Становление представлений о дизайне в теориях XX в. Первова Р. Г. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Становление представлений о дизайне в теориях XX в. Первова Р. Г.

2017-12-09 319
Становление представлений о дизайне в теориях XX в. Первова Р. Г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становление представлений о дизайне в теориях XX в. Первова Р. Г.

Соискатель: Первова Р.Г.

Руководитель: Быстрова Т.Ю.

Содержание:

Содержание:

· Введение

· 1. Генезис дизайн-деятельности

· 1.1 Предпосылки возникновения

· 1.2 Определение дизайна

· 1.3 Специфика Западного и отечественного дизайна

· 1.3.1 Особенности русского протодизайна

· 2. Виды дизайн-проектирования

· 3. Категории взаимодействия систем проектирования в дизайне и имидж-формировании

· Список литературы

Введение

Теоретические искания в сфере дизайна сопровождают весь процесс его становления, развития. Основными вопросами, разрешаемыми как теоретиками, так и практиками, являются:

· определение дизайна

· характеристика самого явления

· принадлежность к искусству

· выявление общих подходов в дизайне

· роль, место дизайнера в процессе дизайн-проектирования

· этика отношений дизайнера и потребителя (общества)

Совокупность вопросов, рассматриваемых как проблема дизайна, означает появление и интенсивное развитие нового явления постиндустриального общества, обусловленного значительными изменениями не только в экономической сфере (тиражирование продукции, лишенной индивидуальных особенностей). В самом обществе происходит трансформация мировоззренческого и аксиологического характера под влиянием доминирующих техногенных тенденций. Одним из факторов, способствующих рождению дизайна, стала конкуренция в промышленном производстве, когда технического совершенства продукции уже недостаточно для обеспечения ее сбыта. Стремительное развитие техники, начиная со 2-ой половины XIX в., обозначило проблему поиска формы промышленных изделий (промышленное искусство). Возросла значимость эстетического решения промышленной продукции. Новые материалы, новые технологии оказались в ряду вопросов материальной культуры.

Генезис дизайн-деятельности

Предпосылки возникновения

Одним из первых привлек внимание к проблемам необходимости изменения мировоззрения при переходе от ремесленного к машинному изготовлению предметной среды жизнедеятельности человека Генри Коул (1808-1882). Деятельность Коула была направлена на улучшение художественных качеств массовой продукции. Подготовленная и проведенная им в 1851 г. в Лондоне Первая Всемирная промышленная выставка выявила «бесстилье и эклектику» представленных изделий. «...промышленные изделия на начальной стадии машинного переворота были несовершенными по форме и качеству исполнения и в этом существенно уступали вещам, сработанным ремесленниками. Они инородным телом вторгались в устоявшийся стиль жизненного уклада, вызывая резкое неприятие не только просвещенными кругами, но и широкими слоями населения.»

Это способствовало появлению движения за обновление искусств и ремесел, возглавленного Уильямом Моррисом (1834-1896) - последователем Дж.Рескина. Идеи Рескина (1819-1900) по возрождению средневекового искусства и ремесленного изготовления вещей были близки противникам технического прогресса, предпринимавшим безрезультатные попытки уничтожить машинное производство. В свою очередь, идеи теоретика искусства У.Морриса, не принимающего современную ему техническую цивилизацию, нашли продолжение в деятельности английских рационалистов рубежа XIX-XX вв., оказали влияние на формирование течений функционализма и конструктивизма, в т.ч. в Германии и России.

Представитель немецкого функционализма в архитектуре Готфрид Земпер (1803-1879) в своих исследованиях развития материальной культуры, изложенных в труде «Стиль в технических и тектонических искусствах» (1860-1863 гг.) попытался создать всеобъемлющую теорию художественной формы и обозначить пути выхода из кризиса. Здесь впервые наиболее полно были рассмотрены причины, определяющие характер формы объектов в природе, в искусстве, в повседневных вещах. Учение Земпера было направлено на поиски «новой эстетики» в изделиях машинного производства.

Вторая половина XIX века отмечена процессом воссоединения творчества профессиональных художников и художников-прикладников с ремесленным исполнением. Создание ремесленных центров в России (Талашкино, Абрамцево), движение за обновление искусств и ремесел в Англии имели интеграционный характер подхода с позиций дизайна: объединение техники с искусством (механическое сочетание технической нормы и эстетизированной поверхности).

Следующим этапом интеграции науки и техники стал период конца XIX-начала XX вв. с попытками эстетизации промышленных форм. Возникают тенденции к стилистическому единству предметного мира, нашедшие воплощение в модерне, пришедшем на смену эклектике. Вершиной европейского модерна стало творчество Чарльза Макинтоша, шотландского архитектора, художника и дизайнера.

Поиск формы - это не только эстетичное визуальное решение предмета, имеющего в основе функциональную направленность. Это еще и некая идея, одухотворяющая изделие, придающая ему уникальность.

Определения дизайна

Дискуссии о содержании дизайна, его целях и возможностях рождены инновационным характером самого явления. Рассмотрение данного явления в различном качестве, а именно:

· деятельности в промышленности,

· продукта деятельности,

· области организации деятельности

· определяет концептуальную направленность в определении дизайна и создании его теоретической базы

Международный семинар по дизайнерскому образованию в Брюгге (1964 г.) утвердил определение, выделившее дизайн в ряду традиционных видов творческой деятельности (искусство, инженерия, наука) особым, индустриальным подходом: «Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий».Такое определение ограничивает функции дизайна созданием лишь продукта дизайна. На самом деле, сфера дизайнерского творчества постоянно расширяется и на сегодняшний день это многогранное и сложное явление охватывает широкий спектр объектов и ситуаций.

В.Ф.Рунге особо выделяет значимость эмоционально-образного, общественного содержания продукта как критерий ценности современного продукта дизайна, предлагая следующее определение:

Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и ее отдельных компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Вариативность и размытость существующих определений дизайна обусловлена характером самого явления как деятельности, вмещающей в себя подход с позиций искусства - создание красивых форм, одновременно ориентируясь на потребительский спрос, что делает значимой его (дизайна) рациональную компоненту.

Идеологический уровень современного дизайна определен разработками в нескольких направлениях, отражающих точки зрения методологического, мировоззренческого и этического характера современного общества. Смена ценностных ориентиров (отказ от традиционных ценностей), определение новых приоритетов (всеобщий прагматизм) также повлияли на формирование различных точек зрения на новое явление - дизайн.

Существующие концепции относительно дизайна, в основном, представлены западными авторами. Это связано с более ранним (по сравнению с отечественным) развитием промышленного производства и возникновением в связи с этим проблем эстетизации форм продуктов промышленности.

Акценты в позициях авторов обусловлены, прежде всего, разнохарактерностью практики дизайна в их деятельности. Сторонники решения дизайнерских задач методом искусства предлагают расширить его содержание, вмещая в его сферу новое явление (Г.Рид), рассматривая дизайн в качестве рынка, предлагающего художнику огромное поле для творчества (Д.Понти). В свою очередь, приверженцы утилитарного подхода ориентируют создателей дизайнерских продуктов на максимальное удовлетворение потребительского спроса (Ф.Эшфорд, Д.Глоаг и Д.Нельсон).

Позиция Джорджа Нельсона, активного дизайнера-проектировщика, существенно отличается от мнений других авторов, анализирующих и классифицирующих дизайн. Исключительность ее состоит в сознательном преуменьшении гуманистической роли дизайна, его дегероизации

В своих работах Нельсон называет современное общество цивилизацией суперкомфорта, где действительные потребности человека корректируются (либо навязываются) прямым участием дизайнера. Деление дизайнеров на «пленных» и «зависимых» основывается на различиях условий работы, степени зависимости от бюрократической промышленной администрации. Автор признает невозможность абсолютной независимости дизайнера от требования создавать цивилизацию суперкомфорта. Социальная установка дизайнера реализуется посредством художественной деятельности (идентичной дизайну) - решением композиционной задачи для достижения запланированного результата с помощью художественного проектирования.

Современный дизайн в представлении Нельсона - закономерный продукт непрерывного процесса «старения» стилистических признаков вещей. «Задача дизайна - украшать существование, а не подменять его» - резюмирует Нельсон. Дизайн как выражение процесса реинтеграции художника с обществом, а дизайнер - инициатор нового вида «популярного искусства». Основной принцип философии дизайна Нельсон видит в творческой свободе, признавая, однако, обслуживающий характер деятельности дизайнера. Методология автора ориентирована на дизайн как особую форму массового искусства.

Принципиальные вопросы о роли и месте дизайнера, характере профессии, возможностях и ограничениях рассматриваются Томасом Мальдонадо одновременно в двух аспектах: мировоззренческом и профессиональном. Поиски научной методологии как профессионального решения проблем и вопрос ответственности дизайнера как специалиста - тематика исследований автора, отражающая противоречивость его позиции. Незрелостью профессии, отсутствием профессиональной этики объясняет Мальдонадо разногласия и непонимание в профессиональной среде. В поисках компромисса, Мальдонадо строит модель дизайна, реализующего этический идеал удовлетворения потребностей человека. Но, при этом, остается художником, осознающим специфичность художественного творчества (критика попыток онаучить дизайн). Руководствуясь принципом объективной научности, Мальдонадо пытается выработать единую программу дизайна как комплекс средств для решения дизайнерских задач в соответствии с идеалом. Одновременно, осознавая субъективность любого творческого подхода, признает тенденциозный характер любой программы, претендующей на унитарность.

Точка зрения Мальдонадо по поводу определения дизайна выражается в следующем его высказывании: «Одни говорят, что дизайн - это искусство, и именно «прикладное искусство». Другие видят в нем «эрзац искусства». Есть и третья точка зрения, которую я разделяю: дизайн - действительно новое явление.» Отграничиваясь от оппонентов, он утверждает: «Я не верю, что предмет потребления может выполнять функции художественного произведения». Желание сбалансировать практический и теоретический аспекты дизайна лежит в основе рассматриваемой Мальдонадо многосторонней проблематике.

Виды дизайн-проектирования

Осмысление роли дизайна в контексте общественно-экономических, социальных и культурологических преобразований, позволившее теоретикам назвать его «третьей (проектной) культурой» (Дж.К.Джонс, Б.Арчер), заставило отказаться от определения дизайна, принятого в 1969 году. Поводом стала фактически изменившаяся специфика данного явления, его многогранность, охват широкого спектра объектов и ситуаций. Объект проектирования сегодня - это, скорее, потребности, наличие спроса на осуществление определенной функции, где, помимо утилитарности, реализованной через конструкцию и материал, все более значимым становится эмоционально-образное, общественное содержание продукта. Вклад в интеллектуальную жизнь, культуру, духовную составляющую нашего сознания - критерии ценности современного продукта дизайна.

Каждый из существующих сегодня видов дизайнерского творчества имеет свою предысторию, и возник как ответ на какую-либо потребность, продиктованную изменившимися, в первую очередь, экономическими условиями. Так, в ряду с индустриальным, графическим и дизайном архитектурной среды возникли компьютерный (имеющая совершенно иной, виртуальный характер, и широчайшие возможности моделирования, среда) и экспо-дизайн (следствие возросшей конкуренции и усовершенствованных презентационных технологий). Характерные методы дизайн-проектирования в индустрии моды обусловили выделение специфического сегмента дизайна - дизайн одежды и аксессуаров. Знаменитый Энди Уорхолл стал прародителем самобытного и модного арт-кара, расписав объект творчества - автомобиль - без предварительного эскиза. Сегодня арт-кары, наравне с изделиями арт-дизайна, - непременные экспонаты выставок, направленных на организацию художественных впечатлений. В арт-дизайне, имеющем еще более инновационный характер, усилия дизайнера направлены на создание определенного эффекта. Изделия этого творческого направления почти лишаются утилитарного значения, становятся декоративными, выставочными.

Становление представлений о дизайне в теориях XX в. Первова Р. Г.

Соискатель: Первова Р.Г.

Руководитель: Быстрова Т.Ю.

Содержание:

Содержание:

· Введение

· 1. Генезис дизайн-деятельности

· 1.1 Предпосылки возникновения

· 1.2 Определение дизайна

· 1.3 Специфика Западного и отечественного дизайна

· 1.3.1 Особенности русского протодизайна

· 2. Виды дизайн-проектирования

· 3. Категории взаимодействия систем проектирования в дизайне и имидж-формировании

· Список литературы

Введение

Теоретические искания в сфере дизайна сопровождают весь процесс его становления, развития. Основными вопросами, разрешаемыми как теоретиками, так и практиками, являются:

· определение дизайна

· характеристика самого явления

· принадлежность к искусству

· выявление общих подходов в дизайне

· роль, место дизайнера в процессе дизайн-проектирования

· этика отношений дизайнера и потребителя (общества)

Совокупность вопросов, рассматриваемых как проблема дизайна, означает появление и интенсивное развитие нового явления постиндустриального общества, обусловленного значительными изменениями не только в экономической сфере (тиражирование продукции, лишенной индивидуальных особенностей). В самом обществе происходит трансформация мировоззренческого и аксиологического характера под влиянием доминирующих техногенных тенденций. Одним из факторов, способствующих рождению дизайна, стала конкуренция в промышленном производстве, когда технического совершенства продукции уже недостаточно для обеспечения ее сбыта. Стремительное развитие техники, начиная со 2-ой половины XIX в., обозначило проблему поиска формы промышленных изделий (промышленное искусство). Возросла значимость эстетического решения промышленной продукции. Новые материалы, новые технологии оказались в ряду вопросов материальной культуры.

Генезис дизайн-деятельности

Предпосылки возникновения

Одним из первых привлек внимание к проблемам необходимости изменения мировоззрения при переходе от ремесленного к машинному изготовлению предметной среды жизнедеятельности человека Генри Коул (1808-1882). Деятельность Коула была направлена на улучшение художественных качеств массовой продукции. Подготовленная и проведенная им в 1851 г. в Лондоне Первая Всемирная промышленная выставка выявила «бесстилье и эклектику» представленных изделий. «...промышленные изделия на начальной стадии машинного переворота были несовершенными по форме и качеству исполнения и в этом существенно уступали вещам, сработанным ремесленниками. Они инородным телом вторгались в устоявшийся стиль жизненного уклада, вызывая резкое неприятие не только просвещенными кругами, но и широкими слоями населения.»

Это способствовало появлению движения за обновление искусств и ремесел, возглавленного Уильямом Моррисом (1834-1896) - последователем Дж.Рескина. Идеи Рескина (1819-1900) по возрождению средневекового искусства и ремесленного изготовления вещей были близки противникам технического прогресса, предпринимавшим безрезультатные попытки уничтожить машинное производство. В свою очередь, идеи теоретика искусства У.Морриса, не принимающего современную ему техническую цивилизацию, нашли продолжение в деятельности английских рационалистов рубежа XIX-XX вв., оказали влияние на формирование течений функционализма и конструктивизма, в т.ч. в Германии и России.

Представитель немецкого функционализма в архитектуре Готфрид Земпер (1803-1879) в своих исследованиях развития материальной культуры, изложенных в труде «Стиль в технических и тектонических искусствах» (1860-1863 гг.) попытался создать всеобъемлющую теорию художественной формы и обозначить пути выхода из кризиса. Здесь впервые наиболее полно были рассмотрены причины, определяющие характер формы объектов в природе, в искусстве, в повседневных вещах. Учение Земпера было направлено на поиски «новой эстетики» в изделиях машинного производства.

Вторая половина XIX века отмечена процессом воссоединения творчества профессиональных художников и художников-прикладников с ремесленным исполнением. Создание ремесленных центров в России (Талашкино, Абрамцево), движение за обновление искусств и ремесел в Англии имели интеграционный характер подхода с позиций дизайна: объединение техники с искусством (механическое сочетание технической нормы и эстетизированной поверхности).

Следующим этапом интеграции науки и техники стал период конца XIX-начала XX вв. с попытками эстетизации промышленных форм. Возникают тенденции к стилистическому единству предметного мира, нашедшие воплощение в модерне, пришедшем на смену эклектике. Вершиной европейского модерна стало творчество Чарльза Макинтоша, шотландского архитектора, художника и дизайнера.

Поиск формы - это не только эстетичное визуальное решение предмета, имеющего в основе функциональную направленность. Это еще и некая идея, одухотворяющая изделие, придающая ему уникальность.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.