Кафедра «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кафедра «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

2017-12-10 196
Кафедра «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

 

 

Экономика и управление
на предприятии в сфере сервиса

 

Методические указания
по дипломному проектированию для студентов
специальности 060800 «Экономика и управление на
предприятии в сфере сервиса» по специализации
«Организация деятельности предприятия»

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры ЭУПС, протокол №9 от 16.03.2004 г.

 

Утверждены Методическим Советом ИЭУПС, протокол №9 от 16.03.2004 г.

 

 

Экономика и управление на предприятии сервиса. Методические указания по выполнению дипломного проекта для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» по специализации «Организация деятельности предприятия». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 131 с.

 

Под общей редакцией д.э.н., проф. Соловьева В.Н.

Авторский коллектив:

канд. экон. наук, доц. И.Ю. Левитина;

канд. экон. наук, доц. Е.В. Ялунер;

ст. преп. А.А. Гончаров

 

 

Рецензент: канд. экон. наук, доц. Л.Ф. Тывин

 

Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

2006 г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИПЛОМНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 6

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 9

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 12

3.1. Пояснительная записка. 12

3.2. Графическая часть. 19

3.3. Дополнительные документы.. 21

4. ПОРЯДОК РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИПЛОМНИКОВ
В ПОСЛЕДНЕМ СЕМЕСТРЕ ОБУЧЕНИЯ.. 22

4.1. Общие положения. 22

4.2. Порядок сдачи студентом законченного
дипломного проекта. 24

4.3. Подготовка к защите дипломного проекта. 26

4.4. Организация защиты дипломного проекта. 28

5. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ.. 30

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА.. 33

6.1. Введение. 33


6.2. Теоретическая часть. 35

6.3. Аналитическая часть. 35

6.3.1. Общие положения. 35

6.3.2. Аналитическая часть для тем
«Проект мероприятий по …..». 37

6.3.3. Аналитическая часть для тем
«Бизнес-план …..». 75

6.4. Технологическая часть. 77

6.5. Охрана труда и техника безопасности.. 78

6.6. Проектная часть. 79

6.6.1. Общие положения. 79

6.6.1.2. Проектная часть для тем
«Проект мероприятий по….». 79

6.6.1.3 Проектная часть для тем
«Бизнес-план……». 89

6.7. Заключение. 91

7. ЛИТЕРАТУРА.. 92

Приложения.. 95

Приложение 1. Примерная тематика дипломных проектов............ 95

Приложение 2. Образец заявления на тему дипломного проекта.. 98

Приложение 3. Образец задания на дипломный проект.................. 99

Приложение 4. Образец титульного листа
дипломного проекта.................................................. 105

Приложение 5. Пример оформления запроса на
выполнение дипломного проекта............................ 106


Приложение 6. Пример справки о внедрении результатов
дипломного проектирования................................... 107

Приложение 7. Образец титульного листа раздела диплома........ 108

Приложение 8. Пример выполнения обязательных таблиц.......... 109

Приложение 9. Пример выполнения обязательных таблиц
графической части для бизнес-плана..................... 119

Приложение 10. Примерный план-график последнего
семестра обучения группы 1
специальности 0608у г. Псков................................ 126

Приложение 11. Пример выполнения отзыва на
дипломный проект.................................................. 128

Приложение 12 Образец написания рецензии на
дипломный проект.................................................. 129

Приложение 13. Листы контроля хода дипломного
проектирования (ведется каждым руководителем
дипломного проекта по своим студентам либо
консультантом от кафедры, контролируется
ответственным за дипломное проектирование
по городу).................................................................. 131

 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящих методических рекомендациях изложены основные положения и требования по дипломному проектированию, выполняемому студентами специальности 06.08.00 “Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» для специализации «Организация деятельности предприятия», обучающихся по кафедре “Экономика и управления предприятиями сервиса».

В методические указания включены общие требования к содержанию и оформлению дипломного проекта. При разработке и оформлении дипломного проекта студент обязан руководствоваться этими общими положениями. Более подробную информацию в ходе дипломного проектирования студент получает от руководителя дипломного проекта или назначенного кафедрой консультанта.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломное проектирование является завершающим этапом итоговой государственной квалификационной аттестации выпускников, которая осуществляется в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 060800».

Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломного проекта (ДП). Он представляет собой самостоятельную комплексную работу, целью выполнения и защиты которой является подведение итога теоретической и практической подготовки студентов за весь период обучения в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста.

В процессе написания дипломного проекта студент должен проявлять знания:

· общетеоретических и общеэкономических дисциплин в объеме, необходимом для решения задач организации и планирования, финансирования, учета, экономического анализа и контроля;

· специальных дисциплин, раскрывающих теоретические основы и практические вопросы организации производства услуг и технологии работы;

· методики анализа хозяйственной деятельности, планирования и прогнозирования основных и вспомогательных показателей работы предприятий и организаций сферы сервиса, особенностей составления отчетности, оценки эффективности предлагаемых решений;

· калькуляции себестоимости продукции и услуг, экономико-математических методов и моделей;

· возможностей современных технических средств сбора, передачи, отображения и обработки экономической информации и областей их применения;

· основ научной организации и нормирования труда, охраны труда и окружающей среды.

Как правило, дипломный проект должен основываться на конкретных материалах предприятий, являющихся базой преддипломной практики, и содержать решение конкретных экономических, производственных и социальных задач, стоящих перед предприятием или его подразделениями.

При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначаются руководитель и консультанты. Руководителем дипломного проекта может быть преподаватель выпускающей кафедры либо специалист, имеющий высшее экономическое образование.

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой. Базовая тематика дипломных проектов представлена в Приложении 1. Кроме базовых тем, студентам предлагаются научно-исследовательские темы, увязанные с научными направлениями кафедры. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Очень важно, чтобы работа была актуальной для предприятия, поэтому дипломник или руководитель оговаривает актуальность выбираемой темы с руководством предприятия, на базе которого делается дипломный проект. Если согласие руководства получено, необходимо на кафедру предоставить письмо о том, что дипломный проект выполняется по заданию предприятия (образец – в Приложении 5).

Предварительно тема определяется перед направлением на преддипломную практику. В ходе преддипломной практики студент изучает деятельность предприятия, где организована практика, выполняет комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Организация преддипломной практики и требования к отчету изложены в Методических указаниях по организации преддипломной практики студентов специальности 060800 специализация «Организация деятельности предприятия сервиса». Отчет по преддипломной практике представляет собой набор исходных данных для выполнения дипломного проекта.

Тема закрепляется за студентом в соответствии с его заявлением, согласованным с руководителем дипломного проекта и утверждается заведующим кафедрой. Образец – в Приложении 2. Дипломный проект выполняется в соответствии с заданием и календарным планом, которые составляются студентом совместно с руководителем дипломного проекта одновременно с согласованием темы. В задании должны быть предусмотрены исходные данные к его выполнению, содержание основных разделов пояснительной записки и перечень графического материала, календарный график предоставления работы студента. Студент совместно с руководителем дипломного проекта формирует задание на дипломное проектирование одновременно с согласованием темы. Образец задания – в Приложении 3. Выбор руководителя и темы осуществляется в сроки, установленные графиком дипломного проектирования и утверждается решением выпускающей кафедры и приказом ректора института. Задание утверждается заведующим кафедрой одновременно с темой ДП и подшивается в пояснительную записку после титульного листа. Если заявления на тему и задание на дипломное проектирование в установленные сроки не поступило, на заседании кафедры без согласия дипломника утверждается руководитель и тема, которые в дальнейшем изменению не подлежат.

Руководитель регулярно, в соответствии с календарным графиком явок, встречается со студентом, контролирует ход дипломного проектирования, оказывая студенту консультативную помощь, а по окончании работы дает оценку и оглашает эту оценку при обсуждении на кафедре вопроса о представлении проекта к защите.

В случае, если дипломный проект выполняется на предприятии и руководителем проекта определен специалист этого предприятия, заведующий кафедрой назначает из преподавательского состава кафедры консультанта, который контролирует ход проектирования от кафедры, оценивает возможность представления проекта к защите.

На дипломный проект назначается также рецензент, как правило, высококвалифицированный специалист предприятия или смежной кафедры.

 

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект студента-выпускника кафедры «Экономики и управления предприятиями сервиса» по содержанию и по форме представляет собой:

а) технико-экономическое обоснование мероприятий, повышающих эффективность деятельности предприятия и план его работы с учетом реализации предлагаемых мероприятий;

б) бизнес-план создания нового предприятия или его структурного подразделения;

в) бизнес-план инвестиционного проекта по развитию предприятия.

В дипломный проект структурно входят:

1. Пояснительная записка.

2. Графическая часть.

3. Дополнительные документы.

Пояснительная записка содержит:

1. Титульный лист.

2. Задание на дипломный проект.

3. Оглавление.

4. Введение.

5. Основные разделы (части) с подразделами.

6. Заключение.

7. Список использованных источников.

8. Приложения.

Введение есть часть проекта, в которой следует обосновать актуальность данной работы. Во введении приводится краткая характеристика предметной области и проблемных ситуаций, подлежащих решению, приводятся формулировка целей и постановка основных задач. Объем введения не должен превышать 5 страниц.

Основная часть проекта должна содержать необходимые материалы для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения проекта. Она подразделяется на раз делы:

1. Теоретическая часть.

2. Аналитическая часть.

3. Технологическая часть.

4. Охрана труда и техника безопасности.

5. Проектная часть.

Более подробно по содержанию каждой части см. в п. 6.

Пояснительная записка

Общие требования

Пояснительная записка к дипломному проекту оформляется на нелинованных листах белой писчей бумаги формата А4 (210-297 мм), сброшюрованных в папку с жесткой обложкой, прошитых или связанных тесьмой. На обложке в правом верхнем углу наклеивается этикетка, образец ее представлен на рис. 3.1.1.

Иванов Иван Иванович Шифр 599321 «Проект мероприятий по повышению прибыли ЗАО «НЕО» г. Сортавала (оптовая торговля осветительными приборами)   Кафедра «ЭУПС» Специальность 0608 уск г. Сортавала 2004 г. 115 стр., 5 плакатов

Рис. 3.1.1. Образец этикетки для пояснительной записки.

 

Оформление текста может быть выполнено рукописным способом по ГОСТ 2.304 с высотой букв и цифр не менее 2.5 мм. Оформление текста желательно выполнять с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ согласно ГОСТ 2.004 (шрифт Times New Roman 14 пунктов через 1,5 интервала).

Текст должен быть написан либо напечатан с одной стороны листа черными или синими чернилами (пастой). Опечатки, описки и неточности, обнаруженные в процессе выполнения дипломного проекта, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

Объем пояснительной записки должен быть порядка 100 листов, исключая титульный лист, задание, оглавление, список литературы и приложения. Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу, начиная со следующей страницы после титульного листа, на которой ставится цифра 2. Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозная.

Пояснительная записка состоит из титульного листа, задания на дипломный проект, содержания, текстовой части, списка литературы и приложений. Титульный лист и лист задания оформляются по установленной форме, приведенной в приложениях 3,4. Каждый раздел отделяется специальным титульным листом, образец которого представлен в Приложении 7. Он должен быть подписан дипломником, руководителем или консультантом по соответствующему профилю, заведующим кафедрой.

Содержание

Содержание располагается после задания на дипломный проект. Оно поясняет структуру, содержание работы и расположение ее на страницах. ПРИМЕР:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................... 4

1. Теоретическая часть........................................................................... 6

1.1. Экономическая сущность прибыли, ее виды........................... 7

5. Проектная часть................................................................................ 90

5.3. Расчет экономической эффективности и
технико-экономических показателей проекта...................... 98

Заключение........................................................................................... 100

Список литературы............................................................................. 102

Приложения......................................................................................... 104

Рис. 1.1.1. График зависимости цены от объема продаж.


Таблицы

С помощью таблиц можно рационально и систематизировано изложить результаты сводки и обработки материалов. Таблицы применяются для наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицы должны следовать за ссылкой на них в тексте дипломного проекта. Каждая таблица в тексте должна иметь заголовок, который помещается под словом «Таблица». Таблицы должны размещаться после ссылки на них в тексте. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким и размещаться над рамкой таблицы. Нумеруются таблицы в пределах подраздела (1.1.1).

ПРИМЕР:

Таблица 1.1.1

Графическая часть

Дипломный проект, кроме пояснительной записки, должен в обязательном порядке включать в себя 5 плакатов, выполненных на стандартных листах формата А1. Допускается как горизонтальное, так и вертикальное расположение чертежей на листе.

Плакаты должны быть соответствующим образом оформлены: иметь угловой штамп в правом нижнем углу в соответствии с ориентацией листа или этикетку на обратной стороне плаката. Пример оформления плаката и заполнения углового штампа приведен в Приложении 5. В штампе указывается: фамилия, инициалы студента, руководителя и зав. кафедрой; название плаката, название выпускающей кафедры, год, номер плаката и количество плакатов всего. Также должен быть указан шифр, например ДП 0608 Шифр У325.325. Пример этикетки – на рис. 3.2.1

 

 

Рис. 3.2.1. Пример этикетки для плаката.

Копии плакатов на листах формата А4 вкладываются в папку с дополнительным материалом. Возможно по согласованию с кафедрой заменить плакаты раздаточным материалом для каждого члена комиссии. Обязательными плакатами являются:

Для дипломных проектов с темой по варианту а) п. 2 «проект мероприятий по….»:

1. Сводная таблица мероприятий проекта.

2. Финансовые результаты от реализации дипломного проекта.

3. Плановые технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Для дипломных проектов с темой по вариантам б) и в) п. 2 «Бизнес-план….»:

1. Плановые сметы текущих расходов на………..годы.

2. Расчет финансовых потоков и показателей экономической эффективности проекта.

3. Плановые технико-экономические показатели деятельности предприятия на ……..годы.

Образцы плакатов приведены в Приложениях 8, 9.

Если в тексте пояснительной записки название рисунка указывается под рисунком, то на плакате – над ним. Порядковый номер таблицы или рисунка на плакате не указывается. Рисунки и таблицы следует располагать на площади листа равномерно.

Заголовки рисунков и таблиц должны читаться с расстояния 7-10 метров и соизмеряться с содержанием и размером листа плаката. На плакатах допускается использование цветной туши, фломастеров, акварели, цветных карандашей для нанесения различных функциональных зависимостей, оттенения и отмывки графиков и диаграмм, нанесения характерных точек функциональных зависимостей. Использование цвета на плакате должно быть целесообразным и функциональным и согласовывается с руководителем дипломного проекта. Остальные требования к оформлению рисунков и таблиц изложены в предыдущих разделах данных методических указаний.

Дополнительные документы

Дополнительными документами, вкладываемыми в отдельный файл-папку, прилагающуюся к пояснительной записке являются:

1. Отзыв руководителя дипломного проекта (обязателен, образец – в Приложении 11).

2. Рецензия на дипломный проект (обязательна, образец - в Приложении 12).

3. Запрос на тему дипломного проекта (желательно, образец – в Приложении 5).

4. Справка о внедрении результатов дипломного проектирования (желательно, образец – в Приложении 6).

5. Дискета с текстом пояснительной записка и файлом расчетов (обязательна для тех, кто выполняет пояснительную записку на ЭВМ, правила ее подготовки – см. далее по тексту).

Оформление электронной копии дипломного проекта.

Электронная копия дипломного проекта размещается на дискете и сдается вместе с ним.

На дискете создается папка с названием типа «ФИО год выпуска», например: Иванов АВ 2004. В папку вкладываются все файлы (как текстовые, так и расчетные), подготовленные дипломником в процессе работы над дипломным проектом (желательно в архивированном виде без пароля на архив) и специально создаваемый файл readme.doc со следующей информацией:

ـ ФИО автора, шифр, год выпуска;

ـ его координаты (адрес, контактный телефон…);

ـ полное название дипломного проекта;

ـ сведения о руководителе, консультанте, рецензенте;

ـ название, адрес и основной профиль деятельности организации, где был выполнен диплом;

ـ количество страниц в пояснительной записке и раздаточном материале;

ـ краткая аннотация к проекту.

Этикетка на дискете включает следующую информацию:

ـ ФИО автора;

ـ года выпуска, город;

ـ краткое название темы;

ـ номер дискеты по порядку (если дискет несколько).

 


4. ПОРЯДОК РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИПЛОМНИКОВ
В ПОСЛЕДНЕМ СЕМЕСТРЕ ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

Последний семестр обучения включает в себя преддипломную практику, дипломное проектирование, государственную аттестацию, состоящую из сдачи государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта. Календарный график работ разрабатывается кафедрой для каждой группы отдельно в соответствии с учебным планом и графиком работы Государственной аттестационной комиссии. Студенты обязаны ознакомиться с графиком (под роспись) на специальном организационном собрании, которое проводится обычно накануне начала преддипломной практики. Пример календарного план-графика – в Приложении 10.

Дипломное проектирование начинается с практики. Студенты дневного отделения обязаны получить направления на практику у ответственного за организацию практики от института не позднее, чем за день до начала практики. Направления выписываются на основании личного заявления студента либо (если заявление отсутствует) на основании решения кафедры. Для студентов заочного отделения направления на практику выдаются только по требованию студента, так как они должны проходить данную практику на предприятиях, где они постоянно работают. Подробнее об организации преддипломной практики см. в «Методических указаниях по выполнению преддипломной практики студентами специальности 060800». Отчет о прохождении преддипломной практики выполняется в виде аналитической части дипломного проекта и представляется к защите в сроки, предусмотренные календарным план-графиком. База прохождения преддипломной практики и исходных данных дипломного проекта обязательно должны совпадать (кроме случаев, когда в дипломном проекте разрабатывается бизнес-план создания нового предприятия). Оценка отчета производится по пятибалльной системе. Защита дипломного проекта не может быть проведена ранее, чем через 10 недель после сдачи отчета по преддипломной практике. Вместе с отчетом студент должен подготовить окончательный вариант заявления и задания на дипломный проект (образцы – в Приложении 2, 3), которые после защиты отчета по практике обсуждаются и корректируются руководителем, оформляются на чистых листах и утверждаются заведующим кафедрой. На их основании готовится приказ по институту. Тема в приказе и тема на титульном листе диплома должны совпадать слово в слово! Изменение темы допускается в исключительных случаях по ходатайству руководителя дипломного проекта не позднее, чем за 2 недели до его защиты.

Выбор темы – очень важная и ответственная часть дипломного проектирования. Он основывается на хорошем знании экономической ситуации на предприятии, поэтому очень важно в процессе преддипломной практики не только выполнить формальный отчет, но и переговорить со специалистами предприятия, выявить наиболее актуальные проблемы и возможные пути их решения. В процессе выполнения анализа надо больше внимания уделить именно этим проблемам, что позволит наметить ряд наиболее эффективных решений (будущих мероприятий аналитической части). Четко сформулированная проблема и возможные варианты ее решения позволят дипломнику во время консультации руководителя наиболее точно сформулировать цель и выбрать тему дипломного проекта.

Выбор в качестве темы вариантов б) и в) п. 2 рекомендуется только наиболее подготовленным дипломникам. Выполнение таких дипломных проектов наиболее трудоемко, требует большого количества расчетов, обязательного использования специальных программных средств типа «Project Expert» MS Project или Excel-таблиц для формирования финансовых потоков с временным лагом не менее 5 лет и обязательным расчетом экономической эффективности дипломного проекта динамическим методом плана-графика реализации проекта.

Процесс выполнения дипломных проектов отслеживается кафедрой в соответствии с графиком контрольных проверок. Студенты-дипломники обязаны прийти на каждую из назначенных контрольных проверок и принести материал, подготовленный к этому сроку. Результаты этого учёта отражаются в листе задания на дипломный проект и в листе учета хода дипломного проектирования, который ведет каждый руководитель (или консультант от кафедры). Данные учета передаются на кафедру и отражаются на экране выполнения студентами дипломных проектов. В случае существенного нарушения сроков выполнения отдельных частей проекта без уважительной причины, студент к защите не допускается. В случае невозможности прибыть на контрольную явку в установленный срок, студент обязан по телефону согласовать с руководителем или консультантом перенос срока контрольной явки.

На первую контрольную явку студент обязан представить полностью готовые теоретическую и аналитическую части, а также иметь при себе список возможных к разработке в проектной части мероприятий. На вторую контрольную явку студент обязан представить полностью готовые и подписанные консультантами технологическую часть и охрану труда, а также выполненную вчерне проектную часть. Консультанты по технологической части и охране труда согласовываются с руководителем дипломного проекта во время первой контрольной явки. Ими могут быть преподаватели академии или соответствующие специалисты предприятия (и тогда их подписи должны быть заверены печатью отдела кадров, а должности указаны на титульном листе соответствующей части полностью).

4.2. Порядок сдачи студентом законченного
дипломного проекта

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю во время третьей контрольной явки. После одобрения дипломного проекта руководителем может быть проведена предзащита с целью выявления возможных недоработок в дипломном проекте. Предзащита проводится как «генеральная репетиция» защиты, в ней участвуют преподаватели и аспиранты кафедры. На предзащите рассматриваются все соответствующие материалы дипломного проекта, заслушивается доклад студента. Комиссия дает рекомендации к доработке дипломного проекта, либо рекомендует его к защите.

В случае возникших между студентом и руководителем дипломного проекта разногласий, они оба обязаны поставить об этом в известность заведующего кафедрой или ответственного за дипломное проектирование по городу. В этом случае предзащита проводится в обязательном порядке.

После исправления всех выявленных недочетов, руководитель подписывает пояснительную записку, чертежи и составляет письменный отзыв. Далее дипломный проект направляется на рецензию. Рецензент определяется руководителем дипломного проекта. Им может быть:

1) один из руководителей или специалистов предприятия, на базе которого выполнялся дипломный проект, имеющий высшее экономическое образование (с указанием на рецензии должности рецензента и подписью, заверенной печатью отдела кадров);

2) преподаватель смежной кафедры или другого ВУЗа с соответствующим профилем обучения.

Желательно ознакомить с результатами выполненной работы руководство базового предприятия и получить письменный отзыв с оценкой и замечаниями о проделанной работе. Если предложенные студентом мероприятия актуальны и могут быть внедрены, руководство предприятия подтверждает это письмом или справкой о внедрении.

Доработанный и полностью оформленный дипломный проект, содержащий пояснительную записку, листы графического материала, отзыв руководителя и рецензию, сдается на выпускающую кафедру в установленные сроки. После прохождения нормоконтроля и проверки заведующим выпускающей кафедры решением кафедры студент допускается к защите.

Не допускаются к защите студенты:

ـ не выполнившие полностью учебного плана;

ـ не сдавшие в срок дипломный проект;

ـ представившие дипломный проект, не соответствующий предъявленным к нему требованиям.

Подготовка к защите дипломного проекта

Подготовка к защите сводится в первую очередь к работе над текстом доклада-выступления. Содержание доклада должно вкратце передавать основное содержание дипломного проекта. В то же время, простой пересказ содержания не позволяет выделить самые существенные результаты работы, подчеркнуть ее оригинальность, оттенить специфику, обратить внимание участвующих в защите на личный вклад автора. Эти задачи решаются студентом лучше, если в основу сообщения положить выводы и рекомендации в их творческом изложении.

Целесообразно посвятить начало своего выступления краткой характеристике предприятия, выявленным в процессе анализа его деятельности положительным и отрицательным характеристикам его развития. Данные оценки должны помочь обоснованию актуальности выбранной темы. Во второй части выступления необходимо обосновать выбор предложенных в проекте рекомендаций, дать подробные пояснения организационным моментам реализации каждого проектного решения (мероприятия), объяснить, на базе каких исходных данных строился прогноз результатов реализации каждого мероприятия. Надо особо выделить узловые элементы работы, подчеркнуть, какие предложены нововведения, обосновать их. Довольно часто дипломник пытается использовать основное время доклада на изложение содержания работы по главам и параграфам, на что уходит масса времени, тогда как остается непонятным, что же собственно сделал сам автор, каковы важнейшие результаты работы. Также нерационально тратить время доклада на проговаривание цифр расчетов; для этого достаточно указать на них, используя графические материалы. Предпочтительнее излагать не содержание работы по главам, а суть самых значимых результатов. В заключительной части выступления следует подытожить все, что сделано, получено в работе в виде выводов и рекомендаций.

Структура речи может быть следующей:

1. Дипломный проект выполнен на базе предприятия…..(краткая характеристика).

2. В процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия за ……годы было установлено, что…..(какие основные достижения имеет предприятие и какие проблемы выявлены).

3. Для решения выявленных проблем в дипломном проекте предлагается…..(кратко охарактеризовать организационно-экономические решения по каждому мероприятию).

4. При условии реализации предлагаемых мероприятий, план деятельности предприятия на следующий год предполагает…. (кратко охарактеризовать основные технико-экономические показатели, характеризующие степень достижения цели, поставленной в теме дипломного проекта).

5. Таким образом, в случае реализации цель дипломного проекта предлагаемых мероприятий будет достигнута. Спасибо за внимание.

Выступление нужно проиллюстрировать с помощью схем, таблиц, графиков, рисунков. Графические материалы необходимо готовить очень тщательно по содержанию, не говоря уже о соблюдении принятых правил оформления графиков, диаграмм, таблиц. Небрежно выполненные графические материалы – это и дополнительные вопросы, и дополнительные замечания на защите. В последнее время разрешается вместо больших плакатов делать распечатки таблиц, графиков на принтере, ксероксе, которые кладутся в файл-папки каждому члену комиссии. (Обычный состав ГАК 6-7 человек).

Доклад для защиты следует подготовить особенно тщательно, а также неоднократно его прорепетировать с часами в руках, чтобы не выходить за рамки установленного регламента
(7-10 мин.). При подготовке доклада следует учитывать, что 1 страница машинописного текста, напечатанного через 2 интервала, соответствует 2-2,5 минутам выступления в зависимости от темпа чтения (он не должен быть слишком быстрым). При этом необходимо оставить резерв времени на пояснения демонстрационного материала, пометив в тексте доклада соответствующие места. Для удобства чтения текста доклада цифры лучше писать вместе со словами, например, 1 млн. 200 тыс., а не 1200000, чтобы не пришлось потом долго подсчитывать нули. Рекомендуется печатать доклад достаточно крупным шрифтом (в зависимости от остроты зрения), а также делать большие межстрочные интервалы и поля, чтобы всегда можно было оперативно вставить пометки, дополнения, комментарии.

Вместе с тем, чтение всего доклада с бумаги оставляет не лучшие впечатления у присутствующих. Рекомендуется хорошо выучить доклад, а затем составить к нему перечень ключевых фраз-тезисов в том порядке, в каком будет излагаться доклад. Бегло глядя в тезисы, а не читая весь доклад по бумажке, можно создать благоприятное впечатление у присутствующих и при этом ничего не забыть и не перепутать.

В заключительной части можно поблагодарить научного руководителя, сотрудников кафедры, членов комиссии за руководство, ценные советы и закончить речь словами «Спасибо за внимание».

Следует заметить, что обычно оценка комиссии зависит не от качества дипломного проекта, а от впечатления, которое дипломник произведет на членов комиссии, поэтому следует продумать свой внешний облик на защите. Нужно также постараться подготовиться так, чтобы свободно и непринужденно пользоваться текстом диплома, легко ориентироваться во вспомогательном материале. Желательно, чтобы на защите студент держался спокойно, с достоинством. Речь должна быть нормальной по громкости и не очень быстрой. Наиболее приемлема спокойная повествовательная манера изложения. Важно, чтобы ответы на вопросы были правильными, ясными и четкими, звучали уверенно и убедительно. На этапе подготовки к защите хорошо также посетить несколько защит коллег-студентов.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Для начала самостоятельной работы над дипломом необходимо подобрать литературу. Поиск первоисточников можно осуществить:

ـ в библиотеке ВУЗа;

ـ в крупной (национальной, научной, городской) библиотеке города;

ـ в книжных магазинах и на книжных рынках;

ـ в интернете, воспользовавшись поисковыми серверами, например Яндекс, Рамблер, Meta-Ukraine, Google, Апорт и др.

Работу с источниками оптимально разбить на несколько этапов:

ـ предварительный выбор по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы (прикнижным, пристатейным, в уже защищенных дипломах);

ـ поиск самих источников в соответствии со сформированным списком;

ـ анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование.

Для составления наиболее полного предварительного списка литературы необходимо просмотреть каталоги, реферативные журналы, периодические издания. Начинать просмотр периодических журналов лучше всего с последнего номера за каждый календарный год. Как правило, в последнем номере публикуется содержание опубликованных статей за весь предшествующий год.

Библиографические издания-указатели содержат упорядоченные библиографические записи; в них указывается, что издано по тому или иному вопросу в той или иной области знаний. Библиографические указатели состоят из перечня библиографических записей, часто без аннотаций и рефератов. Реферативные издания содержат также рефераты, где в сжатом виде отображены основные моменты оригинала публикации. Их недостаток – появление информации с некоторым опозданием; кроме того, не исключены определенные пробелы в перечне публикаций.

В последнее время заметно упростился поиск законодательных актов. Целесообразно пользоваться любой автоматизированной правовой базой, которые обычно стоят на предприятиях и в крупных библиотеках, где принятые законодательные акты публикуются очень быстро и всегда с самыми последними изменениями.

В процессе отбора литературы следует придерживаться тематики исследования. Часто объем литературы по теме мож


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.