Менеджмент и управление качеством товара. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Менеджмент и управление качеством товара.

2017-12-10 199
Менеджмент и управление качеством товара. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшей задачей и составляющей менеджмента, как современного способа управления производством, является управление качеством продукции и труда.

За образец подражания нам следует использовать японскую систему управления качеством через систему кружков качества.

По международным стандартам ИСО серии 9000 система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

В соответствии с Гостом 15467-79 управление качеством продукции – это действия, осуществляемых при создании и эксплуатации или потребления продукции, цель которых – установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень его качества.

В настоящее время созданы и функционируют системы управления качеством на трех иерархических уровнях (общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия), а также на всех стадиях создания и использования продукции (петля качества) от изучения спроса до утилизации.

Верхний уровень – Правительство и Комитет по стандартизации и сертификации продукции.

На уровне отрасли – Министерство сельского хозяйства и продовольствия, инспекции по качеству.

Нижний уровень управляющей системы состоит из технологических отделов, специалистов, руководителей. На сельскохозяйственных предприятиях специальных служб для управления и контроля качеством, как правило, не создают.

Одна из важнейших составных частей методологических основ построения системы управления качеством труда и продукции являются принципы.

Под принципами управления качеством следует понимать основные правила, определяющие содержания, структуру разработки и порядок функционирования системы управления качеством.

1. Комплексное решение проблемы заключается в том, что изучение вопросов качества должно осуществляться в раскрытии совокупности всех свойств, образующих единое целое.

2. Системный подход при построении и функционировании системы управления качеством.

3. Организация работ на базе стандартизации, как объединяющий направления по повышению качества труда и продукции в единое целое.

4. Оптимальность соотношения системы управления качества с ее важнейшей функцией – стимулированием исполнителей.

5. Создание органов управления, так как само управление качеством предполагает наличие органов управления.

6. Постоянное совершенствование системы управления качеством труда и продукции.

Сущность первого принципа сводится к следующему: нельзя ограничивать контроль только конечной продукции. Управление качеством имеет замкнутый цикл (петля качества и ее характеристика). Это имеет особое значение в сельскохозяйственном производстве, где специфические особенности производственного цикла ставят в жесткую зависимость качество конечного продукта от качества выполнения всех технологических операций как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Сущность системного подхода заключается в том, что каждое экономическое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими. Этот принцип следует рассматривать с трех точек зрения:

Первая – система управления качеством должна быть увязана с общей системой менеджмента предприятия.

Вторая – в рамках расширенного подхода к принципу комплексности.

Треть – учет всех показателей и свойств продукции (цвет, запах, прочность и т.д.).

Стандартизация. Соблюдение этого принципа в сельском хозяйстве имеет обязательный характер.

Четвертый принцип – общеизвестен.

Пятый принцип – создание органов управления качеством труда и продукции.

Данный принцип необходимо рассматривать на примере двух сфер – производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Сам принцип не обязательно предусматривает создание специальных органов управления. на сельскохозяйственных предприятиях управления и контроля качества целесообразно возложить на руководителей низшего и среднего звена при обеспечении общего контроля и руководства высшим звеном менеджмента – дирекцией или правлением предприятия.

На крупных перерабатывающих предприятиях целесообразно создание функционального органа управления качеством. В обязанности менеджера (или отдела, лаборатории и т.п.) должно входить контроль, за качеством сельскохозяйственного сырья поступающего от производителей, обоснование изменений в технологию производства и систему управления качеством, оценка существующей системы УК, сравнение ее с международными требованиями.

Шестой принцип – совершенствование СУК. Это постоянный процесс. Актуален в условиях рынка, необходимо учитывать конкуренцию и т.д.

Важным элементом СУК является использование методов управления (административные, экономические, социальные, психологические).

Основные задачи по переориентации управления производством в современных условиях:

- осознание высшим руководством сельскохозяйственных предприятий того факта, что основная ответственность за качество продукции и эффективность системы управления качеством ложится именно на него, а не на подчиненных

- активное подключение к системе управления качеством работников среднего и низшего звена;

- постепенная переориентация современной системы управления на механизм коллективной ответственности за качество.

Система управления качеством должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, которые в МСИСО 9004 представлены в виде петли качества, включающей следующие элементы.

 

1 2

11 3

       
 
   
 


 
 


10

5

9 6

8 7

 

 

Рис. 1. «Петля качества»

 

1. Маркетинг, поиски и изучение рынка.

2. Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обслуживание.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

12. Маркетинг, поиски и изучение рынка.

Стандартизация производства.

Стандарт – нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Объект стандартизации – продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного повторения и использования.

Экономика не может обойтись без стандартов. Стандартизация прошла большой путь – от первых технических норм, до стандартов – эталонов, которые описывают основные функции предприятия, облегчают диалог между предложением и спросом.

Главная роль стандартов изменилась – от рационализации производства к управления системами качества.

В условиях рыночной экономики эффективность стандартизации проявляется через три ее основные функции: экономическую, социальную и коммуникабельную.

Экономическая функция реализуется через:

- представление достоверной информации о продукции, ее качестве в удобной форме. Стандартизация обеспечивает выбор продукции в договорах (контрактах) в торговле;

- внедрение новой техники;

- увеличение масштабов производства;

- содействие конкуренции;

- взаимозаменяемость и совместимость;

- управление производством.

Социальная функция – стандартизация по своей природе имеет общественный, социальный характер и по процедурам разработки стандартов, в обсуждении которых участвуют тысячи специалистов, и по объектам стандартизации, которые затрагивают интересы и защищают права практически всех членов общества. Должны соблюдаться требования здравоохранения, санитарии и гигиены, обеспечивать охрану окружающей среды и безопасности людей.

В настоящее время нет продукции более социально- значимой, чем продукты питания, нет стандартов более важных, чем стандарты на пищевую продукцию.

Коммуникабельная функция обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через фиксацию терминов и определений, условных знаков и обозначений и т.д., способствуя тем самым достижению необходимого взаимопонимания и расширяя обмен информацией.

Формирование государственной системы стандартизации в РБ началось в 1992 году и происходило в условиях перехода к рыночным отношениям.

Возглавляет эту работу Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт). В системе Белстандарта действует 15 региональных центров расположенных в областных и региональных городах.

Сегодня работы по стандартизации осуществляются на основе принятого Закона «О стандартизации» и введенной Государственной системы стандартизации РБ (ГССРБ). ГССРБ – это правила ведения работ по стандартизации.

Для выхода сельского товаропроизводителя на международный рынок нужна, прежде всего, гармонизация международных и отечественных стандартов. Вызвано это тем, что требования к продукции существенно отличаются. (Например: картофель – по сорту и чистоте у нас до 10 %, ЕЭК ООН – 2 %, по наименьшему поперечному диаметру у нас до 25 мм., по ЕЭК ООН до 28 мм. и т.д.).

Большая часть стандартов в развитых странах сугубо рекомендательная. Однако в условиях конкурентного рынка выполнять содержащиеся в ней рекомендации товаропроизводителям выгодно.

Вопросы безопасности продукции для жизни и здоровья людей, животных и растений, охраны окружающей среды в стандартизации в последние годы занимают особое место.

Наиболее многообразные и строгие требования предъявляют промышленно развитые страны (Япония, США, Канада, Швейцария).

В 1995 году в странах – числах ЕС введена директива по гигиене питания, в которой строго регламентируется безопасность используемых в производстве красителей, консервантов, других пищевых добавок. Соответствующие национальные законы обеспечивают потребителям возможность подачи исков на получение компенсации за физический и моральный ущерб.

Международная стандартизации в области управления качеством.

Важнейшим направлением в повышении качества отечественной продукции определено создание на предприятиях систем управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 представляют собой комплекс международных стандартов, содержащих систему руководящих принципов в области управления качеством. По состоянию на конец 1997 года было выдано около 250 тысяч сертификатов соответствия стандартам ИСО 9000 в 130 странах мира.

Международные стандарты ИСО серии 9000 появились впервые в 1987 году.

Стандарты ИСО 9001 «Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ИСО 9002 «Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже» и ИСО 9003 «Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» представляют собой модели, на соответствии которых проводится проверка и оценка системы качества предприятия.

Таблица 1. Обобщение характеристик моделей обеспечения качества.

Модель для обеспечения качества   Этапы обеспечения качества   Обязанности производителя   Характеристика продукции
МС ИСО 9001 Проектирование, разработка, производство, окончательный контроль и испытания, монтаж и обслуживание Доказать свою способность выполнить требования на всех этапах обеспечения качества Впервые разрабатываемая или модернизуемая продукция
МС ИСО 9002 Производство, окончательный контроль и испытания, монтаж и обслуживание Доказать свою способность выполнить требования на всех этапах производства, монтажа и обслуживания Продукция, производимая по оправдавшему себя проекту или технологии
       
МС ИСО 9003 Окончательный контроль и испытания продукции Доказать свою способность выполнить требования в части окончательно контроля и испытаний Оправдавшая себя серийная продукция

 

По определению ИСО, они предназначены для конкретных ситуаций, т.к. по заключению контракта, как правило, предшествует оценка действующей на предприятии система качества с целью определения способности поставщика удовлетворять требования потребителя.

Выбор нужной модели на этапе заключения контракта определяется следующими факторами:

- сложностью и новизной проекта;

- наличие готового проекта, пригодность которого подтверждена ранее;

- сложность производственного процесса;

- сложность изделий (числом взаимосвязанных характеристик и критичностью каждой из них по отношению и эксплуатационным характеристикам);

- последствия возможных отказов;

- затратами поставщика и заказчика на обеспечение качества, которое сравнивается с потерями от выпуска некачественной продукции;

- репутацией (имиджем) поставщика.

МС ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы качества. Руководящие указания» содержат наиболее полное указание элементов системы качества и могут служить своего рода пособием для предприятия при разработке или совершенствовании действующей на предприятии системы. Стандарт носит рекомендативный характер. Это означает, что каждое предприятие самостоятельно определяет конкретный состав элементов системы и способы их выполнения на практике.

Стандарты ИСО динамичны и, как правило, пересматриваются каждые пять лет. Версия 1994 г., 2000 г.

В РБ работа по повышению качества сельскохозяйственной и пищевой продукции ведется по следующим основным направлениям:

- государственный надзор за качеством продукции, осуществляемый государственными организациями;

- сертификация продукции, производимой в республике, и производств;

- сертификация продукции, ввозимой из-за рубежа;

- сертификация системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.

 

Сертификация.

Сертификация – способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Это один из наиболее мощных инструментов, выработанной международной практикой, стимулирующий развитие рынка и контролирующий качество продукции.

Сертификация продукции используется во всем мире как действенное средство защиты прав и интересов потребителя, а также как весьма важный фактор обеспечения доверия к производителю (поставщику) и повышения конкурентоспособности продукции. В настоящее время сертификацией охвачено свыше 70% продукции. Потенциально опасная продукция сертифицируется почти полностью.

Сертификация имеет обязательный (в законодательно регулируемой сфере) и добровольный (в законодательно нерегулируемой сфере) характер.

В зависимости от того, кто ее производит, сертификация бывает трех видов: самосертификация, проводимая самим изготовителем; сертификация осуществляемая потребителем; сертификация, проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя). Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация третьей стороны. В Белоруси сертификация как обязательная процедура введена в 1992 году.

Уполномоченным органом в области сертификации назначен Белстандарт.

В настоящее время в системе сертификации республики аккредитовано более 40 органов по сертификации и метрологии Белстандарта, академических и отраслевых НИИ и других организаций, 180 испытательных лабораторий.

Подтверждение соответствия может проводиться не только обязательной сертификацией, но и по средствам принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Такая форма подтверждения широко применяется в зарубежной практике. При этом правительством утверждается перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

В Беларуси до сих пор приоритет имеет сертификация готовой продукции, что создает трудности с выходом на рынки дальнего зарубежья, так как там сертификация продукции стала уже вчерашним днем. Сейчас в развитых странах преобладает сертификация системы качества по международным стандартам. Предприятия, имеющие подобный сертификат, является гарантом качества выпускаемой продукции.

Отечественные сертификаты признаются за рубежом крайне редко. В связи с этим нашим экспортерам приходится либо продавать свою продукцию по весьма низким ценам, либо платить огромные деньги иностранным испытательным организациям; сертификаты которых признаваемы в мире.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.