Составитель: Е.В.Степанян, кандидат филологических наук, доцент, зав. Кафедрой литературоведения ГАСК — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Составитель: Е.В.Степанян, кандидат филологических наук, доцент, зав. Кафедрой литературоведения ГАСК

2017-12-09 153
Составитель: Е.В.Степанян, кандидат филологических наук, доцент, зав. Кафедрой литературоведения ГАСК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСК V

СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

МАТЕРИАЛЫ К ВОСЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССАМБЛЕЕ РЕКТОРОВ СЛАВЯНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГАСК: ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – ВУЗ)

МОСКВА-2004

 

Программа, методические указания и задания для студентов по теории и истории зарубежной литературы

Составитель: Е.В.Степанян, кандидат филологических наук, доцент, зав. Кафедрой литературоведения ГАСК

Литература в контексте теории и истории культуры. Слово и образ; жанры и стили литературного творчества. Памятники литературы традиционного Востока. Классические литературные жанры античности. Литература европейского Средневековья и Эпохи Возрождения. Основные литературные направления Нового времени. История русской литературы; русская литература XIX века как явление мировой культуры. Барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм в литературе Нового и Новейшего времени. Проблемы взаимодействия литератур различных культурных регионов мира в XIX и ХХ веках. Феномен русской советской литературы конца ХХ века. Теоретико-методологические проблемы изучения литературы в ХХ веке.

(Дисциплина может реализовываться как единый курс либо как системак согласованных или родственных дисциплин).

Основные этапы развития литературы от античности до конца ХХ века в Европе, России, Америке.

Методическая записка

Данная программа предназначена для студентов факультетов культурологи и искусствознания заочного отделения Государственной академии славянской культуры.

Программа изучения истории зарубежных литератур, состоящая из пяти разделов, которые, в свою очередь, посвящены соответственно истории западноевропейских литератур эпохи Средневековья и Возрождения, XVII-XVIII вв., XIX и ХХ вв., представляет собой основную, центральную часть данного пособия. Она даст студентам возможность познакомиться с основными этапами мирового литературного процесса, с тем, как совершалось становление, окончательное формирование и смена больших художественных стилей и в разных национальных литературах, и в мировой литературе в целом. Учитывая профиль подготовки будущих специалистов, здесь уделяется внимание проявлениям взаимодействия литературы с другими искусствами.

Помимо программы данное издание включает и списки рекомендуемой литературы (сюда входят как перечни художественных произведений, так и литературоведческих). В пособии имеются и вопросники к устным семинарским занятиям. Темой контрольной работы-семинара, как правило, избирается тот аспект творчества того или иного писателя, рассмотрение которого демонстрирует и общую подготовленность студента, знание им учебного материала, а также умение ответить на неожиданно сформулированные вопросы. Каждый раздел сопровождается подборкой вопросов и заданий, работа над которыми закрепит пройденный материал в памяти учащегося.

Специальная рубрика «Вопросы к зачёту», «Вопросы к экзамену»

завершает каждый из пяти основных разделов. Пытаясь ответить на предлагаемые вопросы, студент может самостоятельно определить степень своей подготовленности при изучении того или иного раздела настоящего курса.

Рекомендуем обратить внимание на заключительные рубрики данного пособия.

«Теоретический минимум» включает тот необходимый набор терминов, без владения которым нет возможности проанализировать какое бы то ни было произведение мировой литературы. Заучивание наизусть текстов, указанные в «Списке текстов для заучивания наизусть», даёт студенту возможность широко проиллюстрировать стихотворными цитатами ответы на наиболее трудные вопросы, касающиеся истории мировой поэзии.

 

Раздел 1. Литературы Средневековья и Возрождения (I курс, 2-й семестр, 32 часа)

Хронологические рамки эпохи Средневековья, их условность. Периодизация средневековой западноевропейской литературы. Влияние античных традиций и восточной культуры. Полемика с античной культурой, словесностью.

Раннехристианская литература. Формирование Новозаветного канона. Климент Александрийский, Блаженный Августин и Блаженный Иероним: полемика и связь с античным наследием.

Особенности ранней средневековой литературы и мифологии. Героическое и трагическое начала в них. Роль традиций устной народной поэзии. Кельтский эпос: ирландские саги, древнегерманский эпос: «Песнь о Хильдебранде», англосаксонский эпос: «Песнь о Беовульфе». Скальдическая поэзия.

Формирование национальных литератур одновременно с расцветом литературы на латинском языке. Творчество Боэция, впоследствии – писателей каролингского возрождения как свидетельства взаимодействия литературы Средневековья с античным наследием. Жанровые разновидности церковной литературы. Причины возникновения и формы существования словесности на национальных языках. Циклы эпических произведений. Господство героического начала. Патриотические мотивы героического эпоса. Особенности «эпического» характера. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Героическая «безмерность» героя. Художественные особенности эпического повествования «Песни о Роланде». Испанский героический эпос и особенности его происхождения. Исторический прототип образа Сида. Образы Сида и Роланда: сходство и отличие. «Песня о Нибелунгах». Эпическое и куртуазное, романные начала в «Песне». Двухчастность «Песни о Нибелунгах».

Лирика вагантов, её связь с деятельностью средневековых университетов. Отражение в ней народной смеховой культуры. Принципиальных характер обращения вагантов к латыни.

Истоки куртуазной культуры. Связь куртуазной словесности в Провансе со специфическим стилем провансальской жизни в XII в. Игровое начало в «культе дамы» и его реализация на материале литературы XII-XIII вв. Творчество трубадуров. Жанр куртуазного романа. Ведущая роль любовной интриги в куртуазном романе. Творчество Кретьена де Труа. «Роман о Тристане и Изольде». Куртуазная поэзия и её особенности в Германии (лирика Вальтера фон дер Фогельвейде).

Своеобразие демократизма и реализма в городской литературе, её материалистические тенденции. Сатирический жанр городской литературы – фабльо, шванки, новеллы. Аллегоричность в «Романе о Лисе». Городская лирика. Черты бытового реализма в городской драме. Пародийные элементы в романе «Окассен и Николет».

Своеобразие литературы переходного периода от Средних веков к Возрождению в Италии. «Сладостный новый стиль» как выражение нового, предренессанского умонастроения. Раннее творчество Данте Алигьери и его связь со стильновизмом. «Новая жизнь» как образец жанрового синтеза. Участие Данте Алигьери в политической борьбе. Проблема создания литературного языка и её осмысление в творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» и проблема формирования литературного языка. «Божественная комедия» как воплощение богословских, политических и художественных воззрений и принципов Данте Алигьери.

Творчество Ф.Петрарки и формирование гуманистического взгляда на мир. Идеал гуманистической учёности и гуманистического образа жизни и их воплощение в биографии Ф.Петрарки. Двуязычие Ф.Петрарки, его принципиальный характер. Драматизм его мировосприятия в «Канцоньере». Сквозной сюжет и другие художественные особенности в «Канцоньере». Проблема петраркизма.

Истоки творчества Дж.Боккаччо, его близость к гуманистическому кружку в Неаполе. Политическая и гуманистическая деятельность Дж.Боккаччо во Флоренции. Ранние произведения Дж.Боккаччо. Гуманистическая интерпретация любовной темы. «Декамерон» и проблема композиционной целостности произведения. Многообразие источников новелл, включённых в «Декамерон». Проповедь индивидуализма. Относительность моральных предписаний и проблема личного благородства. Влияние Дж.Боккаччо на западноевропейскую новеллистику.

Противоборство средневековых и ренессанских течений в творчестве Франсуа Вийона. Маргарита Наваррская и ранний период развития литературы во Франции.

Творчество Франсуа Рабле и его связь с литературой Средневековья. Творческая история, источники и композиционное построение «Гаргантюа и Пантагрюэля». Материалистические и демократические тенденции в романе. Приём гротеска в романе. Проблема гуманистического воспитания и её отражение у Ф.Рабле. Путешествие как гуманистический способ познания мира у Ф.Рабле.

Особенности стиля романа. Отражение в романе народной смеховой культуры. М.М.Бахтин о Ф.Рабле.

Гуманистическая, литературная и лингвистическая деятельность «Плеяды».

Специфичность немецкой ренессансной культуры. Творчество С.Бранта, Эразма Роттердамского.

Творчество М.Сервантеса и специфика Возрождения в Испании. Гражданский облик писателя. М.Сервантес – создатель национальной новеллы. Творческая история романа «Дон Кихот». Своеобразие комизма в романе. Народность романа. Героическое начало в «Дон Кихоте». Психологизм романа: Дон Кихот и Санчо – герои в становлении. Новеллистическое начало в романе. Двухчастность композиции «Дон Кихота», её значение.

Расцвет испанского театра в XVII в. Творчество Лопе де Вега. Героическая и народная темы в его пьесах. Специфичность композиционного построения комедий Лопе де Вега: значение сюжетной запутанности.

Литература английского Возрождения. Ренессансная поэзия (Соррел, Спенсер). Реформаторская деятельность в области стихосложения и языка. Философская проза Т.Мора и Ф.Бэкона. Елизаветинская драма. Её особенности.

Творчество В.Шекспира: расцвет общеевропейской ренессансной культуры и преодоление ренессансной традиции. Биография В.Шекспира и «шекспировский вопрос», периодизация творчества.

Поэтические жанры в раннем творчестве В.Шекспира. Комедии В.Шекспира; ренессансная трактовка проблемы «природы» и «природного человека» в них. Исторические хроники и отражения в них политического идеала В.Шекспира. Трагедии первого периода творчества.

Трагедия «Гамлет» как произведение позднего Возрождения. Причины пассивности и нерешительности Гамлета и его же активность и целеустремлённость. Многоаспектность и противоречивость психологического облика всех героев «Гамлета». Женские образы В.Шекспира («Отелло», «Король Лир», «Макбет»). Злодеи и злодейство у В.Шекспира: «программа», с которой выступает у В.Шекспира злодей.

Трагикомедии («Буря», «Цимбелин») и черты барокко в структуре этих произведений.

Судьба наследия В.Шекспира в мировой культуре. Образ «лишнего человека» в русской литературе и его гамлетовские черты.

Вопросы и задания:

1. Какие факторы влияли на формирование раннехристианской литературы?

2. В чём особенность формирования национальных эпосов?

3. Проанализируйте различия между образами главных героев «Песни о Роланде» и «Песни о моём Сиде». Постарайтесь пояснить их.

4. Охарактеризуйте особенности куртуазной культуры, отразившейся в структуре куртуазного романа, в типе героя романа.

5. Охарактеризуйте новый круг идей, проникающий в «Божественную комедию» Данте Алигьери.

6. В чём психологизм творчества Франческо Петрарки?

7. Почему «Декамерон» Джованни Боккаччо можно назвать романом, а не сборником новелл?

8. Охарактеризуйте роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как произведение, возникшее на стыке эпох Средневековья и Возрождения.

9. В чём принципиальная новизна романа Мигеля Сервантеса де Сааведра «Дон Кихот» и его героя?

10. Проанализируйте способы построения характеров шекспировских героев.

11. Как повлияли типы Гамлета и Дон Кихота на формирование образов русской классической литературы?

 

Раздел 2. Литература XVII-XVIII вв. (II курс, 3-й семестр, 32 часа)

Особенности социально-политического, культурного и литературного развития стран Европы XVII в. Английская буржуазная революция и её влияние на литературу. Барокко и классицизм: основные направления художественного развития. Идеологическая и эстетическая противоречивость литературы XVII в.

Барочные мотивы в литературе Англии. Пуританская публицистика. Творчество Дж.Мильтона. Мятежный пафос поэмы «Потерянный рай» и трагедия «Самсон-борец». Своеобразие метода, стиля, жанра. А.С.Пушкин и В.Г.Белинский о Дж.Мильтоне. Ренессансные и барочные мотивы в лирике Дж.Донна.

Своеобразие исторической ситуации во Франции XVII в. Сосуществование аристократической литературы и демократической литературы классицизма. Философско-художественная проза Б.Паскаля («Мысли», «Письма к провинциалу»).

Классицизм во Франции и проблема национального художественного стиля. Картезианство как философская основа классицизма. Н.Буало – теоретик классицизма. Нормативность эстетики классицизма и её противоречия с художественной практикой. Преобладание драматических жанров.

Трагедии П.Корнеля: господство героического начала, гражданственность. Трагикомедия «Сид», её значение, её художественные особенности. Дискуссия вокруг «Сида». «Гораций» – новая веха в творчестве Корнеля. Скрытая полемика с абсолютизмом. Дальнейшая эволюция творчества драматурга – трагедии «второй манеры».

Становление мировоззрения Расина под влиянием янсенизма. Своеобразие решение проблемы долга и чувства в трагедиях Расина. Проблема трагической вины у Расина («Федра»). Проблема абсолютной власти («Британик», «Эсфирь», «Гофолия»).

Классицистическая комедия Ж.-Б.Мольера. Многообразие комического у Ж.-Б.Мольера. Связь творчества Ж.-Б.Мольера с ренессансной традицией. Влияние фольклора на творчество Ж.-Б.Мольера. Проблема положительного активного героя в творчестве Ж.-Б.Мольера.

«Высокая комедия» в творчестве Ж.-Б.Мольера, психологическая сложность персонажей «Дон Жуана», «Мизантропа» и пр. Сатира в комедии «Тартюф».

Художественная проза второй половины XVII в. Эпистолярная проза мадам де Севинье. Обличение пороков общества в «Мемуарах» Сен-Симона и книге Жана де Лабрюйера «Характеры». Французская литература XVII в. И русская культура.

Барокко в Германии, его особенности. «Симплициссимус» Гриммельсхаузена – развёрнутое изображение событий Тридцатилетней войны. Сочетание барочных и реалистических тенденций в этом произведении.

П.Кальдерон и проблемы испанского барокко. Драма «Жизнь есть сон». Проблема мнимости действительного.

Просвещение – общеевропейское идеологическое движение. Учение о «естественном человеке», его утопическая отвлечённость. Рационализм и политическая тенденциозность. Значение «чувствительности». Педагогический пафос Просвещения.

Литература XVIII в. в Англии. Роль периодики. Политическая деятельность и публицистика Д.Дефо. «Робинзон Крузо» – первый образец реалистического просветительского романа. Двойственность облика главного героя и проблема робинзонады. Буржуазный пафос романа.

Творчество Дж.Свифта. Его политическая деятельность. Роль сатиры в его творчестве: «Сказка о бочке», влияние памфлетного творчества на жанр романа у Дж.Свифта («Путешествия Гулливера»). Аллегоричность форм, гротеск, пародия и гипербола в романном творчестве Дж.Свифта.

Творчество Г.Филдинга – новая ступень просветительской литературы. Проблема «естественного человека» в «Истории Тома Джонса, найдёныша». Роль антитезы, юмора и элемента сатиры в творчестве Г.Филдинга. Его расхождения с Ричардсоном и полемика с ним.

Л.Стерн и проблема сентиментализма в английской литературе. Утверждение «чувствительности и отрицание» рационализма в произведениях Л.Стерна. Мемуарный жанр и особенности пародийности романа («Жизнь и мнения Тристрама Шенди»). Фрагментарность композиции, черты жанра путевых заметок в «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии».

Тематика и поэтика «кладбищенской поэзии» (А.Юнг, Т.Грей и др.).

Энциклопедия и энциклопедисты. Политический радикализм, последовательность материалистической позиции. Материализм философского учения Д.Дидро. Его социология. Проблема жизнеподобия («Салоны»). Философско-публицистический диалог «Племянник Рамо» как вариант философского романа. Образ Рамо – воплощение «разорванного сознания» эпохи.

Радикальный и революционный характер творчества Ж.-Ж.Руссо. Социально-политические трактаты Ж.-Ж.Руссо. Их влияние на политическую практику французской революции. Новаторская проза Ж.-Ж.Руссо. Педагогический роман «Эмиль». Проблема положительного героя в романе «Новая Элоиза».

П.-О.Бомарше – комедиограф и публицист. Сюжетное развитие в трилогии о Фигаро.

Литература XVIII в. в Германии. Проблема национального объединения и формирования общенациональной культуры. И.-К.Готтшед как реформатор немецкой литературы и языка. Г.Лессинг – представитель зрелого немецкого просвещения. Его полемика со школой И.-К.Готтшеда. Формирование эстетики просветительского реализма в Германии. «Бюргерская трагедия», «Эмилия Галотти».

«Буря и натиск» – явление немецкого сентиментализма. Штюрмерство как реакция против классицизма. Национальная самостоятельность штюрмерства. И.‑Г.Гердер – родоначальник штюрмерства. Драматургия Я.-М.Ленца. Интерес к фольклору.

Творчество И.-В.Гёте, многообразие его деятельности. Связи со штюрмерством («Гец фон Берлихинген»). Конфликт личности и общества в «Страданиях юного Вертера» – последнем штюрмерском произведении И.-В.Гёте.

Период веймарского классицизма. Античная тема в «Римских элегиях». Традиция романа воспитания и её осуществление в трилогии о Мейстере. Лирика И.‑В.Гёте, её синтетический характер. «Западно-восточный диван» и представление И.-В.Гёте о мировой литературе. «Фауст» – вершинное произведение И.-В.Гёте. История создания. Философская проблематика «Фауста». Антиподы Фауста – Вагнер и Мефистофель. Категория «вечно женственного».

Ф.Шиллер и его внутренняя близость к движению «Бури и натиска». «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дон Карлос» – отход от штюрмерства.

Этап веймарского классицизма («Боги Греции»). Обращение Ф.Шиллера к исторической проблематике. Проблема власти, государственности, народа и личности в «Марии Стюарт», «Вильгельме Телле».

Вопросы и задания:

1. Какие основные стили искусства XVII века вы знаете?

2. Существовало ли преимущественное присутствие того или иного стиля в определённой стране? Если да, то почему? Приведите примеры.

3. В чём специфика классицизма во Франции?

4. Приведите примеры (из французской, испанской литератур) взаимного влияния стилей классицизма и барокко.

5. Охарактеризуйте классицистическое представление о литературных жанрах. Приведите примеры классицистической оды, комедии, трагедии.

6. Что такое Эпоха Просвещения?

7. Расскажите о философской базе литературы и культуры Просвещения.

8. Кто такие энциклопедисты? Охарактеризуйте их взгляды.

9. Обрисуйте этапы становления Просвещения:

а) во Франции;

б) в Англии;

в) В Германии.

10. Обозначьте этапы становления творчества И.-В.Гёте:

а) В чём значение романа «Страдания молодого Вертера» для творчества писателя и для литературы XVIII в.?

б) Расскажите об истории создания драмы «Фауст».

в) Проанализируйте характер Фауста.

11. В чём особенности шиллеровского творчества? (Перечислите их) Почему Ф.Шиллер, с вашей точки зрения, так активно повлиял на русскую литературу? (Приведите примеры).

 

Раздел 3. Литература XIX века (II курс, 4-й семестр, 32 часа)

Значение Великой французской революции и наполеоновских войн для литературного развития в первой половине XIX в., для становления романтизма. Формирование исторического мышления (Французская школа историков). Разочарование в просветительских идеалах. Романтизм как единое литературное направление первой трети XIX в. и национальные варианты романтизма. Основной конфликт романтического искусства – конфликт личности и мира. Фрагментарность как художественный принцип.

Романтизм в Германии, его философская база (философия И.-Г.Гёте, Г.‑ В.‑Ф.Гегеля, Ф.-В.-Й.Шеллинга). Формирование принципов иенской школы. Идея искусства как высшей деятельности. Герой-художник в произведениях Новалиса, Л.Тика и др.

Гейдельбергские романтики и их связь с антинаполеоновским движением. Проблема фольклора, его влияния на авторскую поэзию.

Т.-А.Гофман и его сатира на филистерство («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Образ художника, его противостояние повседневности. Проблема романтического двоемирия («Житейские воззрения кота Мурра»). «Романтическая ирония» как способ преобразования мира («Принцесса Брамбилла»). Проникновение элементов реалистического метода в творчество Т.-А.Гофмана.

Г.Гейне: взаимопроникновение романтических и реалистических тенденций в его творчестве. Романтическое в поэме «Германия. Зимняя сказка». Пессимистические ноты в позднем творчестве Г.Гейне («Романцеро»).

Первые французские романтики. Утверждение свободы личности («Коринна» Ж. де Сталь). Трагический разлад героя с миром у Р.Шатобриана («Рене»). Форма исповеди во французском романе («Адольф» Б.Констана).

Французский романтизм второго этапа. Борьба против классицистической драматургии (предисловие к «Кромвелю» В.Гюго). Развитие жанров исторического («Собор Парижской Богоматери» В.Гюго и «Сенмар» А.Виньи) и социального (произведения Жорж Санд, В.Гюго) романов. Психологический роман А.Мюссе («Исповедь сына века»).

Первый этап английского романтизма – творчество поэтом «Озёрной школы».

Проблема поэтического языка и использования фольклора в творчестве У.Вордсворта и С.-Т.Кольриджа. Фантастическое в творчестве С.-Т.Кольриджа.

В.Скотт – создатель жанра исторического романа. Новаторство В.Скотта: элементы реализма в его повествовании. Специфическая «блёклость» скоттовских героев – новое слово в искусстве европейского романа.

Мотив одиночества в ранней лирике Дж.Г.Байрона. Субъективность образа героя в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда». Апофеоз сильной личности в «Восточных поэмах». Трагический исход героя в драматических поэмах «Манфред» и «Каин». Проблема красоты зла. «Дон Жуан»: классицистический замысел, романтическое воплощение.

Утопизм в творчестве П.-Б.Шелли. Размышления о преобразовании общества в его поэмах. Отказ от идеи насилия в драме «Ченчи». Лирика природы у П.‑Б.Шелли.

Стендаль и пути формирования нового романа. Борьба против классицизма (трактат «Расин и Шекспир»). Влияние романтизма на изображение Стендалем героических натур («Ванина Ванини»). Историческая достоверность показа действительности («Красное и чёрное», «Пармская обитель»). Новаторство в изображении батальных сцен. Психологизм Стендаля.

П.Мериме. Романтическая основа его литературных мистификаций («Гюзла», «Театр Клары Газуль»). Развитие жанра реалистической новеллы. Проблемы «этнографии» у П.Мериме. П.Мериме и его связи с русской литературой.

Оноре де Бальзак: расширение рамок романа, замысел «Человеческой комедии». Тема деформации человеческой души. История молодого человека у О. де Бальзака – история утраты нравственного импульса («Шагреневая кожа»). Многолинейность, рамочное повествование, возвращающиеся персонажи в романах О. де Бальзака.

Становление творчества Ч.Диккенса: от очерка к роману, своеобразие композиции «Посмертных записок Пиквикского клуба». Место и роль юмора в романе. «Оливер Твист» и традиция европейского «романа воспитания». Полемика с романтизацией зла. Влияние идей чартизма в романе «Домби и сын». «Просветление» образа главного героя.

У.Теккерей и проблема сатирического отображения действительности. «Ярмарка тщеславия» и полемика У.Теккерея с Ч.Диккенсом. Смысл подзаголовка «Роман без героя».

Творчество Г.Флобера – новый этап в становлении европейского реализма. Новый способ изображения героя – безоценочность, бесстрастность авторской позиции. Проблема анонимного стиля у Г.Флобера. «Госпожа Бовари»: история создания. «Саламбо» как роман-дополнение, роман-антитеза, по отношению к «Мадам Бовари». Окончательная дегероизация героя в романе «Воспитание чувств».

Американский романтизм, его взаимосвязи с литературами Старого Света. Три этапа становления американского романтизма, их содержание. Роман и новелла – ведущие жанры американского романтизма. Творчество В.Ирвинга и Ф.Купера. Сочетание рационализма и фантастического элемента в творчестве Э.-А.По. Становление американского романа: творчество Н.Готорна, Г.Мелвилла. Философия трансцендентализма, её универсальный характер, её практическое применение. Г.Лонгфелло – создатель национального эпоса («Песнь о Гайавате»).

Вопросы и задания:

1. Какие исторические факторы влияли на формирование романтического искусства?

2. В чём характерные особенности романтизма в Германии? Назовите этапы немецкого романтизма.

3. В чём сущность романтической иронии? (Приведите примеры).

4. Что такое двоемирие? (Приведите примеры).

5. Что такое «скорбничество» в истории французского романтизма? Назовите представителей этого течения.

6. В чём отличие творчества В.Гюго и Жорж Санд от творчества ранних французских романтиков?

7. В чём специфика творчества поэтов-лейкистов? (Перечислите их).

8. Охарактеризуйте особенности байронической личности. Проанализируйте с этой точки зрения поэмы Дж.-Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», «Гяур», «Корсар».

9. В чём характерные особенности творчества П.-Б.Шелли? Свойственно ли ему стремление к прошлому, как большинству романтиков?

10. Охарактеризуйте особенности исторической романистики В.Скотта.

11. Объясните, почему французских реалистов старшего поколения (Стендаля, О. де Бальзака, П.Мериме) называли романтиками?

12. Охарактеризуйте молодых героев Стендаля и О. де Бальзака. В чём специфика их характеров?

13. Почему, с вашей точки зрения, Ч.Диккенс и У.Теккерей критически относились друг к другу?

14. Что свойственно творчеству Ч.Диккенса – юмор или сатира? А У.Теккерея? (Докажите на примерах).

15. В чём отличие реализма Г.Флобера от реализма Стендаля и О. де Бальзака? (Назовите не менее 3-х отличий).

16. В чём специфика американского романтизма? Назовите три его этапа и представителей каждого из этапов.

Раздел 4. Литература рубежа XIX-ХХ вв. (III курс, 5-й семестр, 32 часа)

Пути дальнейшего развития реализма. Ги де Мопассан – ученик Г.Флобера. Творческие принципы Ги де Мопассана – новеллиста. Типы и циклы мопассановских новелл. Мопассан-романист. Кризис реализма в поздних произведениях Ги де Мопассана. Фантастический элемент и его роль в новеллах «Он?», «Орля» и др.

Явление натурализма. Его особенности. Влияние достижений современной науки на литературу. И.Тэн. Братья Гонкуры. Творческий путь Э.Золя: от романтизма к натурализму. «Тереза Ракен» – первый роман Золя-натуралиста. «Ругон-Маккары»: продолжение повествовательных принципов О. де Бальзака, а также принципов его социального анализа. Фатальность пути героев Э.Золя – главное отличие от бальзаковского взгляда на героя. Специфический «символизм» натурализма в творчестве Э.Золя.

Жанр «романа-реки» во французской литературе. Его развитие. Его особенности. Гуманитарная образованность и ирония как главные смысловые акценты творчества А.Франса. Историческая тема в творчестве А.Франса («Остров пингвинов», «Боги жаждут»).

Образ героя и героический принцип в творчестве Р.Роллана. Музыкальный принцип организации материала в романе «Жан-Кристоф».

М.Пруст как создатель романа нового типа. Специфика образа времени в романе М.Пруста «В поисках утраченного времени».

Явление декаданса в художественной жизни Европы рубежа веков. Прерафаэлиты как предшественники декаданса. «Эстетизм» О.Уайльда как теоретическая позиция. Трактаты О.Уайльда. Парадоксализм как способ осмысления эстетической проблематики (трактат «Упадок искусства лжи»). Роман «Портрет Дориана Грея» и проблема «фаустовского человека». Нравственная проблематика и эстетизм в сказках О.Уайльда.

Явление европейского символизма. Символизм во Франции: П.Верлен, С.Малларме, А.Рембо. Новаторство символистов-лириков – использование новых поэтических средств, новое осмысление поэтического образа.

Символизм в Бельгии, его специфика. Социальность и урбанизм творчества Э.Верхарна. М.Метерлинк – реформатор сцены. Теоретические воззрения М.Метерлинка (трактат «Сокровище смиренных»).

Драматургия Г.Ибсена, её социальная проблематика и символистская природа. Путь Б.Шоу – драматурга. Натуралистическая драма Г.Гауптмана.

Пути развития английского традиционного романа. Творчество Т.Гарди, Дж.Голсуорси. Фантастический жанр в творчестве Г.Уэллса.

Творчество М.Твена: сочетание романтического и реалистического элементов. Отражение в творчестве М.Твена специфически американской тематики и проблематики.

Вопросы и задания:

1. В чём специфика декаданса? Объясните термин. Расскажите историю его происхождения.

2. Охарактеризуйте символизм как течение. Расскажите о природе поэтического символа. Почему традиционная поэтическая речь казалась символистам недостаточной? Приведите примеры, говорящие о поисках символистами новых путей поэтической выразительности.

3. Что нового привнесли в мировую драматургию символисты? Как вы объясните роль паузы в символистской драматургии?

4. Как соотносятся реализм и натурализм? В чём их принципиальное различие?

5. Есть ли общее между символизмом и натурализмом или это абсолютные противоположности?

6. Как осмысляется нравственная проблематика в декадентской литературе? Приведите примеры.

7. Пути дальнейшего развития реализма. Является ли, с вашей точки зрения, творчество Ги де Мопассана новым словом реалистического искусства по сравнению, например, с творчеством Г.Флобера?

8. Охарактеризуйте английский традиционный роман. В чём его специфика?

9. Формирование американского романа. Взаимодействие романтического и реалистического элементов.

 

 

Раздел 5. Литература ХХ века (III курс, 6-й семестр, 32 часа)

Новаторские течения во французской художественной культуре и словесности: дадаизм, сюрреализм. Явление экзистенциализма во французской литературе, его философская база. Интерпретация экзистенциалистами круга идей Ф.М.Достоевского. Проблема героя и героического в литературе экзистенциализма. Эволюция философских и социальных идей в творчестве Ж.-П.Сартра и А.Камю.

Экспрессионизм в Германии. Его социальный пафос. Б.Брехт и его театральная реформа. Понятие «эпического театра». Проблема катарсиса в интерпретации Б.Брехта.

Особенности развития лирической поэзии в Европе между двумя войнами. Лирика Ф.Гарсия Лорки и фольклорная традиция. Р.-М.Рильке: эволюция лирического героя.

Ф.Кафка как реформатор повествовательной манеры. Проблема стиля, проблема героя у Ф.Кафки.

Интеллектуальный роман и его философская проблематика. Проблема мифа в творчестве Т.Манна и Г.Гессе. Р.Музиль – создатель австрийского лиро-мифологического эпоса.

Модернизм в Великобритании. Деятельность группы «Блумсбери». Дж.Джойс – реформатор романного повествования. Проблема мифологизма в творчестве Дж.Джойса.

Становление современного американского литературного сознания. Творчество У.Фолкнера. Фолкнеровский миф о Йокнапатофе.

Литературная деятельность «потерянного поколения» и творчество Э.Хемингуэя.

Этапы становления латиноамериканского романа и особенности каждого этапа. Г.Гарсия Маркес – создатель общелатиноамериканского эпоса.

Особенности развития мировой литературы после 1945 года. «Театр абсурда», «новый роман», «новый новый роман» во Франции. Школы и течения в литературной критике Франции. Литературы ГДР и ФРГ: противоположность и взаимодействие. Католический идеал в творчестве Г.Бёлля. Проблематика послевоенной литературы в Англии. Религиозный элемент в творчестве Г.Грина. Притчевость произведений У.Голдинга. Мистическое и фантастическое в творчестве А.Мердок.

Социальный критицизм и философские поиски американской послевоенной литературы (творчество К.Воннегута, Т.Капоте и др.).

Проблема постмодернизма в современной литературе. Отношение к традиции – центральная проблема постмодернизма. Роман У.Эко «Имя розы» – модель постмодернистского творчества, способ постмодернистского видения мира.

Вопросы и задания:

1. Проследите пути развития литературы модернизма в первой трети ХХ века.

2. Проанализируйте, в чём состоит противоречивость влияния Ф.М.Достоевского на французский экзистенциализм.

3. Что такое сюрреализм?

4. Почему Б.Брехт протестовал против катарсиса в современном искусстве? Есть ли, с вашей точки зрения, в такой позиции драматурга нечто общее для всей современной культуры?

5. Сравните роман Дж.Джойса или Ф.Кафки с любым романом традиционного типа. Есть ли общее, или модернисты создали нечто совершенно противоположное традиции?

6. В чём новизна и в чём традиционность интеллектуального романа?

7. Почему в литературе ХХ века такую роль играет миф? В чём отличие обращения к мифологическим образам художников ХХ века и художников предшествующих эпох?

8. В чём специфический мифологизм латиноамериканского романа?

9. Почему, с вашей точки зрения, закономерно явление постмодернизма?

 

Вопросы к зачёту по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения (I курс)

1. История создания Новозаветного канона. Его структура.

2. Творчество раннехристианских писателей. Переводческая деятельность блаженного Иеронима.

3. Особенности творчества блаженного Августина.

4. Формирование и особенности национальных героических эпосов.

5. «Песнь о Роланде»: особенности поэмы и образа главного героя.

6. «Песнь о моём Сиде» и идеология Реконкисты.

7. Структура и особенности «Песни о Нибелунгах».

8. Средневековая городская литература, её жанры и особенности.

9. Латиноязычная литература Средневековья, её жанры и особенности.

10. Лирика вагантов.

11. Куртуазная культура и формирование куртуазного романа.

12. Анализ одного из куртуазных романов.

13. Творческое становление Данте Алигьери. «Новая жизнь». Данте о проблемах создания нового литературного языка.

14. «Божественная комедия»: особенности поэтики.

15. Особенности построения характеров героев в «Божественной комедии».

16. Проблема формирования итальянского гуманизма. Творчество Ф.Петрарки.

17. Анализ поэтических особенностей «Канцоньере».

18. Творчество Дж.Боккаччо. «Декамерон» – образец ренессансного гуманизма.

19. Творчество Франсуа Рабле, история создания «Гаргантюа и Пантагрюэля».

20. Особенности поэтики «Гаргантюа и Пантагрюэля».

21. Мигель Сервантес Сааведра – жизнь и творчество.

22. «Дон Кихот»: роман нового типа.

23. Вильям Шекспир. Жизнь и творчество. Анализ одной из трагедий.

 

Список литературы по истории зарубежной литературы

Вопросы к зачёту по зарубежной литературе XVII-XVIII вв. (II курс, 3-й семестр)

1. Общая характеристика основных стилей литературы XVII в.

2. Испанский театр эпохи барокко. Творчество Кальдерона.

3. Французский театр эпохи классицизма. Пьер Корнель.

4. Особенности театра Лопе де Вега.

5. Жан Расин и новаторство его драматургии.

6. Творческий путь Ж.-Б.Мольера. Анализ одной из комедий.

7. Психологическая проза французских писателей XVII в. и творчество Б.Паскаля.

8. Общая характеристика эпохи Просвещения.

9. Литература рококо – общая характеристика. «Манон Леско» Прево.

10. Творческий путь Ф.-М.Вольтера. Ф.-М.Вольтер и энциклопедисты.

11. Творческий путь и проблемы новаторства Ж.-Ж.Руссо.

12. «Приключения <


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.