Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз их развития — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз их развития

2017-12-13 150
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз их развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На 2015 - 2020 годы

 

Паспорт
подпрограммы "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма)

 

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство образования Республики Мордовия
Соисполнители подпрограммы Министерство по национальной политике Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство культуры и туризма Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию); Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи; Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию); Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия (по согласованию); Республиканская служба ЗАГС Республики Мордовия; Военный комиссариат Республики Мордовия (по согласованию); Центральный государственный архив Республики Мордовия; Органы местного самоуправления (по согласованию); Мордовская митрополия (по согласованию)
Программно-целевые инструменты подпрограммы не предусмотрены
Цель подпрограммы формирование принципиально новой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, соответствующей базовым человеческим ценностям, отвечающей общественно-политическому состоянию Республики Мордовия
Задачи подпрограммы формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству, духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных ценностей; консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи; развитие просветительских и научных знаний по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в области религиозной культуры и духовно-нравственного воспитания; развитие и популяризация семейных традиций, поддержка семьи, материнства, детства; формирование новых подходов к организации преподавания, в основу которых заложены тенденции сохранения и развития национального содержания реально существующих образовательных систем с привлечением ведущих специалистов по подготовке и реализации учебно-методических разработок, программ и т. д.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы доля субъектов образовательного процесса (родители, педагоги, обучающиеся, представители общественности и др.), дающих положительную оценку созданному в Республике Мордовия духовно-нравственному климату, от общего количества субъектов образовательного процесса, %; доля образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества, %; доля педагогических работников образовательных организаций республики, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области духовно-нравственного воспитания, от их общего количества, %; доля обучающихся образовательных организаций республики, охваченных дополнительными общеобразовательными программами духовно-нравственной тематики, в их общей численности, %; количество республиканских мероприятий духовно-нравственной направленности, единиц
Этапы и сроки реализации подпрограммы реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2015 - 2020 годов в три этапа: I этап - подготовительный (2015 - 2016 годы); II этап - практический (2017 - 2018 годы); III этап - обобщающий (2019 - 2020 годы)
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 38450,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 8675,0 тыс. рублей; в 2017 году - 7425,0 тыс. рублей; в 2018 году - 7110,0 тыс. рублей; в 2019 году - 8010,0 тыс. рублей; в 2020 году - 7230,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы создать в Республике Мордовия благоприятный духовно-нравственный климат, положительную оценку которому дают не менее 85% субъектов образовательного процесса (родители, педагоги, обучающиеся, представители общественности и др.); довести реализацию дополнительных общеобразовательных программ духовно-нравственной направленности в образовательных организациях Республики Мордовия до 100%; увеличить долю обучающихся в общей численности обучающихся образовательных организаций Республики Мордовия, охваченных дополнительными общеобразовательными программами духовно-нравственной тематики, до 100%; повысить долю педагогических кадров образовательных организаций Республики Мордовия, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области духовно-нравственного воспитания, до 50%; увеличить количество республиканских мероприятий духовно-нравственной направленности до 20 единиц

 

На 2015 - 2020 годы

 

Паспорт
подпрограммы "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма)

 

Ответственный исполнитель подпрограммы Министерство образования Республики Мордовия
Соисполнители подпрограммы Министерство по национальной политике Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство культуры и туризма Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию); Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи; Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию); Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия (по согласованию); Республиканская служба ЗАГС Республики Мордовия; Военный комиссариат Республики Мордовия (по согласованию); Центральный государственный архив Республики Мордовия; Органы местного самоуправления (по согласованию); Мордовская митрополия (по согласованию)
Программно-целевые инструменты подпрограммы не предусмотрены
Цель подпрограммы формирование принципиально новой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, соответствующей базовым человеческим ценностям, отвечающей общественно-политическому состоянию Республики Мордовия
Задачи подпрограммы формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству, духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных ценностей; консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи; развитие просветительских и научных знаний по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в области религиозной культуры и духовно-нравственного воспитания; развитие и популяризация семейных традиций, поддержка семьи, материнства, детства; формирование новых подходов к организации преподавания, в основу которых заложены тенденции сохранения и развития национального содержания реально существующих образовательных систем с привлечением ведущих специалистов по подготовке и реализации учебно-методических разработок, программ и т. д.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы доля субъектов образовательного процесса (родители, педагоги, обучающиеся, представители общественности и др.), дающих положительную оценку созданному в Республике Мордовия духовно-нравственному климату, от общего количества субъектов образовательного процесса, %; доля образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества, %; доля педагогических работников образовательных организаций республики, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области духовно-нравственного воспитания, от их общего количества, %; доля обучающихся образовательных организаций республики, охваченных дополнительными общеобразовательными программами духовно-нравственной тематики, в их общей численности, %; количество республиканских мероприятий духовно-нравственной направленности, единиц
Этапы и сроки реализации подпрограммы реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2015 - 2020 годов в три этапа: I этап - подготовительный (2015 - 2016 годы); II этап - практический (2017 - 2018 годы); III этап - обобщающий (2019 - 2020 годы)
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств республиканского бюджета Республики Мордовия составляет 38450,0 тыс. рублей (в текущих ценах), в том числе по годам: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 8675,0 тыс. рублей; в 2017 году - 7425,0 тыс. рублей; в 2018 году - 7110,0 тыс. рублей; в 2019 году - 8010,0 тыс. рублей; в 2020 году - 7230,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы создать в Республике Мордовия благоприятный духовно-нравственный климат, положительную оценку которому дают не менее 85% субъектов образовательного процесса (родители, педагоги, обучающиеся, представители общественности и др.); довести реализацию дополнительных общеобразовательных программ духовно-нравственной направленности в образовательных организациях Республики Мордовия до 100%; увеличить долю обучающихся в общей численности обучающихся образовательных организаций Республики Мордовия, охваченных дополнительными общеобразовательными программами духовно-нравственной тематики, до 100%; повысить долю педагогических кадров образовательных организаций Республики Мордовия, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам в области духовно-нравственного воспитания, до 50%; увеличить количество республиканских мероприятий духовно-нравственной направленности до 20 единиц

 

Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз их развития

 

Республика Мордовия - многонациональный и многоконфессиональный регион, что вызывает необходимость выстраивания особой модели межнациональных отношений. В этой связи одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед республикой, является формирование духовно-нравственных качеств личности, способной не только противостоять негативным факторам современного общества, но и учитывать специфику современного сочетания глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры, а также общественной, государственной и личной жизни.

Целесообразность решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обусловлена распространением негативных явлений в молодежной среде, в числе которых алкоголизм, употребление наркотических и психоактивных веществ, подростковая преступность, распространение ксенофобских и экстремистских идей, вызванных социальным расслоением населения, разрушением семейных и общественных устоев, снижением общей культуры. Поэтому развитие этой сферы в республике должно стать неотъемлемой частью единого образовательного процесса, входящего в систему отечественного образования.

В Республике Мордовия в течение ряда лет успешно строится и развивается сотрудничество органов исполнительной власти с Саранским епархиальным управлением. С 2007 года благодаря деятельности Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия реализована региональная программа изучения православной культуры. Создан учебник по основам православной культуры, включающий этнокультурный компонент содержания образования. Однако положительная динамика роста количества школ, занятых в реализации курса "Основы православной культуры" в 7 классе на первом этапе его введения, впоследствии поменяла свой вектор на отрицательный: если в 2006/07 учебном году преподавание этой дисциплины велось в 122 школах, в 2007/08 учебном году - 152, в 2011/12 учебном году - 130, то в 2014/15 учебном году - в 83 школах.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 10 октября 2011 г. N 1130 в четвертых классах общеобразовательных организаций республики с 2011/12 учебного года началось изучение комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Уже в 2014/15 учебного года в ходе его реализации ГБОУ ДПО (ПК) С "Мордовский республиканский институт образования" было обучено по дополнительным профессиональным программам 310 педагогов (в том числе из Нижегородской и Ульяновской областей); из 7 070 учащихся общеобразовательных организаций республики 4 980 (70,4%) выбрали модуль "Основы православной культуры" (средний общероссийский показатель составляет около 32,0%). В рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в пятых классах общеобразовательных организаций республики с 2015/16 учебного года началось освоение учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в объеме 17 учебных часов (годом раньше данный курс был введен в пилотном режиме на базе 31 школ Мордовии).

Кроме того, в системе образования Республики Мордовия проводилась широкомасштабная работа по формированию новых школьных укладов и традиций, использованию государственной символики Российской Федерации и Республики Мордовия возрождению системы внешкольного воспитания через организации дополнительного образования детей (клубы, дома и центры детского творчества), выстраиванию системы экологического воспитания.

Интересный опыт реализации дополнительных общеобразовательных программ накоплен в ряде образовательных организаций республики. Например, на базе МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 30" городского округа Саранск работает Центр по духовно-нравственному воспитанию "Храм детской души". В целом подобные программы реализуются в 16 общеобразовательных школах Мордовии.

Сегодня можно констатировать о сложившейся системе работы структурных подразделений Русской православной церкви в Республике Мордовия и образовательных организаций в совместном проведении конкурсов учительских и ученических творческих работ: "Серафимовский учитель", "За нравственный подвиг учителя", всероссийский конкурс-фестиваль рисунка и эссе "Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит", "Святыни земли мордовской", "Рождественская Звезда", проведение конференций, праздников, акций милосердия, паломнических поездок и путешествий, и т. п.

Кафедра гуманитарного образования Мордовского республиканского института образования является координатором школьного и муниципального туров, а также организатором регионального финала Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. Если в 2012/13 учебном году в олимпиадах участвовали 146 учащихся 4 - 11 классов, в 2013/14 учебном году - 212, то в 2014/15 учебном году - 280. Проведение подобных акций способствует популяризации православных традиций, выявлению одаренных детей, творчески работающих педагогов.

Также на базе Института дополнительного образования факультета повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева была реализована программа повышения квалификации для учителей "Методическое сопровождение преподавания курсов по выбору "Основы православной культуры" и "Основы светской этики" в школах региона компактного проживания финно-угорских народов".

В настоящее время в Республике Мордовия созданы необходимые условия для целостного и системного развития системы воспитания детей и молодежи, ее успешного функционирования на основе традиционных ценностей.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы в сфере воспитания подрастающего поколения: отсутствует единое воспитательное пространство, включающее в себя принципы гражданственности, толерантности, любви к природе, здорового образа жизни и т. д. При этом опыт реализации воспитательных программ показал их жизненность и востребованность в организациях системы образования, а также позитивное влияние на развитие учеников.

Подпрограмма является целостным документом, направленным на создание единой образовательной концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Республике Мордовия на 2015 - 2020 годы, а также повышение эффективности решения проблем в указанной области. Она направлена на духовно-нравственное воспитание детей и религиозное просвещение молодежи (именно в этом ее главная социально-конструктивная задача в контексте современных рисков и вызовов на межнациональной и межрелигиозной основах), приобщение ее к традициям и культуре православия посредством развития новых форм и методов повышения взаимодействия органов государственной власти, Русской православной Церкви, научно-педагогического сообщества.

Создание и реализация подпрограммы необходимы, прежде всего, для устранения обстоятельств и факторов, препятствующих эффективной деятельности системы духовно-нравственного воспитания и отрицательно влияющих на здоровье семьи, детей и молодежи.

Подпрограмма имеет открытый характер и доступна для участия в ее реализации всех граждан, образовательных организаций, общественных движений и объединений с собственными инициативами и проектами.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.