Соотношение типов нервной системы темперамента — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Соотношение типов нервной системы темперамента

2017-12-09 417
Соотношение типов нервной системы темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности нервных процессов Тип нервной системы Тип темперамента
Сила Уравновешенность Подвижность
Сильный Уравновешенный Подвижный Живой Сангвиник
Сильный Неуравновешенный Подвижный Безудержный Холерик
Сильный Уравновешенный Инертный Инертный Флегматик
Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный Слабый Меланхолик

 

Свойства темперамента. В.М. Русалов, исходя из теории функциональных систем П.К. Анохина, выделил четыре основных свойства темперамента:

Эргичность (выносливость) – степень напряженности взаимодействия организма со средой.

Пластичность – легкость переключения с одной программы поведения на другую.

Темп – скорость выполнения текущей программы поведения.

Эмоциональность – чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

При этом указанные четыре свойства необходимо рассматривать в зависимости от сферы, в которой эти свойства реализуются. Реализовываться они могут в двух сферах: предметной (при взаимодействии с физической, предметной средой в виде объектно-ориентированных стратегий) или социальной (в социальной сфере в виде субъектно-ориентированных, коммуникативных стратегий.

Для характеристики типа темперамента важно описание не отдельных его характеристик, а их сочетание.

Так, для сангвиника характерным является высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Эмоциональные переживания сангвиника неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных воздействиях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерика характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий; резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Флегматик характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи; ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолика характеризуют низкий уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. При неудачных воспитательных воздействиях — повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Характер

Когда в психологии говорят о характере, то имеют в виду не формально-динамическую сторону психики, которая отражается в темпераменте, а содержательную.

Характер это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения.

Исходя из доминирующего способа отношений к себе и к другим людям, можно выделить 4 группы черт характера:

I — черты, проявляющиеся в деятельности и отражающие отношение к ней: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

II — черты,которые проявляются по отношению к другим и характеризуют отношение к ним: тактичность, вежливость, чуткость, эгоизм и др.

III — черты, отражающие отношение человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и др.

IV — это волевые качества личности: настойчивость, целеустремленность, сдержанность и др.

На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет семейное воспитание.

Каждый из типов характера может относится к условной норме, быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой расстройств личности (психопатий). Под акцентуациями характера понимается заострение черт характера до крайнего варианта нормы. По мнению А.Е. Личко, акцентуации отличаются от клинически выявляемой патологии характера тем, что: 1) проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к месту «наименьшего сопротивления» в характер данного индивида; 2) не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации носят временный, преходящий характер; 3) в определенных жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации.


Акцентуации по степени выраженности делятся на явные и скрытые.

Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение за поведением, особенно среди сверстников, позволяет распознать этот тип характера.

Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного типа характера невыражены или не видны совсем. Однако черты этого типа ярко выступают под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъявляют повышенные требования к месту «наименьшего сопротивления».

Личность.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивации, социальные установки.

Становление личности начинается детском возрасте, но ее интенсивное созревание происходит начиная с подростково-юношеского возраста, когда человек наиболее полно вступает в коллективную, общественную жизнь.

Уровень развития (зрелость) личности определяется характерными для нее отношениями. Высокий уровень личности предполагает преобладание общественно значимых отношений и наличие духовности, составляющей ее ядро. Под гармоничной (зрелой) личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами.

Среди личностных особенностей, определяющих стиль общения, следует выделить обшую направленность личности.

Направленность личности. Направленность — это система доминирующих, социально-обусловленных отношений личности к действительности, основными проявлениями которой являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения. При этом именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность.

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании ее лежат потребности.

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать длясубъекта актуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо.

Потребности выступают как источники активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности — потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфически человеческие — социальные и духовные — потребности. Социальные потребности включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности — это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотения, намерения, стремления.

Важное место в системе направленности личности принадлежит мировоззрению, убеждениям и идеалам личности.

Мировоззрение имеет такие характеристики как научность, систематичность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщенности и конкретности, связь с деятельностью и поведением. Убеждения важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности особую значимость. Идеал это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Направленности личности характеризуется уровнем, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.