекомендуется предварительно подготовиться к защите, составив план или текст выступления.

 


Тема 1.

Принципы уголовного права.

Примерный план.

1. Понятие и значение принципов уголовного права.

2. Принципы, закрепленные в УК РФ.

3. Другие принципы (патриотизма, интернационализма и неотвратимости ответственности).

 

Методические указания

Выполняя курсовую работу необходимо дать определение понятия принципов уголовного закона, раскрыть их значение. Следует подчеркнуть значение Конституции РФ как юридической базы развития уголовного законодательства.

Во втором вопросе необходимо раскрыть принципы, закрепленные в уголовном законе, обратив особое внимание на выявление их значения для применения уголовного закона.

В третьем вопросе следует раскрыть другие принципы, специально не определенные в нормах УК РФ, но вычленяемые теорией уголовного права. Следует также использовать при проведении курсового исследования положения постановления Пленума Верховного Суда РФ, от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

 

Тема: 2.

Методические указания

При изучении первого вопроса нужно опереться на понятие юридической (правовой) ответственности, поскольку уголовная ответственность есть разновидность правовой ответственности, обладающая, однако, своими специфическими признаками (чертами).

При рассмотрении второго вопроса также необходимо опереться на изучаемую в курсе «Теория государства и права» тему «Правоотношения». Слушателю необходимо рассмотреть существующие в теории уголовного права позиции о сущности уголовных правоотношений и заняв одну из них обосновать сделанный выбор.

Рассмотрение данного вопроса будет зависеть от позиции, занятой в понимании уголовной ответственности. Необходимо определить момент начала уголовной ответственности и момент окончания уголовной ответственности.

При проведении курсового исследования необходимо раскрыть понятие наказания и показать, что уголовная ответственность не сводиться к понятию уголовного наказания, поскольку может быть и без наказания и является понятием более широким.

При изучении данного вопроса нужно определить те специфические признаки, которые отличают уголовную ответственность от других видов правовой ответственности.

 

Тема 3.

Состав преступления.

Примерный план.

1. Понятие состава преступления и его значение.

2. Преступление и состав преступления.

3. Виды составов преступлений.

4. Значение точного установления признаков состава преступления в деятельности правоохранительных органов.

Методические указания

При исследовании первого вопроса необходимо дать определение состава преступления. При этом следует исходить из того, что состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, которые теоретически можно разделить на четыре группы. Необходимо отметить, что отсутствие хотя бы одного из признаков любого элемента исключает состав преступления. Значение состава преступления определяется ст. 8 УК РФ.

При разборе второго вопроса необходимо исследовать ст. 14 УК РФ и сопоставить понятие преступления с общим понятием состава преступления, которое выработала теория уголовного права.

При разборе видов состава необходимо произвести деление составов по трем критериям: 1) по степени общественной опасности; 2) по структуре; 3) по конструкции.

В четвертом вопросе на примерах из деятельности правоохранительных органов покажите значение тех или иных признаков состава преступления для квалификации содеянного и роль этих признаков в выявлении и предотвращении преступлений.

Тема 4.

Понятие и цели наказания.

Примерный план.

1. Понятие наказания, его признаки и сущность.

2. Соотношение наказания и уголовной ответственности.

3. Цели наказания.

Методические указания

При подготовке по первому вопросу необходимо разобрать ч. 1 ст. 43 УК РФ путем описания признаков и содержания этого института уголовного права. Необходимо уяснить содержание наказания и суть каждого признака.

Анализ всех признаков позволяет разобраться в сущности наказания и отличие наказания от иных мер государственного принуждения.

Второй вопрос предполагает умение отличать уголовную ответственность и понятие наказания. Понятие уголовной ответственности шире понятия наказания. Необходимо раскрыть общие и различные признаки в указанных понятиях.

Раскрывая содержание третьего вопроса необходимо раскрыть социальное назначение наказания, социальные функции, соотношение различных функций наказания на различных этапах развития общества. Кроме того, необходимо раскрыть содержание целей, названных в ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Следует также использовать постановление Пленума Верховного Суда РФ №2 от 11 января 2007 года «О практике назначения судами уголовного наказания (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 03 апреля 2008 года №5 и от 29 октября 2009 года №21».

Тема 5.

Назначение наказания.

Примерный план.

1. Общие начала назначения наказания.

2. Обстоятельства, смягчающие наказание.

3. Обстоятельства, отягчающие наказание.

4. Назначение наказания за преступление совершенное в соучастии.

5. Назначение наказания при рецидиве преступлений.

6. Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров.

 

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса под общими началами назначении наказания понимаются те принципиальные положения, которыми обязан руководствоваться суд, назначая наказание за любое преступление любому осуждаемому.

По второму вопросу важно раскрыть, почему каждое указанное в ст. 61 УК РФ обстоятельство влияет на назначение наказание в сторону смягчения. Рекомендуется привести примеры таких обстоятельств. Обязательно рассмотреть принцип запрета двойного учета смягчающих обстоятельств.

Излагая третий вопрос, слушателю необходимо обратить внимание на сущность данных обстоятельств, почему они влияют на назначение наказания, усиливая его. Необходимо использовать постановление Пленума Верховного Суда РФ №2 от 11 января 2007 года «О практике назначения судами уголовного наказания (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 03 апреля 2008 года №5 и от 29 октября 2009 года №21».

Раскрывая данный вопрос необходимо обратиться к теме «Соучастие». Кроме того, необходимо изучить вопрос о назначении наказания в зависимости от роли соучастника в совершенном преступлении.

Изучая пятый вопрос необходимо учесть, что рецидив предусматривает обязательное усиление наказания. Слушателю необходимо раскрыть, в чем проявляется усиление такого наказания и следует показать основания для такого усиления наказания.

Излагая шестой вопрос назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров (ст. 69 и ст. 70 УК РФ) необходимо раскрыть порядок определения сроков наказаний при их сложении.

 

Тема 6.

Методические указания

При проведении курсового исследования по первому вопросу необходимо изучить данный институт уголовного права, раскрыть основания для освобождения (утрата лицом общественной опасности), отличие от освобождения от наказания.

При изучении видов освобождения от уголовной ответственности необходимо дать понятие и условия применения данных видов освобождения от уголовной ответственности. Обратите внимание на введенный 07 декабря 2011 года новый вид освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Другими видами освобождения от уголовной ответственности является освобождение в связи с актом амнистии и освобождение несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

Тема 7.

Освобождение от наказания.

Примерный план.

1. Понятие и виды освобождения от уголовного наказания.

2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

3. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

4. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки.

5. Освобождение от наказания в связи с болезнью.

6. Отсрочка отбывания наказания согласно ст.ст. 82 и 82.1 УК РФ.

7. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора.

Методические указания

По первому вопросу плана нужно раскрыть сущность освобождения от наказания, показать отличие этого правового института от освобождения от уголовной ответственности. Главное отличие состоит в том, что уголовное наказание назначает и освобождает от него только суд. Исключение составляют акты амнистии и помилования.

При изучении видов освобождения от уголовного наказания необходимо дать понятие и условия применения данных видов освобождения от уголовного наказания. Следует указать, когда освобождение от наказания является обязательным, а когда правом суда. Кроме того, необходимо знать, когда освобождение от наказания является условным, а когда безусловным.

Также необходимо уделить внимание изменениям уголовного закона РФ.

 

Тема 8.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать понятие добровольного отказа, назвать критерии добровольного отказа и раскрыть их содержание, дополняя материалами судебно-следственной практики. При изложении второго вопроса следует уделить внимание значению института добровольного отказа в деятельности правоохранительных органов. Здесь также необходимо использовать материалы судебно-следственной практики.

По третьему вопросу слушатели должны отразить особенности добровольного отказа пособника, подстрекателя, организатора преступления.

При изложении четвертого вопроса необходимо сначала раскрыть содержание деятельного раскаяния, а затем показать отличие от добровольного отказа.

Тема 9.

Тема 10.

Несовершеннолетних.

Примерный план

1. Понятие уголовной ответственности несовершеннолетних.

2. Назначение наказания несовершеннолетним.

3. Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних.

Методические указания

В первом вопросе необходимо осветить основания уголовной ответственности несовершеннолетних, при этом необходимо проанализировать выделение вопроса о несовершеннолетних в отдельную главу в УК РФ. Также необходимо рассмотреть понятие несовершеннолетний, особый уголовно-правовой статус.

Второй вопрос содержит понятие и виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним, а также их содержание.

Третий вопрос содержит особенности освобождения от наказания несовершеннолетних и применение к ним мер воспитательного характера. Необходимо подробно раскрыть содержание данных мер, основания их применения, порядок прекращения.

При проведении курсового исследования обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01 февраля 2011 года №1.

Тема 11.

Методические указания

При написании курсовой работы необходимо раскрыть сущность юридической природы принудительных мер медицинского характера, что невозможно без анализа следующих положений: основание уголовной ответственности, понятие вменяемости, понятие уголовной ответственности лиц с психическим расстройством.

Важно раскрыть принудительный характер данных мер, раскрыть цели, особенности назначения вида указанных мер.

Необходимо раскрыть основания и порядок продления, изменения и прекращения применения исследуемых мер, также обратите внимание на положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года №6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».

 

Тема 12.

Система и виды наказаний.

Примерный план

1. Система наказаний. Основные и дополнительные наказания.

2. Классификация видов наказаний.

3. Виды наказаний.

 

При рассмотрении данной темы необходимо показать, что система наказаний представляет собой не просто перечень видов наказаний, но и строго определенную последовательность их в этом перечне. Необходимо изучить эту последовательность, причины именно такого расположения видов наказания, критерии деления видов наказаний на основные и дополнительные виды наказаний.

При работе над вторым вопросом необходимо изучить юридическую литературу, в которой предложены различные варианты классификации наказаний.

Изучение конкретных видов наказаний, порядка их назначения и отбытия должно быть комплексным: на основе анализа соответствующих статей УК РФ, УИК РФ, соответствующих постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

 

Тема 13.

Учение о причинной связи в уголовном праве.

Примерный план:

1. Развитие учения о причинной связи в теории уголовного права.

2. Определение сущности причинной связи.

3. Необходимые признаки, составляющие содержание причинной связи.

4. Значение правильного установления причинной связи для квалификации преступлений.

Методические рекомендации:

Рассматривая первый вопрос, заявленный в плане необходимо проследить этапы развития причинной связи в теории уголовного права. Отметить наличие концепций объяснения и констатации причинной связи.

Раскрывая второй вопрос, используя законодательное определение причинной связи, предлагается проанализировать сущность причинной связи. Необходимо затронуть понятие «причина», «следствие» в философском понятие, так как в окружающем мире все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Третий вопрос содержит раскрытие признаков, которые характеризуют причинную связь между общественно опасным деянием и наступившими общественно опасными последствиями. Отражая особенность причинной связи и существования ее во времени и в пространстве. Причина чтобы породить следствие должно само уже существовать, до наступления последствий. Отметить трудности установления причинной связи в конкретных составах преступлениях на примерах судебно-следственной практики.

Четвертый вопрос предполагает анализ уголовно – правового значения правильного установления причинной связи в деятельности правоохранительных органов.

 

Вариант № 14

Способ как признак объективной стороны состава преступления.

Примерный план:

1. Понятие объективной стороны состава преступления и ее признаки.

2. Способ в системе признаков объективной стороны состава преступления.

3. Способы совершения преступления в нормах права (анализ действующего законодательства).

 

Методические рекомендации:

Раскрывая первый вопрос темы, необходимо сформулировать общее понятие объективной стороны преступления, перечислить все ее признаки, а также определить критерий, подразделяющий признаки на обязательные и факультативные. Затем следует провести отличие рассматриваемого элемента состава преступления от субъективной стороны и охарактеризовать значение объективной стороны в структуре общественно опасного деяния.

Во втором вопросе темы требуется осветить признак объективной стороны преступления - способ совершения преступления, указывая на законодательное расположение данного признака в системе признаков. Вопрос предполагает глубокий анализ данного признака объективной стороны.

Третий вопрос требует обратить внимание на различные способы законодательного описания приемов и методов совершения преступлений, указанных в диспозиции статей Особенной части УК с приведением конкретных примеров. В данном вопросе необходимо затронуть перечисления и оп­ределения всех факультативных признаков объективной стороны. Затем надо остановиться на их трояком значении в уголовном праве, подтвердив каждое из них примерами из Особенной части УК и правоприменительной практики.

 

Вариант № 15

Невменяемость в уголовном праве

Примерный план:

1. Понятие и юридическая природа невменяемости.

2. Критерии невменяемости.

3.Ограниченная (уменьшенная) вменяемость.

 

Методические рекомендации:

При рассмотрении первого вопроса следует дать определение понятия субъекта как одного из элементов состава преступления, назвать признаки субъекта преступления. Помимо понятия вменяемости физического лица, раскрыть законодательное понятие невменяемости, закрепленное в ст. 21 УК РФ и юридическую природу.

При характеристике второго вопроса следует осветить критерии невменяемости – юридический и медицинский. Определяя наличие совокупности указанных критериев для признания лица невменяемым, а также правовые последствия совершения общественно опасного деяния невменяемым.

Тритий вопрос содержит раскрытие понятия уменьшенной (ограниченной) вменяемости субъекта (ст. 22 УК РФ) правовое значение данного состояния субъекта в момент совершения преступления.

 

Вариант № 16

Уголовно-правовое значение мотива и цели преступления

Примерный план:

1.Понятие мотива и цели как признаки субъективной стороны преступления.

2.Содержание мотива и цели и их соотношение с формами вины.

3.Уголовно-правовое значение мотива и цели преступления.

 

Методические рекомендации:

В первом вопросе следует дать общую характеристику субъективной стороны преступления, ее место в системе элементов состава преступления. Затем следует указать, какие признаки характеризуют субъективную сторону преступления, классифицируя их обязательные и факультативные.

Во втором вопросе студент должен охарактеризовать понятие мотива и цели преступления. Раскрыть содержание каждого из признаков. И провести анализ соотношения с формами вины.

В третьем вопросе необходимо дать характеристику признаков субъективной стороны преступления, определить в каких случаях они становятся обязательными, а также показать их значение для квалификации преступлений. Используя при этом юридический анализ составов преступлений предусмотренных Особенной частью УК РФ.

 

Вариант № 17

Вариант № 18

Ошибка в уголовном праве

Примерный план:

1.Понятие и значение вины.

2.Понятие и уголовно-правовое значение ошибки.

3.Юридическая ошибка и ее виды.

4.Фактическая ошибка и ее виды.

 

Методические рекомендации:

Первый вопрос содержит раскрытие понятие вины, являющееся обязательным признаком субъективной стороны преступления. Рассматривая значение вины, необходимо отметить практическое значение для деятельности правоохранительных органов.

Во втором вопросе студент должен уяснить понятие ошибки, которую допускает лицо, совершающее общественно опасное деяние. Так как представления субъекта о значимых для него чертах своего поведения могут быть точными и неточными, верными и неверными. Иногда такие расхождения действительностью влияют на решение вопросов уголовной ответственности.

Третий вопрос содержит раскрытие юридической ошибки, с освещением видов данной ошибки. Значение данной ошибки на квалификацию деяния.

В четвертом вопросе студент определяет фактическую ошибку. Фактические ошибки более многообразны, и требуется их систематизация, поэтому студент детально должен раскрыть каждый вид и раскрыть их значение на квалификацию деяния.

 

Вариант № 19

Вариант № 20

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, студент должен дать определение понятия уголовного закона, раскрыть его основные черты. Следует подчеркнуть значение Конституции РФ как юридической базы развития уголовного законодательства. Также необходимо показать роль уголовного закона в осуществлении социально-экономических задач.

Во втором вопросе необходимо раскрыть территориальный принцип действия уголовных законов, обратив особое внимание на понятие территории, определение места совершения преступлений и их значение для применения уголовного закона.

В третьем вопросе следует изложить содержание принципа гражданственности и действие уголовного закона в отношении деяний, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В четвертом разделе работы следует дать характеристику других принципов действия уголовного закона в пространстве, отмечая специфику их закрепления в уголовном праве РФ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Уголовного права и

Криминологии

юридического факультета БГУ, канд.юрид.наук,

Доцент

Э.Л. Раднаева

«____»_____________2012 г.

 

 

Тематика курсовых работ по Уголовному праву

по направлению 030900.62 Юриспруденция

 

Улан-Удэ

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.