IV. Форма организация музальной ткани. Склад и фактура — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

IV. Форма организация музальной ткани. Склад и фактура

2017-12-09 788
IV. Форма организация музальной ткани. Склад и фактура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Список литературы:

  1. Скребкова – Филатова «Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции»;
  2. Тюллин «Учение о муз. фактуре и мелодической фигурации». Первая часть – муз. фактура
  3. Холопова «Фактура»;

 

Муз. ткань – это вся масса звучания, которая содержится в тексте, отсюда следует, что муз. ткань – сочетание тонов во взаимодействии их мелодических и гармонических связей. Все звучание должно быть организовано. Склад и фактура осмысливают, организовывают, являются основной частью музыкальной тканью.

1. Способин. Фактура – это изложение музыкального материала. Применительно к многоголосию.

2. Михайлов. Различает два склада: монодия и многоголосие ( фактура). Многоголосие: 1) ленточная (параллельное движение); 2) деторофония (случайный звук, который не организовывает самостоятельной линии); 3) подголосочная полифония (осмысленный подголосок, рус. нар. песни); 4) имитационное многоголосие (Бах); 5) гомофонно гармоническое; 6) гомофонно полифоническое;

Только к этому Михайлов применяет термин фактура, это принцип изложения муз. материала в вертикальной проекции.

3. Тюлин В.Н. Фактура – форма изложения муз. материала, которая является результатом сочетания взаимопроникновения и взаимодействия основных средств муз. выразительности в их неразрывном единстве. Типичной формой изложения – музыкальный склад.

4. Берштадская Склад глубинный принцип организации муз. ткани выражающий внутреннюю логику ее строения, ее структуру. Фактура способ формоизложения муз.материала, т.е. материальное выражение склада.

 

Музыкальные склады разделяются на два основных рода:

  1. Монодический (одноголосный) – это склад, который не предполагает гармонических ассоциаций (движение по трезвучиям или тонам аккорда), преобладает поступательное движение, допускаются скачки на 4, 6, 5, 8; исключаются ходы на ум. и ув., интервалы и б7. Применяются лады народной музыки. Для монодии характерна смещение опоры, т.е. любой тон может стать опорой за счет повторения или длительности. Ритм свободный, в идеале нет членения на такты. Преобладает крупные длительности. Принцип развития – неповторность, прорастание (вариантный повтор).
  2. Многоголосный. Различают два типа:

1) Полифонический. Сочетание в одновременности несколько горизонтально развитых линий, первична горизонталь, вертикаль вторична.

2) Гармонический. Первичной является вертикаль, а горизонталь – вторична.

Различают по единице склада:

В монодии – это отдельно взятый тон.

В полифоническом складе – совокупность тонов, как дифференцирующих единиц.

В гарм. складе – совокупность тонов является целостностью, т.е. аккордом.

 

В муз. произведении склады могут чередоваться в процессе развития – модуляция склада - горизонтальное взаимодействие; но могут взаимодействовать и вертикально – полискладовость («прогулка» - картинки с выставки).

Монодии соответствует монофоническая фактура. Бывает фактура полифонизирующая. Для гармонического склада характерна фактура гомофоническая (разделяется на гомофонно-гармоническую и гомофонно-полифоническую).

В истории: 1)моногийный склад. 2) полифонический склад 3) гармонический склад 4) XX все собирает. В процессе эволюции усиливается выразительная роль фактуры, возникает новый склад: разорванность, несвязность, регистровая расслоенность.

Фактура имеет формообразующее значение, так как связана с формой. При сохранении фактурного рисунка достигается слитность построения, смена фактурного рисунка дает расчленение звукового потока. Через фактуру осуществляется развитие тематического материала. Практически варьирование фактуры – один из основных приемов развития музыкального тематизма.

Фактурно-образная трансформация. В основе одна и та же тема, а за счет изменения фактуры выстраивается новая форма («прелюды» Лист). Фактура участвует в динамизации реприз (Чайковский 6 симф.1-я часть). Участвует в создании контрастов. При помощи фактуры можно достичь образного сближения контрастных тем (Шестокович 2-я соната).

Фактура – конкретный вид организации важных компонентов жанра – мелодии, ритм, метра.

 

V.ЖАНР

Список литературы:

  1. Лобанова «Муз. стиль и жанр. История и современность»
  2. Назайкинский «Стиль и жанр в музыке»
  3. Соколов «Морфологическая система музыки и ее жудожественные жанры»
  4. Сохар Эстетическая природа жанра в музыке
  5. Цуккерман «Муз. жанры и основы муз. форм»

Жанр (от фран.и лат «вид» и «род» ).

Жанр характеризует исторически роды и виды произведения искусства в связи с их происхождением, жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержаний и формы.

Жанры различаются по способу исполнения:

  1. Вокальные (сольные, хоровые, acapella);
  2. Вокально-инструментальные (камерные, крупные);
  3. Инструментальные (сольные, оркестровые);

 

Различают синтетический жанр – муз.театр (опера и балет)

По направлению содержания бывают драматические, лирические, эпические.

 

I. Внемузыкальные прообразы:

1. Звукоизобразительность (пение птиц, пейзажи моря, шелест листьев);

2. Имитация различных движений;

3. Речевая интонация;

4. Национальные особенности речи;

5. Особенности характера речи в голосе;

6. Пространственные ассоциации (приближение, растаивание);

7. Ритмический эффект периодичности;

II. Музпрообразы:

  1. Интонационные прообразы (ходы на различные интервалы, фанфары);
  2. Жанровые прообразы: а) первичные – сформировались и функционируют в быту (песни, танцы – вальс Мазурка, Полька; сюиты - буре, пассакалия, жига, сарабанда; гавот, полонез, болеро, сицилиана, тарантелла); б) вторичные -сформировались в композиторском творчестве (прелюдия, ноктюрн, баркарола);

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.