Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

2017-12-09 338
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПАТОЛОГИЯ НАКОПЛЕНИЯ (ДИСТРОФИИ). НАРУШЕНИЯ БЕЛКОВОГО, ЛИПИДНОГО, УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА. ГИАЛИНОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. МУКОИДНОЕ И ФИБРИНОИДНОЕ НАБУХАНИЕ. НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ХРОМОПРОТЕИДОВ (ЭНДОГЕННЫХ ПИГМЕНТОВ). НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ. ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЫЗВЕСТВЛЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ КАМНЕЙ.

 

Значимость темы.

Дистрофия - это патологический процесс, в основе которого лежат нарушения тканевого (клеточного) метаболизма, ведущие к структурным изменениям. Этиология дистрофий разнообразна и сводится к трем основным группам причин: нарушение ауторегуляции, нарушение работы транспортных систем и патология регуляторных систем. Морфогенетические механизмы развития дистрофий стереотипны и сводятся к инфильтрации, трансформации, извращенному синтезу и декомпозиции.

При паренхиматозных дистрофиях нарушения обмена веществ развиваются в клетках паренхимы органа. Эти нарушения обмена веществ могут быть врожденными и приобретенными. Паренхиматозные дистрофии являются широко распространенным патологическим процессом, который определяет тяжесть заболевания и его исход.

Стромально-сосудистые дистрофии - морфологическое проявление нарушения обмена веществ в строме органов и стенке сосудов. Они развиваются на территории гистиона, который образован отрезком микроциркуляторного русла с окружающими его элементами соединительной ткани (основное вещество, волокнистые структуры, клетки) и нервными окончаниями. При этом в межклеточном веществе накапливаются продукты метаболизма, которые могут приноситься с кровью и лимфой, быть результатом извращенного синтеза или появляться в результате дезорганизации основного вещества и волокон соединительной ткани.

При смешанных дистрофиях морфологические проявления нарушенного обмена веществ выявляются в паренхиме и строме органов, при этом нарушения обмена касаются сложных белков (хромопротеиды, нуклеопротеиды, гликопротеиды) и минералов. Знание данной темы необходимо для усвоения многих тем общего курса патологической анатомии, а также для изучения патоморфологии лейкозов, анемий, заболеваний печени, почек, желез внутренней секреции, нарушения кровообращения.

Знание темы необходимо для усвоения других тем общего курса (нарушение кровообращения, воспаление, регенерация, опухоли), а также патологической анатомии болезней. Оно необходимо при изучении клинических дисциплин и в работе врача для клинико-анатомического анализа.

2. Цель занятия: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение паренхиматозных, стромально-сосудистых и смешанных дистрофий, а также отличать дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики.

Студент должен у м е т ь: 1) давать определение паренхиматозных дистрофий и называть их виды; 2) различать паренхиматозные дистрофии на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики; 3) давать определение стромально-сосудистых дистрофий и называть их виды; 4) различать белковые, жировые и углеводные стромально-сосудистые дистрофии на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики; 5) давать определение смешанных дистрофий и называть их виды; 6) характеризовать вещества, относящиеся к гемоглобиногенным, протеиногенным, липидогенным пигментам, нуклеопротеидам; 7) различать виды нарушений обмена хромопротеидов и нуклеопротеидов на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики; 8) характеризовать нарушения обмена меланина; 9) называть виды кальцинозов, объяснять механизмы их развития и оценивать их функциональное значение; 10) определять виды камней, образующихся в мочевых и желчевыводящих путях, объяснять механизмы их образования и оценивать их функциональное значение; 11) оценивать функциональное значение дистрофий, исходы.

 

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить методы гистологической обработки и окраски тканей.

б) вспомнить нормальное строение и функцию паренхиматозных органов (печень, почки, сердце);

в) вспомнить нормальное строение и виды соединительной ткани, строение и состав соединительнотканных волокон, строение сосудов;

г) вспомнить нормальный обмен пигментов: билирубин, меланин; а также аминокислот и кальция.

д) выучить материал лекции и учебника;

е) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Определение понятия дистрофий, сущность паренхиматозных дистрофий, их классификация.

2. Макроскопическая, микроскопическая и электронно-микроскопическая характеристика белковых, жировых и углеводных дистрофий.

3. Причины и механизмы развития паренхиматозных дистрофий.

4. Функциональное значение и исходы паренхиматозных дистрофий.

5. Определение понятия стромально-сосудистых дистрофий, их классификация.

6. Причины и механизмы развития стромально-сосудистых дистрофий.

7. Макроскопическая, микроскопическая и электронно-микроскопическая характеристика белковых, жировых и углеводных стромально-сосудистых дистрофий.

8. Функциональное значение и исходы стромально-сосудистых дистрофий.

9. Смешанные дистрофии, их виды.

10. Виды и механизмы развития нарушения обмена хромопротеидов.

11. Макроскопическая, микроскопическая и электронно-микроскопическая характеристика нарушений обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов и минералов.

12. Виды и причины развития желтух.

13. Функциональное значение и исходы смешанных дистрофий.

ж) выполнить задания п.7.

 

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Знать этиологию и механизмы развития паренхиматозных дистрофий в печени, почках, сердце и других органах.

2. На основании знания строения паренхиматозных органов охарактеризовать локализацию, патоморфологические признаки различных видов дистрофических процессов, микроскопическую картину изменений органов при паренхиматозных дистрофиях.

3. Выучить определения понятий, относящихся к стромально- сосудистым дистрофиям.

4. Выучить определения понятий, относящихся к смешанным дистрофиям.

5. На основании знания нормального обмена пигментов в организме уметь характеризовать локализацию, механизмы развития, патоморфологические проявления нарушенного обмена пигментов и минералов.

6. 9. Использовать ООД (см. стр. 5) при изучении патоморфологической картины органов на макро- и микроскопическом уровне.

 

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 19-43.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C.34-64.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов.-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.-C.66-118.

4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./ М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: общий курс.-2005.-C.31-36.

5. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C.8-12, 17-27. (Учеб. лит. для студентов мед. вузов).

6. Пальцев, М.А. Патология: курс лекций для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М.А. Пальцева.-2-е изд., стер.-М.:Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т. 1: Общий курс.-2007.-C.26-50.

7. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.1.-2008.-512 с.:ил. Гриф УМО

8. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.1.-2008.-C.58-66. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

10. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

11. Дудка, В.Т. Сборник ситуационных задач по патологической анатомии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др.; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

Лекционный материал.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Определение понятия дистрофия.

2. Причины и механизмы развития дистрофий.

3. Сущность паренхиматозных дистрофий. Классификация.

4. Морфологическая характеристика паренхиматозных дистрофий, исходы.

5. Способ обработки и окраски срезов на выявление жиров в тканях.

6. Стромально - сосудистые дистрофии. Причины, механизмы развития. Классификация.

7. Патоморфологическая характеристика стромально-сосудистых дистрофий, исходы.

8. Определение понятия смешанные дистрофии.

9. Классификация эндогенных пигментов.

10. Причины, механизмы развития, морфологическая характеристика нарушения обмена эндогенных пигментов.

11. Изменения в тканях, развивающиеся при подагре, исходы.

12. Нарушение минерального обмена. Виды. Клинико-морфологическая характеристика.

13. Общие и местные факторы камнеобразования. Виды и химический состав желчных и мочевых камней.

 

7. Обязательные задания для выполнения.

1. Вспомнить нормальную морфологию почек, сердца, селезенки, печени, яичников, соединительной и жировой тканей.

2. Знать гистохимические реакции на амилоид.

3. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

 

дистрофия гиалиново-капельная дистрофия жировая дистрофия тигровое сердце гусиная печень липидозы ферментопатия мукоидное набухание фибриноидное набухание фибриноид фибриноидный некроз гиалиноз келоид гемоглобиногенные пигменты ферритин альбинизм гемосидерин   гидропическая дистрофия баллонная дистрофия декомпозиция инфильтрация трансформация роговая дистрофия тучность истощение атеросклероз дистрофическое обызвествление петрификация метаболическое обызвествление оссификация болезнь Аддисона гиперкальциемия билирубинурия метастатическое обызвествление холемия гемохроматоз липофусцин гемосидероз подагра билирубин  

 

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты:

ЖИРОВАЯ ДИСТРОФИЯ ПЕЧЕНИ.

Описать вид, размеры, характер её поверхности, капсулы, цвет печени на разрезе. Указать на возможные причины развития дистрофии, её исходы, функциональное значение.

ЖИРОВАЯ ДИСТРОФИЯ МИОКАРДА.

Описать размеры сердца и его полостей, цвет миокарда на разрезе и в субэндокардиальных отделах. Указать на возможные причины развития дистрофии, её исходы, функциональное значение, вероятные клинические проявления.

ГИАЛИНОЗ КАПСУЛЫ ПЕЧЕНИ (ГЛАЗУРНАЯ ПЕЧЕНЬ).

Описать состояние капсулы печени, обратить внимание на перламутровый вид отложений гиалина. Указать на возможные причины развития этого процесса.

БУРАЯ АТРОФИЯ МИОКАРДА.

Описать размеры сердца и его цвет, обратив внимание на отсутствие жировой клетчатки под эпикардом и повышенную извитость коронарных артерий. Указать возможные причины развития данного процесса, его исходы.

КАЛЬЦИНОЗ ИНТИМЫ АОРТЫ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ.

Описать внешний вид аорты, особенно отметив состояние её интимы. Обратить внимание на наличие в интиме многочисленных участков белого цвета, описать их размеры и локализацию. Назвать разновидность данного обызвествления, указать его функциональное значение.

КАМНИ В ПОЧКАХ.

Описать внешние размеры почки, определить толщину паренхимы почки, отметить величину лоханки и чашечек, обратить внимание на большое количество прилоханочной жировой клетчатки. Описать вид, форму и размер камней (камня) в почечных полостях. Охарактеризовать взаимосвязь между наличием камней и изменениями почки. Указать функциональное значение данного процесса, его возможные клинические проявления, осложнения и исходы.

 

Микропрепараты:

№ 07-10 (25). ЖИРОВАЯ ИНФИЛЬТРАЦИЯ ПЕЧЕНИ.

При малом увеличении микроскопа найти периферические и центральные отделы печёночных долек. При большом увеличении найти гепатоциты, цитоплазма которых выглядит пустой и представляет собой сплошную вакуоль; ядра в таких гепатоцитах уплощены и оттеснены к периферии клетки. Обозначить обнаруженные изменения на рисунке.

№ 24. БУРАЯ ИНДУРАЦИЯ ЛЁГКИХ.

При малом увеличении микроскопа найти в просветах альвеол и альвеолярных перегородках скопления клеток, содержащих в цитоплазме большое количество пигмента темно-коричневого цвета (при окраске гематоксилином и эозином). На препаратах, окрашенных по Перлсу, данный пигмент окрашивается в сине-зелёный цвет, что свидетельствует о наличии в нем железа. Препарат зарисовать, обозначив на рисунке необходимые изменения.

№ 116. ИЗВЕСТКОВЫЕ МЕТАСТАЗЫ В ПОЧКЕ.

При малом увеличении микроскопа в корковом и мозговом веществе почки найти отложения извести в виде крупных глыбок сине-фиолетового цвета. При большом увеличении определить более точную локализацию отложений извести (в основном канальцы, реже - клубочки). Препарат зарисовать, обозначив на рисунке отложения извести и их локализацию.

№ 06-4 (16). ГИАЛИНОВО-КАПЕЛЬНАЯ И ГИДРОПИЧЕСКАЯ ДИСТРОФИЯ ЭПИТЕЛИЯ КАНАЛЬЦЕВ ПОЧКИ.

При малом увеличении микроскопа найти канальцы проксимальных и дистальных отделов, при большом увеличении обратить внимание на состояние цитоплазмы эпителия и его ядер. Зарисовать наличие в цитоплазме эпителия вакуолей и бледную окраску ядер клеток; клубочки почек без существенных изменений. Обозначить данные изменения на рисунке.

 

 

Электронограммы:

ГИАЛИНОВО-КАПЕЛЬНАЯ ДИСТРОФИЯ ЭПИТЕЛИЯ КАНАЛЬЦЕВ ПОЧКИ.

ЖИРОВАЯ ДИСТРОФИЯ МИОКАРДА.

ГИДРОПИЧЕСКАЯ ДИСТРОФИЯ ПЕЧЕНИ.

ФИБРИНОИДНОЕ НАБУХАНИЕ.

ГИАЛИНОЗ СОСУДОВ СЕЛЕЗЁНКИ.

МУКОИДНОЕ НАБУХАНИЕ.

МЕЛАНОЦИТ КОЖИ ПРИ АДДИСОНОВОЙ БОЛЕЗНИ.

ЛИПОФУСЦИН В КАРДИОМИОЦИТЕ.

ИЗВЕСТКОВЫЕ МЕТАСТАЗЫ В МИОКАРДЕ.

ПОДАГРА.

ЛИПОФУСЦИНОЗ ПЕЧЕНИ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

 

Электронограммы изучить и описать в альбоме.

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

 

 

Занятие № 3


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.