Расстройства крово - и лимфообращения. Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие). Кровотечения, кровоизлияния. Стаз. Тромбоз. Шок. Двс-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Расстройства крово - и лимфообращения. Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие). Кровотечения, кровоизлияния. Стаз. Тромбоз. Шок. Двс-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

2017-12-09 361
Расстройства крово - и лимфообращения. Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие). Кровотечения, кровоизлияния. Стаз. Тромбоз. Шок. Двс-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значимость темы.

Расстройства кровообращения делятся на три группы: 1) нарушения кровенаполнения, представленные полнокровием (артериальным или венозным) и малокровием; 2) нарушения проницаемости стенки сосудов, к которым относят кровотечение (кровоизлияние) и плазморрагию; 3) нарушения течения и состояния (т. е. реологии) крови в виде стаза, сладж-феномена, тромбоза и эмболии.

Артериальное полнокровие - повышенное кровенаполнение органа, ткани вследствие увеличенного притока артериальной крови.

Венозное полнокровие (венозная гиперемия) - повышенное кровенаполнение органа, ткани в связи с уменьшением (затруднением) оттока крови. Они могут быть общими и местными, острыми и хроническими.

Кровотечением называют выход крови из просвета сосуда или из полости сердца во внешнюю среду (наружное кровотечение) или полости тела (внутреннее кровотечение). Кровотечение может возникать в результате разрыва стенки сосуда, разъедания ее, а также повышения проницаемости сосудистой стенки. Кровоизлияние – вид кровотечения, при котором кровь накапливается в ткани.

Плазморрагия – выход плазмы из кровеносного русла.

Стаз – резкое замедление и остановка тока крови в сосудах микро-циркуляторного русла, главным образом в капиллярах. В механизме развития стаза имеет значение агрегация эритроцитов (сладж-феномен).

Тромбоз, эмболия, связанные с ними синдромы, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, шок являются грозными осложнениями многих заболеваний. Важным механизмом распространения рака является метастазирование в результате эмболии сосудов злокачественными клетками.

Тромбоз - прижизненное свертывание крови в просвете сосудов или полостях сердца. Образующийся при этом сверток крови называют тромбом.

Эмболия - циркуляция в крови (или лимфе) не встречающихся в нормальных условиях частиц и закупорка ими сосудов. Клиническое значение тромбозов и тромбоэмболий обусловлено тем, что они часто становятся смертельными осложнениями многих заболеваний.

Шок – это угрожающее жизни человека состояние, возникающее под воздействием на организм сверхсильных раздражителей, характеризующееся снижением жизненно важных функций органов и систем в результате расстройств ЦНС, гемодинамики, дыхания и обмена веществ. В клиническом плане различные виды шока являются смертельными осложнениями многих патологических состояний и болезней.

Нарушения лимфообращения проявляются в виде его недостаточности.

Знание темы необходимо для усвоения других тем общего курса (воспаление, опухоли), а также частной патологической анатомии, особенно болезней сердечно-сосудистой системы, ревматических и инфекционных заболеваний. Знание темы также необходимо для изучения клинических дисциплин и в работе врача для клинико-анатомического анализа.

 

2. Цель занятия: научиться определять причины, механизмы развития, функциональное значение и исходы венозного полнокровия, стаза, различных видов кровотечений и кровоизлияний, малокровия, отличать их по макроскопической и микроскопической картине от других патологических процессов. Научиться определять причины, механизмы развития и значение для организма тромбоза, эмболии, шока, нарушений лимфообращения, а также диагностировать их по морфологическим признакам.

Студент должен уметь: 1) давать определение венозного полнокровия, называть его виды, излагать механизмы развития; 2) диагностировать венозное полнокровие различных органов по их макро- и микроскопической картине; 3) объяснять значение и исход венозного полнокровия различных органов; 4) давать определение понятия «стаз», объяснять его причины, механизмы развития, раскрыть функциональное значение; 5) давать определение понятия «кровотечение», называть его причины, механизмы развития, виды, последствия для организма; 6) давать определение понятия «кровоизлияние», называть его виды, значение для организма; 7) давать определение понятия «малокровие», называть его виды, описать морфологию, определять исходы. 8) давать определение понятия тромбоз, называть его причины и условия развития; 9) давать морфологическую характеристику тромба, отличать его от тромбоэмбола и посмертного свертка крови; 10) оценивать значение тромбоза и его исходов для организма; 11) давать определение понятия эмболия, называть ее виды в зависимости от пути движения и характера эмбола; 12) оценивать значение эмболии для организма, определять механизм смерти при тромбоэмболии легочной артерии; 13) давать определение понятия шок, объяснять механизм развития, называть его причины и виды; 14) давать морфологическую характеристику шока, оценивать значение для организма; 15) различать виды нарушения лимфообращения по морфологическим проявлениям, оценивать последствия и значение для организма.

 

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить: нормальное строение сердца, большой и малый круги кровообращения, кровообращение в системе воротной вены, кровообращение в печени (в частности в дольке), макро- и микроскопические признаки и исходы некроза;

б) биохимические и физиологические процессы свертывания крови, нормальное строение микроциркуляторного русла и его функцию, гистологию всех видов сосудов и эндокарда, строение и функциональное значение лимфатической системы;

в) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5).

г) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Определение артериального и венозного полнокровия, стаза, кровотечения, малокровия, их виды.

2. Причины и механизмы их развития.

3. Макро- и микроскопическая характеристика расстройств кровообращения.

4. Функциональное значение и исходы расстройства кровообращения.

5. Определение, патогенез тромбоза, стадии тромбообразования, макро- и микроскопическая характеристика тромба.

6. Значение и исходы тромбоза.

7. Определение эмболии, ее виды, морфология и значение для организма.

8. Определение шока, механизм развития, его виды, морфологические проявления.

9. Причины нарушения лимфообращения, виды, морфологические проявления, значение для организма.

д) выполнить задания п.7.

 

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Выучить определения понятий, относящихся к нарушениям кровообращения.

2. Обратить внимание на этиологию и патогенез нарушений кровообращения.

3. Уметь охарактеризовать макро – и микроскопические изменения органов при нарушениях кровообращения.

4. На основании знания строения сердца, кругов кровообращения характеризовать локализацию, механизмы развития, патоморфологические проявления венозного застоя при острой и хронической сердечной недостаточности.

5. Знать макро – и микроскопическую картину легких, печени, почек, селезенки, использовать ООД (см. стр. 5) при изучении патоморфологической картины органов на макро- и микроскопическом уровне.

6. Внимательно изучить клинические проявления нарушений кровообращения, связать их с патоморфологической картиной.

7. Охарактеризовать осложнения и причины смерти больных при нарушении кровообращения.

 

8. На основании знания строения сердца, кругов кровообращения, клинико-морфологической картины уметь характеризовать локализацию тромбов, пути циркуляции эмболов и тромбоэмболов, последствия тромбоза и эмболии.

9. Знать этиопатогенез, классификацию, стадии развития шока, макро – и микроскопическую картину шоковых органов: легких, печени, почек, мозга, других органов.

10. Внимательно изучить клинические проявления нарушений кровообращения, связать их с патоморфологической картиной.

11. Охарактеризовать осложнения и причины смерти больных при нарушении кровообращения.

 

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 43-66.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C.64-91.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов.-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.-C.136-171.

4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./ М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: общий курс.-2005.-C.38-68.

5. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C.28-46.- (Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Гриф МЗ РФ

6. Пальцев, М.А. Патология: курс лекций для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М.А. Пальцева.-2-е изд., стер.-М.:Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: Общий курс.-2007.-C.78-134.

7. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.1.-2008.-C.97-126.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

10. Дудка, В.Т. Сборник ситуационных задач по патологической анатомии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др.; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Понятие об общих и местных расстройствах крово - и лимфообращения, их патогенетическая взаимосвязь.

2. Виды патологической артериальной гиперемии, их характеристика.

3. Причины развития острого общего венозного полнокровия.

4. Морфологические проявления острого общего венозного полнокровия.

5. Причины хронического общего венозного полнокровия. Назовите общие патоморфологические процессы в органах и тканях при хроническом венозном застое.

6. Макро- и микроскопические изменения печени при хроническом общем венозном полнокровии.

2. Морфогенез и морфологическая характеристика бурого уплотнения.

3. Изменения почек и селезенки при хроническом общем венозном полнокровии.

4. Причины местного венозного полнокровия.

5. Определение малокровия. Виды малокровия, их характеристика.

6. Определение понятия и виды кровотечения. Причины кровотечения.

7. Патологические процессы, ведущие к аррозивному и диапедезному кровотечению.

8. Понятие о плазморрагии, механизм развития и морфологическая характеристика.

9. Определение понятия стаз, причины стаза, его исходы. Сладж-феномен.

10. Определение понятия тромбоз.

11. Местные и общие факторы, способствующие тромбообразованию.

12. Характеристика стадий образования тромба.

13. Макроскопические признаки тромба. Отличия тромба от посмертного свертка крови.

14. Виды тромбов в зависимости от строения и внешнего вида, их морфология.

15. Виды тромбов по отношению к стенке сосуда.

16. Осложнения тромбообразования.

17. Исходы тромбоза.

18. Характеристика тромбоэмболии.

19. Пути передвижения тромбоэмболов.

20. Понятие о тромбоэмболическом синдроме.

21. Источники тромбоэмболии при тромбоэмболическом синдроме.

22. Исходы и значение тромбоэмболии.

23. Определение понятия эмболия.

24. Морфологические виды эмболии.

25. Диагностика воздушной эмболии на вскрытии.

26. Понятие о шоке, виды шока.

27. Морфологическая картина шока.

28. Морфологическая характеристика ДВС-синдрома.

29. Виды недостаточности лимфатической системы.

30. Морфологические проявления недостаточности лимфатической системы.

 

7. Обязательные задания для выполнения.

1. Детально повторить строение сердца, зарисовать схемы: кровообращение по большому и малому кругу, кровообращение в системе воротной вены, кровообращение в дольке печени.

2. Зарисовать в альбоме нормальное строение стенки артерии мышечного типа.

3. Повторить последовательность стадий свертывания крови и их характеристику.

4. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

 

гиперемия цианотическая индурация бурая индурация легких мускатная печень стаз гипоксия плазморрагия микроциркуляция цианоз тромб тромбоз тромбофлебит флеботромбоз канализация тромба гематурия гемоперикард гемоперитонеум   Лимфоррагия сладж-феномен петехии аррозивное кровотечение асцит гидроцефалия гидроторакс васкуляризация тромба флеболит эмболия тромбоэмболия метастазирование геморрагический диатез кровотечение кровоизлияние гематома  

 

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

 

Макропрепараты:

МУСКАТНОЕ ПОЛНОКРОВИЕ ПЕЧЕНИ.

Обратить внимание на ткань печени на разрезе, указать наличие многочисленных очажков темно-красного цвета, чередующихся с участками серо-желтоватого цвета. Описать вид капсулы печени, отметив её гладкость. Указать причины развития данного патологического процесса, исходы.

БУРАЯ ИНДУРАЦИЯ ЛЕГКИХ.

Обратить внимание на увеличение размеров легких, уплотнение их консистенции и бурый цвет ткани на разрезе. Указать причины и морфогенез.

ПРИСТЕНОЧНЫЙ ТРОМБ В АОРТЕ.

На препарате вскрытой аорты найти массивные тромботические массы, значительно суживающие просвет аорты. Описать внешний вид тромба, его цвет; описать состояние интимы аорты, обратив внимание на наличие многочисленных атеросклеротических бляшек. Отметить причинно-следственную связь между атеросклеротическим поражением аорты и образованием тромба.

ПРИСТЕНОЧНЫЙ ТРОМБ В ПОЛОСТИ ЛЕВОГО ЖЕЛУДОЧКА.

На препарате вскрытого сердца найти крупный тромб шаровидной формы в полости левого предсердия. Описать внешний вид тромба; указать причины его образования в полости предсердия.

ТРОМБОЭМБОЛИЯ ЛЁГОЧНОЙ АРТЕРИИ.

На препарате найти тромботические массы, плотно закупоривающие просвет лёгочной артерий. Описать внешний вид тромбоэмболов, указать возможные источники их образования, пути продвижения по сосудистой системе организма.

 

Микропрепараты:

№ 5. МУСКАТНАЯ ПЕЧЕНЬ.

При малом увеличении рассмотреть строение печёночных долек, обратить внимание на расширенные просветы синусоидов преимущественно в центре долек, наличие в них большого количества эритроцитов. Гепатоциты в центре долек с признаками дистрофии и атрофии. Препарат зарисовать, сделав необходимые обозначения.

№ 7. СТАЗ В КАПИЛЛЯРАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Рассмотреть под малым и большим увеличением капилляры головного мозга, обратить внимание на наличие в них большого количества эритроцитов, которые тесно прилежат друг к другу, образуя "монетные столбики" или сплошные гомогенные эозинофильные массы. Вокруг капилляров в веществе мозга - зона отека. Препарат описать в альбоме.

№ 10. КРАСНЫЙ ТРОМБ.

Рассмотрите препарат невооруженным глазом. Он представляет собой крупный артериальный сосуд на поперечном разрезе. Просвет сосуда закупорен тромбом. При малом увеличении микроскопа рассмотрите строение тромба, убедитесь в том, что он преимущественно состоит из эритроцитов; кроме эритроцитов в тромбе хорошо видны нитевидные отложения фибрина. Найдите место прикрепления тромба к интиме артерии, отметьте наличие воспалительного клеточного инфильтрата в этом месте сосуда. Препарат зарисовать, сделав все соответствующие обозначения.

№ 14. ОРГАНИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ТРОМБА.

При малом увеличении микроскопа рассмотрите строение тромба, обтурирующего просвет сосуда. Обратите внимание на разрастание в тромботических массах волокнистой соединительной ткани, а также наличие мелких новообразованных сосудов. Препарат зарисовать и обозначить.

 

 

Электронограммы:

Изучить и описать в альбоме следующие электронограммы:

ХРОНИЧЕСКОЕ ВЕНОЗНОЕ ПОЛНОКРОВИЕ ПЕЧЕНИ ("МУСКАТНАЯ" ПЕЧЕНЬ").

БУРАЯ ИНДУРАЦИЯ ЛЕГКИХ.

ПОЧКА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВЕНОЗНОМ ЗАСТОЕ.

МОРФОГЕНЕЗ ТРОМБООБРАЗОВАНИЯ.

 

Электронограммы изучить и описать в альбоме.

 

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

 

 

Занятие № 4

ВОСПАЛЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОСТРОЕ ВОСПАЛЕНИЕ. ЭКССУДАТИВНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ. ХРОНИЧЕСКОЕ (ПРОДУКТИВНОЕ) ВОСПАЛЕНИЕ. ГРАНУЛЕМАТОЗНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ. АМИЛОИДОЗ. ИММУНОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. СИНДРОМЫ ИММУННОГО ДЕФИЦИТА. СПИД (ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ). ПРОЦЕССЫ РЕГЕНЕРАЦИИ И АДАПТАЦИИ. РЕПАРАЦИЯ. ГИПЕРТРОФИЯ. АТРОФИЯ. МЕТАПЛАЗИЯ. ДИСПЛАЗИЯ.

Значимость темы

Воспаление - комплексная местная сосудисто-мезенхимальная реакция организма на повреждение ткани. Биологический смысл воспаления заключается в том, что эта реакция имеет защитно-приспособительный характер. Целью воспаления, как и других компенсаторно-приспособительных процессов, является поддержание гомеостаза. Для достижения этой цели выполняются следующие задачи: локализация, уничтожение агента, вызвавшего повреждение, восстановление поврежденной ткани. Воспаление - это сложный комплексный процесс, состоящий из трех взаимосвязанных фаз: альтерации (повреждение), экссудации и пролиферации. Воспаление – патогенетическое звено многих заболеваний, но может представлять собой и самостоятельный процесс.

Иммунопатологическими называются процессы, в основе развития которых лежит нарушение иммунитета. Основной причиной развития иммунопатологических процессов являются разнообразные иммунодефицитные состояния, которые часто связаны с нарушениями структуры и функции лимфоидной ткани, в частности, вилочковой железы.

Иммунопатологические процессы составляют основу иммунопатологии - раздела медицины, изучающего все процессы и болезни, которые возникают в результате нарушения иммунологического гомеостаза.

Организму приходится постоянно приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влияниям радиации, меняющейся биосфере. Все индивидуумы, образующие вид, обладают приспособительными реакциями, которые проявляются в условиях здоровья и болезни.

Приспособление - широкое биологическое понятие, объединяющее все процессы жизнедеятельности, благодаря которым осуществляется взаимоотношение организма с внешней средой, и направлено на сохранение вида.

Компенсация - частное проявление приспособления для коррекции нарушенной функции при болезни. В медицине приспособление и компенсация дополняют друг друга, составляя при болезнях определенные звенья их патогенеза, и реализуются на молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системном и организменном уровнях.

Регенерация - это процесс восстановления структурных элементов ткани взамен погибших. Регенераторные процессы универсальны, присущи всему живому и всегда протекают как в здоровом организме, так и при болезни. Регенерация является одним из проявлений приспособительных процессов.

Склероз - это патологический процесс, ведущий к диффузному или очаговому уплотнению внутренних органов, сосудов, соединительнотканных структур в связи с избыточным разрастанием зрелой плотной соединительной ткани.

Процессы склероза могут развиваться в различных органах и тканях при многих заболеваниях.

Знание материала данной темы важно для усвоения общего и частного курса патологической анатомии, понимания исходов патологических процессов и заболеваний, саногенеза. Оно необходимо при изучении всех клинических дисциплин и в практической деятельности врачей разных специальностей для правильного клинико-анатомического анализа.

 

2. Цель занятия: научиться определять причины, механизм развития, типы тканевых реакций при воспалении, отличать на основании морфологической характеристики воспаление от других патологических процессов, оценивать функциональное значение и исходы различных видов воспаления в органах и тканях. Научиться определять причины и механизмы развития иммунодефицитных состояний, реакций гиперчувствительности, аутоиммунизации, знать основные морфологические проявления реакций гиперчувствительности замедленного и немедленного типов. Научиться определять сущность процессов приспособления и компенсации; механизмы адаптации и функциональное значение процессов приспособления, а также различать по морфологической картине различные виды этих процессов (гипертрофия и гиперплазия, регенерация, атрофия, перестройка тканей, метаплазия, организация).

Студент должен уметь: 1) давать определение каждой фазы воспаления; 2) называть морфологические формы воспаления; 3) давать определение экссудативного и продуктивного воспаления, называть его виды; 4) давать макро- и микроскопическую характеристику различных видов экссудативного и продуктивного воспаления; 5) оценивать функциональное значение и исходы различных видов воспаления; 6) давать определение иммунопатологических и аллергических процессов; 7) на основе морфологических изменений отличать иммунопатологические процессы от других патологических процессов. 8) различать сущность приспособления и компенсации; 9) называть стадии компенсаторного процесса, давать их морфологическую характеристику; 10) называть и давать определение различных видов процессов приспособления и компенсации, объяснять механизмы их развития; 11) объяснять механизмы регуляции роста соединительной ткани при склерозе, а также оценивать функциональное значение процесса склероза для организма.

 

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить нормальное строение и функцию капилляров, лейкоцитарную формулу крови, функцию тучных клеток (лаброцитов), нейтрофилов, макрофагов, лимфоцитов, плазматических клеток, фибробластов.

б) вспомнить нормальное строение эпителия, рыхлой и плотной волокнистой соединительной ткани, а также строение мышечной, хрящевой, костной ткани.

в) процессы пролиферации и дифференцировки клеток.

г) выучить материал лекции и учебника.

д) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической

части занятия:

1. Сущность, причины и механизм развития воспаления.

2. Фазы воспаления, их морфологическая характеристика.

3. Классификация воспаления.

4. Морфологическая характеристика экссудативного и продуктивного воспаления.

5. Клиническое значение и исходы различных видов воспаления.

6. Вспомнить нормальное строение и функцию вилочковой железы, селезёнки и лимфоузлов.

7.Вспомнить механизмы формирования иммунного ответа, его регуляцию.

8. Определение иммунопатологических процессов, их классификация.

9. Изменения иммунокомпетентной (лимфоидной ткани) при антигенной стимуляции.

10. Определение понятия, виды, патогенез и морфология реакций гиперчувствительности.

11. Заболевания, в основе которых лежат реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. Их морфологическая характеристика.

12. Иммунодефицитные синдромы, их сущность, виды, патогенез, морфология.

13. Определения понятий регенерации, приспособления, компенсации, склероза. Их сущность и классификация.

14. Причины и морфогенез этих процессов.

15. Макроскопическая, микроскопическая и электронно-микроскопическая характеристика процессов регенерации, приспособления и компенсации.

16. Функциональное значение этих процессов для организма и возможные исходы. Примеры заболеваний, при которых развиваются эти процессы.

е) выполнить задания п.7.

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Выучить определения понятий, относящихся к воспалению.

2. Знать классификацию, стадии развития воспаления.

3. Обратить внимание на этиологию и патогенез острого и хронического воспаления.

4. Уметь характеризовать макро – и микроскопические изменения органов при остром и хроническом воспалении.

5. Использовать ООД (см. стр. 5) при изучении патоморфологической картины органов на макро- и микроскопическом уровне.

6. Изучить причины и механизмы развития гиалиноза, отличительные патоморфологические черты на макро- и микроскопическом уровне.

Выучить причины, механизмы развития амилоидоза, классификацию.

Знать патоморфологическую картину амилоидоза различных органов на макро- и микроскопическом уровне.

Выучить способы выявления амилоида.

7. Внимательно изучить клинические проявления при реакциях гиперчувствительности немедленного и замедленного типа.

8. Изучить морфологическую картину различных видов реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типов, исходы.

9. На основании знания строения тимуса уметь характеризовать этиологию, механизмы развития, патоморфологические проявления, возникающие при болезнях вилочковой железы.

10. Классификация иммунопатологических процессов, сопровождающихся недостаточной выраженностью иммунного ответа, примеры заболеваний.

11. Изучить морфологические проявления компенсаторно-приспособительных процессов в тканях и органах на организменном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях.

12. Знать основные проявления физиологической и репаративной регенерации.

13. Обратить внимание на процессы организации и перестройки органов и тканей, отметить значение метаплазии в развитии патологических процессов.

14. Изучить регуляцию компенсаторно-приспособительных процессов, условия их развития.

15. Использовать ООД (см. стр. 5) при изучении патоморфологической картины органов на макро- и микроскопическом уровне.

 

 

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 66-104.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 92- 135.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов.-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.-C.172-237, 585-593.

4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./ М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: общий курс. 2005.-C. 69-140.

5. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 47-100.

6. Пальцев, М.А. Патология: курс лекций для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М.А. Пальцева.-2-е изд., стер.-М.:Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: Общий курс.-2007.-C. 150-198, 220-225.

7. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.1.-2008.-C. 127-221.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

10. Дудка, В.Т. Сборник ситуационных задач по патологической анатомии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др.; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

Вопросы для самоконтроля

1. Определение воспаления, этиология, механизмы развития воспаления.

2. Фазы воспалительного процесса. Морфологическая картина фаз воспалительного процесса.

3. Охарактеризуйте реакцию сосудистого русла, процесс экссудации.

4. Характеристика фазы пролиферации.

5. Классификация экссудативного воспаления.

6. Морфологическая картина морфологические особенности экссудативного воспаления.серозного воспаления.

7. Определение продуктивного воспаления.

8. Этиология. Патогенез, классификация продуктивного воспаления.

9. Морфологические особенности, исходы продуктивного межуточного воспаления.

10. Определение понятия амилоидоз. Гистохимические реакции на амилоид.

11. Классификация амилоидоза.

12. Заболевания, при которых наиболее часто встречается вторичный амилоидоз.

13. Понятие о периретикулярном и периколлагеновом амилоидозе.

14. Изменения органов и тканей при амилоидозе. Исходы.

15. Выучить определения понятий, относящихся к патологии иммунной системы.

16. Обратить внимание на причины и механизмы развития реакций гиперчувствительности.

17. Внимательно изучить клинические проявления при реакциях гиперчувствительности немедленного и замедленного типа.

18. Изучить морфологическую картину различных видов реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типов, исходы.

19. На основании знания строения тимуса уметь характеризовать этиологию, механизмы развития, патоморфологические проявления, возникающие при болезнях вилочковой железы.

20. Классификация иммунопатологических процессов, сопровождающихся недостаточной выраженностью иммунного ответа, примеры заболеваний.

21. Охарактеризовать осложнения и причины смерти, больных при иммуннодефицитных состояниях.

22. Формы регенерации и их сущность.

23. Морфогенез регенераторного процесса, фазы течения. Морфологическая характеристика..

24. Виды заживления ран.

25. Понятие приспособительных реакций.

26. Определение понятия компенсация, фазы течения процесса.

27. Определение понятия гипертрофия.

28. Виды гипертрофии, их характеристика.

29. Виды компенсаторной гипертрофии.

30. Изменения сердца при компенсаторной гипертрофии.

31. Морфологические признаки сердечной декомпенсации.

32. Атрофия, ее виды, примеры заболеваний и патологических состояний.

33. Понятие процесса организации, склероза, проявления.

34. Морфогенез склероза, виды склеротических процессов.

35. Определение понятия метаплазия, причины и механизмы, исходы.

36. Понятие о дисплазии, степени дисплазии, клинико-морфологическое значение.

 

7. Обязательные задания для выполнения.

1. Зарисовать в альбом клетки воспалительного экссудата: нейтрофилы, макрофаги, эозинофилы, тучные клетки.

2. Вспомнить нормальное гистологическое строение лимфоузла и вилочковой железы.

3. Вспомнить строение грануляционной ткани.

4. Вспомнить варианты физиологической регенерации.

5. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

 

иммунные реакции центральные органы иммунитета периферические органы иммунитета клеточный иммунитет гуморальный иммунитет Т-зависимые лимфоциты В-зависимые лимфоциты иммунодефицитные синдромы амилоидоз извращенный синтез альтерация экссудация эмиграция пролиферация экссудат инфильтрат экссудативное воспаление серозное воспаление катаральное воспаление склерома клетки Микулича гранулема гранулематоз полип остроконечная кондилома туберкулезный бугорок гигантские многоядерные клетки Пирогова-Лангханса регенерация внутриклеточная гипертрофические разрастания полная регенерация фибринозное воспаление крупозное воспаление дифтеритическое воспаление гнойное воспаление абсцесс пиогенная мембрана флегмона эмпиема геморрагическое воспаление гнилостное воспаление свищ склероз межуточное воспаление гумма шанкр лепрозные клетки Вирхова заживление первичным натяжением заживление вторичным натяжением инкапсуляция рубцевание бурая атрофия неполная регенерация гиперплазия метаплазия физиологическая регенерация организация костная мозоль патологическая регенерация рабочая гипертрофия викарная гипертрофия  

 

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты:

АБСЦЕССЫ ПЕЧЕНИ.

Описать цвет паренхимы печени, найти в её толще полости диаметром до 1см с желтоватым аморфным содержимым и тонкими стенками. Указать на возможные причины развития данного процесса.

ФИБРИНОЗНЫЙ ПЕРИКАРДИТ ("ВОЛОСАТОЕ" СЕРДЦЕ).

Описать состояние эпикарда, отметив выраженную его шероховатость и наличие бахромчатых наложений серовато-желтоватого цвета. Перечислить заболевания, при которых возможно развитие данного процесса, указать его возможные осложнения и исходы.

АМИЛОИДОЗ СЕЛЕЗЁНКИ (САЛЬНАЯ СЕЛЕЗЁНКА).

Описать вид пульпы селезёнки на разрезе, отметить наличие многочисленных очажков сероватого цвета. Указать на возможные причины развития данного процесса.

АМИЛОИДОЗ СЕЛЕЗЁНКИ (САГОВАЯ СЕЛЕЗЁНКА).

Описать размеры и цвет селезёнки, вид пульпы на разрезе, отметить её консистенцию. Указать на возможные причины развития данного процесса.

АУТОИММУННЫЙ ЗОБ ХАШИМОТО (ТИРЕОИДИТ ХАШИМОТО).

Обратить внимание на большие размеры щитовидной железы (указать в сантиметрах размеры долей), оценить поверхность щитовидной железы, диффузность поражения, отсутствие узелков и кист. Назвать причины данной патологии, и её исходы.

ГИПЕРТРОФИЯ МЫШЦЫ СЕРДЦА.

Описать внешний вид сердца, отметить его величину, толщину стенок левого и правого желудочков, трабекулярных и сосочковых мышц, изменение объема полостей желудочков, состояние клапанного аппарата. Указать возможные причины развития гипертрофии сердца, функциональное значение.

АТРОФИЯ ПОЧКИ ПРИ ГИДРОНЕФРОЗЕ.

Обратить внимание на размеры и форму органа, имеющего вид тонкостенного многокамерного мешка. Описать состояние полостей лоханок и чашечек, толщину, внешний вид, цвет, состояние почечной паренхимы. Указать локализацию и внешний вид камня, препятствующего оттоку мочи. Указать возможные другие причины развития гидронефроза, вид атрофии и исход.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ.

Описать внешний вид извилин головного мозга, состояние сосудов мягкой мозговой оболочки. Отметить ширину коры и белого вещества мозга, размеры полостей боковых желудочков. Указать причины, вид атрофии и механизм ее развития, исход.

 

Микропрепараты:

№ 32. ФИБРИНОЗНЫЙ ПЛЕВРИТ.

При малом увеличении микроскопа найти плевру, на которой обнаруживаются серо-розоватые пленчатые наложения фибрина. Плевра утолщена за счёт склероза, под ней в прилегающих альвеолах видна грануляционная ткань с воспалительной инфильтрацией. Препарат зарисовать в альбом, сделать необходимые обозначения.

№ 36. ТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ГРАНУЛЕМА.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть ткань лёгкого и найти в ней многочисленные очажки в виде гранулём диаметром 0,5-1,0мм. Сравнить гистологическое строение разных гранулём и найт<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.