Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

2017-12-09 393
Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологическое страхование

Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.

Экологическое страхование – это отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Э кологическое страхование – этострахование «ответственности предприятий (источников повышенной экологической опасности) и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, предос­тавляет компенсацию причиняемых при этом убытков, создает дополни­тельные источники финансирования природоохранных мероприятий и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое страхование играет компенсационную функцию, а также превентивную (предупредительную) функцию. Поэтому его основной целью являет­ся обеспечение страховой защиты материальных интересов граж­дан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды, вызванных возникшими на предприятии авариями, а также эко­номическое стимулирование предотвращения аварийного загрязне­ния окружающей среды.

Экологическое страхование ставит своей целью осуществление превентивных природоохранных мероприятий за счет аккумулирования средств стра­ховыми организациями в фондах превентивных мероприятий. Его сущность заклю­чается в том, что оно является:

• гарантом права лиц, потерпевших ущерб в результате ава­рии на потенциально опасном объекте, на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу;

• средством защиты имущественных интересов владельцев ис­точников повышенной опасности в связи с предъявлением им претензий лицами, потерпевшими ущерб в результате аварии;

• средством предотвращения банкротства предприятия в слу­чае крупной аварии;

• фактором, способствующим предотвращению возникновения аварий, повышению безопасности потенциально опасных объектов (аудиторские проверки, превентивные мероприятия, финансирование производства безопасной и экологически чистой технологии из фон­дов экологического страхования и т.д.)

Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает добровольное и обязательное государственное экологическое страхование.

Обязательное экологическое страхование -это осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повы­шенной опасности для природных объектов, за причинение вреда граж­данам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на ука­занных предприятиях и в результате воздействия загрязненных природ­ных объектов на население и территории.

Оно предусмотрено пока лишь следующими законами:

• ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116 (ред. от 07.03.2017 (ст.15). "Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

• ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. (ред. от 03.07.2016) (ст. 15). "Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

• ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглаше­ниях о разделе продукции» (ред. от ред. от 05.04.2016), в котором указано, что соглашение должно предусматривать обязательства инвестора по страхо­ванию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлек­ших за собой вредное влияние на окружающую природную среду (ст. 7);

• Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» "Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы (копии документов), указанные в подпунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: м) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

• Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 года N 599 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (п.10) "Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны: заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда";

 

В качестве объекта экологического страхования выступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым событием экологического страхования признается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию:

- ущерба;

- убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды;

- расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку тер­ритории, спасение жизни и имущества).

В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового воз­мещения. К таким случаям относятся:

- невыполнение страхователем профилактических или предупредитель­ных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора;

- недобросовестное отношение страхователя к выполнению определен­ных обязанностей после наступления страхового события.

Добровольное экологическое страхование – страхование гражданско-правовой ответственности субъектов экологопользования на добровольных началах.

 

Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды -это совокупность способов воздействия со стороны государства на пове­дение субъектов экологических правоотношений для формирования у них экономической заинтересованности в соблюдении экологических правил и норм в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Возникновение экономического механизма охраны окружающей среды связано с Постановлением Правительства СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впоследствии заложенные в нем конструкции Экономического воздействия на приро-допользователей были расширены и дополнены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и других законах и подзаконных актах.

Основная черта правового регулирования экологических отно­шений на современном этапе выражается в сочетании админис­тративно-правовых средств воздействия с экономическим стимулированием в охране ОС.

Способы экономического регулирования экологических отношений в зависимости от характера их воздействия на субъектов хозяйственной деятельности (ст. 14-18 ФЗ «Об охране окружающей среды») включают в себя (санкции, стимулы и гарантии):

Во-первых, экономические санкции - меры по принудительному взима­нию с природопользователей платы за причинение негативного воздейст­вия на окружающую среду.

Во-вторых, экономические стимулы - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетра­диционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и перера­ботке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем, предотвращение невозобновляемых ресурсов невозможно без заинтересованности общества в сохранении среды обитания. Использование экономических стимулов способствует повышению качества жизни, изменению сознания человека и стереотипов его поведения. Применение методов экономического стимулирования имеет большое значение для разработки способов интеграции социаль­но-экономического развития и охраны окружающей среды.

Адекватное стимулирование и финансиро­вание охраны окружающей среды - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансовоемкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятии составляет иног­да до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование меро­приятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране нахо­дится в критическом состоянии.

Стимулирование рационального природопользования и охраны окружа­ющей природной среды осуществляется путем:

- установления налоговых и иных льгот. Они предоставляются предприя­тиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранитель­ным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

- освобождения от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ;

- установления повышенных норм амортизации основных производствен­ных природоохранительных фондов;

- применения поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

- введения специального налогообложения экологически вредной про­дукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологичес­ки опасных технологий;

- применения льготного кредитования предприятий, успешно реализую­щих мероприятия по охране окружающей природной среды.

Данный примерный перечень способов экономического стимулирова­ния охраны окружающей природной среды может быть дополнен и рас­ширен с учетом особенностей субъектов, характера природопользования.

В-третьих, экономические гарантии - система условий реализации и средств защиты права каждого на благоприятную окружающую среду, включая финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, экологическое страхование и ауди­рование, учет экологических факторов при приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий, поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окру­жающей среды, и т. д.

Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.

Существует ряд причин, по которым экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и ранее, и в настоящий момент не заняло достойного места в механизме охраны окружающей среды. К их числу следует отнести затяжной экономический кризис, непоследова­тельность в экономических реформах (в том числе налоговой), что не приводит к появлению реальной экономической заинтересованности у тех субъектов, которым адресованы такие нормы. Кроме того, следует отметить чересчур схематичный характер правового обеспечения эконо­мических инструментов, наличие большого количества отсылочных норм (этот недостаток проявляется и во всех иных эколого-правовых институтах).

 

 

Экологическое страхование

Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.

Экологическое страхование – это отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Э кологическое страхование – этострахование «ответственности предприятий (источников повышенной экологической опасности) и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, предос­тавляет компенсацию причиняемых при этом убытков, создает дополни­тельные источники финансирования природоохранных мероприятий и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое страхование играет компенсационную функцию, а также превентивную (предупредительную) функцию. Поэтому его основной целью являет­ся обеспечение страховой защиты материальных интересов граж­дан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды, вызванных возникшими на предприятии авариями, а также эко­номическое стимулирование предотвращения аварийного загрязне­ния окружающей среды.

Экологическое страхование ставит своей целью осуществление превентивных природоохранных мероприятий за счет аккумулирования средств стра­ховыми организациями в фондах превентивных мероприятий. Его сущность заклю­чается в том, что оно является:

• гарантом права лиц, потерпевших ущерб в результате ава­рии на потенциально опасном объекте, на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу;

• средством защиты имущественных интересов владельцев ис­точников повышенной опасности в связи с предъявлением им претензий лицами, потерпевшими ущерб в результате аварии;

• средством предотвращения банкротства предприятия в слу­чае крупной аварии;

• фактором, способствующим предотвращению возникновения аварий, повышению безопасности потенциально опасных объектов (аудиторские проверки, превентивные мероприятия, финансирование производства безопасной и экологически чистой технологии из фон­дов экологического страхования и т.д.)

Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает добровольное и обязательное государственное экологическое страхование.

Обязательное экологическое страхование -это осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повы­шенной опасности для природных объектов, за причинение вреда граж­данам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на ука­занных предприятиях и в результате воздействия загрязненных природ­ных объектов на население и территории.

Оно предусмотрено пока лишь следующими законами:

• ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116 (ред. от 07.03.2017 (ст.15). "Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

• ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 г. (ред. от 03.07.2016) (ст. 15). "Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

• ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглаше­ниях о разделе продукции» (ред. от ред. от 05.04.2016), в котором указано, что соглашение должно предусматривать обязательства инвестора по страхо­ванию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлек­ших за собой вредное влияние на окружающую природную среду (ст. 7);

• Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 года N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» "Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы (копии документов), указанные в подпунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: м) копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";

• Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 года N 599 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (п.10) "Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны: заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда";

 

В качестве объекта экологического страхования выступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым событием экологического страхования признается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию:

- ущерба;

- убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды;

- расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку тер­ритории, спасение жизни и имущества).

В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового воз­мещения. К таким случаям относятся:

- невыполнение страхователем профилактических или предупредитель­ных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора;

- недобросовестное отношение страхователя к выполнению определен­ных обязанностей после наступления страхового события.

Добровольное экологическое страхование – страхование гражданско-правовой ответственности субъектов экологопользования на добровольных началах.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.