ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России

2017-12-09 240
ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России

Методические РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ поДГОТОВКИ К СЕМИНАРским занятиям

По психологии и педагогике

для студентов I курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКого факультета

 

Ярославль, 2012 г.

 

УДК 81

ББК 88

 

 

Авторы: заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО, доцент, к.пс.н., Русина Н.А.; доцент, к.мед.н. Барабошин А.Т.; старший преподаватель, к.пс.н. Васильева Л.Н.; доцент, к.пед.н. Хмаро Н.В..

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, профессор, д.пс.н. Кашапов М.М.

Декан стоматологического факультета ЯГМА, доцент, к.м.н. Смирнов Г.В..

 

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по психологии и педагогике для студентов 1 курса стоматологического факультета. – Ярославль, 2012 г., - 21 с.

 

 

Методические рекомендации по психологии и педагогике адресованы студентам I курса стоматологического факультета для подготовки к семинарским занятиям. В них рассматриваются вопросы по педагогике, общей, возрастной и социальной психологии, психологии больного и другие вопросы психологии, знание которых необходимо врачу-стоматологу.

 

 

Рекомендовано к изданию:

Методическим советом по гуманитарному образованию 10 апреля 2012 года, протокол № 3.

Председатель методического совета по гуманитарному образованию профессор, д.м.н. Шкребко А.Н.

 

Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 6 от 29 мая).

 

 

Ярославская государственная медицинская академия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение 4 с.
1. Психология как наука 6 с.
2. Ощущение, восприятие, внимание, воображение 7 с.
3. Память, мышление, речь 7 с.
4. Психология личности 8 с.
5. Темперамент, характер 9 с.
6. Потребностно-мотивационная сфера личности 10 с.
7. Эмоциональная сфера личности 11 с.
8. Общие вопросы психологии развития. Развитие ребёнка до 17 лет 12 с.
9. Возрастные особенности личности от 17 до 40 лет 14 с.
10. Возрастные особенности личности после 40 лет 15 с.
11. Психология семьи 15 с.
12. Психология общения 16 с.
13. Межличностные конфликты 17 с.
14. Общение с больным и его семьей 18 с.
15. Внутриличностные конфликты. Стресс. Внутренняя картина болезни 18 с.
16. Совладающее и защитное поведение в критических жизненных ситуациях 19 с.
17. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания 20 с.
18. Основы медико-просветительской деятельности врача 21 с.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 16 от 14 января 2011 г., специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профилактическая;

диагностическая;

лечебная;

реабилитационная;

психолого-педагогическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

Специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

психолого-педагогическая деятельность:

формирование у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;

формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек;

общение и взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.

организационно-управленческая деятельность:

организация труда медицинского персонала в медицинских организациях;

подготовка планов работы подразделений медицинских организациях.

научно-исследовательская деятельность:

самостоятельная аналитическая работа;

участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области стоматологии;

участие в оценке эффективности инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий.

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин (базовая часть) ФГОС ВПО по специальности 060201 Стоматология.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин (философия, биоэтика).

Дисциплина является предшествующей для изучения в дальнейшем психиатрии, медицинской психологии и ряда других профессиональных дисциплин.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-5 – способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

ОК–8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе, сохранять врачебную тайну;

ПК-1 – способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-12 – способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды и развития болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

ПК-17 – способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества по поддержанию стоматологического и общего здоровья;

ПК-49 – способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта;

ПК-50 – способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

Психологические и педагогические знания являются одной из важнейших профессиональных компетенций современного врача.

Данные методические рекомендации помогут вам подготовиться к работе на семинарских занятиях.

Каждая тема занятий содержит следующие разделы:

- актуальность темы;

- цели занятия;

- вопросы для обсуждения;

- список основной и дополнительной литературы;

- темы учебно-исследовательской работы (УИРС);

- темы докладов;

При подготовке ко всем занятиям предполагается изучение материалов лекций. Для индивидуальной работы предлагаются темы докладов и УИРС.

Темы, предложенные для научно-исследовательской работы (НИРС) могут быть оформлены в форме реферата и представлены на «Конкурс рефератов», сначала на конференции кружков СНО на кафедре педагогики и психологии, затем на студенческой научной конференции.

В программе студенческой научной конференции планируется проведение:

1. секционных заседаний;

2. пленарного заседания;

3. конкурс рефератов (1-3 место по итогам кафедральной конференции).

На кафедре разработано «Положение о рейтинге по курсу психологии и педагогики для студентов стоматологического факультета», в соответствии с которым в течение всего периода обучения формируется итоговый рейтинг каждого студента.

В течение семестра проводится контроль в виде теста по каждой теме и 2 рубежных контроля. Кроме того, студенты выполняют 1 контрольную работу: «Комплексная самохарактеристика личности». По окончании обучения курсу психологии и педагогики проводится итоговый тестовый зачет.

ТЕМА № 8 «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ.

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО 17 ЛЕТ»

 

Развитие – процесс необратимых, направленных качественных и закономерных изменений, приводящий к структурным преобразованиям психики и поведения человека. Знание основных закономерностей психического развития, его целей, факторов, а также происходящих в каждом возрастном периоде качественных и количественных изменений психики поможет врачу оптимально построить лечебный процесс, разработать профилактические мероприятия, выработать индивидуальный профессиональный стиль поведения в зависимости от возраста пациента.

 

Цель занятия:

Знать основные положения возрастной психологии, теории развития и содержание стадий развития;

Уметь выделять значимую деятельность и отношения в разные возрастные периоды с целью оптимизации коммуникации «врач – ребёнок», «врач – родственники».

Вопросы для обсуждения:

1. Общие вопросы психологии развития (детерминанты развития, закономерности, кризисы и т.д.).

2. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.

3. Взгляды отечественных ученых (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина) на психическое развитие ребенка.

4. Психологическое содержание развития человека в следующие возрастные периоды:

- до 1 года;

- от 1 года до 3-х лет;

- от 3-х лет до 7 лет;

- от 7 лет до подросткового возраста;

- от подросткового возраста до 17 лет.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.253-266.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.16.

Литература дополнительная:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. С.40-196.

2. Детская практическая психология: учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2003. С.58-69.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999. С.58-81.

4. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. – М., 2000. Т.1. Раздел 2. Гл.13. С.302-307. Т.2. Гл.2,15.

5. Основы возрастной психологии (от рождения до юности): Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Ярославль, 2008.

6. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 15 (§ 15.1, 15.2, 15.3).

7. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.8.

Темы докладов:

1. Кризис одного года.

2. Кризис трех лет.

3. Кризис семи лет.

4. Кризис подросткового возраста.

5. Дружба, любовь в подростковом возрасте.

Литература:

1) Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999.

2) Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1994.

3) Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.

6. Детские страхи.

Литература:

Захаров А.И. Детские ночные страхи. – СПб., 2000.

 

Цель занятия:

Познакомиться с современными педагогическими методами и технологиями обучения и воспитания.

Формирование готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации.

Знать основные признаки педагогики как науки; предмет и методы педагогики; методы педагогики; педагогические категории: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогическая задача; цели и задачи непрерывного медицинского образования; современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о педагогике и педагогической деятельности.

2. Педагогика в профилактической медицине и работе врача.

3. Образовательный процесс в медицинском ВУЗе.

 

Литература основная:

1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой. – М., 2006. Часть I. Гл.1,2. Часть II. Гл.5.

2. Педагогические основы медицинского образования. – Ярославль, 2007.

Литература дополнительная:

1. Как эффективно работать на лекции. - Ярославль, 2007.

2. Методы рационального чтения. - Ярославль, 2007.

3. Основы самостоятельной работы студентов. - Ярославль, 2007.

4. Как успешно сдать экзамены. – Ярославль, 2008.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»

 

Врач должен быть подготовлен к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях; к формированию навыков здорового образа жизни; к публичной речи, ведению дискуссии и полемики. Для построения процесса передачи информации разным категориям слушателей врачу нужны педагогические знания.

Цель занятия: познакомить с педагогическими аспектами деятельности медицинского работника.

Знать принципы построения просветительской работы среди населения по ведению здорового образа жизни в целях профилактики и борьбы с заболеваниями.

Уметь выстраивать деловое и межличностное общение, использовать педагогические знания в просветительской работе.

Владеть приемами эффективного партнерского взаимодействия с коллегами, методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.

 

Вопросы для обсуждения:

Приемы и способы разработки лекционных материалов медицинского содержания для просветительской и профилактической работы с населением (создание и защита педагогических проектов)

 

Литература основная:

1. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В.Кудрявой. – М., 2006. Часть II.

2. Образец методического оформления просветительского занятия по теме «Здоровый образ жизни» на стр. 299-306.

Литература дополнительная:

1. Н.В.Бордовская. Педагогика. – СПб., 2009, Глава 5.

 

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России

Методические РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ поДГОТОВКИ К СЕМИНАРским занятиям

По психологии и педагогике

для студентов I курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКого факультета

 

Ярославль, 2012 г.

 

УДК 81

ББК 88

 

 

Авторы: заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО, доцент, к.пс.н., Русина Н.А.; доцент, к.мед.н. Барабошин А.Т.; старший преподаватель, к.пс.н. Васильева Л.Н.; доцент, к.пед.н. Хмаро Н.В..

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, профессор, д.пс.н. Кашапов М.М.

Декан стоматологического факультета ЯГМА, доцент, к.м.н. Смирнов Г.В..

 

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по психологии и педагогике для студентов 1 курса стоматологического факультета. – Ярославль, 2012 г., - 21 с.

 

 

Методические рекомендации по психологии и педагогике адресованы студентам I курса стоматологического факультета для подготовки к семинарским занятиям. В них рассматриваются вопросы по педагогике, общей, возрастной и социальной психологии, психологии больного и другие вопросы психологии, знание которых необходимо врачу-стоматологу.

 

 

Рекомендовано к изданию:

Методическим советом по гуманитарному образованию 10 апреля 2012 года, протокол № 3.

Председатель методического совета по гуманитарному образованию профессор, д.м.н. Шкребко А.Н.

 

Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 6 от 29 мая).

 

 

Ярославская государственная медицинская академия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение 4 с.
1. Психология как наука 6 с.
2. Ощущение, восприятие, внимание, воображение 7 с.
3. Память, мышление, речь 7 с.
4. Психология личности 8 с.
5. Темперамент, характер 9 с.
6. Потребностно-мотивационная сфера личности 10 с.
7. Эмоциональная сфера личности 11 с.
8. Общие вопросы психологии развития. Развитие ребёнка до 17 лет 12 с.
9. Возрастные особенности личности от 17 до 40 лет 14 с.
10. Возрастные особенности личности после 40 лет 15 с.
11. Психология семьи 15 с.
12. Психология общения 16 с.
13. Межличностные конфликты 17 с.
14. Общение с больным и его семьей 18 с.
15. Внутриличностные конфликты. Стресс. Внутренняя картина болезни 18 с.
16. Совладающее и защитное поведение в критических жизненных ситуациях 19 с.
17. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания 20 с.
18. Основы медико-просветительской деятельности врача 21 с.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 16 от 14 января 2011 г., специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профилактическая;

диагностическая;

лечебная;

реабилитационная;

психолого-педагогическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

Специалист по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

психолого-педагогическая деятельность:

формирование у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;

формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек;

общение и взаимодействие с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками.

организационно-управленческая деятельность:

организация труда медицинского персонала в медицинских организациях;

подготовка планов работы подразделений медицинских организациях.

научно-исследовательская деятельность:

самостоятельная аналитическая работа;

участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области стоматологии;

участие в оценке эффективности инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий.

Учебная дисциплина «Психология и педагогика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин (базовая часть) ФГОС ВПО по специальности 060201 Стоматология.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в гуманитарном, социальном и экономическом цикле дисциплин (философия, биоэтика).

Дисциплина является предшествующей для изучения в дальнейшем психиатрии, медицинской психологии и ряда других профессиональных дисциплин.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1 – способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-5 – способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

ОК–8 - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе, сохранять врачебную тайну;

ПК-1 – способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-12 – способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды и развития болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

ПК-17 – способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества по поддержанию стоматологического и общего здоровья;

ПК-49 – способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта;

ПК-50 – способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

Психологические и педагогические знания являются одной из важнейших профессиональных компетенций современного врача.

Данные методические рекомендации помогут вам подготовиться к работе на семинарских занятиях.

Каждая тема занятий содержит следующие разделы:

- актуальность темы;

- цели занятия;

- вопросы для обсуждения;

- список основной и дополнительной литературы;

- темы учебно-исследовательской работы (УИРС);

- темы докладов;

При подготовке ко всем занятиям предполагается изучение материалов лекций. Для индивидуальной работы предлагаются темы докладов и УИРС.

Темы, предложенные для научно-исследовательской работы (НИРС) могут быть оформлены в форме реферата и представлены на «Конкурс рефератов», сначала на конференции кружков СНО на кафедре педагогики и психологии, затем на студенческой научной конференции.

В программе студенческой научной конференции планируется проведение:

1. секционных заседаний;

2. пленарного заседания;

3. конкурс рефератов (1-3 место по итогам кафедральной конференции).

На кафедре разработано «Положение о рейтинге по курсу психологии и педагогики для студентов стоматологического факультета», в соответствии с которым в течение всего периода обучения формируется итоговый рейтинг каждого студента.

В течение семестра проводится контроль в виде теста по каждой теме и 2 рубежных контроля. Кроме того, студенты выполняют 1 контрольную работу: «Комплексная самохарактеристика личности». По окончании обучения курсу психологии и педагогики проводится итоговый тестовый зачет.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.