Семинар 5 (темы 10, 11, 12, 13). Психологическое обеспечение управления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семинар 5 (темы 10, 11, 12, 13). Психологическое обеспечение управления

2017-12-10 290
Семинар 5 (темы 10, 11, 12, 13). Психологическое обеспечение управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитием персонала

Цель: конкретизировать знания студентов в понимание основных социально-психологических механизмов развития управления организацией.

Тема доклада: Средства и способы психологического обеспечения управления развитием.

Вопросы для обсуждения:

1. Психология принятия управленческих решений.

2. Психология конфликта и способы его разрешения.

3. Психология переговорного процесса.

4. Средства и способы психологического обеспечения управления развитием.

Литература:

Основная:

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

2. Красовский Ю. Руководитель принимает решение. - М., 1987.

Дополнительная:

3. Битянова М.Р. Социальная психология. Учеб. Пособие. - М., 2001.

4. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993.

5. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991

6. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие. - М., 1995.

7. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.:ЮНИТИ, 2002.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

"ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Очная форма обучения

Наименование разделов и тем занятий Всего Аудиторные занятия Самост. работа Виды контроля
Лекц Семин. зан. Лаб. зан.
Тема 1. Управление в системе развития общества            
Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления            
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления            
Тема 4. Руководство и лидерство в организации            
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов в управлении            
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления            
Тема 7. Психологические особенности процесса организации и реализации управления            
Тема 8. Психологические особенности процесса контроля в системе управления            
Тема 9. Управленческое взаимодействие            
Тема 10. Психология принятия управленческих решений            
Тема 11. Психология управления конфликтом            
Тема 12. Общение в системе управления. Психология переговорного процесса            
Тема 13. Психологическое обеспечение управления развитием персонала            
ИТОГО           Э

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

"ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Очно-заочная форма обучения

Наименование разделов и тем занятий Всего Аудиторные занятия Самост. работа Виды контроля
Лекц Семин. зан. Лаб. зан.
Тема 1. Управление в системе развития общества            
Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления            
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления            
Тема 4. Руководство и лидерство в организации            
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов в управлении            
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления            
Тема 7. Психологические особенности процесса организации и реализации управления            
Тема 8. Психологические особенности процесса контроля в системе управления            
Тема 9. Управленческое взаимодействие            
Тема 10. Психология принятия управленческих решений            
Тема 11. Психология управления конфликтом            
Тема 12. Общение в системе управления. Психология переговорного процесса            
Тема 13. Психологическое обеспечение управления развитием персонала            
ИТОГО           Э

Примечание. По окончания курса по данной дисциплине пишется реферат и сдается экзамен. Вместе с тем по данной дисциплине поощряется написание курсовых и квалификационных работ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Изучение дисциплины "Психология управления" направлено на то, чтобы:

- научить будущего психолога ориентироваться в научно психологических концепциях психологии управления, корректно ставить и решать научно- исследовательские и практические задачи;

- сформировать готовность студента к использованию теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, для прохождения практических курсов «Практикум по организационной психологии и психологическому консультированию», «Психология рекламы», «Технология ведения переговоров», «Практикум по психологическому обеспечению орг. структур» и т.д.

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков научно- исследовательской работы и информационного поиска подготовить психолога к пониманию им социально-психологической работы в области организационной психологии и психологии управления.

Организационно-методические указания. Дисциплина "Психология управления" является одной из ключевых в системе профессиональной подготовки специалиста–психолога, как в сфере различных организаций, так и в сфере социальной работы. Преподавание данной дисциплины должно основывается на современных достижениях отечественной и зарубежной психологической науки.

Успешное овладение учебным материалом основывается на знаниях, приобретенных студентов по другим дисциплинам, особенно в области социальной психологии, психологии развития, психологии личности и групп.

На изучение дисциплины отводится 120 часов учебного времени, из них для студентов очной формы обучения отведено 60 часов на аудиторные занятия и 60 часов на самостоятельную работу, а для студентов очно-заочной формы обучения отводится 24 часа на аудиторные занятия и 96 часов на самостоятельную работу. Дисциплина задает теоретические знания по психологии управления, которые реализуются в спецкурсах и практикумах по специализации, где практические занятия - основной вид учебных занятий, на которых отрабатываются навыки эффективной работы практического психолога в организациях.

Обучение студентов рекомендуется проводить в составе учебной группы. Основными видами занятий являются лекция и семинар.

На лекциях обучение организуется путем последовательного введения студентов в историю становления представлений и теорий психологии управления, а также теоретическим знакомством с основными современными концепциями. Основное внимание необходимо уделять раскрытию учебного материала, связанного, прежде всего, с предстоящей деятельностью психолога как консультанта в сфере психологии управления, а также психосоциальной практики. Лекции должны носить проблемный характер, должны быть построены по принципу введения в проблемы, и предполагать сосредоточение усилий студентов на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы.

Семинарские занятия проводятся по наиболее значимым темам курса. Для повышения активности студентов на семинарских занятиях целесообразно применять дискуссии и метод анализа конкретных ситуаций для адекватного понимания конкретных явлений и ситуаций, возникающих в ходе реальной жизнедеятельности студентов и профессиональной деятельности будущего специалиста. Особый фокус внимания в ходе семинарских занятий - обучение будущего психолога ориентироваться в системе и динамике групповых процессов организации, грамотно ставить и решать научно-исследовательские и практические задачи.

Необходимо также, в силу имеющихся кино и видео материалов, практиковать демонстрацию в ходе занятий учебных и специально подобранных к темам занятий отрывков из художественных кинофильмов и произведений. При этом, преподавателю необходимо комментировать просмотренный материал и затем организовать обсуждение соответствующей темы занятий.

Особую роль в успешном овладении дисциплины играет самостоятельная работа студентов. Время, отведенное на самостоятельную подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы, привития студентам навыков в самостоятельном изучении программного материала, навыков научно-исследовательской работы и информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и экзамену по дисциплине.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено написание студентом научного реферата по одной из предложенных преподавателем теме или выбранной студентом самостоятельно, но согласованной с преподавателем.

С целью улучшения усвоения программы дисциплины во внеучебное время необходимо организовывать обсуждение проблемных вопросов дисциплины в рамках научного кружка студентов. Лучшие научные рефераты, написанные студентами в процессе изучения дисциплины, могут быть представлены на обсуждение в рамках научного кружка.

Текущий контроль успеваемости, качества самостоятельной работы студентов осуществляется посредством устных опросов и других форм по усмотрению преподавателя.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. В вопросах экзамена должен содержаться весь комплекс проблем, которые были рассмотрены в ходе занятий курса. В экзаменационных билетах целесообразно предусмотреть проблемные вопросы, связанные с практической деятельностью психолога в организации.

Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в ходе занятий в вузе по дисциплине, углубляются в ходе производственной, а также научно- исследовательской практиках.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

1. История, предмет и методы психологии управления.
2. Традиционные теории управления.
3. Управленческие отношения.
4. Парадоксы и противоречия психологии управления.
5. Менеджер как основное звено системы управления. Отличие менеджера от предпринимателя.
6. Понятия бизнеса, менеджмента, предпринимательства.
7. Лидер и менеджер. Виды власти (способы влияния руково­дителя на подчиненного).
8. Социально-психологический портрет современного руководителя.
9. Социально-психологический портрет современного бизнесмена.
10. Имидж руководителя и его слагаемые.
11. Принципы создания и воздействия имиджа руководителя.
12. Основные функции и организационные формы бизнеса.
13. Роль психологии управления в бизнесе.
14. История представлений об управлении.
15. Основные подходы к управлению в 20-м столетии.
16. Определение и функции управления. Принципы эффективного управления.
17. Традиционные и современные теории управления.
18. Понятие социальной организации. Основные характеристики организации.
19. Разновидности организационных структур.
20. Организационная культура как интегральная характеристика организации.
21. Национальные аспекты в организационной культуре.
22. Малая социальная группа как социально-психологическая единица организации. Управление различными малыми группами.
23. Групповая динамика и ее использование в сфере управления.
24. Понятия руководства и лидерства: различия и сходство.
25. Стили руководства: традиционный и современный подходы.
26. Факторы эффективного руководства.
27. Формы и принципы управленческого общения.
28. Управление межличностным конфликтом в организации.
29. Типы поведения в конфликтной ситуации и управление поведением.
30. Управление переговорным процессом.
31. Способы преодоления деструктивной переговорной тактики.
32. Процесс принятия управленческого решения.
33. Сущность и основные функции кадрового менеджмента.
34. Мотивация работников как фактор эффективного управления.
35. Социально-психологические проблемы маркетинга.
36. Психологические проблемы рекламы и управление поведением.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ДЛЯ СТУДЕНОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

 

1. История отечественной психологии управления.
2. История зарубежной психологии управления.
3. Организация как объект психологии управления.
4. Совместная деятельность как предмет социально-психологического изучения.
5. Социально-психологический анализ нормативного поведения руководи­теля в организации.
6. Психология власти.
7. Психологический анализ структуры управленческой деятельности.
8. Психологические особенности деятельности руководителя.
9. Ролевой конфликт в управленческой деятельности.
10. Психологические особенности планирования в управленческой деятельности.
11. Психологические особенности организации управления.
12. Психологические особенности контроля в управлении.
13. Лидерство в малых группах.
14. Стили руководства.
15. Коммуникация в организациях и ее основные характеристики.
16. Психологические особенности процессов принятия управленческих решений.
17. Психологические особенности управленческого взаимодействия.
18. Психологические методы управления.
19. Механизмы управленческого воздействия.
20. Ценностные ориентации руководителя и их влияние на управленческую деятельность.
21. Социально-психологические характеристики успешного руководителя.
22. Совершенствование социально-психологического климата коллектива.
23. Психологические особенности поведения руководителя.
24. Психологические особенности поведения персонала.
25. Деятельность консультанта по управлению персоналом.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.