Журналистика и современные информационные технологии. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Журналистика и современные информационные технологии.

2017-12-09 465
Журналистика и современные информационные технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современные информационные технологии изменили лицо современной журналистики. Появление все новых видов коммуникации, которые предоставяют огромные возможности, обрекает журналистику на постоянные значительные перемены.
Появление новых технологий неизбежно ведет к появлению новых средств массовой информации, к новым формам ее распространения. Развитие и усовершенствование компьютерных сетей способствовало активному развитию сетевой журналистики. Поиск и распространение информации через сеть Интернет, использование электронной почты и телеконференций — все эти возможности предоставляют новые информационные технологии.
Интернет уже сегодня является особым сектором информационного пространства, наиболее обширным, оперативным и независимым. Сегодня практически каждое средство массовой информации, будь то газета или журнал, телеканал или радиостанция, имеют свое виртуальное представительство в сети Интернет.
Создание сетевой версии для печатного СМИ не означает создания конкуренции для бумажной версии и опоржения части читательской аудитории. Традиционная, бумажная, газета в обозримом будущем не уступит электронным сетевым изданиям своего места, несмотря на то, что технология производства бумажных газет и журналов доведена практически до совершенства. В то время как Интернет и сетевые издания предоставляют журналисту совершенно новые способы создания, переработки и распространения информации.
другой аспект создания сетевых версий — быстрая двусторонняя связь с аудиторией. Еще один плюс сетевых изданий, который в современной России с ее экономической нестабильностью становится очень важным моментом в деятельности СМИ. Увеличение площади газеты или журнала является ответственным шагом редакции, особенно с учетом возникающих дополнительных расходов. Сетевые версии имеют абсолютно неограниченную “площадь”
Преимущества:
Возможность незамедлительной публикации материалов по мере их поступления приводит к тому, что зачастую сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения.
доступ к архивам издания и внешним электронным ресурсам делает возможным IIобъемНоеiI видение темы и проведение самостоятельных журналистских расследований.
Различные формы обратной связи позволяют читателю активно участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем.
Относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствует расцвету узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная конституцией свобода слова и самовыражения.
Развитие сети Интернет как глобального средства массовой информации и активное ее использование журналистами как в поиске, так и в изложении информации привело к тому, что сегодня существует довольно четкая классификация средств массовой информации, которые используют сеть в своей работе. Сегодня можно выделить три основных, уже сформировавшихся, уровня:
— чисто сетевые СМИ (газеты и журналы, которые существуют исключительно в виртуальном пространстве Интернета и доступны лишь пользователям сети);
— электронные версии (электронные версии печатных изданий, радиостанций и телеканалов, созданные для расширения круга потенциальных читателей)
— информационные агентства (чаще всего — сетевые представительства информагентств, существующих и «процветающих» в мире реальном).
Формы взаимодействия между традиционными и сетевыми СМИ многообразны: ссылки, цитирование, рефлексия, самоперевод в параллельные медийные среды.
Однако взаимодействие в настоящее время неравномерно. Сетевые СМИ охотно используют прессу и вещательные средства в качестве источника и объекта анализа. Традиционные же СМИ охотно презентируют себя в Интернете, но при этом склонны рассматривать последний как анонимную среду, которая, хотя и порождает время от времени события, достойные упоминания, однако сама по себе не обладает реальным медийным статусом.
В ближайшем будущем можно ожидать более тесного взаимовлияния и взаимопроникновения сетевых и традиционных СМИ. Они выполняют одну и ту же функцию, и их значимость в общественном сознании неуклонно сближается. Не за горами то время, когда в телевизионных обзорах прессы, следующих за программой новостей, сетевые публикации будут обсуждаться на равных с публикациями бумажной прессы. Притом что сами эти телевизионные передачи можно будет запросто смотреть через Сеть.
Сетевая журналистика сегодня является самым перспективным в ряду средств массовой информации. Усовершенствование компьютерной техники, технологий мультимедиа и каналов связи неизбежно приведут к тому, что информация из сети Интернет станет общедоступной и привычной. Однако, никто не может в настоящий момент предсказать будущее сетевых СМИ и определить новые направления, которые неизбежно появятся в журналистике.
Новые технологии сбора, распространения и хранения информации как фактор, определяющий развитие СМИ. Интерактивность, дигитализация и конвергенция как важнейшие процессы, характеризующие новые медиа. Интернет - основа современной глобальной системы информации и коммуникации. Проблемы финансирования и законодательного регулирования деятельности Интернета.
Новые информационные технологии и традиционные средства массовой информации: возможности слияния и проблемы взаимодействия. Новые информационные технологии и структурные изменения глобальных информационных потоков. Опасности, приносимые развитием новых информационных технологий: возникновение дисбаланса на национальном (информационно богатые и информационно бедные слои общества) и глобальном (информационное противостояние Севера и Юга) уровнях.
Традиционные СМИ в Интернете. Преимущества виртуальных СМИ над традиционными. Новые подходы к представлению информации в онлайновых сетях. Изменения методов и форм работы журналиста виртуальных СМИ. Новая журналистика.
2. Литературно-издательская деятельность Н.Новикова.

Журналы Новикова стали заметной вехой развития русской журналистики и спо-собствовали продвижению отечественной литературы к реализму. Их можно разделить на две группы: сатирические: “Трутень” (1769-1770); “Пустомеля” (1770); “Живописец” (1772); “Кошелек” (1774). тематические: “Древняя российская вивлиофика” (1774);“СанктПетербургские ученые ведомости” (1777);“Утренний свет” (1777);

“Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета” (1779);“Московское ежемесячное издание” (1781);“Вечерняя заря” (1782);“Городская и деревенская библиотека” (1782-1786);“Покоящийся трудолюбец” (1784).Сатирические журналы Новикова:“Трутень” (1769-1770) - первый сатирический журнал Новикова. Вел непримиримую полемику с “Всякой всячиной”. Стал известен благодаря своим острым публикациям на крестьянскую тему. Символичен девиз “Трутня”: “Они работают, а вы их труд ядите”. Не менее красноречиво и название. Оно символизирует некий собирательный образ издателя “Всякой всячины” – представителя господствующего дворянского слоя общества, который живет праздно и богато, используя труд других. Прямо, как настоящий трутень. В первом же номере Новиков обнародует свои взгляды на сатиру, противоположные высказанным Екатериной II во “Всякой всячине” – “Критика, написанная на лицо, но так, чтобы не всем была открыта, больше может исправить порочного”. Выступления журнала были по-настоящему смелы и злободневны. В основе публикаций лежит естественное чувство гуманности к простым людям, за которых никто не решается вступиться. Это определило читательский успех издания. Тираж каждого номера составлял от 750 до 1240 экземпляров. Издание приносило доход, т.к. продавалось в пять раз дороже своей себестоимости. Это уникальный случай в тогдашней журналистике. Издатель широко использует различные жанры, в том числе жанр письма, в котором якобы от имени читателя задает сотрудникам журнала злободневный или интересный вопрос, требующий ответа. Это и служит поводом для выступления на страницах издания. Эти простодушные письма позволяли Новикову писать о взяточничестве, процветающем в различных ведомствах среди чиновников, о жестокостях помещиков по отношению к крестьянам, о безысходности крестьянской жизни. Он высмеивал неконкретность “Всякой всячины”, упрекал автора и издателя в плохом знании русского языка и делал вид, что не знает, кто стоит за журналом. В ответ в высочайшем журнале публиковались нравоучительные статьи. Социальная сатира Новикова вызывала недовольство в высоких кругах и в 1770 г. издателю пришлось сбавить критический накал выступлений. Об этом хорошо говорил новый эпиграф журнала: “Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много”. Он сообщал читателям о вынужденности такой перемены и напечатал несколько их недовольных писем в связи с ослаблением сатиры. И через номер объявил о закрытии журнала, ибо знал, что ему запрещено дальнейшее его издание. Да и “Всякая всячина” перестала выходить в апреле 1770 г. На последней странице номера он анонимно объявил о появлении нового журнала – “Пустомеля”.

 

“Пустомеля” (1770) – вышло всего два номера этого ежемесячного сатирического журнала Новикова. Он стал издаваться вместо закрытого издателем “Трутня”. В нем была продолжена сатирическая линия. Но сатира здесь касалась явлений литературы и культуры.

“Живописец” (1772) – еженедельный сатирический журнал, сходный с “Трутнем”. Тираж – около 1000 экземпляров. Пропаганда просветительских идей и крестьянская тема составляли главное содержание журнала. Свои выступления в журнале Новиков постарался связать с новыми литературными опытами императрицы, которая теперь стала писать нравоучительные пьесы, довольно низкого литературного уровня. Воздавая похвалы театральным пробам пера Екатерины II, Новиков пишет о своем видении проблем, в них поставленных – что порочный человек во всяком звании равного презрения достоин, критикует развратные поступки и закоренелые плохие обычаи. И ей ничего не оставалось, как принять похвалы за чистую монету, Не могла же она возражать, что имела в виду что-то иное, а не желание искоренять пороки и недостатки. На страницах журнала публиковались и хвалебные “дежурные” статьи, и поздравительные стихи придворных поэтов. Но между ними печатались и резкие статьи, разоблачающие дворянские нравы, рисующие тяжелый быт крестьян, их нужды и горе. Новиков пишет статьи в форме диалога Собеседника и Автора о современном состоянии литературы и журналистики, в которых, рассуждая о писателях Невпопаде, Кривотолке и Нравоучителе, В журнале печатались помимо Новикова Е.Дашкова, П.Потемкин, В.Рубан, Д.Фонвизин, А.Радищев, М.Сушкова, А.Фомин, Ф.Каржавин и другие. Начиная с третьего номера “Живописец” представлял собой книгу из двух частей, а не журнал, разделенный на листы. В 1773 г. журнал был закрыт.

 

“Кошелек” (1774) – новый еженедельный сатирический журнал, который должен был прославлять древние российские добродетели и в первую очередь – национальное достоинство, порицать дворянскую галломанию, космополитизм. Вышло 9 номеров журнала. Его название связано с “кошельком” – кожаным или тафтовым мешком, куда укладывалась коса парика. Поэтому смысл заголовка должен был разъясняться читателя в первом номере в статье “Превращение русского кошелька во французский”, но она не была опубликована. Идея же Новикова состояла в том, что погоня за иностранной модой разоряет дворян, портит их нравы и приносит вред России. В первом номере “Кошелька” помещена беседа нечестного на руку и корыстолюбивого француза с русским, а затем с защищающим “российские добродетели” немцем. Здесь печатается ода А. Байбакова по случаю победы над турецким флотом и взятия крепости Бендеры в 1770 г. Далее опубликована анонимная одноактная идиллическая пьеса из крестьянского быта “Народное игрище” - добрейший барин живет душа в душу со своими крепостными, заботится о них, учит грамоте и они платят ему взаимностью. Кроме этого на страницах журнала появляются и материалы под рубриками “Ведомости”, “Известия”, публикуются фельетоны, сатирические портреты конкретных людей, чьи имена не называются, но легко угадываются. Новиков составляет сатирические словари и сатирические рецепты. Эти жанры помогают ему высмеивать не абстрактные пороки, а поражать порок сатирой “на лица”. Все материалы в журналах Новикова написаны понятным простым и естественным языком, близким к разговорной литературной речи.

 

Тематические журналы Новикова – это просветительские периодические журналы, отражающие его желание способствовать моральному совершенствованию людей, их личному освобождению от пороков, и как результат – исправлению общества в целом. Главный лейтмотив всех этих изданий Новикова таков: каждый должен заботиться о своем нравственном перерождении, активно действовать на пользу другим людям. Кроме того на характер этих журналов, на их тематику накладывал отпечаток тот факт, что в 1775 г. Новиков вступил в ложу масонов. Это дало ему новые средства и возможности для издательской деятельности.

 

“Древняя российская вивлиофика” (1774) – издание научно-историческое, которое финансировала императрица. В нем публиковались памятники русской старины – документы, грамоты, княжеские договоры 14-16 вв.

 

“Санкт-Петербургские ученые ведомости” (1777) – первый в России журнал критической библиографии. Издавался раз в неделю и был рассчитан на западноевропейскую аудиторию, в глазах которой Екатерина II желала слыть просвещенной и справедливой правительницей. Журнал выходил еженедельно. Он реализовывал идею, высказанную в свое время Ломоносовым. Было выпущено 22 номера. Задача журнала определялась как прославление успехов отечественных ученых и освещение распространения наук в России.

 

“Утренний свет” (1777) – это нравственно-религиозное издание с философским уклоном. Читателям предлагалось не только слепо верить, но и размышлять над своими религиозными воззрениями и основаниями веры. Главные жанры публикаций – прозаические статьи, стихотворения, пьески и анекдоты. Наиболее интересен философский раздел журнала. Круг авторов был достаточно широк. Журнал выходил в течение 3 лет. Пользовался спросом, так что обычного тиража – 1000 экземпляров – не хватало и приходилось выпускать дополнительные тиражи. Журнал издавался с благотворительной целью: доходы шли на организацию и содержание школ для неимущих.

 

“Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета” (1779) – этот журнал можно считать первым изданием, адресованным женской аудитории. “Чтобы доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение”. В журнале публиковались произведения приятные, забавные, занимательные. В том числе и переводы. Это были анекдоты, загадки, песни, эпиграммы, шарады. Было выпущено 12 номеров, с приложением картинки к каждому – “Щеголиха на гулянье” “Раскрытые прелести”, “Чепец победы” и т.д. Эти картинки можно рассматривать как странички мод, только в карикатурном виде. Словно издатель желал осмеять нелепые наряды модниц. В остальном же это было чисто литературное издание. Тираж не известен.

 

“Московское ежемесячное издание” (1781) – общественно-политический и литературный журнал, продолжающий тематику “Утреннего света”, но в нем были созданы политический, исторический и географический отделы. Издание по содержанию напоминает другие издания Новикова. Здесь опять высмеивают льстецов, осуждают идею предопределенности общественной иерархии, снова идет полемика со статьями из “Всякой всячины”. Но тон публикаций более спокойный. Тираж издания не известен.

“Городская и деревенская библиотека” (1782-1786) – новое сатирическое издание Новикова, в котором продолжаются традиции “Трутня”. Литературный журнал для забавы или удовольствия, как пишет издатель. Выходил пять лет. В журнале печатались переводы, важное место занимали пословицы, причем по теме каждой пословицы создавался сатирический рассказ. О возможном ее происхождении. Сама же пословица служила заголовком. Сюжеты же рассказов намекали на реальные события придворной жизни. Эти пословицы вызывали не только недовольство императрицы и ее приближенных, но и цензурные проблемы. Тираж журнала не известен.

“Вечерняя заря” (1782) – религиозно-мистический журнал, продолжение “Утреннего света”. Проповедовал личное самосовершенствование, христианское смирение, принятие существующего миропорядка, отказ от политической борьбы, проявление общественной активности в форме частной благотворительности. Многие годы считалось, что это журнал Новикова, но, по мнению исследователей, он издавался масонами в противовес новиковским изданиям. Редактировал ее профессор Шварц.

“Покоящийся трудолюбец” (1784) – религиозно-нравственный журнал, приписываемый Новикову. Считал себя продолжением “Вечерней зари”. Выходил два раза в год. Но мало касался мистики и отличался хорошим подбором литературных произведений. Часть материалов были развлекательными: анекдоты, эпиграммы, загадки, небольшие повести.

“Прибавление к Московским ведомостям”, “Детское чтение для сердца и разума”, “Магазин натуральных историй”, “Экономический магазин” – эти журналы являются приложением к газете “Московские ведомости”, которую Новиков арендовал Новиков. Он сделал ее популярной, перестроив ее структуру, создав новые отделы, организовав корреспондентскую сеть. Созданные им приложения к газете пользовались большим вниманием читающей публики. Наиболее ярким из них был “Экономический магазин”, содержавший полезные сельским жителям советы, рецепты и наставления.

“Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789) был первым детским журналом и издавался еженедельно. Выходил в течение 5 лет. Это было просветительское издание. Содержание было связано с общественно-педагогической и литературной деятельностью Новикова. В нем он старался восполнить пробел в детской литературе, сделать так, чтобы детям было, что читать. Исторические, естественнонаучные статьи, нравоучительные письма, религиозные материалы, короткие повести, моральные и другие пьесы – вот круг произведений, публикуемых в журнале. Последние три года выходил без участия Новикова. В 1787 г. основными сотрудниками журнала были Н.М. Карамзин и А.А.Петров. Главную задачу журнала Новиков видел в том, чтобы воспитать, сформировать взгляды молодого культурного дворянина, горячо любящего Отечество. Крестьянский вопрос тоже находит место в журнале. Обсуждается проблема отношения к государю. Примечателен язык журнала. Он соответствует возрасту читателей-детей. Здесь нет ни славянизмов, ни запутанных грамматических конструкций. Пользовался популярностью. Журнал под редакцией Н.М.Карамзина сильно отличается от новиковского. Здесь исчезают исторические и естественнонаучные статьи, маленькие пьески, библейские тексты. Остаются большие переводные повести Н.М.Карамзина и нравоучительные сказки. Журнал отходит от решения педагогических задач, а подчиняется литературным интересам Н.М.Карамзина и А.А. Петрова. Хотя продолжает играть важную роль. К работе в журнале Н.М.Карамзин подходил серьезно и опубликовал в нем немало значительных своих поэтических произведений. Тираж издания не известен.

Билет №35

1. Жанры публицистики. Принципы и критерии их классификации.

Традиционно публицистические жанровые формы делятся на 3 большие родовые группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Информационным жанрам (заметка, отчёт, репортаж, интервью) присуще наиболее лаконичное, высокооперативное отражение и осмысление происходящих событий. Так, заметка содержит информацию о каком-либо мероприятии, которое произошло вчера или произойдёт сегодня. Автор должен кратко сформулировать суть события и в сжатой форме его описать. В отчёте даётся представление о том, как произошло событие, мероприятие, акцентируется внимание на выступлениях участников. В репортаже автор старается передать читателю атмосферу события, наглядно, эмоционально, но достаточно кратко описать ситуацию, героев. В интервью журналист стремится донести до читателей мнение своего собеседника по какой-либо общественно-значимой проблеме. Более широкими возможностями в плане отображения реальной действительности обладают аналитические жанры (корреспонденция, обозрение, обзор печати, рецензия, письмо, статья). Они охватывают действительность в различных масштабах и временных измерениях. В аналитических жанрах событие, факт, явление не только констатируются, но и анализируются. Автор всесторонне рассматривает факт, изучает, осмысливает его, делает выводы и обобщения. Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка) можно назвать промежуточными между публицистикой и беллетристикой. С одной стороны они фактографичны, с другой – вбирают в себя изобразительные элементы литературных произведений (образность, типизация, выразительность). Типическое в жизни раскрывается в художественно-публицистичеких жанрах как индивидуальное, персонифицируется. Очерк и зарисовка – позитивные жанры. Некоторые исследователи теории журналистского творчества в данную родовую группу включают и сатирические жанры – шарж, эпиграмму, памфлет, фельетон. В настоящее время в газетах печатается немало анекдотов, которые с уверенностью можно отнести к этой же группе. Учёные объединяют художественно-публицистические жанры и сатирические жанры в силу наличия у них общих черт: и тем и другим формам присущи публицистический домысел, эмоциональный стиль изложения. Другие учёные выделяют сатирические жанры в сомостоятельную родовую группу, поскольку сатирический элемент практически отсутствует в очерке и зарисовке.

2. Журналистика английского Просвещения. Творчество Д. Дефо, Д. Свифта, Г. Филдинга. 18-й век в Англии начинается под знаком протестантизма. Тезис «чистой веры» был общим для всех протестантов, лежал в основе лит-ры и ж-ки Англии 18 века (памфлет «История Джона Була»- в иносказательной ф-ме оценка расстановки полит сил. Автор Джон Арбетнот). Лит-ра была призвана поучать и воспитывать. Самым ярким был журнал зритель(1711-1714). Издатель Ричард Аддисон. Ж-л представл собой издание отстраненное от политики. Каждый номер содержал одно эссе или памфлет. Кроме него Аддисон совместно с др публицистом Стилом издавал католические газ «Болтун» и «Опекун». Особое место в англ просветит ж-ке занимала публицистика крупных писат-й Даниеля Дефо, Свифта, Филдинга. Дефо занимался издательством газ, а вошел в историю как автор памфлетов, в кот пытался создать модель англ предпринимательства.(«Призыв к чести и справедливости», «Чистокровный англичанин»). Проблемы чистоты речи активно обсуждал публицист Свифт.(«Предложение об исправлении, улучшении и закреплении англ яз»). Его цель очистить яз от жаргонизмов, закрепить образцами высокой словесности. Свифт пренадл к партии тори и был убежден в том, что следует ограничить произвол индивидуальности в сфере языка. Считал, что должна быть введена разумнао-обязательная норма языка. В это время в англ общ-ве побеждает тенденция, кот настаивает на важности более индивидуализированного выражения человеческой сущности. (это направление партии вигов). В рассказах 18 века о языке все более настойчиво проводится мысль о возможности постичь через язык хар-р народа. А Свифт связывает эти изменения в англ яз с деят-тью коммерч прессы. Просветит ж-ка уделяла большое внимание экономическим проблемам. Большую роль играл Джозеф Аддиссон. Он издавал журнал «Фригольден» 1715-1716. В отличае от нравописательного «Зрителя» носил полит-экономич хар-р. Журнал выражает позицию среднего класса. Свою экономич программу Аддиссон противопоставил программе свободных предпринимателей в земельном бизнесе. Фригольде обладают собственностью. В просветительстве было принято не просто выражать свою позицию, а делать ее отличной от другой. Журнал «Экзамерер» (Исследователь). Издатель ж-т из партии тори Генри Сен Джон. Главное здесь яркость индивидуального мышления. Важное место в англ просвещ - Поуп памфлет «Опыт о человеке». Его смысл – признание высокой природы человека. Поуп указал не на пороки, а на лучшие кач-ва чел-ка, это новое мнение в просветительских памфлетах. Просветит ж-ка отразила острейшую полит борьбу в англ парламенте за общественно мненyие.

Билет №36

1. Журналистика как социальный институт: системные характеристики. Исторические типы журналистики. (СИСТ,Х_КИ ДОПИСАТЬ!!!)

Журналистика – это явление соц.-ое и явл. частью соц.системы в целом. Журн. – это система опер.-го(миним. срокмежду событием и сообщением ) и регул.(периодичность) обеспечения нас.-я акт.- ой (имеющей значение для всех) соц. -пол.(связ.ый с соб.,происх.между больш.соц слоями) инф. Журналистика – это открытая система, т.е. в нее поступает опр.-ое кол.-во необх.-ых частей, энергии; внутри ситемы идет ее переработка, затем уже в перер. виде выбрасывается наружу из системы. Соц. ин.-т – это гос.органы и др.орг.,сущ.-ие в сфере деят.т/и СМИ. Журналистика – особый соц. ин.-т, т.е. система различных учреждений(газеты, редакции, изд., аг.-ва, служба доставки, универ.). Жур. как система видов деят.-ти, как сов.-ть профессий, как система произведений, как комплекс каналов передачи масс. инф, как сов.-сть учеб. дисциплин. Жур изнач. формир. как инст.-т,облад. опред технол.св.(операт.,период.,массовость).Связь с полит инст.(отраж.полит.интер.тех соц.слоев к.-ые доминир.+ценности). Истор.тип связ.с 1стороны с орг.жур.работы,с др.-особое отн.с властью. Каждое изд. иораж.интер.т/и слоя(класса)+его ценности.В завис.от.этого: 1.феод.-монарх. По времени совпед с перс.журн.-ом(нач 17в.)Стали склад.после возн.газет.Возник по воле верх.вл., в период форм.мощного ценрализ.гос. Эта печать готовила бурж.преобр.в Евр. 2.религиозно-клерик. В эпоху феод.выступ.как вноситель идеолог.основы на религ.миров.Своеобр.доп.-ие к 1-му типу.Церковь.д/б играть гл.роль в упр.гос. Бур.жур.нашла союзника во 2типе(он заним. бож.происх.бурж.порядков)к20в.-ренесанс рел.жур. 3. бурж.жур. возн.на волне антифеод.борбы.Это обеспеч.приход бурж.(.,за освоб.3-го сосл. (неоднород)и опир.на него.Породило мн.-во типов изд.-в.Четкая граница(качеств. и масс.печать). 4.социалистич. тоже возн.на волне борьбы:нов.класса пролет.с бурж.гос.К сер.19в.противост.раб.и бурж.Необх.в собст.идеологии.Ее стала созд.соц.жур.1848-Нов.рейнс.газ.Позже 2 напр:соц-дем(путем реформ вводить соц.преобр.) и коммун.(гос.управ.жур. - сов.жур) Исторические типы журналистики.

Понятие «Исторический тип» связано с организацией журналистской работы, с особым отношением власти. Отношения с властью определяют социально-ценностные ориентации журналистики. Это значит, что каждое издание отражает фундаментальные интересы того или иного класса и несёт при этом аудитории ценности предпочтительные для того слоя, чьи интересы отражаются. Несуществует «Независимых изданий» независимых от общественного мнения. В зависимости от степени выраженности выделяют 4 исторических типа журналистики: 1. Феодально-монархический 2. Религиозно-клерикальный 3. Буржуазный 4. Социалистический. Для первого этап развития журналистики были характерны Ф-М и Л-К типы. По времени это совпадает с этапом персонального журнализма. Оба эти типа стали складываться после появления первых газет. Этот тип прессы возник по воле верховной власти в тот период, когда формировались мощные государства. Л-К журналистика в эпоху феодализма выступала как носитель и проповедник идеологии, основанной на религиозном мировоззрении. Это своеобразное дополнение к Ф-М типу прессы. Л-К журналистика освещала существующие порядки и формировала представления о надчеловеческом происхождении власти. Так сформировалась политическая концепция клерикализма. Буржуазная журналистика возникла в эпоху антифеодальной борьбы. Это журналистика идеологически обеспечивала приход и утверждение в качестве политической силы класса буржуазии. Очень непростым и политически сложным было сопротивление буржуазной журналистики феодальному государству. Долгое время буржуазная журналистика вела борьбу против монархии за политическое освобождение «Третьего сословия». Буржуазная журналистика прошла сложный путь, отражая динамику развития капитализма как системы. Социалистическая журналистика возникла на волне борьбы нового для Европы слоя пролетариата с буржуазным государством. К середине 19 века стало складываться ситуация противостояния рабочих и буржуазии. Рабочим нужна была собственная идеология и её стала создавать социалистическая журналистика. В Германии в 1848 году появилась «Новая Рейнская газета», издаваемая Марксом и Энгельсом. В России социалистические идеи выдвигались на страницах народнической прессы. В это время во всех крупных странах Западная Европа возникают социалистические издание. Позже в общеевропейском социальном движении возникли социально-демократические и коммунистическое движение.

 

2. Журналистика и публицистика Великой Фр. революции (1789-1793) (СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ!!!)

Роль просвет(Руссо,Вальтер,Дидро)в подг.рев.Санкилоты-простолюдины.5 мая1789 Люд.16 созвал Ген.штаты.Вер-круп.буржуа-юристы.Демоген»к оружию»Штурм Бастилии-14июля.В рев.соб.больш.роль сыграла жур.Появ. много газет(более800). 1-ая рев. – «Фр.патриот» в сер.1789.Автор- Ж.-П.Бриссо (осуждал нерав. Причина-имущ.нерав) В Персон.журн наиболее ярко прояв.полит борьба. 3 круп.издателя: Ж.-П.Марат -пол.лидер якобинцев, интересы прост.нар. Газета«Друг народа» заним.разобл.изв.рук.Противоречие: не считал возм.ликвид.соц.нерав.,был против Пар.коммуны. Робеспьер «неподкупный»партия жирондистов.Газ. «Защитник Конституции» доверие народа и якобинцев.Выст.против полит.нерав. Не счит.респ.форму прав.гарантией рав. Эбер рев.жур.и пол.деятельГаз .«Отец Дюшен» (попул.перс.фолькл.)идеи зашиты санкилотов.Разг. язык. Антикорол.позиция.Соц.прогр.предпол.введение террора против бурж. И арист..Против.:ненавид.нерав., треб.уничт.част.собств.,но треб ее для себя. Жак Ру полит.деят.проповед.хар-ра.Клуб кордильеров. «речь в суде над Люд.Последним» В тюрьме изд. письм.газ. «Публицист Фр.республики»( 271№).Покончил с собой. Дост. Кол. Изд.,открыто выр.бурж.позиции, а также королев.поз. Антуан.де Ривароль предпринял изд газ. «Картины Парижа». Он счит.,что любой порядок лучше чем гибель людей.Наслед.вл.счит.гарантом порядка. К числу выд.публ. отн.(Бобев, Тальма и др.)

2,4,6.Французская революция началась с того, что третье сословие генеральных штатов, отделилось и провозгласило себя национальным собранием. Во многом, этому способствовал Неккер. Генеральные штаты- высш. Сословно-представ. учереждение с 1302-1789 гг., сост. из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия. Созывалось королем для получения от них согласия на сбор налогов. Политическое влияние минимально.Ход революции: кто у власти. 14 июня 1789 года-август-1792 года у власти фельяны (роялистская партия), в стране конст. Монархия. Август 1792-1793 - у власти жиронда - нечто среднее между якобинцами и фельянами, потом, вследствие переворота 31 мая-2июня 93 года у власти якобинцы(93-94) в стране террор и диктатура. Пресса того времени. На первом этапе демократическая печать была более многочисленной, но по мере развития революции, вместе с исчезновением с политической сцены тех или иных политических группировок умирали те или иные периодические издания. Так, на первом этапе пользовались популярностью газеты “ Друг короля” или “Деяния апостолов” графа Ривароля. Эти газеты стояли на защите короля, считая необходимостью вернуться к прежнему строю. К тому же появляется большое количество еженедельных газет совершенно разных направлений: “Друг народа”(про эту газету см. билет№42), “ Французский патриот” Бриссо, “парижская газета”… Многие из этих газет принадлежали к определенным партиям либо политическим кружкам, что говорит о партийности французской прессы того периода. Особого внимания заслуживает газета Эбера “Папаша Дюшен” см. билет №45. С развитием революции некоторые газеты появлялись и исчезали. Что же касается основных черт французской печати, то она была глубоко политизированной, разные силы использовали газеты как трибуны их политической борьбы. Очень хорошо это получалось у Эбера с его газетой (прототипом МК).Эта революция, происходившая гораздо позже английской и вслед за американской, как будто сконцентрировала, собрала в один комплекс все проблемы и противоречия двух первых, а идеи Гоббса, развитые философами Просвещения и, прежде всего, Руссо, охватили умы такого широкого круга людей, что превратили Великую французскую революцию в самую массовую, самую многослойную. И каждый из этих «слоев», определившихся в партии в ходе революции, сказал в ней свое слово.Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Гонкуры назвали газету «детищем 89 года». Конечно, газеты выходили во Франции и до 1789 года, и не следует забывать о Ренодо и его «La Gazette». Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Пожалуй, самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. Большое влияние на Мирабо оказали как обстоятельства личной жизни, заставившие его почувствовать всю подавляющую силу феодальной деспотии, так и идеи английской революции. В первом литературно-политическом опыте, памфлете «Опыт о деспотизме», опубликованном в 1776 году, а затем в трактате о «Тайных приказах и государственных тюрьмах» Мирабо выступил как сторонник теории естественного права и доказал законность и справедливость борьбы с тиранией: «Человеку для того, чтобы разорвать свои цепи, дозволены все средства без исключения…»Мирабо был революционером, но не республиканцем. В этом смысле он типичен как представитель жирондистов, той группы участников Великой французской революции, которые добивались уничтожения абсолютизма и феодальных порядков, но считали конституционную монархию наиболее приемлемой формой правления. Именно поэтому они активно действовали на первом этапе революции и сдерживали её на втором. Из этой среды и выдвинулся Мирабо.Это был непревзойденный оратор, выступления которого производили на аудиторию впечатление «какого-то чудодействия, колдовства…». Ораторское искусство Мирабо сразу же сделало его авторитетным лицом в Национальном Собрании, разобщенном поначалу принципом сословности. Мирабо стал лидером, объединив представителей трех сословий. Политическое чутье подсказало ему главную идею революции на её первом этапе – единство. Это был лозунг Мирабо, ставший лозунгом французов, теснивших короля в Собрании и штурмовавших Бастилию, т.е. объединивший всех участников революции. Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. В ней начинали журналистскую деятельность Демулен и Ксавьер. Её отличительной чертой было то, что она делалась коллективом людей. Но идейным вождем здесь был Мирабо, его духом и идеями пронизаны все публикации.Пресса якобинцев была самой массовой и влиятельной. Но и в той блистательной плеяде имен, которыми представлена журналистика Великой французской революции, имя Жан-Поля Марата не знает себе равных. «Марату удалось то, что не удавалось в такой мере решительно никому из первостепенных деятелей Французской революции, даже наиболее искренно демократически настроенных: «Народ, тот самый «добрый парижский нар


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.