Источники транспортного права — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Источники транспортного права

2017-12-09 389
Источники транспортного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы:

1. Понятие источников транспортного права, их система.

2. Виды источников транспортного права.

3. Тенденции и перспективы развития транспортного законода­
тельства.

Изучение данной темы связано с ознакомлением с обширной нормативной базой по транспортному праву.

Нормативные источники, регулирующие перевозки различными видами транспорта, представляют собой совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют правоотношения в области организации и осуществле­ния перевозок.

Указанные источники образуют определенную систему, вклю­чающую две основные группы:

• законы;

• подзаконные нормативно-правовые акты.

Среди законов выделяется Конституция Российской Федерации. Как правовой фундамент развития всего российского законодательст­ва, основной закон государства является базой для нормативных ис­точников, регулирующих перевозки различными видами транспорта. Он закрепляет принцип свободного перемещения товаров и услуг, важнейшие положения, касающиеся управления федеральным транс­портом и деятельности транспорта.

Эти принципиальные конституционные положения находят кон­кретизацию в законах и иных нормативно-правовых актах. В частно­сти, вопросы организации и осуществления перевозок регулируются Гражданским кодексом РФ. В главе 40 "Перевозка" закреплены об­щие условия перевозки, установлены правила ее организации, поря­док подачи транспортных средств для погрузки и выгрузки.

В этой главе Гражданского кодекса РФ регламентируются вопро­сы провозной платы, ее размеров, порядка взимания, возмещения рас­ходов, понесенных в связи с льготами и преимуществами, установ­ленными по провозной плате.

В главе определены виды договоров, составляемых в связи с пе­ревозкой. Отдельные статьи Гражданского кодекса РФ закрепляют содержание долгосрочного договора об организации перевозок, дого­вора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договоров меж­ду транспортными организациями.


И наконец, Гражданский кодекс РФ устанавливает ответствен­ность сторон за нарушение обязательств по организации и осуществ­лению перевозки.

Отдельная глава Гражданского кодекса РФ посвящена вопросам организации и выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. Это глава 41 "Транспортная экспедиция", в которой регулируется содер­жание и форма договора транспортной экспедиции, ответственность по этому договору, односторонний отказ от его исполнения.

К специальным транспортным законам, регулирующим условия и порядок осуществления перевозок различными видами транспорта, относятся Кодекс торгового мореплавания РФ, Воздушный кодекс РФ, Транспортный устав железных дорог РФ.

Важная роль в деле организации и осуществления перевозок при­надлежит подзаконным нормативным актам. Они развивают положе­ния Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, транспортных зако­нов, детализируют отдельные понятия и институты, конкретизируют нормы законов.

Подзаконные акты, регулирующие перевозки, по юридической силе подразделяются на указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты министерств и ведомств и, в первую очередь, акты Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ.

В последние годы издание ряда указов Президента РФ направле­но на совершенствование управления транспортными комплексами и использования отдельных видов транспорта. Об этом свидетельству­ют, в частности, указы Президента РФ "Об упорядочении использо­вания авиации общего назначения" (1995 г.), "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" (1996 г.), "О дорожной реформе" (1997 г.) и некоторые другие.

Постановлениями Правительств утверждены Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (утвержден Постановлением Совета Министров СССР в 1955 г.) и Устав автомобильного транспорта РСФСР (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР в 1969 г.).

Наиболее распространенными видами ведомственных норматив­ных актов, регламентирующих порядок и технические условия по­грузки, крепления, транспортировки и выгрузки грузов, являются ин­струкции, правила, тарифы, ГОСТы, прейскуранты и другие норма­тивные документы.


Транспортное законодательство интенсивно развивается и со­вершенствуется. Ведется активная работа по подготовке и принятию законов, регламентирующих перевозки автомобильным и внутренним водным транспортом.

Динамично меняются подзаконные ведомственные нормативные акты. Федеральные органы исполнительной власти в области транс­порта приводят их в соответствие с принятыми транспортными ко­дексами, уставами и другими законами.

В целом, транспортное законодательство не свободно от недос­татков.

Масштабы перемещения грузов, всеохватывающий характер это­го процесса требуют более подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, четкого регулирования как правового статуса сторон договора, так и оперативного разреше­ния спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществле­нии перевозки.

Углубление рыночных отношений диктует необходимость пере­хода от централизованной организации перевозок, основным методом которой является административно-командный, к децентрализации всей системы перевозочного процесса, для которого характерны стро­го договорные механизмы воздействия на стороны.

Создавшаяся ситуация требует принятия решительных мер по пересмотру существующей системы транспортного законодательства, ее совершенствованию. Как уже отмечалось, в настоящее время осно­ву этой системы составляют пять основополагающих нормативных актов (транспортные кодексы и уставы), регулирующих перевозки со­ответствующими видами транспорта - автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским и речным, а также огромное количество подуставных и других ведомственных актов.

Практика использования транспортных источников показала на­личие в этой системе ряда существенных недостатков. Так, дейст­вующие транспортные кодексы и уставы, регулирующие перевозки отдельными видами транспорта, обладают неодинаковой юридиче­ской силой. К примеру, морские и воздушные перевозки регулируют­ся законами, соответственно, Кодексом торгового мореплавания РФ и Воздушным кодексом РФ. Что касается автомобильных перевозок и перевозок внутренним водным транспортом, то они регулируются ус­тавами (Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Уставом внутреннего водного транспорта СССР) — подзаконными актами, принятыми постановлениями Правительств.


До недавнего времени подзаконным актом - Уставом железных дорог РСФСР - регулировались и железнодорожные перевозки. И только в 1998 году был принят в ранге закона Транспортный устав железных дорог РФ. Вполне очевидно, что все пять основополагаю­щих нормативных актов, регулирующих одну область общественных отношений, должны обладать одинаковой юридической силой.

Другой существенный пробел системы транспортного законода­тельства касается неполного учета происходящих изменений в эконо­мической сфере, слабое отражение тенденции предоставления транс­портных услуг на основе частнопредпринимательской деятельности, непоследовательность в подходе к роли планирования в осуществле­нии перевозок. Если в Уставе автомобильного транспорта РФ (УАТ) и Уставе внутреннего водного транспорта СССР (УВВТ) не наблюдает­ся отхода от имевшей место четкой и последовательной ориентации на плановые начала в организации и осуществлении перевозок, то в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ), Воздушном кодексе РФ (ВК) и Транспортном уставе железных дорог РФ (ТУЖД) полностью игнорируются элементы плановости, несмотря на то, что они сохра­нили свое значение применительно к перевозкам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Еще один недостаток проявляется в существовании значительно­го количества законов и ведомственных нормативных актов, регули­рующих перевозки, а также в перспективе их дальнейшего увеличе­ния. Кроме указанных транспортных уставов и кодексов действует огромное количество изданных каждым транспортным ведомством подзаконных нормативных актов по вопросам подготовки грузов к перевозке, их погрузки и выгрузки, осуществления перевозки, обес­печения сохранности грузов, оформления перевозочных документов, хранения грузов, перевозки пассажиров, багажа и другим вопросам. Это затрудняет пользование нормативными источниками на практике.

К недостаткам существующей системы транспортного законода­тельства следует отнести ничем не оправданные, разные, порой про­тивоположные, подходы к регулированию различными транспортны­ми нормативными источниками однотипных отношений. Так, сравне­ние регулирования воздушным и железнодорожным законодательст­вом вопросов ответственности сторон при перевозках и процедуры рассмотрения споров между ними показывает существенные разли­чия, касающиеся санкций, сроков предъявления претензий и исков, перечней оснований составления коммерческих актов и некоторых Других аспектов.


Следующий недостаток системы - дублирование регулирования однотипных отношений, возникающих в связи с перевозкой. Это, в частности, касается норм, содержащихся в общих разделах транс­портных уставов и кодексов, в разделах об организации перевозок грузов, о перевозках в прямом смешанном сообщении, об актах, пре­тензиях и исках.

Все перечисленные недостатки негативно сказываются на орга­низации и осуществлении перевозок.

В настоящее время ведется определенная работа по совершенст­вованию транспортного законодательства, приведению его в соответ­ствие с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, другими зако­нами. Однако осуществляется она недостаточно активно и целена­правленно при отсутствии системного подхода. Так, с момента при­нятия второй части Гражданского кодекса РФ подготовлены и всту­пили в силу из необходимых пяти основополагающих транспортных законодательных актов всего только три: ВК, ТУЖД и КТМ. Ни одно федеральное транспортное ведомство не переработало правила пере­возки пассажиров, багажа и грузов.

В целом же, в деятельности по совершенствованию транспортно­го законодательства четко прослеживается тенденция сохранения в неизменности его громоздкой системы, в основе которой лежит прин­цип: перевозка каждым видом транспорта должна регулироваться "своим" законодательством, т.е. превалирует сугубо ведомственный подход. Ущербность такой позиции вполне очевидна.

При совершенствовании системы транспортного законодательст­ва должны быть преодолены узковедомственные подходы. Только при соблюдении этого условия возможна ее оптимизация, которая по­зволит в полной мере выполнить задачу по обеспечению эффективно­сти организации и осуществления всех видов перевозок. Представля­ется, что в основу создания оптимальной системы транспортного за­конодательства должна быть положена ее унификация. Именно это направление рассматривается видными юристами-теоретиками в ка­честве одного из путей совершенствования системы законодательст­ва, в том числе и транспортного.1

См. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С.54; Поленика СВ. Теоретические проблемы системы советского законодательства. - М., 1979. С.201: Садиков О.Н. Унификация как средство совершенствования граждан­ского законодательства// Правоведение. 1970. Ns 6. С.92; Савичев Г.П. Проблемы эффективности законодательства в транспортных обя­зательствах // МГУ. 1979. С.69-79; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М„ 1999. С.394-397.


Унификация представляет собой уменьшенное многообразие ви­дов и типов объектов, одинаковых по функциональному назначению, приведение их к единообразию, обобщение и единение структур ме­ханизма правовой регламентации.2 Основные ее задачи состоят в уст­ранении неоправданного множества видов и разновидностей норма­тивных источников, в создании оптимального их количественного со­става, обеспечении единообразия видов этих источников, их формы и структурных частей. Эти задачи в полной мере относятся и к транс­портному законодательству. При этом следует иметь в виду, что по­скольку его система включает две группы нормативно-правовых ак­тов (законов и подзаконных актов), перечисленные задачи унифика­ции распространяются как на транспортные законы, так и на подза­конные нормативные акты.

Одна из задач состоит в минимизации количественного состава видов транспортных нормативных источников. Ее выполнение озна­чает доведение их до оптимального количества, позволяющего систе­ме транспортного законодательства выполнять свое функциональное назначение. В стремлении минимизировать количественный состав системы транспортного законодательства таится опасность создания абсурдной ситуации, при которой система не будет "работать". Чтобы этого не случилось, необходимо в полной мере учитывать назначение системы транспортного законодательства, каждого входящего в нее вида нормативно-правового акта, его роль в обеспечении эффектив­ного регулирования транспортных отношений.

Что касается задачи обеспечения единообразия определенных видов и разновидностей нормативных транспортных источников, то ее выполнение является важным инструментом в уменьшении много­образия их видов, в создании оптимальной системы таких актов неза­висимо от характера перевозки - автомобильной, воздушной, желез­нодорожной, морской, речной.

Здесь все базируется на создании типовых моделей соответст­вующих видов нормативно-правовых актов.

Рассмотрим унификацию транспортных законов. Центральное место в системе транспортного законодательства занимают транс­портные кодексы и уставы, регулирующие организацию и осуществ­ление перевозок соответствующими видами транспорта. Как уже от­мечалось, регулирование действующими кодексами и уставами обще-

См. Методика и практика стандартизации / Под ред. В.В Гкаченко. - М., 1971. С.313.

2 См. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М„ 1999. С.393.


ственных отношений в сфере транспорта с неизбежностью привело к дублированию не только многочисленных норм, но фактически целых разделов. Естественный выход из создавшейся ситуации - издание единого транспортного законодательного акта.

При разработке такого законодательного акта целесообразно ис­пользовать типологический метод, являющийся важным инструмен­том унификации законодательства. Именно этот метод позволяет соз­дать приближенную к идеальному типу модель транспортного закона, устранить дублирование в регулировании транспортных правоотно­шений и, как следствие, сократить количество действующих кодексов и уставов. Необходимость применения типологического метода в "нормотворческой" деятельности становится особенно актуальной в ситуации, при которой, во-первых, накоплен значительный эмпириче­ский материал, во-вторых, проведены необходимые теоретические исследования и, в-третьих, назрела потребность их синтеза, содержа­тельно-теоретической и логической организации. Всем этим условиям отвечает сложившаяся ситуация с транспортным законодательством.

В соответствии с теорией типологии государственно-правовых институтов, а также типологии нормативно-правовых актов типоло­гический метод заключается в построении идеального типа соответ­ствующего вида нормативно-правового акта, т.е. в создании образца, который должен по всем параметрам отвечать своему функциональ­ному назначению.1

Следует отметить, что конструирование идеального типа кон­кретного вида нормативно-правового акта может осуществляться пу­тем использования двух способов — экспериментального и теоретиче­ского. Экспериментальный заключается в изучении определенного количества однопорядковых нормативных актов, анализе, сравнении их качественных характеристик, характера воздействия на склады­вающиеся отношения, в установлении структурных элементов, выяв­лении устойчивых связей, признаков для конструирования на их ос­нове акта идеального типа.

Что касается теоретического способа, то выявление устойчивых связей, свойств, признаков для создания акта идеального типа осуще-

См. Курашвили Б.П. Типология структурных связей в аппарате государствен­ного управления. Формы государственного управления. - М., 1983. С. 16-23; Рожнова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права: Авгореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук / Саратов, 1980. С.30; Полени-на СВ., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых ак­тов в СССР. - М., 1987. С.37-39.


ствляется логическим путем. Наилучший результат дает сочетание обоих способов.

Типизируя вид специального транспортного законодательного акта, необходимо, вместе с тем, опираться на признаки или элементы его типологии. В научной литературе в качестве элементов типа нор­мативно-правового акта предлагается использовать такие признаки, как 1) юридическая сила актов, 2) содержание в них нормы права и 3) общественные отношения, на регулирование которых они направ­лены.1

Как уже отмечалось, юридическая сила действующих транспорт­ных уставов и кодексов неодинакова. Такая ситуация негативно ска­зывается на практике перевозок и особенно перевозок в прямом сме­шанном сообщении. Учитывая это обстоятельство, законодатель при­вел к одной юридической силе транспортные уставы и кодексы, при­дав им статус закона (ч. II, ст. 784 ГК РФ).

Второй признак типологии рассматриваемого транспортного за­конодательного акта - заключенные в нем нормы права. Учитывая характер подлежащих регулированию им общественных отношений, можно прийти к выводу о том, что одни из них устанавливают субъ­ективные юридические права и обязанности, другие регламентируют меры юридической ответственности, специфические меры защиты субъектных прав.

С этим признаком неразрывно связан третий признак типологии -общественные отношения. Это отношения, возникающие между пе­ревозчиком и грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, другими физическими и юридическими лицами при пользовании ус­лугами транспорта. Такие отношения, складывающиеся в связи с пе­ревозкой различными видами транспорта, носят однонорядковый ха­рактер.

Все три признака существуют в неразрывной связи, и это являет­ся обязательным условием типизации законодательного акта. Однако представляется, что этих признаков недостаточно для создания опти­мальной типовой модели транспортного законодательного акта. Не­обходимо учесть и такой важнейший признак, как стоящие перед ним цели и задачи, для достижения которых законодательный акт приме­няется. Рассмотрение этого признака в качестве необходимого (обяза­тельного) обусловлено принципиальным теоретическим положением

См. Научные основы советского правотворчества. - М., 1984. С.148-161; По-ленина СВ., Слипченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. - М., 1987. С.27.


о том, что типология явления, предмета базируется на выявлении не случайных, а существенных, общих признаков, свойств.1

Использование лишь некоторых, хотя и устойчивых общих при­знаков, не позволяет правильно определить типовую модель транс­портного законодательного акта.

Вполне очевидно, что цели и задачи акта определяют в конечном счете содержание составляющих его норм права. Такими целями и за­дачами являются полное и всестороннее регулирование отношений в связи с перевозкой, прав, обязанностей и ответственности сторон в этих отношениях, определение условий и порядка перевозок пасса­жиров, грузов и багажа.

Таким образом, с учетом указанных признаков может быть пред­ложена следующая структура транспортного законодательного акта:

1) общие положения;

2) организация перевозок грузов;

3) перевозки пассажиров, багажа;

4) перевозки в прямом смешанном сообщении;

5) особенности перевозки отдельными видами транспорта;

6) ответственность перевозчика, грузоотправителей, грузополу­
чателей и пассажиров;

7) акты, претензии, иски;

8) заключительные положения.

Такая структура в полной мере обеспечивает выполнение задач, стоящих перед транспортным законодательным актом.

Возникает вопрос: должен ли это быть устав или кодекс? Исто­рически сложилось так, что перевозки железнодорожным, внутрен­ним водным и автомобильным транспортом регулируются уставами, а морские и воздушные перевозки - кодексами.2

При решении этого вопроса целесообразно исходить из назначе­ния указанных видов законодательных актов, характера регулируе­мых ими отношений. Устав, в частности, является сводом правил, ре­гулирующих деятельность определенных организаций, предприятий, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и граж­данами. Он регулирует общественные отношения в определенной

См. Слипченко Н.В. Роль и место понятия "типологии" в понятийном аппарате общей теории государства и права. Право и правотворчество: вопросы теории. -М, 1982. С.58.

См. История развития железнодорожного законодательства: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации // Под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. - М., 1998. С. 5.


сфере государственного управления или хозяйственной деятельно-

сти.'

Что касается кодекса, то это акт, в котором систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.2 Как видно, ближе к регулированию отношений в области перевозок находится кодекс. Следовательно, транспортный законода­тельный акт может иметь, например, такое наименование "Транс­портный кодекс Российской Федерации".

В нем в полной мере должны быть учтены изменения в экономи­ке государства. Поэтому должны быть исключены административные рычаги воздействия на транспортные отношения, сведены к миниму­му плановые элементы в регулировании организации и осуществле­ния перевозки. Главенствующее место должно быть отведено регули­рованию транспортных отношений на договорной основе.

Поскольку наблюдается процесс восстановления транспортно-экономических связей между Российской Федерацией и другими странами СНГ, целесообразно добиваться унификации транспортного законодательства стран ближнего зарубежья, что и должно найти от­ражение в Транспортном кодексе РФ.

В условиях расширения международных перевозок важное зна­чение приобретает проблема соответствия транспортного законода­тельства России международным конвенциям, договорам, соглашени­ям. Это обстоятельство также должно быть в полной мере учтено в законодательном акте.

Огромный массив нормативных актов транспортного законода­тельства составляют подзаконные акты. Им принадлежит важная роль в деле организации и осуществления перевозок. Связано это с особым характером транспортной деятельности, нахождением федерального транспорта, путей сообщения в ведении Российской Федерации, не­обходимостью совершенствования управления транспортными струк­турами, оптимизации использования отдельных видов транспорта. Эти вопросы находят регламентацию в указах Президента РФ, поста­новлениях Правительства РФ. В качестве примера можно сослаться, в частности, на указы Президента РФ "Об упорядочении использования авиации общего назначения" (1995г.) и "О совершенствовании систе­мы государственного управления транспортным комплексом в Рос­сийской Федерации" (1996г.).

См. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1984. С. 388. 2 Там же. С. 148.


Следует также отметить, что осуществление перевозок связано с необходимостью соблюдения конкретных технических требований, выполнения определенных условий, обеспечивающих доставку гру­зов в сохранности, безопасность процесса транспортировки грузов и багажа, перевозки пассажиров.

Указанные особенности потребовали издания специальных ве­домственных нормативных актов. В первую очередь речь идет об ак­тах Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ.

Поскольку в процессе транспортной деятельности возникают достаточно сложные отношения, выходящие за рамки собственно от­ношений перевозки, принят ряд межведомственных нормативных ак­тов. Они издаются совместно федеральными органами исполнитель­ной власти в области транспорта и другими федеральными органами исполнительной власти, такими, например, как Министерство финан­сов РФ, Государственный таможенный комитет РФ и др.

Наиболее распространенными среди этой группы подзаконных актов, закрепляющих технико-правовые нормы организации и осуще­ствления перевозки, являются правила, инструкции, руководства, технические условия, нормы, тарифы, ГОСТы, прейскуранты и неко­торые другие.

Как показывает анализ действующих подзаконных транспортных нормативных актов и практики их применения, из всех рассмотрен­ных выше недостатков системы транспортного законодательства наи­более существенными для данной группы актов являются два. Пер­вый касается наличия неоправданного множества видов и разновид­ностей актов. Второй связан с отсутствием унифицированного подхо­да к структуре и содержанию видов и разновидностей нормативных актов, издаваемых различными транспортными федеральными ведом­ствами.

Устранению этих и других негативных моментов поможет типо-логизация перечисленных видов подзаконных транспортных норма­тивных актов. Среди приведенного их перечня выделяются весьма близкие по своему характеру и выполняемым задачам такие виды, как правила, инструкции и руководства. Все они регулируют однопоряд-ковые вопросы, связанные с осуществлением определенных действий и деятельности.

Практически невозможно определить, на основании каких крите­риев те или иные вопросы организации и осуществления перевозки отнесены к регулированию правилами, другие - инструкциями, а тре­тьи - руководствами.


И это неслучайно, ибо и в теории, и в практике "нормотворчест­ва" отсутствует четкое различие между перечисленными видами нор­мативных актов, более того, в некоторых нормативных источниках правила, руководства, инструкции объединены одним определением. Все это дало основание многим авторам научных трудов высказать обоснованные сомнения в целесообразности многообразия видов ве­домственных нормативных актов.'

Второй момент, на который следует обратить внимание, заклю­чается в том, что не существует принципиальных отличий между пра­вилами, инструкциями и руководствами относительно компетенции органов и должностных лиц по их изданию. Такими органами и должностными лицами являются федеральные исполнительные орга­ны власти в области транспорта и руководители этих органов.2 Сле­довательно, перечисленные три вида актов обладают одинаковой юридической силой.

Таким образом, и по объекту регулирования, и по издающим ор­ганам (должностным лицам), и по правовой природе, а также юриди­ческой силе, т.е. по всем основным признакам правила, инструкции и руководства не отличаются друг от друга. Это дает основание сделать вывод о целесообразности объединения их в единый вид транспорт­ного подзаконного нормативного акта. С учетом сложившейся прак­тики, традиций и распространенности указанных актов предпочтение следует отдать правилам. Их можно, например, назвать "Правила пе­ревозки пассажиров, багажа и грузов".

Что касается типологической структуры правил, то она в значи­тельной степени должна быть "привязана" к структуре Транспортного кодекса.

На это указывают все четыре признака типологии нормативных актов и в особенности такие, как целевое назначение правил и харак­тер регулируемых ими общественных отношений. Правила предна­значены для конкретизации и детализации положений Транспортного кодекса, регулирования технико-юридических вопросов транспортно­го процесса. Без этого невозможно осуществление перевозок.

См. Аттаев А.А. Управленческая деятельность. М., 1988. С. 133; Васильев Р.Ф. Акты управления. - М: Изд-во МГУ, 1987. С. 82-83; Лазарев Б.М. Государст­венное управление на этапе перестройки. М, 1988. С. 179; Богатеев Р.Х. Ос­новы делопроизводства в госаппарате. Казань, 1989. С. 83. См. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации. Утв. по­становлением Правительства РФ от 26.04.1997. № 501; Положение о Мини­стерстве путей сообщения Российской Федерации. Утв. постановлением Пра­вительства РФ от 18 07.1996. № 848.


Представление относительно характера регулируемых правилами общественных отношений дает обращение к транспортным уставам и кодексам, содержащим в отдельных статьях отсылки к правилам, из­данным соответствующими федеральными транспортными ведомст­вами. Анализ этих отсылок, а также самих правил позволяет четко очертить область общественных отношений, подлежащих более под­робной регламентации ими.

Применительно к перевозке пассажиров и багажа — это отноше­ния, связанные с порядком продажи и сроками действия перевозоч­ных документов, с предоставляемыми услугами, приемом, хранением и выдачей багажа.

Перевозка груза охватывает более широкий круг отношений. Они касаются подготовки груза к перевозке, его взвешивания, оформления перевозочных документов, погрузки груза, его крепления, разгрузки и выдачи, промывки и дезинфекции перевозочных средств, составления актов при несохранности груза и других нарушений условий его транспортировки, рассмотрения споров и претензий. Кроме того, это отношения, которые отражают специфику международной перевозки грузов, перевозок отдельных видов грузов, а также перевозок в зави­симости от способа их погрузки и видов отправок.

С учетом рассмотренных аспектов тигюлогизации правил пере­возки пассажиров, багажа и грузов может быть предложена следую­щая их типовая структура:

1. Общие положения.

2. Правила перевозки пассажиров и багажа:

а) форма перевозочных документов;

б) порядок продажи и сроки действия перевозочных документов;

в) порядок приема, хранения и выдачи багажа.

3. Правила перевозки грузов:

а) подготовка грузов к перевозке;

б) прием грузов к перевозке;

в) правила взвешивания грузов и нормы их естественной убыли;

г) погрузка, крепление и разгрузка грузов;

д) переадресовка грузов;

е)хранение и выдача грузов;

ж) оформление перевозочных документов;

з) промывка и дезинфекция перевозочных средств;

и) составление актов, предъявление и рассмотрение претензий;

к) международные перевозки;

л) перевозки отдельных видов грузов;

м) перевозки грузов насыпью, навалом, в контейнерах и пакетах;

н) перевозки грузов различными видами транспорта.


Эта типовая структура может быть базовой для разработки каж­дым федеральным органом исполнительной власти в области соответ­ствующего вида транспорта своих Правил перевозок пассажиров, ба­гажа и грузов.

Особняком в группе подзаконных транспортных нормативных актов стоят тарифы и ГОСТы. Это специфические технико-юриди­ческие акты. ГОСТы представляют собой типовые образцы, общего­сударственные требования, которым должны отвечать приспособле­ния для крепления грузов, другое оборудование, тара и упаковка, вы­полняемые операции при погрузке, выгрузке и перевозке грузов. Та­рифы же - это, по сути, ставки оплаты или сборов за перевозку.

Следует иметь в виду, что построение унифицированной модели транспортных законов и подзаконных актов предполагает реализацию чрезвычайно важного аспекта, связанного с унификацией терминоло­гии этих источников. Без единообразия использования терминов, то­ждественности их употребления в различных правовых актах, исполь­зования общепризнанных терминов, сохранения устойчивости приня­тых обозначений невозможен процесс оптимизации действующего законодательства.'

Проведенное исследование позволяет предложить следующую систему транспортного законодательства: Транспортный кодекс РФ, Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов для каждого вида транспорта, тарифы и ГОСТы.

В целом, оптимизация системы транспортного законодательства и его структурных элементов путем унификации является важным средством повышения эффективности действий транспортных источ­ников. Она способствует более четкой координации деятельности различных видов транспорта, а также транспортных комплексов.

Самостоятельная работа

Характеристика источников транспортного права

Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Система и особенности источников транспортного права:

а) сущность и виды источников транспортного права;

б) особенности источников транспортного права;

См. Общая теория права и государства / Под ред. ВВ. Лазарева. - М, 1994. С. 124.


в) становление и развитие транспортного законодательства. 2. Система источников транспортного права:

а) классификация источников транспортного права;

б) Гражданский кодекс РФ как источник транспортного права;

в) Транспортные кодексы:

г) Транспортные уставы, их юридическая сила;

д) роль инструкций, правил, положений, ГОСТов в регулирова­
нии транспортных правоотношений.

Тема реферата:

Становление и развитие транспортного законодательства

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. -- М., 1993.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996.

3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997.

4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.

5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969.

6) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955.

7) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998.

8) Закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте"
// СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.

9) Указ Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 747 "Об упорядоче­
нии использования авиации общего назначения" // СЗ РФ. 1995. № 30.
Ст. 2907.

 

10) Указ Президента РФ от 15 марта 1996 г. № 382 "О совершен­
ствовании системы государственного управления транспортным ком­
плексом в Российской Федерации".

11) Указ Президента РФ от 23 апреля 1997 г. № 403 "О дорожной
реформе" // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1975.

12) Постановление Правительства РФ от 14 мая 1996 г. № 583
"Вопросы Федеральной авиационной службы России".

13) Постановление Правительства РФ от 26 апреля 1997 г. № 501
"Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской
Федерации".

14) Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г.
№ 1409 "Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации".


15) Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №
1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе
России".

16) Конвенция о международной гражданской авиации. 1944 г.

17) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки
грузов. 1956 г.

18) Конвенция ООН о морской перевозке грузов. 1978 г.

19) Конвенция ООН о международных смешанных сообщениях.
1980 г.

Литература

1) Дамский Э.Ф. Транспорт, пассажир, право. -Киев, 1987.

2) Половинчик Д.И., Быков А.Г. Основы автотранспортного пра­
ва. - М., 1986.

3) Витрянский В.В. В срок, без потерь и порчи // Хозяйство и
право. 1983. №12.

4) Правила разработки, утверждения и регистрации руководящих
нормативных документов Министерства морского флота. - М., 1986.

5) Егиазаров В.А. Совершенствование транспортного законода­
тельства // Советское государство и право. 1993. № 4.

6) Савичев Г.П. Становление и перспективы развития транспорт­
ного законодательства в Российской Федерации // Вест<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.