Тема: опухоли челюстных костей: одонтогенные и неодонтогенные. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика. Опухолеподобные заболевания челюстных костей. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: опухоли челюстных костей: одонтогенные и неодонтогенные. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика. Опухолеподобные заболевания челюстных костей.

2017-12-09 441
Тема: опухоли челюстных костей: одонтогенные и неодонтогенные. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика. Опухолеподобные заболевания челюстных костей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значимость темы.

Согласно классификации ВОЗ выделены опухоли и опухолеподобные образования челюстей одонтогенного и неодонтогенного происхождения.

Одонтогенные опухоли являются редкими, но разнообразными по структуре. Их развитие сопровождается деформацией и деструкцией кости, даже при доброкачественном течении. В этой группе по гистогенезу выделяют опухоли, связанные с одонтогенным эпителием (эктодермальные), зубным сосочком (мезенхимальные) и опухоли смешанного генеза.

В костях челюстей помимо доброкачественных и злокачественных опухолей встречаются опухолеподобные заболевания. Эти поражения, нередко дизонтогенетического происхождения, приводят к деформации и даже разрушению челюстей.

 

2. Цель занятия: изучить клинико-анатомическую характеристику опухолей челюстных костей. Уметь выявлять гистогенез опухолей на микроскопическом уровне.

Изучить клинико-морфологические проявления опухолеподобных заболеваний челюстей.

Студент должен уметь: 1) давать определения опухолям челюстных костей; 2) давать классификацию и клинико-морфологическую характеристику опухолей челюстных костей; 3) характеризовать основные опухолеподобные заболевания челюстных костей.

 

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить анатомию челюстных костей;

б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);

в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Понятие об опухолях челюстных костей.

2. Классификация опухолей челюстных костей.

3. Этиопатогенез опухолей челюстных костей.

4. Клинико-морфологическая характеристика опухолей челюстных костей.

5. Определение опухолеподобных заболеваний челюстных костей.

6. Классификация и этиопатогенез опухолеподобных заболеваний челюстных костей.

7. Клинико-морфологические формы опухолеподобных заболеваний челюстных костей

г) выполнить задания п. 7

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Уметь давать определение опухолям челюстных костей.

2. Знать классификацию опухолей челюстных костей.

3. Знать этиопатогенез и основные морфологические формы опухолей челюстных костей.

4. Выучить основные формы опухолеподобных заболеваний челюстных костей.

 

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C.429-444.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 485-499.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов.-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.-С. 814-818.

4. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 235-236, 381-384.

5. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.1: частный курс.-2005.-С.506-507.

6. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.2: частный курс.-2005.-С. 395-410, 417-421.

7. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С. 96-105.

8. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С. 52-58, 62-63.

9. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

10. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

11. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др.; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

12. Лекционный материал.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие об органоспецифических опухолях челюстей.

2. Источники развития органоспецифических опухолей челюстей.

3. Варианты органоспецифических опухолей.

4. Принципы систематизации одонтогенных опухолей.

5. Клинико-морфологическая характеристика одонтогенных опухолей, генетически связанных с одонтогенным эпителием.

6. Клинико-морфологическая характеристика одонтогенных опухолей, генетически связанных с одонтогенной мезенхимой.

7. Клинико-морфологическая характеристика одонтогенных опухолей смешанного происхождения.

8. Органонеспецифические опухоли челюстей, гистогенез.

9. Клинико-морфологические особенности костеобразующих челюстных опухолей.

10. Клинико-морфологическая характеристика хрящеобразующих челюстных опухолей.

11. Клинико-морфологическая характеристика остеокластомы.

12. Органонеспецифические опухоли челюстных челюстей мезенхимальногонекостного происхождения.

13. Эпулис, определение понятия.

14. Клинико-морфологическая характеристика разновидностей эпулиса.

15. Патоморфологияхерувизма.

16. Клинико-морфологическая картина фиброзной дисплазии.

17. Эозинофильная гранулема, морфологические особенности.

18. Клинико-морфологическая характеристика центральной гранулемы.

 

7. Обязательные задания для выполнения:

1. Вспомнить нормальное строение челюстных костей.

2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

органоспецифической опухоли

амелобластома

аденоматоидная опухоль

одонтогенный рак

дентинома

миксома

цементома

цементобластома

цементирующая фиброма

периапикальнаяцементодисплазия

амелобластическая фиброма

херувизм

одонтоамелобластома

амелобластическаяфиброодонтома

гигантоформнаяцементома

одонтома

остеома

оссифицирующая фиброма

остеогенная саркома

хондрома

хондросаркома

гигантоклеточная опухоль

эпулис

центральная гигантоклеточная репаративная гранулема

фиброзная дисплазия челюстных костей

эозинофильная гранулема

 

 

8. Задания для самостоятельной работы на занятии

8.1. Макропрепараты.

- остеохондрома;

- остеосаркома;

- миелома;

- остеобластома;

- остеокластома.

- ангиоматозный эпулис (слайд);

- периферическая гигантоклеточная гранулема (слайд);

- фиброматозный эпулис (слайд).

 

 

8.2. Микропрепараты.

- амелобластома фолликулярная;

- амелобластомаплексиформная;

- аденоматоидная опухоль;

- сложная одонтома - рентгенограмма (слайд);

- гигантоклеточная опухоль - рентгенограмма (слайд).

- эозинофильная гранулема;

- гигантоклеточный эпулис.

 

 

8.3. Слайды. Кодограммы.

- фолликулярная амелобластома;

- амелобластомаплексиформная;

- амелобластома кистозная;

- аденоматоидная опухоль;

- злокачественная амелобластома;

- дентинома;

- миксома;

- цементома;

- одонтогенная саркома;

- амелобластическая фиброма;

- одонтоамелобластома;

- амелобластическаяфиброодонтома;

- одонтома сложная;

- одонтома составная.

- ангиоматозный эпулис;

- ангиоматозный эпулис;

- фиброзная дисплазия;

- эозинофильная гранулема;

 

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

Занятие № 21.

Тема: ПОРАЖЕНИЯ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ ОРОФАЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ И ШЕИ. РЕАКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ, АКТИНОМИКОЗ, СИФИЛИС. ЛИМФАДЕНОПАТИЯ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ. ЛИМФОМЫ. МЕТАСТАЗЫ ОПУХОЛЕЙ.

Значимость темы.

Лимфаденопатия – увеличение разных групп лимфатических узлов, в том числе шейных, может наблюдаться при системных неопухолевых и опухолевых заболеваниях, генерализованных вирусных и бактериальных инфекциях или как реакция на местный воспалительный процесс. При наличии воспалительного процесса в челюстно-лицевой области возникает увеличение лимфатических узлов, преимущественно поднижнечелюстных, паротидных, язычных, предгортанных, а также поверхностных.

Нередко встречются и опухолевые поражения лимфатических узлов – лимфомы.

 

2. Цель занятия: изучить клинико-анатомическую характеристику поражений лимфатических узлов орофациальной области и шеи, а также происходящие в них реактивные изменения при туберкулезе, актиномикозе, сифилисе и ВИЧ-инфекции. Изучить классификацию и характеристику лимфом, пути метастазирования опухолей.

Студент должен уметь: 1) давать определения лимфаденопатиям; 2) давать классификацию и клинико-морфологическую характеристику лимфаденопатий орофациальной области и шеи; 3) характеризовать основные опухолевые заболевания лимфатических узлов.

 

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить анатомию лимфатических узлов орофациальной области и шеи;

б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);

в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Этиология, патогенез лимфаденопатий поднижнечелюстных, шейных, подъязычных лимфатических узлов.

2. Клинико-морфологическая характеристика лимфаденопатий орофациальной области и шеи.

г) выполнить задания п. 7

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Гиперпластические и воспалительные процессы в лимфатических узлах (реактивная гиперплазия, аденофлегмона, саркоидоз).

2. Патология лимфатических узлов при туберкулезе, сифилисе, актиномикозе.

3. Лимфаденопатия при ВИЧ – инфекции.

4. Первичные опухоли лимфатических узлов: лимфомаХоджкина (лимфогранулематоз), неходжкинскиелимфомы.

5. Метастатические поражения лимфатических узлов.

6. Наиболее частая органная локализация опухолей, метастазирующих в лимфатические узлы шеи, и их основные гистологические формы.

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C.445-452.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 515-531.

3. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С. 136-141.

4. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С. 69.

5. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

6. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

7. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др.; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

8. Лекционный материал.

Вопросы для самоконтроля.

1. Определение понятия лимфаденопатия.

2. Гиперпластические и воспалительные процессы в лимфатических узлах (реактивная гиперплазия, аденофлегмона, саркоидоз).

3. Морфологическая характеристика лимфоузлов орофациальной области и шеи при туберкулезе.

4. Морфологическая характеристика лимфоузлов орофациальной области и шеи при сифилисе.

5. Морфологическая характеристика лимфоузлов орофациальной области и шеи при актиномикозе.

6. Морфологические изменения в лимфоузлах при ВИЧ инфекции.

7. Первичные опухоли лимфатических узлов: лимфомаХоджкина (лимфогранулематоз), неходжкинскиелимфомы.

8. Метастатические поражения лимфатических узлов. Клинико-морфологическая характеристика.

 

 

7. Обязательные задания для выполнения:

1. Вспомнить нормальное строение лимфатических узлов орофациальной области и шеи.

2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

лимфаденопатия

лимфома

лимфомаХоджкина

неходжкинскиелимфомы

иммуноцитома

плазмоцитома

фолликулярная лимфома

лимфомаБеркитта

 

 

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

8.1 Макропрепараты.

- лимфогранулематоз;

- лимфаденопатия;

 

8.2 Микропрепараты.

- туберкулез лимфоузла;

- лимфаденопатия;

- лимфоузел при лимфогранулематозе.

 

8.3 Слайды. Кодограммы.

-туберкулез лимфоузла (микроскопическая картина);

- лимфогранулематоз (микроскопическая картина).

 

 

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

Занятие № 22.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.