Темы рефератов по психиатрии для уирс. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Темы рефератов по психиатрии для уирс.

2017-12-09 844
Темы рефератов по психиатрии для уирс. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Основные типы течения шизофрении. Особенности инициального этапа при шизофрении

2. Лечение шизофрении одним из современных средств

3. Начальные формы алкоголизма

4. Социально-психологические причины возникновения алкоголизма

5. Методика санитарно-просветительской работы в борьбе с алкоголизмом

6. Лечение алкоголизма (одним из методов)

7. Формы психических нарушений при атеросклерозе сосудов головного мозга

8. Психические особенности стареющего человека

9. Причины возникновения неврозов

10. Систематика невротических состояний

11. Лечение неврозов (медикаментозное, психотерапия, комплексное)

12. Роль микросоциальных условий в формировании психопатий

13. Современные транквилизаторы.

5. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОБОСНОВАНИЮ ДИАГНОЗА

(методика клинического разбора).

Первое условие правильного разбора - полнота и точность исследования и описа­ния больного в истории болезни, но для того, чтобы диагноз был правильным, нуж­но также систематическое мышление. В психиатрии это особенно необходимо ввиду сложности психопатологических проявлений и возможной субъективности в их оценке. Представленная здесь общая схема построения диагноза должна содейство­вать правильному и всестороннему пониманию болезни в каждом конкретном слу­чае.

1. ВЫДЕЛЕНИЕ СИМПТОМОВ

Прежде всего нужно дать себе отчет в том, какие симптомы - неврологические, соматические и психопатологические - могут быть усмотрены в совокупности фак­тических данных, приведенных в истории болезни и перечислить эти симптомы. Недостаточный учет или неточное обозначение симптомов могут обесценить всю дальнейшую работу по построению диагноза и привести к ошибкам. Следует пом­нить, что врач далеко не всегда отмечает у больных такие типичные сочетания при­знаков, которые описаны в книгах. Для неопытного и невнимательного клинициста существует опасность "подгонять" свои описания к тем, которые есть в учебниках, находить симптомы, соответствующие заболеванию, на которые он настроился и не замечать явлений, противоречащих его диагностическому предположению.

2. СИНДРОМАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Вторым этапом диагностического мышления является объединение симптомов в синдромы. Синдром (группа симптомов, обусловленным единым патогенезом и за­кономерно появляющихся вместе при разных болезнях) - основная единица, кото­рой оперируют в диагностическом суждении. Обозначение синдрома должно соот­ветствовать принятой в психиатрии номенклатуре (см. стр.38 "Номенклатура син­дромов").

Квалификация синдрома может быть затруднительной ввиду нечеткой клиниче­ской картины или наличия симптомов, могущих быть отнесенными к различным синдромам. В таких случаях нужно определить, какие это синдромы и мотивиро­вать, почему диагностирован тот или иной синдром, несмотря на отклонения от ти­повой картины.

 

 

3. ОЦЕНКА ТЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Синдромальная картина состояния - только один из критериев нозологического диагноза. Другой критерий - течение заболевания. Поэтому необходимо дать терми­нологическую квалификацию течения, не повторяя фактического описания его в истории болезни.

Нередко врачу приходится иметь дело с длительно текущим заболеванием, и оценка его течения чрезвычайно важна не только для определения нозологической формы, не и для прогноза и для выбора метода лечения. Поэтому характеристика течения заболевания должна отражать все индивидуальные особенности развития болезни у данного больного. Особенно важна характеристика начала заболевания, инициального этапа. Желательно установить, какой синдром являлся преобладаю­щим, ведущим как в инициальном, так и в последующих этапах болезни. Важно также уловить моменты и характер смены (перехода) синдромов, их усложнение. Например, в случае параноидной шизофрении с обычным течением нужно выделить характерные этапы: паранойяльный, параноидный, парафренный, шизофазия (А. В. Снежневский).

В общей характеристике течения нужно пользоваться установленными понятиями: острое, подострое, прогрессируюшее (прогредиентное), ремитгирующее, приступообразное, регредиентное течение.

4. ОЦЕНКА "ПОЧВЫ" И ЭТИОЛОГИИ

В понятие "почва" вкладывается конституция больного, все те моменты в его со­стоянии до болезни, которые могли бы повлиять на возникновение болезни и фор­мирование ее картины. Должна быть дана оценка данных о наследственности боль­ного, о вредностях, которые действовали на больного в прошлом, об особенностях характера и соматической сферы.

В качестве предполагаемых причин психоза прежде всего должны быть рассмот­рены те внешние влияния, на которые есть достоверные указания в анамнезе. Долж­ны быть приняты во внимание не только основные, но и дополнительные причины и условия (в частности, психологическая ситуация).

5. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (выбор диагноза)

 

ЗАНЯТИЕ № 5.

Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз. Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

 

 

1 ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1А. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков и др. Психиатрия. М., Медицина, 1989, стр. 219-444, 445-457.

2. М.В.Коркина, Н.Д.Лакосина, А.Е.Личко. Психиатрия. М.: Медицина, стр. 374-403.

3. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия,М.,2000,стр.358-387, 392-401.

М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 345 – 386.

1Б. Учебные таблицы:

Таблица 1. Классификация форм шизофрении по А.В.Снежневскому.

1.Непрерывно-прогредиентная 2. Приступообразно-прогредиентная

(шубообразная)

1) Злокачественная 3. Периодическая (приступообразная)

а) гебефреническая а) циркулярная

б) простая б) онейроидная кататония

в) люцидная кататония в) депрессивно-параноидная

г) юношеская параноидная г) острая парафрения

2) Параноидная

3) Вялотекущая

а) психопатоподобная

б) неврозоподобная

 

 

1В. Перечень учебных элементов:

1. ЭТИОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ

2. Наследственное предрасположение

3. Полигенная концепция шизофрении

4. Экзогенные влияния

5. КЛИНИКА ШИЗОФРЕНИИ

6. Симптоматика шизофрении

7. Расстройство мышления

8. Эмоционально-волевые нарушения

9. Патология поведения

10. ТЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ

11. Этапы течения

12. Инициальная стадия

13. Неврозоподобное начало

14. Психопатоподобное начало

15. Начало с апато-абулических явлений

16. Шизофренический приступ

17. Ремиссия

18. Шизофренический дефект

19. Конечное состояние

20. Типы течения шизофрении

21. Непрерывно-прогредиентный

22. Приступообразно-прогредиентный

23. Периодический

24. ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ

25. Простая

26. Кататоническая

27. Параноидная

28. Циркулярная

29. ЭТИОЛОГИЯ МДП

30. Наследственное предрасположение

31. Экзогенные влияния

32. КЛИНИКА МДП

33. Депрессия и ее типы

34. Депрессия эндогенного характера

35. Тревожная депрессия

36. Маскированная депрессия

37. Маниакальный синдром

38. Течение

39. Этапы течения

40. Фаза

41. Интермиссия

42. Типы течения

43. Депрессивный тип

44. Маниакальный тип

45. Циркулярный тип (биполярный)

2.ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2А. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты) ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ.

а) Тест на опознание:

1. Придается ли экзогенным факторам основная роль в возникновении шизофрении
и МДП?

2. Являются снижение и искажение эмоционального уровня характерными призна­ками шизофрении?

3. Может ли кататоническая форма шизофрении протекать только с кататоническим возбуждением?

4. Характерны ли для шизофрении и МДП симптомы нарушения памяти?

 

б) Тест на различение:

1. Укажите признаки, характерные для параноидной формы шизофрении:

а) бред преследования

б) кататоническое возбуждение

в) апато-абулический синдром

г) бред величия

д) синдром Кандинского-Клерамбо

2. Типичны для шизофрении:

а) бред величия

б) разорванное мышление

в) эмоционально-волевое снижение

г) сумеречное состояние

д) ослабление критики

3. Укажите признаки, характерные для маниакальной фазы:

а) веселое настроение

б) ускоренное мышление

в) разорванность мышления

г) бездеятельность

4. Укажите признаки, характерные для депрессивного синдрома:

а) бред преследования

б) тоскливое настроение

в) бред самообвинения

г) замедленное мышление

д) заторможенность действий

в) Тесты на классификацию:

Укажите, какие из приведенных синдромов характерны для:

1. Параноидной формы а) кататоническин ступор

2. Циркулярной формы б) депрессивный синдром

3. МДП в) бредовые идеи преследований

г) гебефреническое возбуждение

д) маниакальное возбуждение

е) веселое настроение

ж) замедленное мышление

з) суицидальные мысли

и) идеи переоценки личности

к) тоскливое настроение

л) повышенная отвлекаемость

м) психическая анестезия

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ.

а) Тест на Подстановку:

1. Циркулярную форму шизофрении следует дифференцировать с...........

2. Простая форма шизофрении характеризуется Синдромом…………...

3. МДП характеризуется.............................

б) Тесты конструктивные:

1. Охарактеризуйте типичные проявления инициального этапа Шизофрении.

2. Укажите признаки конечного состояния шизофрении.

3. Перечислите типичные симптомы депрессивной фазы.

в) Типовая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз):

Больная 19 лет, студентка. Заболела остро: появилась тревога, бессонница, го­ворила, что не хочет жить, пыталась броситься под автомобиль. Была заторможен­ной, на лице было застывшее выражение страха, сопротивлялась попыткам пере­одеть ее, принимала вычурные позы и подолгу не меняла их. Не отвечала на вопро­сы. После лечения состояние улучшилось, рассказала, что видела вокруг себя страшные картины атомной войны, разрушались целые города, гибло множество людей, среди которых были и ее близкие.

Пробыла в больнице два с половиной месяца. Каких-либо изменений в характер больной близкими не отмечено: оставалась общительной, сохранялись прежние ин­тересы. Через полгода вновь появилась бессонница, стала раздражительной, не окончив одного дела, бралась за другое. Целыми днями слушала музыку по радио, вдруг начинала танцевать, пела, заявляла, что она - великая актриса. Вторично была помещена в психиатрическую больницу. В отделении прыгает, пляшет. Внезапно выкрикивает громко отдельные слова, подбегает к двери, стучит в стену, ударяет больных, бросает на пол попавшие ей в руки вещи, выплёвывает пищу.

 

По­вторяет действия и слова окружающих. На вопрос, как себя чувствуешь, ответила: "Как себя чувствуешь? больной... как вас зовут... обут...". Настроение повышено, много беспричинно смеется, заявляет, что она - богиня красоты. Гримасничает. Всему сопротивляется, не выполняет требований.

ТЕСТЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

а) Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз):

Больному 40 лет, слесарь. Дядя по линии матери страдал психическим заболе­ванием, был подозрительным, преследовал жену обвинениями в измене. Отец умер в возрасте 63 лет от рака печени, мать - в 59 лет от кровоизлияния в мозг. Отец по характеру был уравновешенным, отзывчивым, общительным. Мать - вспыльчивой, властной, гордой, замкнутой.

Окончил 5 классов, работал в колхозе. Терпеливый, сдержанный, спокойный. В 20-летнем возрасте женился, отношения в семье были хорошими. В возрасте 36 лет стал раздражительным, придирчивым, упрямым, ссорился с женой по малейшему поводу. 3 года тому назад однажды его пригласили в прокуратуру для дачи свиде­тельских показаний по делу о драке. Тяжело переживал это - у него были основания предполагать, что его тоже привлекут к ответственности. Выйдя из прокуратуры, заметил, что за ним следом идут незнакомые люди. Решил, что за ним установили наблюдение. Старался обмануть "шпионов", уйти от них. С этой целью уехал на железнодорожную станцию за 200 километров от места жительства. Но и там ему показалось, что незнакомые люди ходят возле него, хотят его окружить, убить, пришел за помощью в отделение милиции, но по лицам сотрудников понял, что Они тоже против него. Убежал в страхе через железнодорожные пути, попал под поезд. Был доставлен в больницу, где была произведена ампутация правой голени. В боль­нице был тревожен, считал, что персонал в заговоре против него: уверял, что его хотят отравить лекарствами, поэтому отказывался от инъекций. Пытался покончить с собой, затянув шею полотенцем. В связи с этим переведен в психиатрическую больницу. Был тревожен, подозрителен. Считал, что его намеревались убить, опа­сался, что преследователи могут его обнаружить и в этой больнице. Отказывался от лекарств. Принимал таблетку только после того, как кто-нибудь из больных прогла­тывал таблетку из этой коробки. Сообщил врачу, что некоторые больные специаль­но посланы сюда для наблюдения за ним, он якобы слышал, как одна из медсестер говорила больным: "Не спускайте с него глаз". Заметил, как они подают жестами друг другу какие-то знаки, переглядываются. Лечился. После отмечалось некоторое безразличие, вялость, с работой справлялся удовлетворительно.

б) Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз):

Больная 40 лет, домохозяйка. Отец умер от рака пищевода, мать - от кровоиз­лияния в мозг. В детстве болела корью, малярией. Закончила 10 классов, потом по­ступила в лесотехнический институт, но в связи с начавшейся войной оставила его. Работала нормировщицей, кассиром.

Замужем 20 лет. Было 4 беременности, из них 2 закончились родами, а 2 - медицинскими абортами. По характеру - общитель­ная, решительная, честолюбивая, гордая. В 30-летнем возрасте, после смерти отца, у больной возникла тоска, с трудом выполняла домашнюю работу, пропал интерес к жизни. Спустя 3 месяца настроение постепенно выровнялось, вновь стала активной, общительной.

Подобные состояния наступали у больной дважды; в возрасте 32 и 34 лет без видимой причины. Тоска была глубокой, не разговаривала, медленно двигалась. Лечилась в психиатрической больнице, принимала мелипрамин, В промежутках между приступами считала себя здоровой. Родные не замечали каких-либо перемен в характере больной. Перед последним поступлением в возрасте 40 лет появились мысли о своей никчемности, несколько раз хотела покончить с собой, но родные замечали во время ее приготовления.

Сознание ясное, число, месяц и год называет правильно, лицо печально, глаза открыты, углы рта опущены. Говорит тихим, монотонным голосом с паузами, не­многословна. Неохотно поднимается с постели, ходит медленно. Жалуется на тоску. Уверена, что никогда не выздоровеет, будет всю жизнь мучиться, лучше ей умереть сейчас. К вечеру тоска несколько уменьшается, больная становится общительнее. В соматическом и неврологическом состоянии отклонений не выявлено.

ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (Такая же, что в занятии №4).

ЗАНЯТИЕ № 6.

ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА (НЕВРОЗЫ.

РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ, ПСИХОПАТИИ). КУРАЦИЯ БОЛЬНЫХ, СОСТАВЛЕНИЕ АМБУЛАТОРНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

(Категории по МКБ 10 – F4)

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1А. Печатные источники:

М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 408 – 449. 478 – 492, 505 – 538.

Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия,М.,2000,стр. 408-430, 480-482. 431-446, 457-476.

1Б. Перечень учебных элементов:

1. ПСИХОГЕНИИ

2. АФФЕКТИВНО-ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ

3. Реактивный ступор

4. Реактивное возбуждение

5. РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ

6. ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ

7. Псевдодеменция.

8. Пуэрилизм

9. Истерическое сумеречное состояние

10. РЕАКТИВНАЯ ДЕПРЕССИЯ

11. РЕАКТИВНЫЙ ПАРАНОИД

12. Индуцированный бред

13. НЕВРОЗЫ

14. Неврастения

15. Истерический невроз

16. Невроз навязчивых состояний

17. Ипохондрический невроз

18. Депрессивный невроз

19. Иатрогенный невроз

20. ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ

21. Ночные страхи

22. Логоневроз

23. Энурез

24. Тики

25. ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ

26. ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ.

27. Психотерапия неврозов

28. ТИПЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА.

29. Истерический

30. Неврастенический

31. Психастенический

32. ОТКЛОНЕНИЯ ХАРАКТЕРА

33. ПСИХОПАТИИ (РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ)

34. АКЦЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

35. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХОПАТИЙ

36. "Ядерная" психопатия

37. Краевая психопатия

38. Влияние семейной среды

39. Излишняя опека

40. Лишение эмоциональной поддержки

41. Враждебное отношение

42. Безнадзорность

43. "Органическая психопатия"

44. ТИПЫ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

45. Параноидное

46. Шизоидное

47. Диссоциальное

48. Эмоционально неустойчивое (импульсивный и пограничный типы)

49. Истерическое

50. Ананкастное (обсессивно-компульсивное)

51. Тревожное (уклоняющееся)

52. Зависимое

53. ДИНАМИКА ПСИХОПАТИЙ

54. Психопатическая реакция

55. Психопатическая фаза

56. Патологическое развитие

 

2. ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2А. Самоконтроль усвоения учебных элементов.

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ

а) Тесты на опознание:

1) Является ли психологическая травма этиологическим фактором психогений?

2) Являются ли раздражительность, повышенная утомляемость, бессонница призна­ками неврастении?

3) Является ли ступор признаком реактивной депрессии?

4) Является ли органическое поражение мозга причиной ядерной

психопатии?

5) Происходит ли при психопатии ослабление умственных способностей?

б) Тесты на различение:

I) Укажите характерные признаки для псевдодеменции:

а) мимоговорение

б) нарочитость поведения

в) неориентированность во времени

г) навязчивые страхи

в) Тесты на классификацию:

I) Укажите, для каких психопатологических состояний характерны следующие сим­птомы:

1. Реактивный параноид а) пониженное настроение

2. Реактивная депрессия б) идеи виновности

в) суицидальные мысли

г) страх

д) слуховые галлюцинаций

е) идеи преследования

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тесты на подстановку:

1. При индуцированном параноиде необходимой чертой характера индуцируемого является ………………...

2. Иатрогения есть следствие.

3. Стремление быть в центре внимания, демонстративность и театральность поведе­ния характерны для психопатии.

б) Тесты конструктивные:

1) Перечислите типичные признаки невроза навязчивых состояний.

1. Укажите признаки истерического невроза.

2. Перечислите признаки психастении.

3. Перечислите признаки истерической психопатии.

 

в) Типовая задача 1 (поставить синдромальный и нозологический диагноз):

Больная 3 лет. В возрасте 2.5 лет, играя во дворе, увидела, как мальчик упал и порезал до крови себе шею. На другой день она пришла к матери, потрогала ее шею, потом свою и сказала: "Мама, он упал," и снова погладила себе шею. После этого родители заметили у больной подёргивание шеи, она время от времени делала пово­роты шеи вправо, как бы освобождая ее от стеснения воротником. Движения эти много раз возобновлялись в течение дня. Во время обследования на приеме держит­ся застенчиво, но добродушно, реагирует на ласку, проявляет интерес к игрушкам, лежащим на столе у врача. Умственное развитие соответствует возрасту, речь гра­мотная. Охотно рассматривает показываемые ей картинки, перечисляет изображен­ные предметы и персонажи, уловила настроение двух разговаривающих людей на картинке и правильно определила, что они сердятся. На протяжении получасовой беседы у больной каждые 5-10 минут возникают толчкообразные подергивания шеи вправо, которые она как бы не замечает. На вопрос, что с ней происходит, отвечает: "Так просто, не знаю".

В неврологическом состоянии: повышение сухожильных рефлексов на ногах, холодные, влажные руки. Соматическое состояние без отклонений. Амбулаторное лечение в течение 3 недель привело к значительному улучшению с почти полным исчезновением тиков.

 

Типовая задача 2. Больному 19 лет. Отец умер от соматического заболевания, страдал хроническим алкоголизмом, пил запоями. Мать жива, здорова, по характеру спокойная, добро­душная. Родился в срок. По словам матери, в раннем детстве больной был вялым, сонливым. Только к трем годам начал ходить и говорить. Болел корью, скарлатиной, до 17 лет страдал ночным энурезом. В школу пошел с 7 лет. Два года учился в пер­вом классе, но не смог усвоить программу. Был переведен во вспомогательную школу, с трудом окончил 6 классов. Работал на стройке разнорабочим, иногда помо­гал в домашнем хозяйстве. Профессии приобрести не мог, последнее время работал учеником слесаря, со своими обязанностями справляется с трудом, выполняет толь­ко подсобную работу. Со сверстниками не ладит, обижает слабых, не может посто­ять за себя, в то же время легко попадает под чужое влияние.

Не может назвать текущего года, путает месяц, вообще не знает, сколько в году месяцев, путает их названия. Не может сказать, сколько дней в неделе, устный счет производит с ошибками: 2+3 в ответе 6, 6+8 в ответе 8, 8+2 в ответе 7. Читает по слогам, медленно. Многосложные слова произносит неправильно. Пишет только печатными буквами. После того, как врач дважды прочитал ему басню «Лиса и жу­равль», не смог передать ее содержания, не понял смысла, не может перечислить сторон света, из городов знает только Москву и Петербург, но столицу России на­звать не может. Интереса к чему-либо не проявляет, бродит без дела по отделению, много смеется, иногда листает журнал, рассматривает картинки. В ответ на просьбу рассказать, что на них изображено, перечисляет отдельные предметы и персонажи: «девочка, стул, яблоко, тетя, дядя». В неврологическом состоянии – сходящееся ко­соглазие, сглаженность левой носогубной складки. В соматическом состоянии от­клонений не выявлено.

 

4. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (Такой же, что в занятиях № № 3-5)

 

 

ЗАНЯТИЕ № 7.

Хронический алкоголизм. Алкогольные психозы. Наркомании. Ток­сикомании. Организация психиатрической помощи в РФ. Правовые вопросы в психиатрии и наркологии. Курация больных, составление амбулаторной истории болезни.

 

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

1А. Печатные источники:

М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 185 – 237.

Н.М.Жариков и др. Психиатрия. М., Медицина, 1989, стр. 336-368.

М.В Коркина и др. Психиатрия М., Медицина, 1995, стр. 192-253.

Э.А.Бабаян, М.ХТонопольский. Наркология. М., Медицина, 1987, стр. 105-181, 234 - 302.

Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия, М.,2000, стр. 309-357.

1Б. Перечень учебных элементов:

1. ХРОНИЧЕСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ

2. РАЗВИТИЕ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА

3. ДОКЛИНИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

4. Исчезновение физиологической толерантности

5. Формирование привычки

6. ПЕРВАЯ СТАДИЯ (психической зависимости)

7. Психическая зависимость

8. Утрата количественного контроля

9. Утрата защитного рвотного рефлекса

10. Повышение толерантности

11. Палимпсесты опьянения

12. Астенический синдром

13. ВТОРАЯ СТАДИЯ (физической зависимости)

14. Компульсивное влечение

15. Физическая зависимость

16. Абстинентный синдром

17. Амнестическое опьянение

18. Эксплозивное опьянение

19. Изменение толерантности

20. Запойное пьянство

21. Эмоционально-волевые нарушения

22. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ (алкогольной деградации)

23. Снижение толерантности

24. Алкогольная деградация

25. Органическое изменение психики

26. АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ

27. Алкогольный делирий

28. Алкогольный галлюциноз

29. Острый алкогольный галлюциноз

30. Хронический алкогольный галлюциноз

31. Алкогольный параноид

32. Алкогольный бред ревности

33. Корсаковский психоз

34. Алкогольный псевдопаралич

35. ТОКСИКОМАНИИ

36. Виды токсикомании

37. НАРКОМАНИИ

38. ВИДЫ НАРКОМАНИЙ

39. Опийная наркомания

40. Гашишизм

41. Кокаиновая интоксикация

42. Барбитуромания

43. ПСИХОЗЫ ПРИ НАРКОМАНИЯХ И ТОКСИКОМАНИЯХ

44. ЛЕЧЕНИЕ АЛКОГОЛИЗМА. НАРКОМАНИЙ, ТОКСИКОМАНИИ

45. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НАРКОЛОГИИ

46. ОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

2. ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2А. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты)

а) Тесты на опознание:

1. Придается ли синдрому похмелья основная роль в диагнозе хронического алкоголизма?

2. Является ли нарушение памяти обязательным признаком алкогольной деградации?

3. Могут ли наблюдаться вербальные галлюцинации при алкогольном галлюцинозе?

4. Является ли запойное пьянство признаком начальной стадии алкоголизма?

б) Тесты на различение:

1. Укажите характерные признаки алкогольного делирия:

а) страх, тревога

б) ложная ориентировка

в) зрительные галлюцинации

г) эйфория

д) последующая амнезия

2. Укажите признаки Корсаковского психоза:

а) полиневрит

б) зрительные галлюцинации

в) фиксационная амнезия

г) конфабуляции

д) возбуждение

 

в) Тесты на классификацию:

Укажите, для какого психоза характерны:

1. Алкогольный делирий     2. Алкогольный галлюциноз

а) правильная ориентировка во времени и месте.

б) ложная ориентировка

в) зрительные галлюцинации

2. Алкогольный галлюциноз г) слуховые галлюцинации

д) возбуждение

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тесты на подстановку:

1. Хронический алкоголизм диагностируется при появлении…...

2. Алкогольный абстинентный синдром характеризуется........

б) Тесты конструктивные:

1. Назовите признаки алкогольной деградации личности.

2. Укажите основные формы алкогольных психозов.

в) Типовая задача (поставьте синдромальный и нозологический диагноз):

Больной 40 лет, сантехник. Злоупотребляет алкоголем 15 лет. Последние 6 лет Опохмеляется, с этого же времени пьёт запоями длительностью до недели. Часто употребляет суррогаты. Отмечаются амнезии. Спустя два дня после запоя длитель­ностью в 6 дней стал испытывать страх, бессонницу, при закрытых глазах видел "каких-то диковинных зверей". Ночь перед поступлением в больницу не спал, стряхивал с себя пауков, тараканов, гонялся за крысами. Слышал голоса собутыльников за окном, которые предлагали ему выпить, с любопытством прислушивался к ним. В момент поступления в больницу неправильно называл число, говорил, что попал в тюрьму. При соматическом обследовании выраженный тремор рук, гиперемия лица, температура тела 37.8.

ТЕСТЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

а) Нетиповая задача (поставьте синдромальный и нозологический диагноз, проведите дифференциальный диагноз):

Больному 50 лет, красильщик. Родители умерли, когда ему было 2 года, воспи­тывался в чужой семье В школу пошел с 7 лет, окончил 7 классов, учился хорошо. В 19 лет был призванв армию, был контужен, после чего у него ухудшился слух. По характеру был компанейским, "душа общества", веселым, вспыльчивым, ревнивым, самолюбивым. С 16 лет стал выпивать, вначале изредка, потом чаще. С 17 лет пил по 0,5-0,75 л. водки ежедневно. Пил также одеколон. К 30 годам начал опохмелять­ся. С этого же времени стал пьянеть от небольших количеств спиртного. Женат с 22 лет. Отношения с женой первые 3-4 года были хорошими, затем начались ссоры. Жена бранила его за пьянство, много раз собиралась оставить его, но он каждый раз давал обещания, что не будет больше пить, просил прощения. Становился всё более эгоистичным, безразличным к инте­ресам семьи, черствым. Года 4 тому назад стал замечать, что жена часто уходит из дома, что она хуже к нему относится. Если, придя, домой с работы, не заставал ее дома, настойчиво выяснял, где она была. Подозревал, что она ему изменяет, следил за ней. Возникали ссоры, жена плакала, больной усматривая в этом подтверждение своих подозрений. Однажды во дворе увидел жену, оживленно разговаривающую с мужчинами из их дома. Позже увидел, что к ним на дачу заходит сосед (ему 70 лет). Все это его окончательно его убедило, что жена ему неверна. Требовал у нее при­знаний, усматривал доказательства неверности в том, что постель вечером заправ­лена не так как утром, видел подозрительные пятна на белье жены. По утверждению больного, жена ухитрялась выйти из комнаты, не отпирая двери, поэтому делал осо­бые отметки на дверях и окнах. Во время ссор, которые возникали почти ежеднев­но, угрожал жене расправой. Однажды побил ее, был привлечен за это к уголовной ответственности.

В отделении приветлив, достаточно общителен, помещение в больницу считает несправедливым, обвиняет в этом жену, считает ее лицемерной. Он уже давно соби­рает доказательства ее неверности: бывало, что в доме пахнет папиросами, хотя оба не курят, в гостях, на вечерах жена нередко выходила в другую комнату следом за каким-нибудь мужчиной. Намерен после выписки из больницы развестись с ней, так как не желает больше терпеть ее "безобразное " поведение, она может "развра­тить сына". Память, мыслительные способности не нарушены. Проявляет интерес к чтению.

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (Такая же, что в занятии № 6)

4. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (Такой же, что в занятии № 6)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ПСИХИАТРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

1. Предмет и задачи психиатрии.

2. Место психиатрии среди других дисциплин.

3. Правовые вопросы в наркологии.

4. Организация психиатрической помощи в России.

5. Основные положения законодательства в психиатрии. Виды психиатрической помощи.

6. Положения законодательства, регламентирующие права психически больных, их освидетельствование, порядок госпитализации (в том числе в недобровольном порядке).

7. Методы обследования, применяемые в психиатрии.

8. Понятие симптома, синдрома, нозологической формы.

9. Расстройства восприятия (иллюзии, психосенсорные расстройства, истинные и псевдогаллюцинации).

10. Нарушения ассоциативной деятельности.

11. Бред.

12. Сверхценные идеи.

13. Навязчивые состояния.

14. Основные бредовые синдромы (паранойяльный, параноидный, парафренный).

15. Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

16. Расстройства памяти.

17. Корсаковский синдром.

18. Олигофрении, клинические степени.

19. Деменции, определение, синдромальные варианты.

20. Эмоциональные расстройства.

21. Расстройства воли и влечений.

22. Синдромы аффективных расстройств.

23. Кататонический синдром.

24. Формы двигательного возбуждения.

25. Клинические признаки расстроенного сознания. Синдромы апродуктивного расстройства сознания.

26. Синдромы продуктивного расстройства сознания.

27. Нарушение физиологических функций (аппетита, сна, сексуальных функций) и соматические расстройства как симптомы психических заболеваний.

28. Астенический синдром.

29. Истерический синдром.

30. Ипохондрический синдром.

31. Синдром дисморфомании (дисморфофобии).

32. Понятие о психотерапии, её применение при психических заболеваниях.

33. Понятие психической и физической зависимости при употреблении психоактивных веществ.

34. Клиника острой алкогольной интоксикации.

35. Алкоголизм.

36. Стадии алкоголизма.

37. Клиника начальной стадии алкоголизма.

38. Клиника абстинентного синдрома при алкоголизме.

39. Понятие о наркоманиях.

40. Токсикомании.

41. Острые алкогольные психозы.

42. Хронические алкогольные психозы.

43. Алкогольный делирий.

44. Алкогольный галлюциноз.

45. Корсаковский психоз.

46. Шизофрения.Стадии: инициальная, манифестная, конечное состояние.

47. Шизофрения. Основные клинические (синдромальные) формы.

48. Шизофрения. Основные типы течения.

49. Шизофрения, симптомы негативных расстройств.

50. Понятие о шизофреническом дефекте.

51. Клиника маниакально-депрессивного психоза.

52. Психогенные заболевания, понятие, основные формы.

53. Реактивные психозы.

54. Неврозы.

55. Понятие внутриличностного конфликта при неврозе.

56. Неврастения.

57. Невроз навязчивых состояний.

58. Истерический невроз.

59. Основные принципы и методы лечения неврозов.

60. Психопатии, критерии, основные клинические варианты.

61. Психопатии, их динамика: реакции, фазы, развитие.

62. Суицидальное поведение при психических заболеваниях.

63. Болезнь Альцгеймера, клинические проявления, терапевтическая тактика.

64. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга. Клиника, лечение.

65. Психические расстройства при эпилепсии. Клиника, лечение.

66. Психические расстройства, связанные с травматическим поражением головного мозга.

67. Основные психотропные средства: нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, противосудорожные препараты.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.272 с.