Лекция 12. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лекция 12. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности

2017-12-10 363
Лекция 12. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия:

 

«регулятор» жизнедеятельности человека; субъективные параметры жизнедеятельности; «опорные субъективные ценности»; устойчивая психическая адаптация; психическая дезадаптация; психическая переадаптация; психическая реадаптация.

Теоретический аспект

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах.

У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей; и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты.

Адаптация зависит от способности изменять свои образы, приспосабливая их к новой действительности.

Формирование приспособительных форм поведения к еще не наступившей, но планируемой реальности может быть построено на теории образа, как специфической форме психической деятельности, базируется на принципе опережающего отражения.

Удачливый человек – это человек, образы которого ближе всего к действительности, поскольку в этом случае действия приводят к задуманным результатам.

Образы хирурга должны совершенно точно отвечать действительности.

Одна из самых важных вещей в жизни – понимать действительность и все время изменять наши образы в соответствии с нею, потому что именно эти образы определяют наши поступки и чувства и чем они точнее, тем легче человеку достигнуть счастья и быть счастливым в этом вечно меняющемся мире.

Как правило, люди способны менять одни образы, но не способны изменять другие. Например, верующий может быть готов и способен адаптироваться к любому изменению, кроме изменения религиозных взглядов.

Психические образы не могут быть показаны на экране; мы не способны даже отчетливо уяснить их себе. Но этот вовсе не значит, что их существование сомнительно.

Психическим «регулятором» жизнедеятельности человека является динамический образ, который, как правило, состоит из двух составляющих: представления и эмоциональной нагрузки. Образ может расколоться; чувство и представления отделяются друг от друга, причем чувство остается сознательным, а представление становится подсознательным или наоборот.

Психический срыв есть не что иное, как нарушение сложившегося распределения эмоциональной нагрузки, связанного с образами собственного тела человека, как правило, приводит к искажению некоторых образов.

Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, он все время пытается прийти в состояние покоя. Беспокойство – это признак напряжения; оно убывает, когда восстанавливается энергетическое равновесие.

Проблема человека та же, что у любой энергетической системы: найти путь наименьшего сопротивления для разрядки напряжения. Человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, людьми и природой. Люди управляют собой, чтобы избежать психических страданий.

Человек находится в адаптированном состоянии тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система, в которой оказался человек работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона[1].

Адаптация на психологическом уровне происходит в конкретных предметно-пространственно-временных условиях. Так проведенное исследование восприятия у людей, живущих в пустом лесу, показало, что они не имеют возможности видеть предметы на большом расстоянии. Выведенные из леса, они воспринимали такие предметы не как удаленные, а как маленькие[2], т.е. нарушается константность восприятия.

Для того, чтобы подойти к вопросу необходимости упреждающей адаптации к новым условиям жизнедеятельности, необходимо понять, какие психологические механизмы являются причиной дезадаптации человека. С этой целью рассмотрим следующие ситуации.

Ситуация 1. Человек от рождения (или длительное время) проживает в одной и той же социально-природной среде. В этом случае эталонный образ – представление ожидаемого (ЭО1) практически полностью адекватен текущему образу (ТО1), который формируется на основе психического отражения реальной действительности, т.е. человек адаптирован к условиям жизнедеятельности (условно, обозначенные при этом вектора ЭО1 и ТО1 совпадают (рис. 7).

 

 

 

 


Пусть при этом, в рассматриваемой ситуации 1, совокупность параметров жизнедеятельности (х1, х2,... xn) во временном интервале t1-t2 определяющих субъективные условия жизнедеятельности (СУЖ1) характеризуется результирующим вектором Х (рис. 8).

Ситуация 2. Человек вынужденно (или по собственному желанию) изменяет свою социально-природную среду обитания, предварительно не будучи детально ознакомлен с ее параметрами жизнедеятельности (х'1, х'2,... х'n) во временном интервале t1-t2, определяющих субъективные условия жизнедеятельности (СУЖ2), характеризуемых результирующим вектором Х (рис. 9).

 
 

 

 

Несовпадения параметров жизнедеятельности ситуации 1 и ситуации 2 определяет наличие дезадаптации, характеризуемой углом рассогласования Q между результирующими векторами Х и Х¢ (рис. 10).

 

Чем больше угол рассогласования, тем больше несоответствие между эталонным и текущим образами, т.е. тем больше уровень дезадаптации.

Это говорит о том, что изменив социально-природную среду жизнедеятельности человек оказывается в ней с прежним эталонным образом (ЭО1), при наличии текущего образа (ТО2), соответствующего новым условиям (рис. 11).

 
 

 

 


В данной ситуации имеющее место рассогласование (Q) между ЭО1 и ТО2 приводит, как правило, человека к дискомфорту, психической напряженности, депрессии, а иногда и к летальному исходу.

Следовательно, возникает актуальная необходимость предварительно до изменения социально-природной среды обитания человека, осуществлять его подготовку к новым условиям жизнедеятельности, т.е. целенаправленно осуществлять упреждающую адаптацию, путем осознанного формирования эталонного образа ЭО2, соответствующего новым условиям жизнедеятельности; необходимо трансформировать эталонный образ ЭО1 в ЭО2. При этом Q®O, что соответствует о произошедшей переадаптации к новым условиям жизнедеятельности, (рис. 12).

 

 

Прикладной аспект

Для формирования эталонного образа соответствующего предстоящим новым условиям жизнедеятельности человека необходимо:

1. Определить совпадения «опорных субъективных ценностей» в ситуациях 1 и 2.

Под опорными субъектами ценностями, мы понимаем предметно-духовные (материально-духовные) ценности, отсутствие каждой из которых, является одной из совокупности причин, приводящий субъект к жизненному дискомфорту (дезадаптации).

С этой целью вначале необходимо выявить опорные субъективные ценности, имеющиеся как в ситуации 1, так и в ситуации 2.

Пусть, например, в ситуации 1 человек обладает восемью (n1=8) субъективными ценностями.

1. Квартира.

2. Огород.

3. Корова.

4. Церковь.

5. Природный ландшафт.

6. Наличие работы.

7. Наличие близких друзей.

8. Детский сад.

При этом в ситуации 2 имеют место:

1. Квартира.

2. Огород.

3. Церковь.

4. Природный ландшафт.

5. Клуб по интересам.

6. Молочный магазин.

Видно, что совпадающими ценностными объектами ситуации 2 с ситуацией 1 являются:

1. Квартира.

2. Огород.

3. Церковь.

4. Природный ландшафт.

При этом начальный коэффициент совпадения опорных ценностей:

.

Затем социальный педагог или психолог в процессе общения с человеком, которому предстоит изменить свои условия жизнедеятельности ситуации 2, выявляет опорные субъективные ценности ситуации 1, могут быть скомпрометированы другими объектами, имеющиеся в ситуации 2.

Например, при этом оказываются практически возможными (адекватные) замены (Dn2 = 2)

1. Коровы на наличие молочного магазина

2. Наличие близких друзей на наличие клуба по интересам.

Это определяет вспомогательный коэффициент совпадений:

.

Благодаря этому, общий коэффициент совпадений:

K'c = Kco + DKc = 0,5 + 0,25 = 0,75.

При этом количество необходимых общений (консультаций) проводится до выхода коэффициента совпадения (кс) на установившийся режим (рис. 13).

 

 

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что опережающее отражение действительности выступает, как фактор эффективной упреждающей адаптации к различным ситуациям.

Контрольные вопросы к лекции 12

1. Чем определяется необходимость упреждающей адаптации.

2. На чем основано осуществление упреждающей адаптации?

3. Что выполняет функцию психического регулятора жизнедеятельности человека?

4. Что понимается под «опорными субъективными ценностями» человека?

5. В чем состоит механизм устойчивой психической адаптации?

6. В чем заключается причина психической дезадаптации?

7. Что лежит в основе психической переадаптации?

8. На чем основана психическая реадаптация?

9. Когда человек находится в адаптированном состоянии с позиции информационного аспекта?



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.