СТ ТулГУ 5.5.1-02-2010. Типовое положение о кафедре — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

СТ ТулГУ 5.5.1-02-2010. Типовое положение о кафедре

2017-12-09 208
СТ ТулГУ 5.5.1-02-2010. Типовое положение о кафедре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принято и введено в действие

Приказом ректора

780 от 15.06. 2010 г.

Дата введения 21 июня 2010 г.

 

 

1. В п. 4.4 добавить абзацы:

«- Политикой по противодействию коррупции Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации в ТулГУ;

- Положением о балльно-рейтинговой системе в ТулГУ;

- Порядком проведения зачетов, экзаменов и ликвидации академических задолженностей;

- Положением об апелляции и апелляционной комиссии ТулГУ по промежуточной аттестации;».

2. В п.7.9 добавить абзац:

«- утверждение плана мероприятий по противодействию коррупции на кафедре;».

3. В форму номенклатуры дел деканата кафедры (приложение) добавить дело 32:

«Материалы по антикоррупционной деятельности кафедры».

 


Изменение №2

СТ ТулГУ 5.5.1-02-2010. Типовое положение о кафедре

Принято и введено в действие

Приказом ректора

1101 от 10.09. 2010 г.

Дата введения 10 сентября 2010 г.

 

1. В форму номенклатуры дел кафедры (Приложение 1) добавить дела:

 

Индекс дела Заголовок дела (тома, части) Заголовок дела (тома, части) Срок хранения и № статей по перечню Примечание
-32 Материалы по антикоррупционной деятельности кафедры   ДМН  
-33 Акты о выделении к уничтожению документов по учебному процессу кафедры   5л.    
-34 Курсовые проекты и работы   3 года    
-34 Отчеты по практикам   3 года    

 

2. Ввести в действие Приложение 2 «Форма акта о выделении к уничтожению документов по учебному процессу кафедры».

 


Изменение №3

СТ ТулГУ 5.5.1-02-2010. Типовое положение о кафедре

Принято и введено в действие

Приказом ректора

776 от 15.06. 2011 г.

Дата введения 1 сентября 2011 г.

 

1. Внести изменение в части наименования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет».

Ввести в действие новую форму номенклатуры дел кафедры (Приложение 1).


Изменение №4

СТ ТулГУ 5.5.1-01-2010. Типовое положение о факультете

Принято и введено в действие

Приказом ректора

591 от 20.04. 2012 г.

Дата введения 20. 04.2012 г.

 

П. 4.4. внести дополнения в части действующих нормативных документов.

 


Содержание

 

1 Назначение и область применения................................................................... 9

2 Нормативные ссылки........................................................................................ 9

3 Обозначения и сокращения............................................................................ 10

4 Общие положения........................................................................................... 10

5 Основные функции кафедры........................................................................... 13

6 Кадровый состав кафедры.............................................................................. 16

7 Управление кафедрой..................................................................................... 17

8 Материально-техническое обеспечение деятельности кафедры.................... 20

9 Документация кафедры................................................................................... 20

10. Ответственность............................................................................................ 21

Приложение 1..................................................................................................... 22

Форма номенклатуры дел кафедры.................................................................. 22

Приложение 2..................................................................................................... 25

Форма акта о выделении к уничтожению документов по учебному процессу кафедры............................................................................................................................. 25

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ............................................................ 26

 


 

Назначение и область применения

 

1.1 Настоящий стандарт системы менеджмента качества ТулГУ определяет основные функции кафедры и порядок их реализации, устанавливает ответственность и полномочия работников кафедры, а также порядок взаимоотношений между коллективом кафедры и администрацией вуза.

1.2 На основе данного стандарта кафедры могут разработать свое Положение, более полно учитывающее специфику ее работы. Разработанное кафедрой Положение должно быть разработано в порядке, предусмотренном СТ ТулГУ 5.5-01 и настоящим стандартом.

 

Нормативные ссылки

 

Настоящий стандарт разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125-ФЗ;

- Трудовой кодекс РФ;

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) утв. постановлением Правительства РФ 14 февраля 2008 г. N 71;

- Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Правила внутреннего распорядка;

- Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ от 26 ноября 2002 г №4114.

- Положение о порядке присвоения ученых званий (постановление Правительства РФ № 194 от 29.03.2002 г.).

- Инструкция по применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по специальности и доцента по специальности) 14.10.2002 14:06 (утв. приказом Минобразования России от 15.05.2002 №756)

- Порядок аттестации научно–педагогических работников, связанный с присвоением ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре. Утвержден Аттестационной коллегией Минобразования России 22.05.2002, протокол № 5

- СТ ТулГУ 7.3.1. Стандарт университета «Индивидуальный план работы преподавателя».

- СТ ТулГУ 5.5-01 Стандарт университета. «Руководящие материалы по разработке Положения о структурном подразделении».

- СТ ТулГУ 5.5-02 Стандарт университета. «Руководящие материалы по разработке Должностной инструкции».

- СТ ТулГУ 4.2.3-02 Стандарт университета. «Управление организационно -распорядительной документацией».

- СТ ТулГУ 8.2.4-01. Стандарт университета. «Итоговая государственная аттестация выпускника».

- СТ ТулГУ 8.2.3-01. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Контроль учебного процесса в ТулГУ.

- ДИ ТулГУ кафедра – 1. Должностная инструкция заведующего кафедрой.

 

Обозначения и сокращения

 

3.1 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ДЗН – до замены новыми

ДМН – до минования надобности

ППС – профессорско-преподавательский состав

ТулГУ – Тульский государственный университет

УМУ – учебно – методическое управление

 

Общие положения

4.1 Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением университета без правомочий юридического лица, находящимся в непосредственном подчинении декана факультета, которое осуществляет:

- учебную и методическую работу;

- научно-исследовательскую работу;

- воспитательную работу со студентами;

- подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

4.2 По роли в процессе подготовки обучающихся кафедры делятся на выпускающие и невыпускающие (общеобразовательные).

Общеобразовательные кафедры осуществляют преподавание дисциплин, не относящихся к блоку специальных и общепрофессиональных, и, как правило, не осуществляют руководство курсовыми и выпускными квалификационными (дипломными) работами, не участвуют в итоговой государственной аттестации студентов.

Выпускающие кафедры осуществляют преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин по направлениям (профилям) и специальностям (специализациям), а также руководство курсовыми, выпускными квалификационными работами и практиками.

По некоторым дисциплинам выпускающие кафедры могут осуществлять подготовку студентов для других выпускающих кафедр.

Выпускающая кафедра несёт полную ответственность за качество подготовки выпускников по специальности (направлению), специализации (профилю), закрепленных за кафедрой. Выпускающая кафедра координирует содержание учебного процесса на весь период обучения студентов путем формирования рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин.

4.2 Кафедра создается приказом ректора Университета, издаваемого на основании решения Ученого совета в порядке, предусмотренном Уставом ТулГУ[1].

4.3 Официальное наименование кафедры устанавливается при ее создании или реорганизации Ученым советом Университета и должно соответствовать направлениям подготовки и специальностям, а также основной научной специализации кафедры[2].

4.4 Кафедра осуществляет свою деятельность в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 №32661;

- Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125;

- Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) утв. постановлением Правительства РФ 14 февраля 2008 г. N 71;

- Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Коллективным договором на 2009-2012 годы между работодателями и работниками Тульского государственного университета;

- Правилами внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС) и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС);

- Положением об оценке профессиональной деятельности преподавателя в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Положением об организации и проведении выборов претендентов на должность заведующего кафедрой в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Положением об организации и проведении конкурсного отбора претендентов на должности профессорско-преподавательского состава в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- решениями Ученого совета университета, приказами и распоряжениями ректора и иными локальными нормативными актами университета;

- Политикой в области качества и Миссией ТулГУ;

- Политикой по противодействию коррупции государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;

- Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации в ТулГУ;

- Положением о балльно-рейтинговой системе в ТулГУ;

- Порядком проведения зачетов, экзаменов и ликвидации академических задолженностей;

- Положением об апелляции и апелляционной комиссии ТулГУ по промежуточной аттестации;

- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;

- настоящим стандартом;

- годовым планом работы кафедры;

- индивидуальными планами работы преподавателей.

4.5 Кафедра организуется, как правило, при наличии не менее пяти лиц из числа профессорско-преподавательского состава (далее ППС), из которых не менее 60% должны иметь ученые степени и звания.

4.6 В состав кафедры могут входить научные, учебные, научно-учебные лаборатории и иные подразделения, создаваемые по предложению кафедры, деканата или ректората решением Ученого совета ТулГУ.

 

Основные функции кафедры

5.1 Функциональное содержание деятельности кафедры находит свое отражение в плане работы, который составляется на каждый учебный год и отражает проведение учебной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности, воспитательной работы со студентами и повышение квалификации преподавателей. План работы кафедры рассматривается на заседании кафедры и утверждается проректором по УР.

5.2 В области учебной, учебно-методической и научно-методической работы кафедра:

- участвует в разработке и коррекции учебных планов образовательных программ;

- в рамках возложенных учебных поручений проводит по всем формам обучения лекции, лабораторные, практические, семинарские и другие виды учебных занятий, руководит выпускными квалификационными работами, курсовыми работами (проектами), организует самостоятельную работу студентов, проводит мероприятия текущей и промежуточной аттестации в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

- организует проведение итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, стандарта СТ ТулГУ 8.2.4-01;

- разрабатывает полное методическое обеспечение реализуемого ею учебного процесса, подготавливает к публикации учебники, учебные пособия и методические указания, следит за своевременным обновлением учебно-методических материалов;

- осуществляет связь с библиотекой по вопросам книгообеспеченности дисциплин, закрепленных за кафедрой, формирует заказ на приобретение необходимых учебников и учебных пособий;

- следит за поддержанием в рабочем состоянии технического оснащения учебного процесса и за его своевременным обновлением;

- составляет заключения на учебную и учебно-методическую литературу, разработанную на других кафедрах и внешних организациях;

- изучает, обобщает и распространяет опыт лучших преподавателей, оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в учебный процесс новых прогрессивных технологий обучения;

- регулярно анализирует успеваемость студентов, контролирует качество подготовки студентов по дисциплинам кафедры.

5.3 В области научно-исследовательской работы кафедра:

- принимает участие в конкурсах на финансирование научных исследований;

- проводит научные исследования по теоретическим и прикладным проблемам по профилю кафедры;

- рецензирует научные работы членов кафедры, сторонних соискателей, дает заключение для опубликования научно-исследовательских работ;

- обсуждает законченные диссертационные работы и принимает решение о рекомендации их к защите; рецензирует представленные к защите диссертации, выполненные вне кафедры и присланные на отзыв в университет по соответствующей научной специальности;

- ведет научно-исследовательскую работу со студентами, организует ежегодные научные (научно-технические) конференции студентов, представляет студенческие доклады на межвузовские и Всероссийские студенческие конференции;

- инициирует проведение и участвует в организации региональных, федеральных, международных тематических научных (научно-технических) конференций, проводимых университетом. Организует участие преподавателей, аспирантов, докторантов, студентов кафедры в конкурсах, конференциях, семинарах, симпозиумах, тендерах и т.п.;

- налаживает связи с предприятиями, учреждениями, организациями, а также учебными заведениями с целью обмена передовым опытом, оказания научных (научно-технических) услуг, получения научных (научно-технических) консультаций;

- самостоятельно или совместно с другими подразделениями готовит к изданию научную и учебную литературу. Ежегодно кафедра вносит предложения по включению в План изданий университета актуальной научной и учебной литературы.

5.4 Кафедра ведет в процессе обучения воспитательную работу, направленную на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, воспитание у молодежи современного научного мировоззрения, формирование основ культуры здоровья, трудовой мотивации.

5.5 В области довузовской подготовки кафедра:

- проводит профориентационную работу по обеспечению набора в университет наиболее одаренной молодежи;

- устанавливает контакты со специализированными и профильными классами школ города и региона;

- участвует в проведении Дней открытых дверей;

- принимает участие в работе приемной комиссии.

5.6 Кафедра осуществляет подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по линии аспирантуры, докторантуры, интернатуры, ординатуры, соискательства, а также организует не реже одного раза в пять лет повышение научно-педагогической квалификации работникам кафедры, предусматривает обучение и стажировки на передовых предприятиях, в организациях и высших учебных заведениях страны. Для завершения крупных научных исследований работникам кафедры по ходатайству кафедры ректором ТулГУ могут представляться творческие отпуска.

5.7 Выпускающая кафедра:

- разрабатывает учебные планы и (или) перечни дисциплин специализации (профилей);

- реализует преподавание дисциплин блоков ОПД (общепрофессиональных дисциплин) и СД (специальных дисциплин) по специальности (направлению);

- руководит всеми видами практик: учебной, производственной, преддипломной;

- участвует в итоговой государственной аттестации выпускников специальности (направления), анализирует итоги государственной аттестации;

- осуществляет связь с предприятиями, организациями и учреждениями – потребителями специалистов;

- принимает участие в проводимых мероприятиях по организации трудоустройства выпускников, поддерживает контакты с выпускниками;

- принимает участие в подготовке документов для лицензирования вновь открываемых образовательных программ высшего профессионального образования;

- принимает участие в подготовке документов для аккредитации образовательных программ.

Кадровый состав кафедры

6.1 В состав кафедры входят заведующий кафедрой, профессоры, доценты, старшие преподаватели, преподаватели, ассистенты, научные сотрудники.

В состав кафедры включается также инженерно-технический и учебно-вспомогательный персонал.

6.2 В профессорско-преподавательский состав кафедры могут входить штатные работники и совместители как внутренние, так и сторонние.

К внутренним совместителям относятся работники ТулГУ, которые в свободное от основной работы время выполняют преподавательскую работу на кафедре.

Штатные работники кафедры из числа ППС также могут выполнять преподавательскую и другую работу на условиях внутреннего совместительства, как на своей кафедре, так и в другом структурном подразделении ТулГУ.

К внешним совместителям относятся работники, работающие по основной работе в других организациях.

6.3 Комплектование кафедры педагогическими кадрами осуществляется в соответствии с Уставом Университета на основе «Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (приказ Минобразования РФ № 4114 от 26.11.2002): путем прохождения конкурсного отбора.

6.4 До истечения срока трудового договора сотруднику, работающему по срочному трудовому договору, предлагается принять участие в очередном конкурсном отборе. Работник, не прошедший своевременно по той или иной причине конкурсный отбор, увольняется из университета в связи с истечением срока трудового договора.

6.5 Штатное расписание ППС кафедры определяется объемом и структурой учебных поручений, выполняемых кафедрой, и ежегодно утверждается ректором.

6.6 Штатное расписание инженерно-технического и учебно-вспомогательного персонала по представлению заведующего кафедрой утверждается ректором.

6.7 Должностные обязанности ППС определяются годовыми индивидуальными планами их работы, а также особыми условиями, оговоренными в трудовом договоре.

6.8 Требования, порядок и правила составления индивидуального плана работы лиц профессорско-преподавательского состава ТулГУ, а также нормы времени для расчета учебной работы кафедр и преподавателя ТулГУ регламентированы СТ ТулГУ 7.3.1.

6.9 Должностные обязанности учебно-вспомогательного персонала и инженерно-технического персонала определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Требования к построению, содержанию, оформлению, утверждению и внесению изменений в должностные инструкции работников ТулГУ регламентируются СТ ТулГУ 5.5-02.

6.10 Должностные обязанности научных работников оговариваются в трудовом договоре.

 

Управление кафедрой

7.1 Должность заведующего кафедрой является выборной и относится к категории ППС. На должность заведующего кафедрой избирается лицо, имеющее высшее образование, стаж научно-педагогической работы или практической деятельности не менее 5 лет и ученую степень или звание. (Как правило, степень доктора наук (или звание профессора) или степень кандидата наук (или звание доцента) по профилю факультета или кафедры). Избранный заведующий кафедрой назначается на должность приказом ректора университета. Заведующий кафедрой непосредственно подчиняется декану факультета.

7.2 В исключительных случаях, на должность заведующего кафедрой могут быть избраны ведущие специалисты иных организаций (предприятий, учебных заведений), работающие в университете по совместительству и имеющие ученые степени и (или) почетные, ученые звания, а также значительные достижения в научной и учебно-методической деятельности по профилю кафедры.

Сроки и процедура проведения выборов, порядок выдвижения кандидатур на должность заведующего кафедрой и требования к ним определяются Положением о порядке выборов заведующего кафедрой, утвержденным Ученым советом университета.

С целью обеспечения непрерывности функционирования кафедры (до завершения проведения процедуры избрания) приказом ректора может быть назначен исполняющий обязанности заведующего кафедрой

7.3 Функции, права, обязанности, а также ответственность заведующего кафедрой регламентируются настоящим положением и должностной инструкции заведующего кафедрой (ДИ – кафедра – 1).

Преподавательская деятельность заведующего кафедрой входит в его обязанности. Индивидуальный план работы заведующего кафедрой утверждается деканом факультета.

7.4 Сроки отчета заведующего о работе возглавляемой им кафедры устанавливаются ректором ТулГУ.

7.5 Заведующий кафедрой вправе делегировать внутри кафедры часть своих полномочий другим работникам кафедры. Все устные и письменные распоряжения заведующего кафедрой обязательны для исполнения всеми членами кафедры.

7.6 Ряд задач управления решается кафедрой по принципу коллективного самоуправления, которое реализуется через заседания кафедры.

7.7 Заседания кафедры проводятся не реже одного раза в месяц под председательством заведующего или лицом временно его заменяющим.

7.8 Повестка дня заседания кафедры определяется планом работы кафедры на очередной учебный год и объявляется не менее чем за 3 дня до его проведения. В случае необходимости проводятся внеочередные заседания кафедры.

7.9 На заседаниях кафедры решаются следующие основные вопросы:

- заслушивание отчетов о работе кафедры и заведующего кафедрой;

- обсуждение направлений развития и совершенствования образовательной и научной деятельности кафедры;

- утверждение индивидуальных планов работы преподавателей, в том числе распределение учебной нагрузки на очередной учебный год;

- заслушивание отчетов преподавателей о выполнении индивидуальных планов, повышении квалификации, отчетов руководителей НИР о выполненных работах;

- заслушивание отчетов аспирантов и докторантов;

- выдвижение кандидатур на должности декана факультета, заведующего кафедрой, преподавателей и работников кафедры на должности научно-педагогических работников, принятие рекомендаций о присвоении ученых званий;

- принятие решения об издании учебников, учебных пособий и другой методической литературы;

- обсуждение новых учебных планов и рабочих программ;

- обсуждение итогов контроля текущей успеваемости, сессий, хода выполнения курсовых и дипломных проектов, итогов учебных и производственных практик;

- обсуждение результатов работы ГАК;

- обсуждение результатов контроля трудовой и исполнительской дисциплины на основании Положения о контроле учебного процесса в ТулГУ, текущих приказов и распоряжений;

- принятие планов научно-исследовательской, методической и воспитательной работы кафедры;

- утверждение плана мероприятий по противодействию коррупции на кафедре;

- обсуждение вопросов подготовки научных и научно-педагогических кадров, повышения квалификации работников кафедры;

- представление кандидатур работников кафедры к присвоению почетных званий и наград, выдвижение их в состав научных и общественных организаций;

- обсуждение вопросов профориентационной работы и набора студентов на первый курс;

- обсуждение вопросов охраны труда работников, техники безопасности в лабораториях и кабинетах, противопожарной безопасности и другие вопросы.

7.10 При принятии требующего голосования решения по тому или иному вопросу в голосовании могут участвовать либо все члены кафедры, либо профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и инженерно-технический персонал, что решается непосредственно на заседании кафедры. Для принятия решения необходимо присутствие не менее 2/3 списочного состава работников кафедры, которые могут участвовать в голосовании по конкретному вопросу. Решение принимается простым большинством, при равенстве голосов голос заведующего кафедрой является решающим.

7.11 Решения кафедры являются обязательными для исполнения всеми членами кафедры, включая заведующего кафедрой.

7.12 Решения кафедры не должны противоречить действующему законодательству, а также локальным нормативным актам.

7.13 Действие решений кафедры может быть приостановлено ректором, проректорами или деканом факультета; решения кафедры могут быть отменены Советом факультета или Ученым советом университета.

7.14 На заседаниях кафедры могут присутствовать ректор, проректоры, декан факультета, а также по приглашению заведующего кафедрой работники других кафедр и администрации ТулГУ, представители сторонних организаций, студенты.

7.15 На заседании кафедры по обсуждению законченной диссертационной работы, представляемой к защите, могут присутствовать члены диссертационного Совета, в который предполагается направить обсуждаемую работу.

7.16 При обсуждении научных работ возможно проведение объединенного заседания двух и более кафедр. Если принимаемые на таком заседании решения требуют голосования, то на нем должно присутствовать не менее 2/3 голосующих от каждой кафедры, а решение считается принятым, если от каждой кафедры решение поддержало простое большинство проголосовавших.

7.17 По результатам заседания кафедры составляется протокол, который оформляется в соответствии с требованиями СТ ТулГУ 4.2.3-02 и подписывается председательствующим на заседании (заведующим кафедрой) и секретарем заседания.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.