Организация и управление транспортом — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация и управление транспортом

2017-12-09 422
Организация и управление транспортом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы:

1. Организационно-правовая система государственного управле­
ния транспортом.

2. Организация и управление видами транспорта.

3. Государственный контроль на транспорте.

Организационно-правовая система государственного управления транспортом включает:

1) систему федеральных органов исполнительной власти в облас­
ти транспорта;

2) регулирование компетенции государственных органов по уп­
равлению транспортными комплексами и организацией перевозочных
процессов;

3) нормативную базу, закрепляющую структуру федеральных ор­
ганов исполнительной власти в области транспорта и организацию
управления транспортной деятельности.

В соответствии с пунктом "и" ст. 71 Конституции РФ федераль­ные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в компетенцию Правительства РФ вхо­дит решение вопроса организации управления предприятиями транс­порта, разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов по вопросам федерального транспорта и путей сообщения.

Государственное управление транспортом федерального значе­ния осуществляется по двум основным направлениям, которые пред­ставлены такими федеральными органами исполнительной власти, как

• Министерство транспорта РФ;

• Министерство путей сообщения РФ.

Деятельность перечисленных властных структур распространяет­ся на все виды транспорта. Компетенция этих органов обусловлена характером деятельности транспортных комплексов, особенностями перевозочного процесса, использованием при перевозках источника повышенной опасности.

Она включает:

• проведение государственной политики в области транспорта,
направленной на удовлетворение государствен ных нужд, потребно­
стей юридических и физических лиц в перевозках;


анализ состояния Транспорта в России, разработка стратегии
его развития, выработка и реализация федеральных отраслевых про­
грамм;

• государственное регулирование, управление и контроль за
деятельностью транспортных комплексов;

• создание наиболее благоприятных условий для работы транс­
портных организаций, предприятий и учреждений;

• лицензирование в установленных случаях деятельности транс­
портных организаций и предприятий;

• разработка и утверждение правил, положений, технических
норм, отраслевых стандартов, других нормативных актов, регули­
рующих перевозки, техническую эксплуатацию транспортных
средств, безопасность движения, судовождения, полетов;

• участие в формировании единой политики в области обеспе­
чения безопасности и экологической защиты от деятельности транс­
порта.

Последним элементом организационно-правовой системы госу­дарственного управления транспортом является нормативная база, за­крепляющая структуру федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и организацию управления транспортной дея­тельности. К ней относятся Конституция РФ, транспортные кодексы и уставы, Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте", а также подзаконные нормативные акты.

В последние годы издан ряд указов Президента РФ, имеющих це­лью оптимизировать управление транспортом. Это, в частности, ука­зы "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации", "О дорожной реформе", "О системе федеральных органов исполнительной власти", "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

К указанной нормативной базе относятся также положения о фе­деральных органах исполнительной власти в области транспорта, принятые Постановлениями Правительства РФ. В них урегулированы вопросы, касающиеся структуры этих органов, их функций, задач и полномочий, а также порядка осуществления управления различными видами транспорта.

Таким образом, учитывая потребность государства в обеспечении оптимального функционирования транспортных артерий, разработке и внедрении эффективной системы управления различными видами транспорта, существующая достаточно сложная и, вместе с тем, сба­лансированная система правового регулирования института перевоз-


ки преследует цель единообразной регламентации транспортного процесса.

Огромная территория России, необходимость установления по­стоянной и надежной транспортной связи отдаленных ее регионов с центром, существование различных видов транспорта, обладающих принципиальными отличиями, требуют установления единой эффек­тивной и достаточно мобильной системы управления всеми видами транспорта, выработки и внедрения унифицированных методов орга­низации перевозок, общих требований к техническому состоянию и условиям содержания транспортных средств, дорог и путей сообще­ния.

Именно такая задача поставлена в указе Президента Российской Федерации от 15 марта 1996 г. "О совершенствовании системы, госу­дарственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации".

Среди перечисленных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление транспортом, особое место занимает Министерство транспорта РФ. Оно сосредото­чило в своих руках управление такими видами транспорта, как авто­мобильный, воздушный, морской и речной. В качестве органов, осу­ществляющих непосредственное руководство перечисленными вида­ми транспорта, в составе министерства действуют службы.

Автомобильным транспортном руководит Служба автомобильно­го городского пассажирского и электрического транспорта. Характер осуществляемого ею управления данным видом транспорта в опреде­ленной степени обусловлен следующими факторами: во-первых, при­надлежностью автомобильного транспорта и, во-вторых, его функ­циональным использованием.

Автомобильный транспорт подразделяется на транспорт общего пользования и ведомственный транспорт. Автомобильный транспорт общего пользования удовлетворяет потребности в перевозке любых клиентов. Такая перевозка называется перевозкой транспортом обще­го пользования. Она осуществляется коммерческой организацией, имеющей статус общественного перевозчика. Коммерческая органи­зация выступает в этом качестве, если из закона, иных правовых актов или выданной ей лицензии вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Кроме того, она должна быть включена в специальный перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования. Сам перечень публикуется в установленном порядке.


Служба автомобильного городского пассажирского и электриче­ского транспорта ведет активную работу по организации и осуществ­лению лицензирования перевозочной деятельности, строгому учету транспортных структур, получивших лицензии, а также по подготовке специального перечня этих организаций и структур.

Ведомственный автомобильный транспорт принадлежит мини­стерствам и ведомствам Российской Федерации, ее субъектам, а так­же муниципальным органам. Он предназначен для обслуживания внутренних потребносгей ведомств. На производстве внутренний ве­домственный транспорт выполняет различного рода технологические перевозки.

Основными задачами Службы автомобильного городского пас­сажирского и электрического транспорта являются:

• реализация государственной политики в сфере деятельности
автомобильного транспорта, удовлетворение спроса населения и по­
требностей экономики в автомобильных перевозках;

• осуществление в пределах компетенции управленческих кон­
трольных функций, направленных на обеспечение безопасной, эф­
фективной и устойчивой деятельности автотранспортного комплекса;

• формирование и проведение в автотранспортном комплексе
экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кад­
ровой и социальной политики;

• формирование и совершенствование правовых основ функ­
ционирования автотранспортного комплекса;

• разработка (по согласованию с заинтересованными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации) сети меж­
республиканских и межобластных автобусных маршрутов.

Для успешного выполнения перечисленных задач Служба авто­мобильного городского пассажирского и электрического транспорта наделена достаточно широкими полномочиями.

Одна из особенностей автомобильного транспорта состоит в ис­пользовании дорог. Деление автомобильных перевозок на городские, пригородные, междугородные и международные обусловлено как расстоянием перевозки, так и классификацией дорог.

В нормативных источниках, рассматривающих деятельность До­рожной службы России, Министерства транспорта РФ, выделяется такое понятие, как автомобильные дороги общего пользования. Это дороги, находящиеся в ведении соответствующих органов управления дорожным хозяйством. Они могут использоваться любым юридиче­ским лицом независимо от ведомственной принадлежности, а также гражданами.


Дороги общего пользования, в зависимости от их значения и роли в экономике государства, делятся на федеральные автомобильные до­роги, автомобильные дороги субъектов федерации и местные автомо­бильные дороги. Кроме того, существуют международные автомо­бильные дороги.

Федеральные автомобильные дороги находятся в ведении Мини­стерства транспорта РФ. Этот федеральный орган исполнительной власти в лице Дорожной службы осуществляет специальные испол­нительные, разрешительные, контрольные и другие функции в облас­ти дорожного хозяйства. Его главная задача заключается в реализации государственной политики в дорожном хозяйстве, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользо­вания, создание необходимых условий для реализации конституцион­ных прав граждан на свободу передвижения.

Кроме того, Дорожная служба осуществляет координацию разви­тия сети автомобильных дорог общего пользования, взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации в целях формирования единой дорожной сети страны, создания условий для обеспечения единства экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг, транспорт­ной и экологической безопасности.

Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за соблюдением правил пользования федеральными автомо­бильными дорогами, устанавливает техническую классификацию ав­томобильных дорог, готовит предложения по изменению и угочне-нию перечней федеральных автомобильных дорог, организует учет автомобильных дорог общего пользования.

Вторым федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим государственное управление транспортом, является Мини­стерство путей сообщения РФ (МПС). На него возложено проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, регулирование хозяйственной деятельности железных дорог в облас­ти организации и обеспечения процесса перевозок.

Основные задачи МПС РФ заключаются в совершенствовании деятельности железнодорожного транспорта, создании условий для его устойчивой работы, организации мер по обеспечению безопасно­сти движения и эксплуатации транспортных и иных средств, создании совместно с железными дорогами многопрофильной сферы услуг,


разработке предложений и реализации программ по комплексному развитию отрасли.

МГТС РФ разрабатывает предложения по подготовке проектов федеральных и иных нормативных правовых актов Российской Феде­рации, разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок функционирования железнодорожного транспорта.

В целях совершенствования работы федерального железнодо­рожного транспорта в 1998 г. разработана и утверждена Правительст­вом РФ Концепция структурной реформы железнодорожного транс­порта. Ее главная цель - разгосударствление железнодорожного транспорта, развитие конкуренции между транспортными структура­ми. На завершающем этапе реформы предполагается разделение экс­плуатационных и ремонтных комплексов железной дороги и ее ак­ционирование.

Самостоятельная работа 1

Организационно-правовая система управления транспортом

Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Система органов государственного управления транспортом:

а) Министерство транспорта РФ;

б) Министерство путей сообщения РФ;

2. Управление транспортом субъектами Российской Федерации и
органами местного самоуправления:

а) органы субъектов Российской Федерации, ведающие транспор­
том;

б) полномочия органов местного самоуправления по организации
и регулированию работы транспорта.

Тема реферата:

Сущность организации и управления транспортом

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 71.

2) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 2-4.

3) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1.


4) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1.

5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1.

6) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. 1.

7) Федеральный Закон РФ "О федеральном железнодорожном
транспорте. 1995 // ФЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.

8) Указ Президента РФ от 15 марта 1996 г. № 382 "О совершен­
ствовании системы государственного управления транспортным ком­
плексом в Российской Федерации".

9) Указ Президента РФ от 23 апреля 1997 г. № 403 "О дорожной
реформе" // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1975.

 

10) Положение о Министерстве путей сообщения Российской
Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от
18 июля 1996 г. №848.

11) Положение о Минисгерстве транспорта Российской Федера­
ции. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 апреля
1997 г. №501.

12) Положение о Федеральной авиационной службе России.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.
№ 994.

13) Положение о Федеральной дорожной службе России. Утвер­
ждено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
№ 1033.

Литература

1) Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.

2) Быков Л.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
1979.

3) Волков М.М. Правовые основы управления производством в
гражданской авиации СССР. - Л., 1981.

4) Грунтов П.С. Основы организации пассажирских перевозок
(управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на же­
лезных дорогах). - М, 1994.

5) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.

6) Зотов Д. Развитие транспортной системы страны // Плановое
хозяйство. 1978. №6.

7) Юридический справочник по торговому мореплаванию / Под
ред. А.С. Кокина. - М., 1998.


Вопросы для самоконтроля

1) Какова организационно-правовая система государственного
управления транспортом?

2) Какие органы включает в себя система государственного управ­
ления транспортом?

3) Какова структура Министерства транспорта РФ?

4) В чем заключаются основные функции и полномочия Министер­
ства транспорта РФ, связанные с организацией перевозок?

5) Какова структура Министерства путей сообщения РФ?

6) В чем заключаются основные функции и полномочия Министер­
ства путей сообщения РФ, связанные с организацией перевозок?

7) Какие структурные подразделения Министерства транспорта
РФ осуществляют управление автомобильным, воздушным, мор­
ским и речным транспортом и какова их компетенция?

8) В чем заключаются основные функции и полномочия структур­
ных подразделений Министерства транспорта РФ, осуществ­
ляющих управление различными видами транспорта?

9) Какие органы субъектов РФ ведают транспортом?

10) Каковы полномочия органов местного самоуправления по орга­
низации и регулированию работы транспорта?

11) Какие органы осуществляют государственный контроль на
транспорте?

Самостоятельная работа 2

Организация управления автомобильным транспортом

и дорожной службой

Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Структура автомобильного транспорта и управление им:

а) классификация автомобильного транспорта;

б) автомобильный транспорт общего пользования;

в) автомобильный транспорт ведомственного пользования;

г) управление автомобильным транспортом.

2. Управление дорожной службой:

а) нормативная регламентация организации и деятельности до­
рожной службы;

б) структура Дорожной службы Министерства транспорта РФ;


в) исполнительные, разрешительные и контрольные функции До­рожной службы Министерства транспорта РФ.

3. Правовое регулирование содержания и пользования автомо­бильными дорогами:

а) виды автомобильных дорог;

б) содержание и эксплуатация автомобильных дорог;

в) содержание и эксплуатация подъездных путей.

Тема реферата

Организационно-правовые основы управления автомобильным транспортом и дорожной службой

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 71.

2) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Гл 1.

3) Указ Президента РФ от 15 марта 1996 г. № 382 "О совершен­
ствовании системы государственного управления транспортным ком­
плексом в Российской Федерации".

4) Указ Президента РФ от 23 апреля 1997 г. № 403 "О дорожной
реформе" // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1975.

5) Положение о Министерстве транспорта Российской Федера­
ции. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 апреля
1997 г. №501.

6) Положение о Федеральной дорожной службе России. Утверж­
дено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1033.

Литература

1) Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра­
ва. -М., 1986.

2) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.

3) Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе­
ревозки грузов. - М., 1997.

4) Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспорта
СССР.-М., 1990.

5) Закон об автомобильных дорогах. - Балашиха, 1994.

6) Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система: хозяйственно-
правовые аспекты. - М., 1988.


Вопросы для самоконтроля

1) Какова роль автомобильного транспорта в экономике государ­
ства?

2) Каково место автомобильного транспорта в единой транс­
портной системе страны?

3) Какова структура органа управления автомобильным транс­
портом?

4) Какие функции возложены на орган управления автомобильным
транспортом?

5) Как классифицируется автомобильный транспорт в зависимо­
сти от его функционального использования?

6) Какие структуры относятся к транспорту общего пользования?

7) Каково назначение ведомственного автомобильного транспорта?

8) Какова организация дорожной службы?

9) Какие функции выполняет дорожная служба?

10) Как классифицируются автомобильные дороги?

11) Какими нормативными актами регулируются содержание и
пользование автомобильными дорогами?

12) В чем заключается регулирование содержания и эксплуатации
подъездных путей, сооружений и устройств?

6. Перевозки

Основные вопросы:

1. Понятие и виды перевозок.

2. Правовое регулирование перевозок.

3. Транспортные договоры, их классификация.

В век транспортных технологий особое значение приобретает со­вершенствование транспортного процесса и, в первую очередь, его сердцевины - перевозок различными видами транспорта.

Перевозка в юридическом смысле - это передвижение (переме­щение) на основании договора товаров и людей в пространстве с по­мощью транспортных средств. Она осуществляется различными ви­дами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и речным.

Перевозка представляет собой особый вид человеческой деятель­ности, который относится к разряду услуг. Характерным для перевоз­ки является то, что она не связана с созданием новых вещей, предме-


тов Вместе с тем, эта деятельность приносит существенный эконо­мический эффект, обеспечивая производство продукции и включая готовую продукцию в экономический оборот.

Перевозка базируется на договорных началах. Отношения по до­говору перевозки возникают при наличии потребности в перемеще­нии материальных объектов с использованием транспорта в обуслов­ленное место и воли сторон в реализации такой потребности. Сторо­нами перевозочных отношений являются перевозчик, располагающий транспортным средством, и лицо, нуждающееся в услуге перевозки.

Отношения, складывающиеся между сторонами договора, отно­сятся к разряду эквивалентно-возмездных - за оказанную перевозчи­ком услугу клиент выплачивает вознаграждение. Следовательно, главным в содержании этих отношений является обязательство пере­возчика выполнить услугу по перевозке и обязательство клиента оп­латить оказанную услугу.

Поскольку перевозочный процесс урегулирован законом, скла­дывающиеся отношения между сторонами по договору перевозки яв­ляются обязательственно-правовыми. Они характеризуются тем, что законодатель расширяет сферу свободного волеизъявления сторон до­говора перевозки. Так, в соответствии со ст. 784 ГК РФ условия пере­возки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются со­глашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, ины­ми законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не ус­тановлено иное.

Следует отметить, что обязательства перевозки являются состав­ной частью транспортных обязательств. Сама перевозка обусловлена выполнением комплекса действий и операций, без которых ее осуще­ствление невозможно. В частности, процессу перевозки предшествует подготовка груза к перевозке (затаривание, упаковка, подгруппиров-ка, маркировка), подача транспортного средства под погрузку, вы­полнение погрузочных работ, размещение, укладка, крепление груза. После доставки груза в пункт назначения выполняются разгрузочные работы, вывоз груза со станции (с территории порта, аэропорта).

В обязанность перевозчика входит подача под погрузку исправ­ных транспортных средств, пригодных для перевозки соответствую­щих грузов (коммерческая исправность). В качестве примера можно сослаться на ст. 124 КТМ РФ, в соответствии с которой перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореход­ное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и


снабдить всем необходимым, а равно привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечи­вающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

С другой стороны, на грузоотправителя возлагается обязанность содержать в пригодном для эксплуатации состоянии подъездные пути к пунктам погрузки-выгрузки, обеспечивать их нормальное освеще­ние, установить оптимальный режим работы пунктов погрузки-выгрузки, надежную телефонную связь.

Выполнение всех перечисленных действий и операций вытекает из обязательственных отношений, которые регулируются не догово­ром перевозки, а договорами об организации перевозок, заявками на перевозку грузов, разовыми заказами на перевозку грузов и др.

Таким образом, транспортные обязательства обусловлены заклю­чением транспортных договоров. Гражданский кодекс РФ выделяет до­говоры об организации перевозки грузов, договоры об организации ра­боты по обеспечению перевозки грузов и договоры перевозки грузов.

Договоры об организации перевозки грузов заключаются при ре­гулярных перевозках, постоянных деловых связях перевозчика и кли­ента. По этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обу­словленном объеме.

Договор об организации перевозки грузов предназначен для уста­новления правоотношений между сторонами перевозки на первой ста­дии транспортного процесса, когда необходимо согласование основных параметров перевозки относительно количества и сроков предоставле­ния транспортных средств и объемов грузов, подлежащих перевозке.

В зависимости от вида транспорта применяются следующие до­говоры об организации перевозки грузов: на автомобильном транс­порте - годовой договор, на железнодорожном транспорте - долго­срочный договор, на морском транспорте - генеральный контракт, на речном транспорте - навигационный договор и на воздушном транс­порте - специальный договор.

Договор об организации перевозки грузов относится к числу кон-сенсуальных и взаимных договоров. Существенными условиями это­го договора являются 1) объемы перевозок, 2) цена перевозок, 3) ко­личество предоставляемых транспортных средств, 4) сроки предос­тавления транспортных средств, 5) порядок расчетов.

К договорам об организации работы по обеспечению перевозки грузов относятся узловые соглашения, договоры на централизован­ный заказ (вывоз) грузов и некоторые другие. Эти договоры заклю­чаются между транспортными организациями.


Порядок заключения таких договоров устанавливается транс­портными уставами и кодексами, другими законами и иными право­выми актами.

Договоры перевозки грузов непосредственно регулируют сам процесс перемещения грузов и их доставку в пункт назначения. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему от­правителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Эти договоры классифицируются по различным основаниям. В зависимости от перевозочных средств (подвижного состава) они под­разделяются на договоры перевозки груза автомобильным транспор­том, железнодорожным транспортом, морским транспортом, внут­ренним водным транспортом и воздушным транспортом.

В соответствии с территориальным признаком договоры класси­фицируются на внутригосударственные договоры перевозки грузов и международные договоры перевозки грузов.

В зависимости от числа транспортных организаций, участвую­щих в перевозках, они делятся на: 1) договоры перевозки грузов в ме­стном сообщении (местная перевозка) - по этим договорам перевозки осуществляются одной транспортной организацией в рамках террито­риальных границ ее деятельности; 2) договоры перевозки грузов в прямом сообщении - в соответствии с этими договорами перевозки осуществляются несколькими транспортными организациями одного вида транспорта и 3) договоры перевозки грузов в прямом смешанном сообщении - по этим договорам перевозки осуществляются транс­портными организациями двух и более видов транспорта.

Договор перевозки груза является реальным. Для его заключения недостаточно соглашения сторон, необходимы еще и передача груза перевозчику. Исполнить обязательство по доставке груза в пункт на­значения можно при условии его передачи перевозчику.

Данный договор относится к числу возмездных, ибо перевозчик оказывает услугу за вознаграждение. Это взаимный договор, так как обе стороны несут взаимные обязательства: перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а грузоотправитель уплатить за это перевозную плату.

Договор является срочным. Срок его действия определяется сро­ком исполнения обязательства по перевозке.

Данный договор, как правило, носит публичный характер. Этому признаку он может отвечать, если перевозчиком по договору высту-


пает специализированная коммерческая организация, выполняющая в установленном порядке функции общественного перевозчика.

Договор перевозки грузов - это строго формальный договор. Он всегда заключается в простой письменной форме, которой присущ ус­тановленный законом набор реквизитов.

Самостоятельная работа

Сущность перевозок Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Понятие и характеристика перевозок:

а) способы перемещения груза, пассажиров, багажа;

б) виды перевозок, их особенности;

в) роль транспорта в осуществлении перевозок.

2. Обязательство перевозки:

а) понятие и особенности обязательства перевозки;

б) обязательство перевозки и транспортные обязательства;

в) иные обязательства, связанные с транспортными услугами.

Тема реферата:

Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М, 1993. Ст. 8, 15, 17.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Ст. 784-
787.

3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Ст. 101, 103.

4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Ст. 115, 177.

5) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Ст. 1,3,31,90.

6) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Ст. 1, 5, 36,45.

7) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Ст. 1,41,67.

8) Закон РФ "О естественных монополиях". 1995 г.

9) Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте".
1995 г.


Литература

1) Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Рос­
сийской Федерации (постатейный) / Под. ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляд-
реса.-М, 1998.

2) Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках гру­
зов. -М., 1967.

3) Витрянский В.В. Перевозки. Транспортная экспедиция // Хо­
зяйство и право. 1996. № 9.

4) Колпаков Н. Регулирование перевозок во внутреннем водном
и смешанном сообщении. - М., 1981.

5) Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система: хозяйственно-
правовые аспекты. - М., 1988.

6) Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно­
хозяйственных грузов. - М., 1986.

7) Смирнов В.Т. Грузовые перевозки в прямом смешанном же-
лезнодорожно-водном сообщении. - М., 1981.

8) Тарасов М.А. Транспортное право. — Ростов-на-Дону, 1968.

9) Хаснутдинов А.И. Понятие транспортного договора // Право­
ведение. 1990. № 3.

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое перевозка?

2) Каковы признаки и элементы перевозки?

3) Какие существуют виды перевозок?

4) В чем отличие перевозки груза от технологической перевозки?

5) Какие существуют способы перемещения груза, пассажиров,
почты, багажа?

6) В чем особенность перемещения объекта с помощью тяги и
толкания?

7) Какова роль транспорта в осуществлении перевозок?

8) В чем суть обязательства перевозки?

9) В каких нормативных источниках закреплены обязательства
перевозки?

10) В чем заключаются транспортные обязательства?

11) Каковы составные элементы транспортных обязательств?

12) Как соотносятся обязательства перевозки и транспортные
обязательства?


Практическое контрольное задание

Транспортные договоры Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Понятие и характеристика транспортных договоров.

2. Классификация транспортных договоров.

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М.,1993.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Ст. 785-787,
798, 799.

3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Ст. 103-105,
ПО.

4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Ст. 115-121,177, 198,211.

5) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Ст. 31,37, 38,90.

6) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Ст. 36,40,45, 75.

7) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Ст. 64, 67,
106, 126.

Литература

1) Аллахвердов М.А., Савичев Г.П. Договоры о перевозках гру­
зов. - М., 1967.

2) Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф.М. Грузовые
перевозки разными видами транспорта (правовые вопросы). - М.,
19713) Андрианов И.А., Зинченко С.А. Правовое регулирование от­
ношений транспортных организаций с клиентурой и между собой.
- Ростов-на-Дону, 1972.

 

4) Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе­
ревозки грузов. - М., 1997.

5) Егиазаров В.А. Договор перевозки // Закон. 1994. № 4.

6) Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народно­
хозяйственных грузов. - М., 1986.

7) Отнюкова Г.Д. Договор перевозки грузов автомобильным
транспортом II Закон. 1996. № 5.

8) Хаснутдинов А.И. Понятие транспортного договора // Право­
ведение. 1990. № 3.


ЗАДАЧИ

Задача 1

Общество с ограниченной ответственностью "Союзагро" на­правило автотранспортному предприятию "Партнер - ПГ" заказ (письмо) на выделение рефрижератора на один рейс с гарантией оп­латы. Каких-либо других сведений заказ не содержал.

В день выполнения заказа рефрижератор не был подан для по­грузки фруктов. В результате тридцать процентов фруктов пришли в негодность.

ООО "Союзагро" предъявило автотранспортному предприятию претензию с требованием возместить ущерб, причиненный непре­доставлением транспортного средства, в размере стоимости при­шедших в негодность фруктов, а также уплатить за невывоз груза штраф в размере 20 % стоимости перевозки невывезенного груза.

Автотранспортное предприятие "Партнер - ПГ" отказалось удовлетворить требование ООО "Союзагро" на том основании, что между ними не были установлены договорные отношения. По мне­нию автотранспортного предприятия, полученное им от "Союзагро" ходатайственное письмо с просьбой о выделении рефрижератора не может рассматриваться в качестве разового заказа.

В соответствии с Приложением №1 к разделу II Правил пере­возки грузов автомобильным транспортом разовый заказ должен содержать такие реквизиты: наименование и адрес грузоотправи­теля, дата и часы подачи автотранспорта, сведения о маршруте доставки груза, наименование и количество груза, виды упаковки, ко­личество мест и масса груза.

В письме ООО "Союзагро" не были указаны ни количество груза, ни его вид, ни сведения о маршруте доставки груза. Поэтому оно не является разовым заказоморганизационным договором перевозки груза автомобильным транспортом.

• Кто прав в данном споре?

• Является ли документ, направленный ООО "Союзагро" авто­
транспортному предприятию, организационным договором перевозки
груза?

• Какие правовые последствия влечет за собой заключение ор­
ганизационного договора перевозки груза?


Задача 2

Фирма "Меркурий" предъявила претензию Управлению Западно-Сибирской железной дороги о взыскании с нее штрафа за просрочку доставки груза на одни сутки.

Перевозчик отказался удовлетворить требование клиента. При этом он указал, что просрочка не была допущена, несмотря на то, что груз доставлен в конечный пункт не 12 февраля, как было указа­но в договоре перевозки, а 13 февраля 2000 г. Причиной этого явилось осуществление в пути следования на пограничной станции погранич­ного, таможенного и фитосанитарного контроля поезда. В соот­ветствии же с указаниями Министерства путей сообщения РФ № М-390У от 17 мая 1994 г. сроки доставки грузов увеличиваются на одни сутки в случае осуществления на пограничных пунктах Российской Федерации пограничного, таможенного и фитосанитарного контроля поездов.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.