Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно?

2017-12-09 2235
Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно? 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Ответ: Имеет место эмоциональная лабильность. Она характерна для астенических состояний или может быть чертой характера у эмоционально-лабильных личностей.

3. Больной тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели или сидит на кровати, согнувшись. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Аппетит почти отсутствует, страдает запорами. Жалуется на угнетенно-подавленное настроение. Говорит, что он, по-видимому, никогда не поправится и болен тяжелой, неизлечимой болезнью, «на душе тяжесть». Мысли текут медленно, не может заставить себя чем-либо заняться.

Определите эмоциональное состояние больного.

Ответ: Депрессивное состояние.

4. 1)Студент получил отличную оценку на экзамене. 2)Люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.

Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их

Ответ: 1 - эмоция гордости, возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность и т.п. и стремится продемонстрировать это другим людям.

2 - эмоция презрения, возникает только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.

5. 1)Человек просит прощения. 2)Человек впервые прыгает с парашютом.

Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их

Ответ: 1 – эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за какой-либо ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя, желание как-то искупить свою вину. 2 – эмоция страха возникает в ситуации опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.

6. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.

Какие волевые механизмы проявляются в данном случае?

Ответ: В данном случае наблюдается простой волевой акт, когда побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

7. Больной Ж., 42 г., недостаточно активен, малоподвижен и малоразговорчив, залеживается в постели при отсутствии необходимости соблюдать постельный режим. В общении с психологом ограничивается только конкретными ответами на вопросы, скудно и невыразительно излагает жалобы, мало интересуется результатами исследования. При расспросе отмечает утрату прежних интересов, отсутствие внутренней активности, желания действовать.

Оцените волевой потенциал больного.

Ответ: У больного ослабление воли (гипобулия), недостаток энергии, побуждений, интересов.

 

ЗАНЯТИЕ 6

1. Тема: «Личность»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Проведение психологического исследования личности, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам.

- Подготовка материалов по УИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.

2. Что такое индивидуальность и каковы ее внешние проявления?

3. Какие уровни индивидуальности вы знаете?

4. Что такое личность?

5. Структура личности.

6. Что понимается под направленностью личности?

7. Перечислить качества направленности личности.

8. Назвать и охарактеризовать формы направленности.

9. Классификация современных теорий личности.

10. Этапы развития личности по теории Э.Эриксона.

11. Что такое темперамент?

12. Дайте характеристику 4 типам темперамента по Гиппократу.

13. Что такое свойства темперамента? Какие свойства темперамента вы знаете?

14. Типы нервной системы по И.П. Павлову и как они соотносятся с типами темперамента?

15. Какие типы (склады) личности выделил И.П. Павлов?

16. Что такое характер?

17. Назовите 4 основные группы черт характера.

18. Что такое акцентуации характера?

19. Степени выраженности акцентуаций характера.

4. Основные понятия и положения темы:

Личность – это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который характеризуется неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания – сознания своей общественной принадлежности. Именно личность как высшее проявление индивидуальности обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей человека с действительностью, взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.

Для того, чтобы ее проанализировать и выделить основные свойства, рассмотрим это понятие в ряду «человек - индивид — индивидуальность — личность».

Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями, и общественно-исторического опыта.

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.

Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека.

Структура индивидуальности

Индивидуальные свойства организма Индивидуальные психологические свойства (особенности протекания познавательных процессов)
Индивидуальные психофизиологические особенности (свойства темперамента) Индивидуальные социально-психологические свойства (черты характера и личности)

 

В.С. Мерлин включает в первый уровень (уровень индивидуальных свойств организма) биохимические, общесоматические и нейродинамические особенности. Клинически различия на этом уровне проявляются в соматической конституции (морфофенотипе) и в типе высшей нервной деятельности.

Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. При этом они, также как и индивидуальность в целом, построены по иерархическому принципу, т.е. на более низшие (ранние) наслаиваются более высшие (поздние) психические образования. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (психофизиологическая составляющая индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая индивидуальности), а затем происходит становление личности (социально-психологическая составляющая индивидуальности)

Анализируя свойства личности, прежде всего, необходимо выделить ее социальные характеристики. Человек рождается индивидом, личностью он становится в результате социализации, усвоения общественного опыта.

Наиболее важными составляющими субъектной, личностной структур человека являются конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер.

Конституция человека. Связь между конституциональными особенностями и психикой человека была подмечена еще Гиппократом, который описал два резко отличающихся типа людей: habitus apoplecticus — плотный, мускульный, сильный и habitus phitisicus — тонкий, изящный, слабый. В настоящее время насчитывается более 20 классификаций типов телосложения. Понятие конституции шире, чем тип телосложения. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды.

Помимо общей конституции выделяют два класса частных: морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной; функциональные — биохимической, физиологической, нейродинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.

В современных исследованиях конституциональная структура телосложения рассматривается как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Кречмер выделил 3 типа конституции:

Лептосоматический (астенический): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо.

Пикнический: тучность, значительные жировые отложения, малый или средний рост, большой живот, округлая голова на короткой шее.

Атлетический: крепкое тело, хорошо развитая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, выпуклые лицевые кости

Нейродинамические свойства человека. Нейродинамические свойства включаются в структуру индивидных характеристик человека, их основу составляют основные свойства нервной системы.

Свойствами нервной системы называются природные врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера человека. В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможения, то есть о типологических особенностях нервной системы.

Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Им были открыты такие свойства нервной системы, как сила, подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.

Сила нервной системы определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность.

Подвижность нервной системы — это свойство понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность.

Лабильность нервной системы — быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.

Темперамент

Понятие темперамент означает смешение частей, относится к природно обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его деятельности, такие как интенсивность (энергетический аспект поведения) и время (темпоральный аспект поведения). Таким образом, темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Важнейшими критериями выделения свойств темперамента являются наследуемость, проявление в раннем детстве, устойчивость проявления их в разных ситуациях, проявление их как у животных, так и у человека. Теорий, объясняющих механизмы темперамента, насчитывается очень много, но все их можно условно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные, нейродинамические.

Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь — холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик («флегма» — слизь); холерик («хойле» — желчь); меланхолик («мелане хойле» — черная желчь) и сангвиник (sangis — кровь). Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке.

Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Кречмер и Шелдон, которые устанавливали связь между телосложением и темпераментом.

Основоположником нейродинамической теории темперамента, объясняющий его с позиций функциональной типологии высшей нервной деятельности, был Павлов. Он считал, что сочетание 3 основных свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности и темперамент, как проявление этого типа в поведении


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.