Нормативное регулирование учетной политики организации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Нормативное регулирование учетной политики организации

2017-12-09 300
Нормативное регулирование учетной политики организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:
1 уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
2 уровень – положения по бухгалтерскому учету;
3 уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
4 уровень – внутренние документы конкретной организации. (Указанная система закреплена в проекте Федерального закона, вынесенного на обсуждение и опубликованного в Финансовой газете № 37, за сентябрь 1999 г.)
Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п.3 ст.5 «Регулирование бухгалтерского учета» Федерального закона «О бухгалтерском учете»: «организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».
Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). В соответствии с п.9 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно – распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.).

7 Учетная политика. Понятие, структура и порядок ее разработки, и внесение изменений

 

Учетная политика в узком смысле слова – установленный финансовым законодательством набор альтернатив по отражению в бухгалтерском учете предприятия хозяйственных операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов. Налоговым законодательством установлен:
- перечень хозяйственных операций, входящих в учетную политику;
- возможные альтернативы отражения в бухгалтерском учете предприятия отдельных хозяйственных операций из данного перечня.
На предприятии учетная политика обычно фиксируется в виде внутреннего нормативного акта размером 12-15 страниц, фиксирующего выбранные предприятием альтернативы из перечня хозяйственных операций.
Учетная политика в широком смысле – это методология ведения оперативного и бухгалтерского учета для целей:
· управленческого планирования (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях);
· внешних пользователей информации (адекватная оценка активов, обязательств, затрат и финансовых результатов при составлении сводной финансовой отчетности – баланса, отчета о финансовых результатов, отчета о движении денежных средств).

Спектр хозяйственных операций, входящих в учетную политику, в широком смысле понимаемую как информационное обеспечение системы управленческого и финансового планирования, чрезвычайно многообразен. В этой связи учетная политика в узком смысле является составной частью учетной политики в широком смысле.

Учетную политику условно можно разделить на три раздела:
I. Организационно – технический раздел. В нем нужно предусмотреть:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета. В нем должны быть как синтетические, так и аналитические счета
2. формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки.
3. формы регистров налогового учета.
4. правила документооборота.
5. порядок контроля за хозяйственными операциями.
II. Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить:
1. способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
2. порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
3. перечень резервов, который будет составлять предприятие;
4. порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.
III. Учетная политика в целях налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, в этом разделе предприятие должно указать, как оно будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.
Но для удобства предприятие может объединить II и III разделы учетной политики. Так, в разделе, касающемся учета основных средств можно сразу указать, какой метод начисления амортизации предприятие применяет в целях бухгалтерского, а какой – в целях налогового учета.

При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.
Пунктом 5 ПБУ 1/98 право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно –распорядительного документа.

Вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на методические и организационно-технические.
Методические аспекты – это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.
Организационно – технические аспекты – приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско - финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.