Практикум по русскому правописанию — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Практикум по русскому правописанию

2017-12-13 467
Практикум по русскому правописанию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практикум по русскому правописанию

Профиль 44.03.01 Начальное образование

ОЗО 1 курс

Всего 14 часов (7 занятий) Отчетность – зачет

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ и РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ СМОТРИ ПОСЛЕ 7 ЗАНЯТИЯ!!!!

СМОТРИ ПОСЛЕ 7 ЗАНЯТИЯ!!!!

Все материалы иметь на занятии (на электронных носителях или в бумажном варианте). Дома делать только домашние задания и то, что к зачету!!! Остальное делаем на занятиях. Задания, которые даны к зачету, выполнять либо на отдельных листах в файлах и в папке, либо в отдельной тетради

Занятие 1.

Тема: Орфограмма. Типы Орфограмм. Орфограммы «Правописание гласных в корне слова»

ЗАДАНИЕ 1. В данных словах вставьте пропущенные буквы (пишите в столбик). Обозначьте орфограммы безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

уд...вительный случай;

разв…вающиеся страны;

нащ…пать травки;

вл…кательная экскурсия;

прим...рить соперников.

разв…вающиеся знамёна;

пл…нительный образ;

рано созр…вать;

бл…жайшая станция;

угн…тение народа.

погл…щать пищу;

благосл…вить на подвиг;

пол…скать белье;

просл…влять героя;

приг…дится для занятий.

оч…ровательный пейзаж;

насл...ждаться музыкой;

пок…рить вершину;

разг…дать замысел;

препод…вать математику.

осв…щать дорогу;

потр…сающий случай;

горько упр…кать;

дать об…щание;

нав…вать скуку.

 

Домашнее задание: Вставить пропущенные буквы

1) куст обл…пихи,

2) кроссовки на л…пучках;

3) т…лантливый инженер;

4) неув…даемая слава;

5) вопр…шающий взгляд;

6) признать кап…туляцию;

7) получить ст…пендию;

8) острая д…скуссия;

9) ун…кальное изобретение;

10) изв…ниться за опоздание.

 

Вставить нужные гласные, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы:

1) прим…рять пальто, прим…рять соперников;

2) укр…шать зал гирляндами, укр…щать животных;

3) скр…пить подписью, скр…пит на морозе;

4) промышленность разв…вается, флаги разв…ваются;

5) посв…тить фонариком, посв…тить другу стихи;

6) ч…стота радиоволн, охранять ч…стоту русского языка;

7) разр…дить посевы, разр…дить ружьё;

8) прож…вать хлеб, прож…вать по адресу;

9) запл…тить по счету, спл…тить единомышленников;

10) с…дячая работа, пос…деть от переживаний;

11) сл…пить глаза, сл…паться в комок;

12) ум…лять значение, ум…лять о помощи;

13) отв…рить окно, отв…рить картофель в воде;

14) сельский ст…рожил, он ст…рожил склад;

15) ст…снённый в средствах, т…снённый золотом переплет;

16) зап…вать лекарство, зап…вать песню;

17) св…лять шерсть, позв…лять шалость;

18) ук…рять в неискренности, пок…рать преступников.

 

Домашнее задание: К ЗАЧЕТУ. Переписать (через 2 клеточки или через строчку), расставляя знаки препинания и объясняя их (устно). Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова:

1. Она накинула на голову зелёный газ обв…ла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил нав…вая внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки препод…вались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от погл…щённого за день жара. (Серафимович) 5. Лётчик обл…котился о перила и смотрел как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв…тить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала как это могло случиться что столь быстро разр…дилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё погл…щается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подр…жал деду в обращении с братьями с мамой со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный промозглый воздух ещё не успел разр…диться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обв…ла уд…вленными глазами свою комнату. (Пушкин)

ЗАДАНИЕ 2. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова»

Занятие 2.

Занятие 3.

Занятие 4.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) раз..емный, без..ядерный, изголов..е

2) в..езжающий, из..ятый, меж..этажный

3) с..емный, об..ектив, двух..ярусный

4) необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1) бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми

2) стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся потеплее

3) промаж... клеем, удивительный товарищ.., грозовых туч.., печ.. рулет

4) разреж..те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач.., помощ.. преподавателя

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) ад..ютант, под..ездной, под..ячий

2) об..ект, об..езженный, интер..ер

3) об..явленный, компан..он, прод..юсер

4) из..ян, неот..емлемый, ин..екция

Занятие 5.

Занятие 6.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Укажите частицы и объясните их слитное и раздельное написания.

I. Утро в степи

Степь не была безмолвной. Голосистые, неугомонные птицы то и дело взлетали ввысь и пели так сладостно, с таким упоением, что чуть не замертво падали в травы. Неисчислимый хор звенел над всей степью страстно и неумолчно. Невзрачных, сереньких певцов почти невозможно было найти глазом в сверкающей вышине, и потому казалось: здесь поет весь воздух.

(По М. С. Бубеннову)

II. Какая радость — существовать!

Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Невероятно, но иногда я думаю: если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив и этим. Одно нужно — только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски...

(И. А. Бунин)

Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы НЕ или НИ. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н…)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик, (н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздник, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н…) разу (= никогда) никому (н…) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.

Домашнее задание. К ЗАЧЕТУ!

НИ пишется в предложении

1) Н.. он один думал так.

2) Я н.. мог внутренне не согласиться с его аргументами.

3) Как н.. старались мы быть первыми, однако проиграли этот забег.

4) Пусть он еще н.. умеет многого, главное – он старается.

НИ пишется в предложении

1) Н.. мы одни обсуждали происшествие.

2) Татаринов н.. мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.

3) Как н.. стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.

4) Он был н.. только музыкант, но и композитор.

НИ пишется в предложении

1) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.

2) Он не мог н.. слышать своего собеседника.

3) На вид он казался ничуть н.. моложе брата.

4) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.

Занятие 7.

ЗАЧЕТ.

К ЗАНЯТИЮ № 1.

Чередование A(Я)/им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

 

Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]) также пишется е, а не э.

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

ПишетсяЕ ПишетсяЭ
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт.
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить).

 

К ЗАНЯТИЮ 2.

Глухие и звонкие согласные

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими).

Например:

1) на конце слова: ду б (ср. дуба, дубок), глу п (глупа, глупый), гра бь (грабить), 2) перед согласными: а) перед глухими: ду б ки (ср. дубы, дубок), тря п ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), ку п ца (купец), о в ца (овец), ло в кий (ловок), рука в чик (рукава), б) перед парными звонкими (кроме в): моло ть ба (молотить), сва дь ба (свадеб, свадебный; не проверять словом сватать), хо дь ба (ходить), про сь ба (просить), ре зь ба (резать

 

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, например: а б сент, а б солютный, ане к дот, а п тека, а п сида, а с бест, а ф ганцы, в друг, во к зал, в торой, г де, зи г заг, космона в т, о б щий, о п том, о ф сет, рю к зак, с бруя, то г да, ф тор, фу т бол, э к замен.

 

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: чес т ный (честен, честь), страс т ный (страстен, страсть), радос т ный (радостен, радость), совмес т ный (вместе), крёс т ный, крес т ник (крест, крестить),

Слова, не имеющие непроизносимых согласных, например: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен), искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать (участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать (хотя сердиться), скатёрка (хотя скатерть; но скатерочка).

 

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.

 

 

К ЗАНЯТИЮ 3.

 

После шипящих пишутся гласные:

· и, а, у во всех словах (чаща, чищу).

Исключения: жюри, брошюра, парашют;

· и после ц пишется во всех словах (цирк, революция), кроме:

o окончаний (лыжницы);

o суффикса -ын- (курицын);

o пяти слов-исключений: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц;

· е пишется в безударном положении: плюшевый, неуклюже, овражек;

· о, ё пишутся под ударением:

o в корнях слов букву о нужно запомнить: шов, шорох, капюшон; букву ё можно проверить: шёпот - шепчет;

o в суффиксах и окончаниях всех слов, образованных не от глаголов, пишется только о: крючок, холщовый, с малышом, большой;

o в глаголах и в словах, образованных от глаголов, пишется только ё: течёт, тушить - тушёный - тушёнка + слова на -ёр: дирижёр.

Запомните: ещё, изжога, скачок, прыжок, толчок + ожог, поджог (сущ.), но ожёг, поджёг (глаг.): Мальчик ожёг (глаг.) руку. У него сильный ожог (сущ.).

 

К ЗАНЯТИЮ 4

Буквы Ь и Ъ.

4. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме шипящих, на конце слова, например кон ь, сол ь, тем ь.

Примечание. На конце слова после шипящих буква ь ставится для обозначения
формы слова, например: глуш ь (см. п. 20), стрич ь (см. п. 66), отреж ь (см. п. 67).

5. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед твердым согласным, например: воз ь му, молот ь ба, нян ь ка, вос ь мой.

6. Между мягкими согласными буква ь пишется в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость, например: воз ь мивоз ь му, молот ь бемолот ь ба, нян ь кинян ь ка, вос ь мивос ь мой, (сравните слова, в которых между мягкими согласными не пишется буква ь; ветви (потому что ветка), черви (потому что червоточина), смерть (потому что смертный).

Примечание 1. В некоторых случаях буква ь ставится между согласными для обозначения грамматической формы: 1) в глаголах повелительного наклонения (приготов ь те, сяд ь те, познаком ь тесь); 2) в неопределенной форме глагола (приготовит ь ся, садит ь ся, познакомит ь ся); 3) при склонении некоторых существительных и числительных (дет ь ми, люд ь ми, лошад ь ми, четыр ь мя).

Примечание 2. После шипящих буква ь употребляется или для обозначения формы слова, или в качестве отдельного знака: 1) еш ь те, реж ь те (форма повелительного наклонения); 2) умываеш ь ся (форма второго лица единственного числа); 3) острич ь ся (неопределенная форма глагола); 4) рож ь ю (в качестве отделительного знака).

7. Буква ь употребляется после мягкого л, стоящено перед любым согласным (и твердым, и мягким), например: во ль ный, ме ль ница, се ль дь, вско ль зь.

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: гу лл ивый, э лл ин (грек).

8. Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е(ё), ю, я в следующих случаях:

а) между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я, например: под ъ езд, об ъ ем, сверх ъ естественный, волеиз ъ явление, меж ъ ярусный;

б) в сложных словах после числительных двух -, трёх -, четырёх -, например: двух ъ ярусный, трех ъ язычный;

в) в иноязычных словах после иноязычных приставок, например: ад ъ ютант, ин ъ екция, кон ъ юнктура, контр ъ ярус, об ъ ект, суб ъ ект, транс ъ европейский и т. п.

Правописание приставок

Приставка, префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

О- окликнул, остановка, осадок, онеметь
ДО- добраться, дойти, догадка
ПО- поверье, подворье, порезать, полагаться
ПРО- проварить, пробел, проделка, произрастать
ПРА- В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык
НА- нападение, накрыть, нагнать
ЗА- задаваться, заключенный, забрать, забить
НАД- (НАДО-) надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться
ПОД- (ПОДО-) подтаять, подточить, подсказать, подождать
ОТ- (ОТО-) отдать, отдых, отодвинуть, открыть
ОБ-(ОБО-) обстричь, обточить, обтереть, обойти
В- (ВО-) всласть, вшить, вцепиться, вовлечь
ПРЕД- председатель, предшественник, предрешать
ПЕРЕ- перегной, перелить, перекос
С- (СО-) сдвинуть сбиться сберечь сдаться сдружиться сделать согнуться Нет приставки в словах: здесь, здешний, здание, здоровье, ни зги и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з -...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С:
БЕЗ- / БЕС-, РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Практикум по русскому правописанию

Профиль 44.03.01 Начальное образование

ОЗО 1 курс


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.