Тема 2. Страхование в зарубежных странах. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 2. Страхование в зарубежных странах.

2017-12-09 206
Тема 2. Страхование в зарубежных странах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место и роль страхования в экономической жизни стран с развитой рыночной экономикой.

Организация страхового дела в зарубежных странах. Типы страховых компаний.

Основные виды и формы страхования. Страхование жизни. Автотранспортное страхование. Морское страхование. Страхование ответственности и предпринимательских рисков. Государственное страхование в зарубежных странах.

Перечень литературы для изучения дисциплины «Страхование»

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Законы и нормативные акты
1. Гражданский кодекс РФ, глава 48 "Страхование" (в ред. Федеральных законов от 12.08.96 г.№ 110-ФЗ, от 24.10.97 г. № 133-ФЗ, от 17.12.99 г. № 213-ФЗ)
2. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992 г.
3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
5. Концепция развития страхования в Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р
6. Положение «О методологическом совете по совершенствованию методики осуществления страхового надзора» от 25.04.2001г.// Консультант Плюс.
7. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», от 27 ноября 1992, № 4015-1
Учебники и учебные пособия
8. Денисова И.П., Романова Т.Ф. Страхование. Научно-практическое пособие. –Ростов н/Д. РГЭА. 1997.
9. Денисова И.П. Страхование –М.: «МарТ», 2003.
10. Ермасов С.В, Ермасова Н.Б. Страхование _М.: Высшее образование, 2008
11. Основы страховой деятельности.: Уч. Отв. Ред. Проф. Т.А. Федорова – М.: Изд. БЕК, 2001.
12. Рейтман Л.И. Страховое дело. Учебник. –М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр. 1992.
13. Романова Т.Ф. Страхование: теория и практика. Научно-практическое пособие/. –ростов н/Д.: РГЭА 1998.
14. Страховое дело в России: вехи истории. –М.: Русское слово, 1997.
15. Суворов д.В. Становление страхования// Финансы. 1997, №12.
16. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. –М.: Финансы и статистика. 1992.
17. Шахов А.К. Страхование.: Уч. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2000г
18. Страхование: Учеб. под ред. Т.А. Федоровой М.Экономика 2004.
19. Страхование: Учебн. для ВУЗов М. Юнити, 2000.
20. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. М.:Финансы и статистика, 2004.
21. Страховое дело: Учебное пособие под ред. проф. Орланюк-Маницкой. М. Академия, 2003.
22. Александров А.А. Страхование. М.: «Издательство ПРИОР», 1999 г. -192 стр.
23. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. — СПб: Питер, 2001 г. – 256 стр. (Серия «Учебники для вузов»).
24. Гвозденко А.А. Основы страхования. -М.: Финансы и статистика, 2004. Лайков А.Ю. Перспективы страхового бизнеса в России в условиях дей­ствия системных ограничений.
25. Основы страховой деятельности. / Под ред. Федоровой Т.А. - М.: Бек. 2001. - 768 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
26. Абрамов В.Ю. Страховое право. Очерки. – М.: «Анкил», 2004.
27. Аленичев В.В. Эволюционно-институциональный аспект исследования сущности страхования // Финансы. 2007. № 3
28. Алякринский А.Л., Правовое регулирование страховой деятельности в России. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2007.
29. Ахвледиани Ю.Т. Страховая наука и ее взаимодействие с практикой// Финансы. 2005. № 6.\алакирева В.Ю. Совершенствование российского законодательства о страховании// Финансы. 2007. № 6
30. Басков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах // Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону, 2005.
31. Бланд Д. Страхование: принципы и практика.– М.: Финансы и статистика, 2007.
32. Будущее открывает новые возможности (ответы Президента всероссийского союза страховщиков А.П.Коваля на вопросы журнала «Финансы»// Финансы. 2007. №4
33. Вержбитская В.П. Некоторые теоретические аспекты перестрахования. – М.: Финансы, 2006.
34. Воблый К.Г. Основы экономического страхования. – М.: Издательский центр «АНКИЛ», 2005.
35. Воблый К.Г. Страховое дело: Основы экономии страхования. – М.: «АНКИЛ», 2003.
36. Гуляева Г.А. Предоставление страховых услуг в рамках ВТО: Последствия для страховых рынков. – М.: Академия, 2006.
37. Ефимов С.Л. Деловая практика страхового агента и брокера. – М.: Юнити, 2006.
38. Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. – М.: Церих ПЭЛ, 2006.
39. Ивашкин Е.И. Взаимное страхование. – М.: Дело и Сервис, 2005.
40. Коваль А.П. Перспективы развития страхования жизни: экономические, социальные и законодательные аспекты // Финансы. 2005. №6
41. Котловский И.Б., Сметанин А.Е. Рисковый подход к оценке платежеспособности страховой компании// Финансы. 2007. №6
42. Кругляк В.П Ингосстрах: Опыт практической деятельности. – М: Издательский Дом Русанова, 2006.
43. Крымов А.А. Мастерство страхового агента. – М.: Паритет, 2000.
44. Левант Н.А. Будет ли страхование жизни в России. – М.: Юнити-Дана, 2006.
45. Страхование от А до Я. / Под редакцией Л.И. Корчевской и К.Е. Турбиной. – М.: Инфра-М, 2006.
46. Страховое дело. / Под. ред. Мищенко Л.И. – М.: ИНФРА-М, 2006
47. Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования.– М.: Анкил, 2007.
48. Черных М.М. Унифицированные стандарты деятельности на рынке страховых услуг// Финансы. 2007. №10
49. Шварев А.Ю. Инновационный подход к понятию «система продаж» страховой компании// Финансы. 2007. №8
50. Ширинян Л.В. Достижение финансовой устойчивости страховых компаний// Финансы. №6. 2007
Интернет- ресурсы
51. Сведения о деятельности страховых организаций за 9 месяцев 2003 года// ВСС, новости рынка от 11.12.2003 (http://www.ins-union.ru);
52. Сайт www.Hstovka.list.ru
53. Сайт www.gks.ru (Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)
54. Материалы Интерент-сайта http://www.insur-today.ru
55. Материалы Интернет-сайта Ассоциации страховщиков России http://www.a- rs.ru/stat.phtml
56. Казанцев С.К. Основы страхования. // Материалы Интернет-сайта "Стра­хование в России" http://www.allinsurance.ru/siteold/biblio/bOOl.htm#cont
57. Материалы Интернет-сайта www.budgetrf.ru
58. Материалы Интернет-сайта Всероссийского Союза страховщиков иhttp://www.ins-union.ru/cgi-bin/cm/get_doc.fpl?s_id=::1437
59. Материалы Интернет-сайта "Аналитика малого предпринимательства" www.gias.ru
60. Страхование сегодня. Материалы Интернет-сайта http://www.insur-today.ru

II. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАХОВАНИЕ» (36 часов)

№ №   Наименование темы Объем в часах
Финансы и кредит Бухгалтерский учет, анализ и аудит Коммерция Логистика Экономическая теория
             
  Раздел 1. Теоретические основы страхования 1.1.Экономическая сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике 1.2.Основные понятия и термины, применяемые в страховом деле 1.3.Классификация страхования 1.4.Теория и практика управления риском в страховании            
  Раздел 2. Организация страхового дела в условиях рыночной экономики 2.1.Страховой рынок: экономическая сущность, проблемы становления и развития в Российской Федерации 2.2.Основы перестрахования 2.3.Страховой маркетинг, его содержание и назначение 2.4.Теоретические основы построения страховых тарифов 2.5.Финансовые основы страховой деятельности. Налогообложение страховой деятельности в Российской Федерации              
  Раздел 3. Отраслевые особенности страхования и основные условия их проведения 3.1.Особенности организации имущественного страхования 3.2.Личное страхование 3.3.Страхование ответственности 3.4.Страхование предпринимательских рисков            
  Раздел 4. Страхование внешнеэкономической деятельности. Организация страхового дела в зарубежных странах 4.1.Страхование внешнеэкономической деятельности 4.2.Страхование в зарубежных странах            
  ИТОГО          

Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «Страхование»

В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских и практических занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:

 

№№ пп Виды учебных занятий Форма проведения учебного занятия
     
I. Семинарские (теоретические) занятия - дискуссия (диспут); - «практическое совещание»; - с участием работников страховой компании; - экспресс - опрос; - блиц-опрос; - экспресс - контрольная; - проверка остаточных знаний: по смежным дисциплинам; внутрисеместровое тестирование; итоговое тестирование по курсу; - публичная защита рефератов на вольную или заданную тему; - публичная защита критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы; - обзор страховой литературы с презентацией интересных новинок; - краткие сообщения о новостях в отрасли «Страхование»; - сообщения о чрезвычайных событиях, новых рисках и др.
II. Практические занятия - экспресс – опрос и разбор деловых ситуаций; - экспресс – опрос и решение задач; - блиц – опрос, разбор и решение ситуационных задач; - составление и решение кроссвордов.

 

Методика проведения семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Страхование» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских и практических занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем.

Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Страхование» определяется:

- общими задачами проведения семинарских и практических занятий;

- содержанием разделов, отдельных тем;

- особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими и практическими занятиями

Далее остановимся на характеристике и методах проведения некоторых семинарских и практических занятиях, указанных выше. Так, на наш взгляд, семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Страхование» и современных проблем страховой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из четырех разделов программы учебной дисциплины «Страхование».

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии:

- лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «Страхование»;

- выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности;

- распределение ролей между студентами;

- самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время;

- взаимодействие участников с помощью дискуссии;

- критерии оценки участвующих и выступающих;

- консультации преподавателя;

- выводы и предложения.

Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации страховой деятельности в современных условиях. Например, используя статистические данные, оценить потенциал регионального страхового рынка и перспективы его развития; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретной страховой компании (доходы, расходы, финансовое состояние; поставить проблему поиска и выбора конкретных инвестиционных решений) и др.

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания:

- моделирование конкретной ситуации;

- выбор «руководства» или экспертной группы;

- распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов;

- взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы;

- оценка выполненных заданий;

- оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора;

- выводы и предложения.

Проведение семинара в форме делового совещания, по нашему мнению, позволяет глубже изучать отдельные темы, студенты приобретают практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций.

Задачами практического занятия являются разбор и решение ситуационных задач (деловых ситуаций), результатом которых является:

- закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения;

- развитие навыков анализа и принятия необходимых решений.

Цель выполнения ситуационных задач состоит в приобретении студентами практического опыта самостоятельного решения конкретной проблемы в сфере страховых отношений с обоснованием собственной позиции.

Требованиями к содержанию являются:

- максимальная приближенность к рабочим материалам страховых учреждений;

- принятие нестандартного решения в случае необходимости;

- многовариантность расчетов и ситуаций и т.д.

Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.

 

III.Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в составе звена, команды, малой группы) в объеме 72 часов

Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть:

- письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «Страхование», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования);

- выполнение комплексных схем – таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы;

- рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов;

- составление и решение кроссвордов;

- подготовка рефератов по заданной тематике;

- подготовка кратких сообщений о новостях в области страховых отношений;

- подготовка экспертных заключений о состоянии регионального страхового рынка; содержании страхового портфеля страховой компании др;

- написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему;

- подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах и др.;

- подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «Финансы»;

- выполнение экспертиз важнейших нормативных документов;

- подготовка к тестированию;

- выполнение письменных индивидуальных заданий;

- обзор новинок страховой литературы и презентация интересных публикаций;

- подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др.

 

Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «Страхование»

 

Известно, что прочность и глубина полученных знаний во многом определяются последовательностью и систематичностью их накопления, выработки навыков их практического применения. Для этого необходимо, чтобы процесс усвоения материала учебной дисциплины шел постепенно и сопровождался входным контролем и текущим внутрисеместровым контролем по каждому разделу программы курса.

Входной контроль является своего рода комплексной оценкой уровня остаточных знаний, полученных в процессе изучения ряда смежных экономических дисциплин. Полученные результаты помогут определенным образом корректировать глубину изучаемого содержания учебной дисциплины «Страхование» в зависимости от общего уровня знаний ключевых экономических понятий.

Текущий внутрисеместровый контроль, осуществляемый по учебной дисциплине «Страхование», проводится в разных формах:

- выполнение экспресс – контрольных;

- проведение экспресс – опроса;

- оценка индивидуальных заданий;

- тестирование;

- проверка глубины проработки рекомендованной литературы и др.

 

Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Страхование»

 

Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Страхование» основана на системе текущего контроля за выполнением требований учебного плана (например, для специальности 06.04. «Финансы и кредит»: лекции – 36 часов, семинарские и практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа студента – 72 часа).

В этой связи итоговая оценка, выставляемая в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, является результатом суммирования двух составляющих – оценки (в баллах) за внутрисеместровую учебную работу (аудиторную и самостоятельную) и оценки (в баллах), выставляемой за ответы на вопросы экзаменационного теста (в письменной форме).

Максимальное количество баллов, которое может «заработать» студент по каждой из составляющих – 60; при этом методика подсчета баллов и определение дифференцированной оценки осуществляется по следующей схеме.

Первоначально устанавливается контрольное количество баллов – 60 баллов (семестр – 18 недель, если на каждом занятии студент будет «зарабатывать» по 3 балла, то за семестр сумма баллов составит 54, дополнительно можно «заработать» за активную работу в целом – 6 баллов). Это минимальная планка, означающая допуск к экзамену (зачету). Если число баллов меньше минимально допустимого (60 баллов), то студент не допускается к экзамену (зачету), т.е. предусматривается дополнительные формы самостоятельной работы по согласованию с преподавателем.

Можно заработать не только положительные, но и отрицательные баллы, например, за отсутствие на занятиях минус 3 балла (в случае отсутствия аргументации неявки). Отрицательный балл студент получает за отказ от ответа, за неудовлетворительное выполнение экспресс-контрольной и даже за пассивное присутствие на семинаре (минус 2 балла). Отрицательный балл (по согласованию с группой) распространяется в случае некорректного или недисциплинированного поведения студента.

Практические занятия в форме разбора деловых ситуаций и решения задач предусматривают экспресс-опрос по текущей теме, оценка ответов которого идет по системе «+ 1 балл» и «- 1 балл» (плюс – есть ответ на вопрос; минус – нет ответа, затруднения в ответе), блиц-опрос – схема «да», «нет». Экспресс – опросом охватывается вся группа, причем принцип добровольного ответа применяется только в порядке дополнения, уточнения и обобщения предыдущих ответов студентов.

Пропуск учебного занятия сопровождается фиксированием текущей задолженности, которая должна быть ликвидирована, что и оценивается дополнительно.

На первом семинарском занятии по учебной дисциплине «Страхование» преподаватель сообщает студентам, какие виды заданий игрового практикума запланированы к выполнению в течение семестра и как они будут оцениваться.

Подсчет баллов осуществляется следующим образом:

- за выполненное индивидуальное задание

«отлично» - 2 балла

«хорошо» - 1 балл

«удовлетворительно» - 0,5 балла

- за выполненную экспресс - контрольную

«отлично» - 1 балла

«хорошо» - 1 балл

«удовлетворительно» - 0,5 балла

- публичная защита реферата – 1 балл;

- интересные вопросы подготовленные в ходе защиты реферата, критических рецензий – 0,5 балла;

- представленный доклад на научно-исследовательскую конференцию – 10 баллов

- представленные тезисы в сборник научных трудов – 5 баллов и т.д.

В период зачетной недели студенты попадают в сложную ситуацию, когда они не могут качественно подготовиться сразу к нескольким видам контроля или выполнить задания по нескольким дисциплинам одновременно, что, следовательно, сказывается на итоговой оценке.

Рейтинговая оценка знаний позволяет обеспечить ритмичную работу студента.

За основу внутрисеместровогоконтроля знаний принята так называемая «рейтинговая» оценка. Для определения ее количественной величины используется балльная система оценки текущей успеваемости, тестирования, самостоятельного индивидуального занятия и др., которые в сумме и определяют рейтинговую оценку, составляющую 60% итоговой оценки. При таком соотношении итоговой и рейтинговой оценок ни один студент не сможет получить «удовлетворительно», если он не занимался в течение семестра.

Рейтинговая оценка (120 баллов) позволяет автоматически аттестовать студента по учебной дисциплине в течение семестра с последующим освобождением их от сдачи экзамена (зачета)

Итоговая экзаменационная оценка определяется с учетом следующих критерий:

Оценка «отлично» выставляется, если в ответе продемонстрированы всесторонние, систематические и глубокие знания содержания учебной дисциплины «Страхование»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понимании и изложении материала.

Оценка «хорошо» выставляется за ответ, в котором обнаруживается полное и системное знание содержания учебной дисциплины «Страхование»; усвоение основной литературы, рекомендованной программой дисциплины.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при демонстрации в ответе знаний основного материала, предусмотренного программой учебной дисциплины «Страхование», в объеме, необходимом для дальнейшей учебы в ВУЗе и для практической работы в финансово-кредитной сфере; при ответе, показывающем знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, но содержащем незначительные погрешности.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответ, свидетельствующий о проблемах в знаниях основного содержания учебной дисциплины «Страхование», содержащий принципиальные ошибки.

Итоговая оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который по уровню своих знаний не может продолжать обучение в ВУЗе, т.к. вызывает опасение, что он не сможет работать по специальности в финансово-кредитных учреждениях без дополнительных занятий по данной и смежным дисциплинам, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 06.04.00 «Финансы и кредит».

При возникновении спорного или неопределенного положения при определении оценки на итоговом экзамене студент вызывается на собеседование, в ходе которого и выводится итоговая оценка. Однако приглашение на собеседование должно быть редким исключением из правил.

Таким образом, структура итоговой оценки по теоретической дисциплине оптимально может быть следующей: 60 баллов – текущая оценка, 60 баллов – экзаменационная оценка.

 

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

по учебной дисциплине «Страхование» и его основные составляющие:

1. Семинарские (теоретические) занятия;

2. Практические занятия;


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.