Документация системы менеджмента качества — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Документация системы менеджмента качества

2017-12-13 208
Документация системы менеджмента качества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура документации системы менеджмента качества образовательной организации. Требования к локальным актам. Требования к учебно-методической документации (основная образовательная программа, учебный план, рабочая программа дисциплины и т.д.). Порядок оформления документов. Документальное оформление миссии, видения, политики и целей вуза в области качества. Планы по качеству. Документирование процессов и работ: документированные процедуры, рабочие инструкции и другие методические документы системы менеджмента качества. Руководство по качеству. Управление документацией. Управление записями.

5. Современные методики и технологии организации диагностики и оценивания качества образовательного процесса

Основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Внешняя и внутренняя оценка качества образования. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Особенности оценки предметных результатов. Организация и содержание оценочных процедур. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.

Мониторинг в системе образования. Самообследование образовательной организации. Показатели деятельности образовательной организации. Внутренний аудит как инструмент улучшений. Анализ системы менеджмента качества высшим руководством.Сертификация систем менеджмента качества.Методы и инструменты менеджмента качества.

 

5. Образовательные технологии, в том числе перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

При реализации различных видов учебной работы предусматривается использование активных и интерактивных форм занятий: интерактивных лекций, решение практических задач с использованием Правовой информационной системы Консультант Плюс, разбор конкретных ситуаций, кейс-технологии, дискуссии. В рамках учебного процесса по дисциплине предусмотрены встречи с руководителями образовательных учреждений, органов управления образованием региона.

В процессе изучения дисциплины используются электронный каталог библиотечно-информационного центра, электронные ресурсы электронных библиотечных систем «Университетская книга» (Режим доступа: www.biblioclub.ru), ЭБС Шуйского филиала ИвГУ на платформе «Руконт».

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю): мультимедиа технологии. Для сопровождения учебного процесса используется система дистанционного обучения «Moodle».

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Виды самостоятельной работы студентов:

1) изучение опыта работы образовательных организаций, в том числе через официальный сайты образовательных организаций;

2) выполнение домашних практических заданий;

3) решение практических задач;

4) подготовка реферата;

5) повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации.

Методический материал по обеспечению самостоятельной работы студентов приводится в приложении 1 к РП. Доступ к учебно-методическим материалам обеспечивается через сайт Шуйского филиала ИвГУ, через ЭБС «Руконт».

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Текущий контроль успеваемости осуществляется при проверке домашних творческих практических заданий, работы в группах на практических занятиях, качества написания реферата.

Промежуточный контроль осуществляется двумя видами оценочных средств: тесты, практическая задача.

Пороговый уровень сформированности контролируемых компетенций проверяется компьютерным тестированием. Тест-билет состоит из 20 заданий.

Тематическая структура теста:

 

Типовое контрольное задание

 

Пример тестовых заданий

1. Стандарт ISO 9000 под качеством понимает...

Выберите один ответ:

a. свойство, удовлетворяющее потребителей

b. существенный признак, свойство, отличающие один предмет или одно лицо от другого

c. степень соответствия присущих характеристик требованиям

 

2. Какие принципы лежат в основе СМК?

Выберите один или несколько ответов:

a. взаимовыгодные отношения с партнерами

b. природосообразности

c. системный подход к менеджменту

d. научности и достоверности

e. ориентация на потребителя

3. Что изображено на рисунке?

Выберите один ответ:

a. диаграмма потока

b. контекстная диаграмма

c. декомпозиция процесса

Критерии оценки:

Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом, максимальное количество баллов – 20. Пороговый уровень освоений компетенции подтверждается правильными ответами не менее, чем на половину вопросов и набора не менее, чем 11 баллов. Если студент набирает количество баллов ниже зачётного, то программа курса считается не освоенной.

Базовый и повышенный уровень сформированности контролируемой компетенции проверяется с помощью решения практической задачи.

 

2. Примеры практических задач

1. Используя причинно-следственную диаграмму Исикавы выявите все возможные причины, вызывающие проблему низкой успеваемости 8 а класса.

2. Составьте чек-лист для проведения аудита кафедры по процессу «Подготовка и реализация учебного процесса».

3. Сформулируйте цели в области качества на год по процессу «Государственная итоговая аттестация» для основной общеобразовательной школы.

Критерии оценки:

- Грамотность использования терминологического аппарата– 2 балла.

- Аргументированность, четкость и логичность обоснования – 3 балла.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) учебная и учебно-методическая литература:

- основная литература:

1. Горбунов, А.П. Теория и практика управления качеством образования в России / А.П. Горбунов, Е.Б. Горлова, Н.В. Масленникова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 172 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8700-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=464132

2. Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / В.А. Алексеева, Т.Н. Белоусова, Е.А. Васильева и др.; под общ. ред. С.С. Татарченковой; авт.-сост. С.С. Татарченкова. - СПб.: КАРО, 2012. - 120 с.: табл., схем., ил. - ISBN 978-5-9925-0795-9.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462575

3. Фролова, М.Е. Управление качеством образования: учебное пособие для студентов педагогических направлений магистратуры, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации педагогических работников. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 120 с.

4. Фролова, М.Е. Управление качеством образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических направлений магистратуры, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации педагогических работников. – Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 120 с. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/172216

- дополнительная литература:

1. Акмеологическая наука и качество образования: материалы Всероссийской научной конференции 16-17 марта 2010 г. В 2-х т. / Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "ШГПУ"; отв. ред. В. Н. Тарасова. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2010.

2. Багадирова, С.К. Мониторинг качества образования: учебное пособие для обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / С.К. Багадирова, Е.И. Шарова, М.Р. Кудайнетов. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 129 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7175-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434944

3. Батанова, М. А. Самообследование как инструмент управления качеством образования / М. А. Батанова // Аккредитация в образовании. - 2008. - №26 (нояб.). - С. 32 - 33.

4. Белова, С. Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами / С. Н. Белова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 1. - С. 22 - 29.

5. Бордовский, Г. А. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: научно-методические материалы / Г. А. Бордовский, О. А. Граничина, С. Ю. Трапицын; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 340 с.

6. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Тралицын. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - 359 с.

7. Гладков, В. Менеджмент качества: процессный подход / В. Гладков
// Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 10. - С. 100 - 106.

8. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования / С. А. Запрягаев [и др.]; Московский государственной университет им. М. В. Ломоносова. - Москва: Изд-во МГУ, 2007. - 224 с.

9. Дзегеленок, И. И. Информационные технологии в управлении качеством образования: учебное пособие / И. И. Дзегеленок; Министерство образования и науки РФ, Московский государственный энергетический институт (технический университет), Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (Технологического университета); под общ. ред. Н. А. Селезневой. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 68 с.

10. Ищенко, Е. Н. Комплексный анализ качества образования (социологический мониторинг): монография / Е. Н. Ищенко, А. И. Стеценко, Е. Е. Чупандина; Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Воронежский государственный университет". - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2008. - 157 с.

11. Мазур, И. И. Управление качеством: учебное пособие для вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 3-е изд.; стер. - Москва: Омега-Л, 2006. - 400 с.

12. Миронов, М. Г. Управление качеством: учебное пособие / М. Г. Миронов. - Москва: Проспект, 2007. - 288 с.

13. Мозгарев, Л. В. Характеристики эффективной модели управления качеством образования / Л. В. Мозгарев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 1. - С. 3 - 10.

14. Мониторинг качества образования: методическое пособие для студентов, руководителей вузов, специалистов по управлению образованием / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; под общ. ред. В. П. Соломина. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 261 с.

15. Найденова, Н.Н. Социально-педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования / Н.Н. Найденова. - М.: Институт эффективных технологий, 2012. - 258 с. - ISBN 978-5-904212-12-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232307

16. Нуждин, В. Н. Стратегия и тактика управления качеством образования / В.Н. Нуждин, Г.Г. Кадамцева. - Иваново: Издательство "Иваново", 2006. - 238 с. - ISBN 978-5-85229-270-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=95047

17. Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт: методическое пособие / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; под ред. С. М. Шилова. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 163 с.

18. Профессиональные достижения педагогов - ресурс повышения качества образования [Электронный ресурс]: творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей. Выпуск 2 / Министерство образования и науки РФ; ФГНУ РАО "Институт содержания и методов обучения"; Шуйский филиал ФГБОУ ВПО "ИвГУ"; научн. рук. проекта А.Я. Журкина. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО "ИвГУ", 2013. - 1 файл. - Заглавие с экрана.

19. Пугач, В. Н. Качество образования: приглашение к размышлению: монография / В. Н. Пугач, К. А. Кирсанов, Н. К. Алимова. - Москва: Дашков и К, 2012. - 312 с.

20. Резник, С. Д. Управление кафедрой: учебник / С. Д. Резник; Министерство образования РФ, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. - 2-е изд.; перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2008. - 640 с.

21. Селезнева, Н. А. Системы обеспечения качества и управления качеством образования по учебной дисциплине (анализ, проектирование, реализация): комплексная экспериментальная образов.-проф. программа подготовки пед.работников высш. и др. учеб. завед., участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования / Н. А. Селезнева, З. Д. Жуковская, Н. В. Кузьмина; Министерство образования РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Кафедра управления качеством высшего образования, Труды Исследовательского центра. - Москва: ИЦПКПС, 2002. - 27 с.

22. Система менеджмента качества провинциального вуза: вчера, сегодня, завтра: монография / А. А. Михайлов [и др.]; Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО "ИвГУ"; Шуйский филиал ИвГУ. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО "ИвГУ", 2014. - 208 с.

23. Система менеджмента качества провинциального вуза: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]: монография / А. А. Михайлов [и др.]; Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО "ИвГУ"; Шуйский филиал ИвГУ. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО "ИвГУ", 2014. - 208 с. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/324840

24. Телицын, В. Методология управления качеством образования в современной школе / В. Телицын // Директор школы. - 2008. - № 7. - С. 32 - 38.

25. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

26. Управление качеством образования: современные тенденции. Теория и практика [Электронный ресурс] / сост. Н. Н. Рождественская. - Волгоград: Учитель, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Административное управление образованием). - Систем. треб.: Pentium-II; 256 МБ ОЗУ; 24-х CD ROM; Windows 98/NT/2000/ХР.

27. Федоров, В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. - Москва: Академия, 2008. - 208 с.

- нормативная правовая литература:

1. Гусев, А.П. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: комментарии юристов / А.П. Гусев, А.Ю. Шатин. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 224 с. - (Консультирует юрист). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-222-22593-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256254

2. Кирилловых, А.А. Комментарий к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (постатейный) / А.А. Кирилловых. - 2-е изд. - М.: Книжный мир, 2014. - 352 с. - ISBN 978-5-8041-0671-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274645

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 N 46 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – [Москва, 1997-2014].––URL.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116451;div=LAW;dst=0,0;rnd=0.22534503430572828.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система / Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. - [Москва, 1997-2014]. – URL.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110255;div=LAW;dst=0,0;rnd=0.20203983437029172

Журналы:

Аккредитация в образовании.

Методы менеджмента качества.

Стандарты и качество.

Управление качеством в образовании.

 

б) Интернет-ресурсы:

  1. http://минобрнауки.рф/ Сайт министерства образования и науки Российской Федерации
  2. http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
  3. http://lexed.ru/ сайт Федерального государственного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательства»
  4. http://fgosvo.ru/ Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
  5. http://www.firo.ru/ Сайт федерального института развития образования
  6. http://obrnadzor.gov.ru/ru/ Сайт федеральной службы по надзору в сфере образования

 

в) программное обеспечение, информационно-справочные системы

При осуществлении образовательного процесса используются офисные пакеты Microsoft Office, Open Office, программа для просмотра и чтения файлов PDF Adobe Acrobat Reader DC, программа для воспроизведения флэш анимации в браузерах Adobe Flash Player, вэб-обозреватели GoogleChrome, Opera, Правовая информационная система Консультант Плюс.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Занятия лекционного типа проводятся в аудиториях, оборудованных интерактивной доской или экраном, мультимедийным оборудованием, в том числе с возможностью подключения к сети "Интернет", обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Шуйского филиала ИвГУ, доступом к Правовой информационной системе Консультант Плюс.

Занятия семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации проводятся в компьютерных классах с выходом в Интернет и доступом к Правовой информационной системе Консультант Плюс.

Для самостоятельной работы студентов предоставляются компьютерные классы с возможностью подключения к сети "Интернет", обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Шуйского филиала ИвГУ, доступом к Правовой информационной системе Консультант Плюс.

Автор(ы) рабочей программы дисциплины (модуля): М.Е. Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и специального образования.

Программа рассмотрена на заседании кафедры педагогики и специального образования «_____» _____________________ 20___г., протокол № _______

 

Заведующий кафедрой ________________/Г.Е. Муравьева/

 

Список литературы согласован

«____»_____________20___г. ________________________/Н.А. Колесникова/


 

Приложение 1

Методические указания для обучающихся по самостоятельному освоению дисциплины (модуля)

 

Освоение дисциплины предполагает проведение аудиторных практических занятий. Для подготовки к практическим занятиям студенты должны изучить указанную литературу, интернет-ресурсы и выполнить практическое задание, а также должны быть готовыми к решению практических задач и разбору конкретных ситуаций на занятии. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется путем написания реферата.

 

Практические занятия 1-2

Менеджмент качества в образовательной организации

1. Понятия качества, качества образования и менеджмента качества.

2. Государственное регулирование образовательной деятельности.

3. Независимая оценка качества образования.

4. Информационная открытость системы образования.

5. Модели менеджмента качества.

6. Принципы менеджмента качества и особенности их применения в образовательной организации.

7. Требования ФГОС.

8. Требования стандарта ISO 9001.

 

Практические задания

 

1. Составьте кластер понятий (образование, управление, качество, управление качеством, управление качеством образования и др.)

2. Используя правовую информационную систему Консультант Плюс составьте перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения качества образования образовательными организациями.

3. Составьте концептуальную таблицу, отражающую различные подходы к управлению качеством образования.

4. Познакомьтесь с материалами независимой оценки качества образовательных организаций региона, размещенными на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Какие критерии используются для проведения независимой оценки? Какие школы лидируют в рейтинге? Какие являются аутсайдерами? Как это можно объяснить? Познакомьтесь с материалами независимой оценки качества образования на сайте отдела образования своего города (г.о. Шуя - https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/mouo/quality.aspx). Какие выводы можно сделать на основании представленной информации?

5. Что общего у стандартов ФГОС и ГОСТ-Р-ИСО 9001-2015? В чем различия? Проверьте деятельность образовательной организации на соответствия требованиям стандартов (выберите один из пунктов в каждом стандарте).

6. Группа делится на пять подгрупп. Каждая подгруппа проводит диагностику существующей системы управления образовательным учреждением (выбор определяет группа, это может быть образовательная организация, где работают или обучаются магистранты). По итогам анализа группа проектирует «проблемное поле развития» ОУ в ближайшей перспективе в контексте качества.

1 подгруппа – SWOT-анализ деятельности ОУ

2 подгруппа – SWOT -анализ системы управления ОУ, включая управление качеством

3 подгруппа – SWOT-анализ качества ресурсов ОУ

4 подгруппа – SWOT-анализ требований заинтересованных сторон ОУ

5 подгруппа – SWOT-анализ ключевых проблем развития ОУ.

Сильные стороны Возможности
1. …
2. …
Слабые стороны Угрозы
1. … 1. …
2. … 2. …

 

 

Практическое занятие 3

 

Стратегическое управление образовательной организацией на основе системы менеджмента качества

1. Миссия, видение и политика образовательной организации.

2. Программа развития образовательной организации.

3. Распределение ответственности и полномочий.

Практические задания

 

1. Проанализируйте программу развития образовательной организации, где Вы работаете (учитесь). Определите сильные и слабые позиции, конкурентные преимущества. Сравните целевые ориентиры нескольких образовательных организаций.

2. Сформулируйте в подгруппах миссию, видение, политику, стратегию и цели в области качества на год для образовательной организации.

Практические занятия 4-5


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.