Тема: Микробиология полости рта. Семинар II — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема: Микробиология полости рта. Семинар II

2017-12-09 447
Тема: Микробиология полости рта. Семинар II 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы для подготовки.

1. Роль микроорганизмов в возникновении и развитии гингивита, пародонтита, пародонтоза. Пародонтопатогенные микроорганизмы – порфиромонады, превотеллы и др., их характеристика. Условия возникновения и проявления пародонтита. Микробиологическая диагностика.

2. Одонтогенные воспалительные заболевания – периодонтит, абсцесс, флегмона, фасциит, остеомиелит – особенности их проявления в ЧЛО.

3. Грамположительные микроорганизмы – возбудители гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО.

4. Грамотрицательные микроорганизмы – возбудители гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО.

5. Неклостридиальные анаэробные микроорганизмы – возбудители гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО, их классификация, характеристика, факторы патогенности.

6. Стоматиты - определение, классификация. Бактериальные стоматиты: стафилококковые и стрептококковые, условия их возникновения, микробиологическая диагностика. Гонококковый стоматит, условия возникновения, проявления на слизистой полости рта, микробиологическая диагностика.

7. Кандидоз полости рта, характеристика возбудителя, факторы патогенности, формы кандидоза полости рта,условия возникновения заболевания, микробиологическая диагностика.

8. Актиномицеты: характеристика, факторы патогенности. Условия возникновения актиномикоза ЧЛО, микробиологическая диагностика.

9. Гингиво-стоматит Симановского-Венсана /фузоспирохетоз/: характеристика возбудителей, условия возникновения заболевания, проявления на слизистой полости рта. Микробиологическая диагностика, дифференциальная диагностика с дифтерией.

 

Занятие № 11.

 

Тема: Кишечная палочка – нормальный обитатель кишечника. Диареегенные кишечные палочки – возбудители кишечных инфекций, их диагностика. Возбудитель дизентерии, диагностика острой и хронической форм дизентерии. Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов, микробиологическая диагностика.

Актуальность темы.

Кишечные инфекции, вызываемые диареегенными кишечными палочками, распространены среди различных групп населения: среди детей грудного возраста, у которых не сформирована микрофлора кишечника и несовершенны механизмы защиты; среди детей старшего возраста и взрослых людей, у которых они вызывают дизентериеподобные и холероподобные заболевания.

Кроме того, эшерихии являются важнейшими представителями нормальной микрофлоры кишечника, санитарно-показательными микроорганизмами воды и почвы, а также условно-патогенными возбудителями гнойно-воспалительных заболеваний.

Дифференциация и оценка значения эшерихий, а также диагностика колиинфекций невозможна без бактериологического исследования, при котором проводится идентификация и изучение патогенных свойств выделяемых эшерихий.

Бактериальная дизентерия – широко распространенное заболевание, характеризуюшееся сезонностью и склонностью давать вспышки. Тропизм возбудителя к слизистой толстого кишечника и способность пенетрировать в клетку определяют патогенез дизентерии. По клинической картине дизентерию трудно дифференцировать от других кишечных инфекций, поэтому микробиологические исследования необходимы для уточнения диагноза, выявления и предупреждения бактерионосительства и эпидемиологических наблюдений.

Одним из самых тяжелых заболеваний кишечной этиологии является брюшной тиф, который встречается в виде вспышек и в виде спорадических случаев заболевания. Брюшной тиф протекает циклично, поэтому знание патогенеза этой инфекции необходимо для правильного выбора метода диагностики и характера исследуемого материала. После заболевания брюшным тифом и паратифами может формироваться стойкое бактерионосительство, а бактериологические исследования помогают предупредить и выявить бактерионосительство.

 

Вопросы для подготовки

 

1. Положение рода Эшерихий в системе микроорганизмов. Основной представитель – кишечная палочка, ее характеристика.

2. Банальная кишечная палочка – представитель нормальной микрофлоры кишечника, ее роль в жизнедеятельности организма человека, роль в патологии человека.

3. Банальная кишечная палочка как санитарно-показательный микроб для воды и почвы. Оценка санитарного состояния воды и почвы.

4. Диареегенные кишечные палочки – возбудители кишечных инфекций, отличия от банальной кишечной палочки, факторы патогенности, разновидности (5 групп), их роль в патологии человека.

5. Бактериологический метод диагностики кишечных инфекций. Принципы идентификации диареегенных эшерихий (определение серогруппы и серовара). Диагностические иммунные сыворотки (комплексные и монорецепторные). Эпидемиология коли-инфекций, пути определения источников инфекции.

6. Дисбактериоз кишечника, условия и причины возникновения. Препараты, используемые для восстановления нормальной микрофлоры (колибактерин, бификол, лактобактерин, бифидумбактерин, бактисубтил и др.).

7. Дифференциально-диагностические питательные среды (Эндо, Плоскирева, Левина), их использование в бактериологическом методе диагностики кишечных инфекций.

8. Шигеллы, их классификация, общая характеристика, факторы патогенности, антигенная структура.Эпидемиология и патогенез дизентерии. Значение колицинотипирования в установлении эпидемиологической цепи. Особенности иммунитета.

9. Методы микробиологической диагностики острой и хронической дизентерии (бактериологический, серологический, экспресс-диагностика), особенности забора патологического материала. Диагностические препараты.

11. Общая характеристика рода Сальмонелл, их классификация, биологические свойства возбудителей брюшного тифа и паратифов, факторы патогенности. Антигенная классификация сальмонелл по Кауфману-Уайту.

12. Патогенез и эпидемиология брюшного тифа и паратифов, особенности иммунитета.

13.Методы микробиологической диагностики брюшного тифа (бактериологический по выделению гемокультуры, копрокультуры; серологический: реакция Видаля инфекционная, анамнестическая и прививочная).

14.Бактерионосительство при брюшном тифе, его причины. Методы микробиологической диагностики брюшнотифозного носительства (бактериологический и серологический).

15.Биопрепараты, применяемые для специфической профилактики, терапии и диагностики брюшного тифа и паратифов.

 

Практическая работа

 

Задание № 1 а/, б/, в/, г/.

 

В детском терапевтическом отделении среди группы детей от 6 месяцев до 1 года, госпитализированных по поводу пневмонии, возникла вспышка острого кишечного заболевания. Лабораторная диагностика показала, что у всех детей заболевание вызвано одним и тем же возбудителем.

Для выявления возможного носительства патогенных кишечных бактерий и установления источника инфекции обследованы сотрудники отделения, три из которых оказались бактерионосителямми.

Задание № 1. Провести бактериологическое исследование фекалий ребенка А.

Задание № 2. Провести бактериологическое исследование фекалий сотрудника Б.

Задание № 3. Провести бактериологическое исследование фекалий сотрудника С.

Задание № 4. Провести бактериологическое исследование фекалий сотрудника Д.

Описать ход исследования по дням и сделать заключение о выделении диареегенных эшерихий.

Для проведения эпидемиологического анализа определить колициночувствительность выделенных диареегенных эшерихий. Результаты исследований оформить в таблицу:

 

Обследуемые Серогруппа Серовар Колицинотип
Ребенок А.      
Сотрудник В.      
Сотрудник С.      

 

Сделать заключение по установлению источника инфекции.

Идентификация диареегенных кишечных палочек по антигенному строению

2 день исследования

Проводится агглютинация на стекле красных колоний со среды Эндо с комплексной ОКА сывороткой (антитела к 22 серогруппам диареегенных кишечных палочек), причем "О" – антитела к «О» антигену, К – к «К» антигену, А – означает название набора антител). Колонию, давшую агглютинацию, отсевают на скошенный МПА.

3 день исследования

1. Агглютинация на стекле культуры со скошенного агара:

а) с ОКА сывороткой – убеждаемся в повторяемости результата 2 дня исследования;

б) с ОКВ сывороткой, в ней антитела к 4 серогруппам:

О20:К84, О26:К56, О55:К59, О111:К58;

в) с ОКЕ сывороткой, в ней антитела к 5 серогруппам:

О124:К72, О142:К86, О143:К, О144:К, О151:К;

г) с групповыми ОК – иммуноглобулинами в пределах тех серогрупп, которые обнаружены при агглютинации в пунктах «б» и «в».

д/Агглютинация на стекле гретой культуры (для разрушения К-антигена) с монорецепторными О-сыворотками (О11, О124 и др.).

Вывод о серогруппе диареегенных эшерихий

4 день исследования

Определение серовара диареегенных кишечных палочек проводится в реакции иммобилизации по характеру роста в полужидком агаре с Н - сыворотками.

Иммобилизация – рост культуры по ходу укола при наличии соответствия сыворотки и жгутикового антигена культуры, отсутствие иммобилизации – рост культуры по всему столбику (диффузно).

Окончательное заключение: из фекалий больного (обследуемого) выделена диареегенная кишечная палочка ___________ (указывается серогруппа и серовар, причем серогруппа – характеристика по О и К антигенам, серовар – по Н-антигену, например: О55:К59:Н12).

 

Серовары Escherichia coli, наиболее часто вызывающие поражения у человека

Группы эшерихий    
О - Аг Н - Аг  
Энтеротоксигенные О 6, О27, О 126, О166, О 167 Н 4, Н 11, Н28  
Энтеропатогенные О 18, О26, О 112, О 142, О 158   Н 2, Н11, Н 18  
Энтероинвазивные О 112 ас, О115, О 124, О 167     —  
Энтерогеморрагические   О 26, О 111, О 157 Н6, Н7, Н8, Н11  

«–» – Аг отсутствует либо не обнаружен.

 

Задание № 2.

Больному М. поставили диагноз «Дизентерия». Фекалии больного засеяны на среду Плоскирева. Провести бактериологическое исследование по готовым посевам и изучить антигенную структуру возбудителя. Описать ход исследования по дням по общепринятой схеме, сделать заключение.

 

Задание № 3.

У двух больных с подозрением на бактериальную дизентерию взяли кровь и поставили РНГА с разведениями сывороток и эритроцитарным диагностикумом на 5 и 10 день болезни. Учесть результаты РНГА и занести их в таблицу:

 

  Больные День исследования Разведения сыворотки   К.сыв. К. Аг
    1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 1:320    
Б-й Д. 5 день                
  10 день                
Б-й Т. 5 день                
  10 день                

 

1. Какой метод диагностики использован?

2. Является ли он ведущим при диагностике дизентерии?

3. В каких случаях им можно воспользоваться?

4. Что представляет собой эритроцитарный диагностикум?

5. В чем особенности представленной реакции?

6. Подтверждается ли диагноз дизентерии у больных?

 

Задание №4.

Больной А., 28 лет. Заболел остро два дня назад, когда появились слабость, резкая головная боль, температура 40°. У больного отмечается бред, иногда приступы возбуждения. Предварительный диагноз: «Брюшной тиф». Для подтверждения клинического диагноза в бактериологическую лабораторию направлена кровь больного для выявления гемокультуры.

Учесть результаты бактериологического исследования крови по готовым посевам в соответствии со схемой:

1-й день исследования: кровь, в количестве 10 мл засевается в желчный бульон в соотношении 1:10, затем помещается в термостат при 37 °С на 18-24 часа;

2-й день исследования: описать рост культуры в желчном бульоне (видимые изменения). Производится высев из бульона на среду Эндо. Посев помещается в термостат при 37 °С на 18-24 часа;

3-й день исследования: описать культуральные свойства возбудителя на среде Эндо, отметить способность ферментировать лактозу. Промикроскопировать готовые мазки из выросшей культуры и зарисовать. Производится отсев культуры на скошенный агар и короткий «пестрый ряд» (среды Гисса с глюкозой и лактозой). Посевы ставятся в термостат при 37 °М на 18-24 часа;

4-й день исследования: оценить характер роста культуры на скошенном агаре, определить сахаролитические свойства на средах Гисса. Учесть результаты реакции агглютинации на стекле, поставленную с чистой культурой выделенных бактерий по следующей схеме:

- с комплексной сальмонеллезной сывороткой;

- с групповыми О-сыворотками: О-2, О-4, О-9;

- с типовыми Н-сыворотками: Н-а, Н-в, Н-d (см. прилагаемые таблицы).

Все полученные в результате работы данные свести в таблицу:

Окраска по Граму морфология Рост на среде Эндо Ферментация Агглютинация
    глюкоза лактоза О-сыв. Н-сыв.  
        О-2 О-4 О-9 Н-а Н-в Н-d
         
                   

 

Вывод: из крови больного выделена _______________________

Задание №5.

У двух больных М. и Р., поступивших в инфекционную клинику на 12 и 18 дни соответственно, был поставлен диагноз: «Брюшной тиф». В серологическую лабораторию направлена кровь больных, с которой поставлена реакция Видаля.

Учесть результаты реакции агглютинации по готовым демонстрациям и занести полученные данные в таблицу:

Ингредиенты 1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600 К сыв. К аg
О-Бр. диагн.              
Н-Бр. диагн.              
ОН-Паратиф. А              
ОН-Паратиф.В              

Определить характер реакции Видаля: инфекционный, анамнестический.

Какой использован метод диагностики?

 

Задание №6.

Изучить биопрепараты, используемые для профилактики, лечения и диагностики брюшного тифа и паратифов, колиинфекции, дизентерии. Данные внести в таблицу:

 

 

Название Действующее начало Механизм действия Назначение
       

 

Справочный материал для оформления протоколов и выполнения практической работы.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.